СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугнна

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области










Тема выступления

«Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС»





Учитель:

Крюкова Елена Николаевна,

учитель музыки,

учитель первой категории




Присутствовали:

Председатель НМК естественно-научного цикла

Сизикова Е.В ____________________


Секретарь _____________________________







ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА № _________

От 26.03.2017


ЗАСЕДАНИЕ НМК учителей предметов естественно – научного цикла

МОУ гимназии № 20

Присутствуют __________________________

Отсутствуют ______________________________

ВОПРОС №_________

Кто выступил Крюкова Е.Н.______________

Тема сообщения и краткое изложение:


Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС.

Что включает в себя метапредметный урок.

Признаки метапредметного урока.

Фрагмент урока музыки с наглядными примерами метапрредметной связи.

Методы оценочной деятельности на уроках музыки.




Решение заседания НМК

Систематически применять на уроках музыки.



Председатель НМК ____________________________

Секретарь НМК _______________________________













Метапредметный подход - подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

На уроках важно дать ребенку не только больший багаж знаний, а что важнее- вооружить таким важным умением, как умение учиться, таким образом обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

     Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий. Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность, речевая определяет специфику метапредметной интеграции.

  Все это заставляет учителя уходить от привычной структуры урока.

    При использовании метапредметных технологий мне необходимо уметь сценировать урок. Основной  единицей, с которой приходится иметь дело во время сценирования, является не предметная тема, как то происходит при планировании урока, а ситуация учения-обучения– предметом преобразования становится сама форма организации совместной работы учителя-ученика. Реализуя сценарную технологию, работаю не с передачей информации и не столько с умениями-навыками, но со способностями учащихся.

Таким образом, меняется подход к проектированию образовательного процесса.

Какой урок можно назвать метапредметным? Попытаюсь раскрыть это понятие на основе изученного мной теоретического и практического материала педагогического сообщества и собственного педагогического опыта.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является:

 - умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

 - создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;

 - формирование в каждый момент урока у ученика понимания   того, какими способами он достиг нового знания и  какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

 Метапредметный урок -  это урок, на котором:

 - происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире;

- обязательно  происходит работа с деятельностью учащегося. На первый план выходит обучение способам работы с информацией;

- у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), то есть формируется умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.

 Метапредметный урок- это урок, с помощью которого:

- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;

- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;

- можно подготовить ребенка к реальной жизни; 

- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.

Признаки метапредметного урока:

1. Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся. Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов. Активизация интереса и мотивации обучения учащихся.

2. Использование образовательных технологий:

- технология совместного обучения;

- технология исследовательской деятельности;

- проектная деятельность;

- проблемно-диалогическая технология;

- развитие критического мышления через письмо и чтение;

- ТРИЗ;

- тьюторские технологии;

- игровая технология.

3. Организация внеурочной деятельности школьников:

- разработка и реализация надпредметных проектов;

- участие в исследовательской работе.

       4. Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве деятельностных  единиц содержания и концентрируют в себе достаточно широкую область познаваемого бытия. Способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.

   5. Целеполагание как обязательный элемент урока.

6. Исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно -

диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» Б. Паскаль.

7. Формирование целостности восприятия картины мира:

- проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;

- развитие монологической речи, коммуникативных навыков;

- «поучение» на примере, работа по алгоритму;

- моделирование;

8. Умение черпать информацию из всего.

  «Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться» - таково мнение главного редактора издательства «Просвещение» Михаила Леонтьева и я с ним полностью согласна.

  Урок с межпредметными связями - получение знаний об учебном объекте с точки зрения различных наук. Привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

   Интегрированный урок - систематизация знаний, умений и навыков. Рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, развитие потенциала учащегося. На интегрированном уроке обязательно присутствие стольких учителей-предметников, сколько заявлено в теме урока; привлечение знаний по смежным дисциплинам для лучшего усвоения материала данной области.

   Метапредметный урок - применение метапредметных и универсальных учебных действий в связи с жизненными потребностями. На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

  Перечисленные типы уроков являются звеньями одной цепочки, усложняющейся по схеме: межпредметный урок - интегрированный урок - МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ урок.

«Я иду на урок»,- сколько раз за свою педагогическую практику мы произносим эту фразу… Теперь к этой фразе хочется добавить: «На какой?»

Уроки-путешествия, уроки - концерты, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.
Итак, я иду на метапредметный урок. Что я должна учитывать?

В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

что я делаю? (предмет деятельности);

для чего я это делаю? (какова цель);

как я это делаю? (формы, методы);

какой это дает результат?

за счет чего этот результат достигнут?

Важно осознавать, что метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное образование. Он впервые делает возможным освоение в предметных областях того, что недоступно и невозможно, использование метапредметных технологий способствует повышению интеллектуализма.

Фрагмент урока.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании, что позволяет использовать метапредметный подход.

Следовательно, постижение одного и того же  музыкального произведения  подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой:

1.История: при слушании произведений подбираются слова синонимы, соответствующие характеру музыки. Рассказ о содержании произведения позволяет провести параллели с историей.

2.Математика: в сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями.

3. Письмо: обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма.

4. Иностранный язык: ведение терминов позволяет увидеть связь с иностранными языками.

5. Литература: при инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки.

6. Изобразительное искусство: помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.

Мониторинг сформированности личностных и метапредметных универсальных учебных действий позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса. 

Для проведения мониторинга метапредметных результатов использую следующие методы оценочной деятельности:

а) анкетирование

б)тестирование

в) диагностика

г)творческие работы

д) проекты.

Пример проектов.

Уроки музыки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные и коммуникативно-речевые умения:

1 умение извлекать информацию из различных источников;

2. умение составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой её содержания;

3. умение взаимодействовать со сверстниками при решении различных задач на уроках музыки;

4. умение составлять таблицы, схемы, графики.

5. умение сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать;

6.умение выражать свое мнение и аргументировать его;

7.умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания содержания музыкальных образов.

Уроки музыки предполагают развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Метапредметный подход помогает достичь хороших результатов. Так как он подразумевает сочетание различных научных дисциплин, поэтому урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея.      Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, работая по реализации метапредметности, необходимо:

- четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение того, что уже наработано в педагогике, поэтому необходимо это шире использовать на практике;

- начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, сейчас этим занимается в большей мере только начальная школа;

- осваивать новые технологии, менять свою позицию, изменить свою роль – стать модератором, тьютером, мотиватором, учить детей «учиться».



Литература:

  1. Хуторской А. В. «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход.

  2. Скрипкина Ю. В. «Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации»

  3. Сетевые образовательные сообщества. «Открытый класс». Семинар-тренинг «Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов».

  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2013

  5. М. С. Казиник «Тайны гениев - 2 или Волновые пути к музыке» Динатон, Москва 2010г..