СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметная работа 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

КИМ для проверки метапредметных УУД для 6 класса 

Просмотр содержимого документа
«Метапредметная работа 6 класс»

Работа на определение уровня сформированности

метапредметных умений учащихся

по естественным наукам


Разработчики Тарасюк Н.В., Маленкова Л.А., Дыдымова Р.Р., учителя МБОУ «СОШ №6» города Нефтеюганска

Пояснительная записка

Класс: 6а,б,в, г

Комплексная работа по естественным наукам проводится с целью определения уровня сформированности метапредметных умений у учащихся 6 класса, составлена в соответствии с ФГОС ООО.

УМК: География 5-6 классы: учебник / А. И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, под редакцией А.И. Алексеева. - М.: Просвещение, 2015

Биология 5-6 классы: учебник / С.В. Суматохин, Г.С.Калинова, З.Г. Гапонюк, под редакцией В.В.Пасечник. – М.: Просвещение, 2016


Работа состоит из двух частей и содержит всего 15 заданий.

Время выполнения работы - 40 мин.

Каждое верно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Максимальное количество баллов - 75.


Характеристика заданий в контексте формируемых УУД.

Задание №

Содержание

Проверяемые УУД

Регулятивные УУД 

  1. Планирование

Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».

Нахождение способов решения задачи

  1. Определение проблемы

В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение.

Формулирование проблемы на основе имеюще-гося противоречия

  1. Целеполагание

Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой.

Сформулируйте цель эксперимента.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

  1. Выдвижение гипотезы

Представьте, что на Земле исчезнут все растения.

Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...»

Выдвижение гипотез с использованием опоры

  1. Оценка

Для обнаружения крахмала в муке необходимо:

1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка;

2) добавить 2-3 капли йода;

3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала.


Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым.


Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент.


Умение оценивать работу по заданным (выбранным) критериям

Познавательные УУД

Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ.


Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания.

Нахождение запрашиваемой информации в тексте

Ориентирование в справочниках, словарях

Разделите эти атмосферные явления на две группы: ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед.


1. Благоприятные:

2. Неблагоприятные:

Отнесение объекта к тому или иному понятию, предполагающее установление наличия у этого объекта признаков, необходимых для данного понятия

Пользуясь таблицей ниже и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л?

 Расстояние, которое может пройти человек по пустыне 

Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л


26

70

110

160


32

30

60

80


49

10

20

30


 

Представление информации, извлеченной из таблицы, схемы

Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой.


Почему радуга появляется после дождя?

(Причина – оставшиеся в воздухе после дождя капельки воды)

Установление внешних прямых и обратных связей

Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз:

Туземная фраза

Перевод

Краску сделай из растений



План покрашенного дома

Напишите на туземном языке фразу:

«Сделай план дома»


Сворачивать информацию из текстовой формы в знаково - символическую.

В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам: 1-средневысотные (от 1000 до 2000 м), 2-высокие (от 2000 до 5000 м), высочайшие (более 5000 м)

Уральские

1895

Гималаи

8848

Альпы

4807

Анды

6960

Скандинавские

2469

Джугджур

1906


Упорядочивание вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно существенным признакам

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)).

Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%?

Выделение и фиксация помощью схемы, рисунка наиболее общих отношений в предмете для его исследования

Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему?

Выстраивание цепочки логических рассуждений и связей объектов и явлений. (Выдвижение тезиса, аргумента, примера)

______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных.


(Электричество, или электрический ток; электроприборов; электричества; молнии)

Соединение выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое

Прочитайте описание муссона и бриза.

Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода.

Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений.

Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.

Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия





Метапредметная работа по естествознанию

6 класс


1. Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».




2. В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение.


3. Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой.

Сформулируйте цель эксперимента.


4. Представьте, что на Земле исчезнут все растения. Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...»


5. Для обнаружения крахмала в муке необходимо:

1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка;

2) добавить 2-3 капли йода;

3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала.

Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым.

Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент.


6. Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ.

Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания.


7. Разделите эти атмосферные явления на две группы:

ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед.

1) Благоприятные: 2) Неблагоприятные:





Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л


26

70

110

160


32

30

60

80


49

10

20

30


8. Пользуясь таблицей и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л?

9. Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой.

Туземная фраза

Перевод

Краску сделай из растений



План покрашенного дома

Объясните, почему радуга появляется после дождя?


10. Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз:

Напишите на туземном языке фразу:

«Сделай план дома»


11. В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам:

Уральские

1895

Гималаи

8848

Альпы

4807

Анды

6960

Скандинавские

2469

Джугджур

1906

1) средневысотные (от 1000 до 2000 м),

2) высокие (от 2000 до 5000 м),

3) высочайшие (более 5000 м)





1 2. Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)).


Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%?


13. Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему?


14. Составьте текст, заполнив пропуски.

______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных.

15. Прочитайте описание муссона и бриза. Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.

Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода.

Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений.







Ключи к заданиям

метапредметной работы по естествознанию в 6 классе



Задание №

Содержание

Проверяемые УУД

Регулятивные УУД 

1

Планирование

Составьте план своих действий по выполнению лабораторной работы «Приготовление препарата чешуи кожицы лука».

Нахождение способов решения задачи

Ключ 1

1.На предметное стекло наносим каплю воды.2.С луковицы снимаем кожицу чешуи .3.Помещаем кожицу в каплю воды.4.Готовый микропрепарат накрываем покровным стеклом.

5 баллов

2

Определение проблемы

В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Сформулируйте, какие проблемы несет с собой перенаселение.

Формулирование проблемы на основе имеющегося противоречия

Ключ 2

Увеличение количества людей может стать причиной социальных взрывов и экологической катастрофы: дефицит питьевой воды, нехватка ресурсов питания, повышение стоимости пищи, снижение обеспеченности топливом и энергией, ухудшение экологической обстановки, избыток трудовой силы

5 баллов

3

Целеполагание

Опыт: Одну из двух одинаковых стеклянных банок Дима обернул шерстяным шарфом (см. рисунок). В обе банки он налил одинаковое количество горячей воды из чайника и оставил банки в прохладном помещении. Через 20 мин Дима измерил температуру воды в обеих банках и обнаружил, что в банке, обёрнутой шарфом, вода остыла меньше по сравнению с другой банкой.

Сформулируйте цель эксперимента.

Самостоятельное формулирование познавательной цели

Ключ 3

Цель: убедиться на опыте в том, что воздух является плохим проводником тепла.

5 баллов

4

Гипотеза


Представьте, что на Земле исчезнут все растения.

Как изменится состав атмосферного воздуха? Придумайте гипотезу согласно клише «Если..., то...»

Выдвижение гипотез с использованием опоры

Ключ 4

Если исчезнут все растения, то перестанет вырабатываться кислород, в воздухе резко возрастет содержание углекислого газа.

5 баллов

5

Оценка

Для обнаружения крахмала в муке необходимо:

1) приготовить исследуемый раствор – 1 ст.л. муки размешать в 1 стакане кипятка;

2) добавить 2-3 капли йода;

3) наблюдать изменение окраски раствора – темно-фиолетовое окрашивание указывает на наличие крахмала.


Петя решил провести этот опыт дома самостоятельно. Из экономии он уменьшил требуемые количества вдвое: налил из крана полстакана воды, досыпал половину ложки муки и добавил 1 каплю йода. В результате у Пети мучной раствор стал желто-коричневым.


Оцени, правильно ли Петя выполнил эксперимент.

Умение оценивать работу по заданным (выбранным) критериям

Ключ 5

Петя не выполнил требование – взять кипяток, а налил воду из-под крана. Именно из-за этого эксперимент не получился, а не из-за того, что он взял веществ вполовину меньше

5 баллов

Познавательные УУД

6

Поиск и выделение информации

Вода бесцветная, в толстом слое голубая жидкость. При нагревании вода расширяется и сильнее испаряется, обращаясь в мельчайшие капельки – пар. При замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется. Вода – хороший растворитель. Она растворяет различные минеральные вещества и некоторые органические. Вода океанов и морей горько-соленая из-за растворенных в ней веществ.


Найди в тексте информацию, объясняющую, почему уровень льда в стакане выше, чем был уровень воды до замерзания.

Нахождение запрашиваемой информации в тексте

Ориентирование в справочниках, словарях

Ключ 6

Ответ: при замерзании вода превращается в лед и тоже расширяется.

5 баллов

7

Подведение под понятие, выведение следствий

Разделите эти атмосферные явления на две группы: ураган, дождь, засуха, метель, снегопад, гроза, роса, слабый ветер, град, туман, гололед.


1. Благоприятные:

2. Неблагоприятные:

Отнесение объекта к тому или иному понятию, предполагающее установление наличия у этого объекта признаков, необходимых для данного понятия

Ключ 7

1- дождь, роса, слабый ветер; 2- ураган, засуха, метель, снегопад, гроза, град, туман, гололед.

5 баллов

8

Понимание информации в неявном виде, в виде таблиц, схем, рисунков

Пользуясь таблицей ниже и знаниями из области биологии и математики, ответьте на вопрос: Сколько километров может пройти человек по пустыне, если температура воздуха составляет 32°C, а запас воды у путника — 10 л?

 Расстояние, которое может пройти человек по пустыне 

Температура, °C

Расстояние, км, при запасе воды

0 л

4 л

10 л


26

70

110

160


32

30

60

80


49

10

20

30


 

Представление информации, извлеченной из таблицы, схемы

Ключ 8

Ответ: 80 км

5 баллов

9

Установление причинно – следственных связей

Солнечный свет, проходящий через капли воды, преломляется и распадается на разноцветные лучи. Это создает атмосферный эффект в небе, который мы и называем радугой.


Почему радуга появляется после дождя?


Установление внешних прямых и обратных связей

Ключ 9

Причина – оставшиеся в воздухе после дождя капельки воды

5 баллов

10

Использование знаково – символических средств


Ученые изучают туземный язык. Они обнаружили, что части речи в этом языке определяются не так, как в нашем языке. Вот перевод некоторых фраз:

Туземная фраза

Перевод

Краску сделай из растений



План покрашенного дома

Напишите на туземном языке фразу:

«Сделай план дома»


Сворачивать информацию из текстовой формы в знаково - символическую.

Ключ 10



5 баллов

11

Анализ с целью выделения признаков

В таблице указана высота некоторых гор. Распределите названия гор по группам: 1-средневысотные (от 1000 до 2000 м), 2-высокие (от 2000 до 5000 м),3- высочайшие (более 5000 м)

Уральские

1895

Гималаи

8848

Альпы

4807

Анды

6960

Скандинавские

2469

Джугджур

1906


Упорядочивание вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно существенным признакам

Ключ 11

1- Уральские, Джугджур; 2- Альпы, Скандинавские; 3- Гималаи, Анды.

5 баллов

12

Моделирование

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии гликогена от продолжительности физический нагрузки (по оси х отложена продолжительность физической нагрузки (в мин.), а по оси у — количество использования глюкозы от других источников энергии в клетке (в %)).

Через сколько минут значение использования энергии глюкозы будет составлять 60%?

Выделение и фиксация помощью схемы, рисунка наиболее общих отношений в предмете для его исследования

Ключ 12

Через 8 мин.

5 баллов

13

Построение логической цепи рассуждений

Если вы задумали построить дом у реки, то где вы выберете место для строительства: в пойме реки или на возвышенности? Почему?

Выстраивание цепочки логических рассуждений и связей объектов и явлений. (Выдвижение тезиса, аргумента, примера)

Ключ 13

Пойма является  частью  речной долины, которая затопляется в период  половодья.  Поэтому дом в этом месте строить нельзя. Лучше построить его на возвышенности.

5 баллов

14

Синтез как восполнение целого из частей, восполнение недостающих компонентов

______________ - это вид энергии, который течет по проводам и используется для работы ____________. Удар _____________ может причинить серьезный вред и даже убить. В природе это явление встречается в виде ________. Она возникает во время грозы и тоже опасна для людей и животных.

Соединение выделенных в процессе анализа частей (признаков, свойств, отношений) некоторого объекта в единое целое

Ключ 14

Электричество, или электрический ток; электроприборов; электричества; молнии

5 баллов

15

Выбор оснований и критериев для сравнения сериации и классификации

Прочитайте описание муссона и бриза.

Муссон - крупномасштабный воздушный поток с соответствующим комплексом погоды. Этот сезонный ветер возникает на границе моря и континента в результате их неодинакового нагревания. Он меняет свое направление дважды в год: зимнему сухому континентальному муссону противоположен летний влажный океанический муссон. Этот сильный ветер нагоняет облака, и приносит с собой проливные дожди. В переходное время года при смене муссонов преобладает относительно тихая погода.

Бриз - ветер, который дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление. Бриз заметен только в условиях слабого общего переноса воздуха. Морской бриз понижает температуру воздуха в дневное время и делает воздух более влажным. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений.

Сравните муссон и бриз. В ответе укажите два признака, одинаковых для обоих ветров, и два признака, по которым они отличаются друг от друга.

Сравнение с целью выявления черт сходства и черт различия, соответствия и несоответствия

Ключ 15

Общее - это ветры, которые 2 раза меняют направление, а разница в том что бриз - 2 раза в день, муссон - 2 раза в год.

5 баллов