ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ РОССИИ»
Тип проектной задачи
Межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика)
Место проектной задачи в образовательном процессе
3 класс
Частная дидактическая цель:
Обобщить знания учащихся по истории родного края. Отработать умения анализировать и обобщать материал, представленный в виде карт, таблиц, диаграмм, графиков.
Предметные знания и умения, на которые опирается задача
Окружающий мир: работа с картой, история родного края
Математика: сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел,
деление, вычисление пути и времени движения, работа с диаграммами
Русский язык: создание литературного художественного текста.
Планируемый педагогический результат
Работая в группе, достигнуть конечного результата: выпуск газеты, буклета или создание презентации по теме задачи.
Замысел проектной задачи
Дети работают в группах по 6 человек, выполняя 5 заданий. Результаты
выполнения с первого по 4 задание записываются в задание. Задание 5 –
дополнительное, в котором ребята могут добавить фактические исторические
данные. Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: выпуск
газеты, буклет, или презентация. У данной проектной задачи нет единственно
правильного варианта решения, за исключением фактических данных. Создавая свой «продукт», дети наполняют фактическими данными заготовленный текст (датами, фамилиями, цифрами), при этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают его, дополняют своими сведениями. Работа рассчитана на 3 урока.
Содержание проектной задачи
1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации
Ребята! Нам предложили отправиться в путешествие по Золотому кольцу
России – одному из популярных брендов российского туризма. Маршрут с
таким названием был создан в конце 1960-х гг. Он проходит по старинным
русским городам, внесшим значительный вклад в историю страны и ее
культуру. Каждому человеку обязательно стоит посетить все эти великие места, увидеть памятники русской истории и прочувствовать эту воодушевляющую атмосферу.
2. Формулировка задачи
В связи с этим, мы должны подготовить наше путешествие, в котором
познакомимся с историей, достопримечательностями, известными людьми.
Вам нужно выполнить 4 задания, а в задание 5 вставить необходимую
информацию и написать текст для своего рекламного издания или презентации.
Вы можете использовать иллюстрации к тексту, дополнять текст своими
сведениями об истории городов, пользоваться дополнительной литературой.
3. Система заданий для решения задачи
Задание 1
Вам нужно выбрать наиболее удачный период времени для поездки по Золотому кольцу с точки зрения погоды, чтобы не было очень холодно или дождливо, или быстро темнело. А для этого внимательно посмотрите на графики погоды на маршруте. Объясните свой выбор.
Задание 2
Города Золотого кольца, соединяясь дорогами, выстраивают
символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе они составляют сокровищницу русской культуры. Если мы будем ехать по Золотому кольцу на автобусе со скоростью 80 км/ч (без остановок), то будем ехать примерно 10 часов. Посчитайте общую длину нашего путешествия и протяженность Золотого кольца.
Обведите границы Золотого кольца на карте.
Поместите эту карту в своё рекламное издание.
Задание 3
В своё путешествие по Золотому кольцу мы отправимся из Москвы. Мы поедем на северо-восток. Какой же город мы посетим первым? Используя таблицу 1, определите, на каком расстоянии от Москвы он находится?
Сколько времени мы будем добираться до него, если скорость нашего автобуса будет 60 км/час? Используя таблицу 1, составьте свою задачу и запишите её. Из какого города мы вернемся в Москву, когда наше путешествие по Золотому кольцу России закончится?
Задание 4
Ярославль – самый крупный город Золотого кольца, он основан князем
Ярославом Мудрым. Используя таблицу 1, вычислите площадь города Ярославля. Она примерно равна площади, полученной в результате следующих вычислений: если из года основания Ярославля вычесть количество его жителей, а разность разделить пополам.
Задание 5
Представьте себя экскурсоводами и опишите достопримечательности
этих городов. Данные занесите в таблицу «Достопримечательности городов Золотого кольца России»
Поместите полученную таблицу со сведениями о достопримечательностях городов в свой рекламный продукт.
4. Представление результатов выполненных заданий в общем контексте
решения всей задачи
Оформите свой рекламный продукт или презентацию, включив
художественный текст с ответами на вопросы:
1. Так почему же эти города России стали «Золотым кольцом»?
2. В каком значении употреблено словосочетание «Золотое кольцо», в
прямом или переносном?
3. Можно ли сказать, что маршрут назван «Золотым кольцом» потому, что
эти города украшают нашу Родину, а достопримечательности их
бесценны и могут быть сравнимы с дорогим металлом?