Направление: Реализация метапредметного подхода в работе с текстом на уроке и во внеурочной деятельности педагога
«Метапредметные приёмы работы
с текстом в начальной школе»
Работу подготовила:
Евстифеева Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ п.Белоярский
Новобурасского района
Саратовской области
имени Бабушкина А.М.»
2023 ГОД
Мы знаем, что реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения устанавила требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой.
А формулировка метапредметных результатов во ФГОС-2021 в целом не изменилась, но зато ее расширили. В новом стандарте на уровне НОО метапредметные результаты сгруппировали в соответствии с обновленной классификацией УУД.
И одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение детьми умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, и составлять тексты в устной и письменной формах.
«Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA. Поэтому должна быть выработана определенная последовательность по обеспечению нового формата обучения языковой личности, способного реально и продуктивно вписаться в любую жизненную сферу. Научить ребенка читать «правильно», «эффективно», продуктивно – важная задача учителя. Достижение высоких результатов в понимании и восприятии прочитанного, является ключом к успеху.
Рассмотрим приёмы формирования метапредметных универсальных учебных действий младшего школьника посредством работы с текстом на уроках литературного чтения.
В каждом классе ведется поэтапное обучение работы с текстом.
В первом классе обучаю детей чтению и пониманию прочитанного текста с помощью приёмов:
- практическое отличие текста от набора предложений;
- выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
- знание структуры текста: начало, основная часть, концовка;
- умение видеть последовательность событий;
- подбор заголовка;
- составление плана под руководством учителя.
Во втором классе обучаю детей работать с текстом с помощью приёмов:
- смысловое чтение;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста;
- выделение опорных слов;
- характеристика героев и их поступков;
- подбор антонимов и синонимов к словам.
В третьем и четвёртом классах детей учу находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному. Использую:
- самостоятельное выделение основной мысли текста;
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями;
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту.
Рассмотрим некоторые методические приёмы работы с текстом.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
А так же многие другие приемы использую: «Кубик Блума», «Толстые и тонкие вопросы», «Лови ошибку» и многие другие.
Отдельно хочется сказать, что издательством «Планета» был выпущен ряд эффективных образовательных курсов для работы с текстом, некоторые методические приёмы работы с текстом из них я использую для овладения навыков смыслового чтения. Например:
-Задание на работу с незнакомыми словами. Ребенку необходимо прочитать устаревшие словосочетания, определить их значение и закрасить смысловые пары соответствующим цветом.
-Составление рассказа по предложению. На основе одного предложения, взятого из ранее прочитанного ребенком произведения, нужно либо восстановить события, которые были до, либо продолжить рассказ. Здесь мы видим как работу с текстом, поскольку ребенку необходимо вспомнить, о чем шла речь в рассказе, так и развитие читательского воображения.
-Диалог с автором текста. Ребенку предлагаю ответить на поставленный вопрос, высказать свою точку зрения по смыслу текста, с которым он познакомился. Также он должен выбрать одну из пословиц, раскрывающих смысл рассказа, и доказать, почему подходит именно она. Еще одно интересное задание - палитра чувств. С помощью этого метода ребенок сможет проанализировать, как изменялось состояние героя, в какой последовательности и почему одно чувство сменялось другим.
Разнообразные и увлекательные задания образовательных курсов издательства «Планета» помогают детям освоить эффективную работу с текстами, научиться не только быстро читать, но также понимать, запоминать и анализировать прочитанное.
Развитие речи учащихся – процесс длительный и сложный, требующий систематической и целенаправленной работы. В этом нам помогают также уроки русского языка. Русский язык, обладает уникальными
возможностями для формирования метапредметных результатов обучения, и
особую роль здесь играет работа с текстом, которая организуется учителем в соответствии с целями и задачами достижения метапредметных результатов обучения.
На каждом уроке провожу работу над предложением и текстом.
Виды работ над предложением:
- ответы на вопросы (только полные ответы);
- составление предложений на ту или иную тему;
- соединение двух-трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами;
- переработка данных предложений с заменой одних слов другими (существительные, синонимы, местоимения- ребенок, малыш, он), с заменой одних грамматических форм на другие -глаголов прошедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица единственного числа);
- восстановление деформированного предложения.
Виды работ над текстом.
1.Деление сплошного текста на отдельные предложения.
Оно помогает учащимся находить границы предложения и в собственной речи.
2.Составление связного текста из деформированных предложений
Усложненный вариант составления связного текста из данных предложений. Основная цель этих упражнений — усвоение учащимися порядка предложений в тексте. Работа проводится под руководством учителя.
3.Деление сплошного текста на абзацы.
Упражнение направлено на развитие и совершенствование умения устанавливать логическую связь между частями рассказа, выраженную с помощью лексических средств и оформлять графически путем правильного деления на абзацы. Этот приём является подготовительной работой к обучению детей составлению плана рассказа.
4.Выборочное выписывание из текста по заданию.
Предполагается запись не всего текста, а только отдельных слов, словосочетаний или предложений в соответствии с заданием. При выборочном выписывании дети слушают и разбирают весь рассказ, а затем получают конкретное задание.
Без чтения нет учения. Уметь учиться - это уметь, пользуясь учебниками, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке дети будут овладевать важнейшим метапредметным универсальным учебным действием - смысловым чтением.
«Читать это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное дело» К.Д.Ушинский