Метапредметный подход в современной школе
С одной стороны, в основе образования лежит предметный подход, поскольку учебный предмет есть трансляция основ науки, а наука имеет предметную форму организации. Обособленность разных научных дисциплин и учебных предметов друг от друга досталась нам в наследство еще от XVII века, когда началось бурное развитие научного знания, возникли образовательные модели, которые были ориентированы на воспроизводство и закрепление результатов развития отдельных научных дисциплин и подготовку специалистов под конкретные области знания. Отсюда в педагогической практике возникает естественная проблема: учащийся с трудом связывает для себя систему понятий одного учебного предмета с системой понятий другого.
Разрешить данное противоречие можно тремя путями.
Первый путь – отказ от предметной формы организации мышления, и как следствие – от передачи предметных знаний, что предлагали в начале перестройки сделать некоторые реформаторы. Но это означает отказ от многовековых завоеваний человеческой культуры. «Предметный принцип обязательно должен быть сохранен, – как пишет Громыко Ю.В. в книге «Мыследеятельностная педагогика», – поскольку предметная организация мышления и деятельности является на настоящий момент самой высокоразвитой и мощной. Отказ от нее сразу же приводит к снижению уровня организации мышления». Ведь за каждым предметом стоят свои твердые структуры знания. Они, в свою очередь, базируются на четких понятийных и категориальных различениях, моделях, принципах схематизации. А последние, собственно, и формируют интеллектуальную дисциплину. Они-то как раз и не позволяют так просто скатиться к словесносмысловой пустоте.
Второй путь – интеграция. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы, возникло много разных типов интеграции. Педагоги-теоретики и педагогипрактики стали активно искать, как преодолеть взаимное отчуждение учебных предметов и при этом уйти от «случайной интеграции» к «содержательной интеграции». Это уже метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования. Предполагается выделение метапредметных содержательных единиц, то есть таких единиц, которые есть в любом учебном предмете. Такими единицами обозначены: «Знак», «Знание», «Задача», «Проблема», «Действие».
Третий путь – деятельностная интеграция, это более высокий по результативности тип метапредметной интеграции или иначе – метапредметный подход в образовании. Этот подход и стал основой ФГОС нового поколения. Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
Метапредметный подход:
- получил развитие в конце XX века, в работах Юрия Вячеславовича Громыко, Андрея Викторовича Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Введение метапредметного подхода в образовании – это попытка осторожно, постепенно, без всяких резких революционных реформ развернуть образование навстречу новым потребностям и новым вызовам, вызовам уже не 17-го, а именно 21-го века.
- обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
- это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
- хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
- подразумевает промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета; образовательную деятельность по переоткрыванию знаний на разном учебном материале; рефлексивную деятельность обучающихся.
– обучение обобщенным способам работы с любым предметным материалом: понятием, схемой, моделью и т.п. и связана с жизненными ситуациями.
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
В практике работы можно использовать следующие программы:
«Я и проекты»,
«Учимся проектировать»,
«Свободная самостоятельная работа»,
«Рефлексивный круг»,
«Как стать успешным»,
«Сам себе учитель»,
«Культура познания»,
«Культура мышления»,
«Основы исследовательской деятельности» и др.
В ситуации, когда нет возможности выделить в учебном плане время на метакурсы, можно рекомендовать использование метапредметных тем на уроках по различным предметам, как самостоятельно, так и в контексте предметной темы урока.
Такими метапредметными темами могут быть:
Знающее незнание,
Определение и понятие,
Постановка проблемы,
Рисунок и схема,
Знание и информация,
Цель и задачи,
Роль и позиция,
Модель и способ,
Ситуация непонимания,
Содержание и форма, Повторение и развитие,
Структура и процесс.
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.
Примерами межпредметных проблемных ситуаций могут служить:
Механизмом развития метадеятельности может стать система надпредметных, межпредметных проектов, например таких:
«Мой город»,
«Наш дом»,
«Периодичность в природе»,
«Сотовый телефон»,
«Кое-что о зеркалах»,
«Грамотный покупатель».
При их создании у обучающихся формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развиваются способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется потребность действовать в соответствии с принципами метапредметности, приобретается опыт проектной деятельности,
Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий:
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
метод проектов;
исследовательская деятельность;
логико-смысловое моделирование;
В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения.
Таким образом, начиная работу в школах по реализации метапредметности, необходимо:
четко осознавать, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие, это продолжение, а не отторжение. Поэтому необходимо шире использовать, все то, что уже наработано в школах;
тщательно изучить все документы по стандартам для того, чтобы спланировать совместную деятельность всех педагогов образовательного учреждения;
начинать работу по введению ФГОС в основной и старшей школе уже сегодня, ибо сейчас этим занимается исключительно начальная школа;
осуществлять не только взаимодействие педагогов внутри отдельного образовательного учреждения, но и в рамках сетевого взаимодействия;
осваивать новые технологии, менять позицию учителя. Самое трудное для учителя – изменить свою роль, стать модератором, тьютором, мотиватором, учить детей «учиться».
Конечно, предложенные рекомендации – всего лишь схема, модель принципиальных направлений по обеспечению метапредметных результатов. В реальном процессе они наполняются личностным содержанием, действуют через сознание, волю, эмоции, индивидуальность педагогов, которые и определят выбор содержания и способов обучения.
На метапредметах превыше всего ценится не знание «пройденного» учебного материала, но акты спонтанно осуществляемого мышление, свободно мыслительного действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью – и обучающимися, и учителями.
Разработка и апробация метапредметных программ достижения конкретных метапредметных результатов является одним из перспективных направлений инновационной деятельности образовательных учреждений.
В практике работы можно использовать следующие программы:
«Я и проекты»,
«Учимся проектировать»,
«Свободная самостоятельная работа»,
«Рефлексивный круг»,
«Как стать успешным»,
«Сам себе учитель»,
«Культура познания»,
«Культура мышления»,
«Основы исследовательской деятельности» и др.
Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода.
По мнению инициаторов идеи, метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать урок, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
– компоненты метапредметного содержания в обучении;
– смысл термина «универсальные учебные действия»;
– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного и среднего образования.
Три главных вопроса для ученика, на которые отвечает метапредметный урок
Метапредметный урок – это не урок по всем предметам сразу, а занятие, на котором школьники учатся, в т.ч. осваивают деятельностный компонент содержания метапредметного образования.
Такой урок формирует и развивает:
- знаниевую,
- деятельностную,
-творческую
-ценностную составляющие владения УУД (универсальные учебные действия).
Метапредметность не сводится только к УУД, но в данной статье рассматривается формирование УУД, как приоритетная цель на уроке.
Когда учитель планирует, как ученик будет применять знание в действии, то сначала педагог формирует знание. Поэтому метапредметный урок отвечает на три главных вопроса.
Первый вопрос «Зачем знать и уметь?»
Ответом на вопрос будет мотивация для школьника освоить тему. Если школьник умеет доказывать и опровергать точку зрения, то он понимает, для чего ему надо овладеть этими УУД и как они помогут ему, например, подготовить и презентовать проект.
Второй вопрос «Что надо знать?»
Если учащийся владеет умениями анализировать и синтезировать, то он знает, что такое анализ и синтез, почему эти логические действия нерасторжимы.
Третий вопрос «Как это применить?»
ВАЖНО: Помните, что УУД, которыми овладеют учащиеся на уроке, школьники должны использовать, чтобы решить предметные учебно-познавательные проблемы на следующих уроках по теме или во всем учебном курсе.
Если ученик сравнивает, обобщает, то он понимает правила сравнения, алгоритм индуктивного и дедуктивного обобщения. Таким образом, метапредметный урок для ученика включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и способы выполнить действие.
Современная школа предоставляет педагогу возможность использования разных вариантов метапредметности. И, наконец, следует обратить внимание на то, что метапредметная деятельностьность не просто развивает универсальные учебные действия школьников, но и формирует и поддерживает их интерес к изучаемым дисциплинам.