Метапредметные образовательные результаты освоения ООП
Молчанова Е.В. Учитель ВКК МОУ СОШ № 3
Мир стал динамичным.
Новый день приносит новые задачи.
От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,
А жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.
Современному миру нужны яркие личности,
нужны талантливые учителя.
Серость порождает серость.
Огонь зажигает огонь».
Анатолий Гин
- Метапредметные результат - это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования с информацией.
- Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.
- Метазнания - знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения).
- Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной».
- Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.
- Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки
- Метапредметные результаты освоения ООП в примерной основной образовательной программе основного общего образования
Продуктивная мыслительная деятельность учащихся
- Подготовить учащихся к продуктивной работе.
- Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
- Обеспечить осознанность работы.
- Продумать организацию деятельности учащихся.
- Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
Цель урока
- – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;
- - обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата );
- - абстрактный характер и ценностное наполнение;
- - может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);
- - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);
- - могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.
Возможные виды целей:
- дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);
- развивающие (связаны с умениями);
- воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).
Цель урока
- Ученик научиться различать…….
- Ученик получит возможность понимать сущность….
Цель пишется на каждом этапе урока и ее можно продиагностировать конкретными ЗУН.
- Весною цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю.
Создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся
Ситуация вызова создаётся:
- умело заданным вопросом,
- демонстрацией неожиданных свойств предмета,
- рассказом об увиденном,
- созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи и т.д.
В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови. Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.
- Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.
- Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.
- Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.
Анализ № Х (фрагмент) Ф.И.О. Возраст Учреждение Поликлиника
Результат
Гемоглобин
Норма
140г/л
Эритроциты
4,3 млн/л
120–160г/л
Тромбоциты
Лейкоциты
4–5 млн/л
247 тыс./л
12 тыс./л
180–320 тыс./л
СОЯ (v оседания эритроцитов)
4–9 тыс./л
10 мм/ч
2–10 мм/ч
Анализ № Z (фрагмент) Ф.И.О. Возраст Учреждение Поликлиника
Результат
Гемоглобин
Норма
100г/л
Эритроциты
3,2 млн/л
120–160г/л
Тромбоциты
Лейкоциты
4–5 млн/л
247 тыс./л
4.5 тыс./л
180–320 тыс./л
СОЯ (v оседания эритроцитов)
4–9 тыс./л
7мм/ч
2–10 мм/ч
Анализ № Y (фрагмент) Ф.И.О. Возраст Учреждение Поликлиника
Результат
Гемоглобин
Норма
130 г/л
Эритроциты
4,3 млн/л
120–160г/л
Тромбоциты
Лейкоциты
4–5 млн/л
410 тыс./л
5 тыс./л
180–320 тыс./л
СОЯ (v оседания эритроцитов)
4–9 тыс./л
7мм/ч
2–10 мм/ч
Ответ :
- анализ Х соответствует пациенту№3;
- анализ Z соответствует пациенту№1;
- анализ Y соответствует пациенту№2.
Комментарии:
- Анализ крови – это фактически таблица данных. В анализах есть«зашумление», т.е. ненужные и бесполезные данные.
- У пациента №1 в анализе понижены эритроциты и гемоглобин . Именно они переносят кислород, а недостаток кислорода ведет к вышеперечисленным симптомам.
- Повышение количества тромбоцитов ведет к увеличению свертываемости крови. Этот вывод можно сделать на основе текстового материала об участие тромбоцитов в свертываемости. А синяк – это подкожный тромб (пациент №2).
- В анализах пациента №3 будут повышены лейкоциты , так как именно они отвечают за иммунитет.
Обеспечение осознанности работы обучающихся
- Программа для 5-6 классов «Основы научной деятельности»
- Программа для 7 классов «Экология животных»
- Программа научного общества «Юный медик» 8-11 кл
Организация деятельности учащихся Метапредметные технологии
- Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков
- Интерактивная методика.
- Личностно–ориентированные технологии обучения.
- Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.
Виды проектов
- Информационный
- Поисковый
- Исследовательский
- Творческий
- Прикладной
- Практико-ориентированный
- Игровой (ролевой)
По количеству участников
- Индивидуальный
- Парный
- Малогрупповой – до человек
- Групповой – до 15 человек
- Муниципальный
- Коллективный – класс и более в рамках школы
- Сетевой
Система обеспечения деятельности учащихся
УМК по биологии
Электронные приложения
Электронные приложения
Оценка метапредметных результатов
- Комплексная работа 7 класс 2016 год
Оценка метапредметных результатов
- Критерии оценки исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее».
- Общая сумма баллов – 100, за каждый параметр по 10 баллов.
I Критерии оценивания работы:
1.Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.
2.Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники, объем использованной литературы.
3.Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.
4.Логичность изложения материала.
5.Оригинальность к подходам решения проблемы.
6.Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы. (для ученических работ практически не оценивается).
7.Практическая значимость работы.
8.Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.
9.Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.
10.Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.
- Максимальная оценка работы– 50 баллов.
II критерии оценивания представления работы (доклада):
1.Четкость изложения материала, свобода использования данных.
2.Убедительность аргументов.
3.Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.
4.Убедительность агрументации при ответе на вопросы.
5.Качество презентации, использование ТСО.
Максимальная оценка доклада – 25 баллов.
III Личностные качества докладчика:
1.Эрудиция при защите проекта.
2.Уровень развитости мышления.
3.Грамотная речь при защите проекта,
4.Умение вести диалог,
5.Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.
Максимальная оценка защиты – 25 баллов.
Задания из ОГЭ по биологии 9 класс
Задания из проекта ЕГЭ 2017 года
Спасибо за внимание