Конспект метапредметного урока по теме «Бюджет семьи» для обучающихся 7 – х классов.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.
Материалы к уроку:
Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015.
Экономический словарь для школьников. М., 2008.
Мультимедийная презентация к уроку «Бюджет семьи».
Цель: расширение представлений обучающихся о роли рационального планирования в жизни человека, формирование навыков учета статистики доходов и расходов семьи.
Задачи:
I.Образовательные:
Расширение представлений о роли планирования в разных сферах жизни: распорядок дня, учебная и профессиональная деятельность, спорт, отдых, бюджет и т.д.
Формирование понятия «рациональное отношение».
Формирование у обучающихся понятия «бюджет».
Знакомство с типами бюджета и его структурой.
II.Развивающие:
развитие творческих способностей обучающихся.
развитие умений работать в группе.
развитие умений анализировать, синтезировать, сравнивать.
III.Воспитательные:
воспитание рационального отношения к планированию, в том числе семейного бюджета.
формирование социальной активности и самостоятельности.
выработка навыков культурного общения.
Фундаментальный образовательный объект – планирование, конкретно – планирование бюджета семьи в условиях роста цен и инфляции.
Предполагаемые результаты урока для учеников:
1. Осознание значимой роли рационального планирования в жизни каждого человека.
2. Создание образовательного продукта - собственного варианта семейного бюджета (статьи доходов и расходов).
2. Метапредметные результаты:
- осознание значимой роли рационального планирования в жизни каждого человека.
- определение собственного отношения к планированию, формулирование своей точки зрения.
-сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения результата);
- развитие способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
Ход урока.
этап - Целеполагание.
Обучающимся предлагается документ «Рабочая неделя Петра Первого»:

После прочтения обучающимся предлагается ответить на вопрос: как можно назвать этот документ или что составил Пётр Первый?
Предполагаемые ответы обучающихся: распорядок, график, план.
Вопрос учителя: что можно планировать?
Предполагаемые ответы обучающихся: распорядок дня, выполнение домашнего задания и домашних обязанностей, каникулы, выходные, профессиональную карьеру, семейную жизнь и т.д.
Вопрос учителя: что значит рациональное планирование?
Предполагаемые ответы обучающихся: рационально – значит грамотно учитывать такие факторы как время, способности и возможности, учитывать возможные варианты развития событий, находить плюсы и минусы и т.д.
Учитель: в рациональном планировании нуждается и бюджет семьи, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием и попытаемся научиться грамотно учитывать статистику семейных доходов и расходов.
Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

Обучающиеся отвечают на данные вопросы, конкретизируют цель урока.
этап – Изучение нового материала.
Обучающимся предлагается задание:

Обучающиеся работают со словарями, затем совместная проверка и обсуждение.
этап – Создание образовательной напряженности, постановка проблемы.
Обучающимся предлагаются для обсуждения следующие данные:

Учитель: какие выводы можно сформулировать, исходя из этих данных?
Предполагаемые ответы: низкий уровень доходов большинства российских семей при росте инфляции.
Учитель: может ли в этом случае помочь планирование семейного бюджета?
Предполагаемые ответы: да, может, так как при росте цен и низком доходе важно грамотно распределять доходы семьи, чтобы хватало на всё необходимое.
этап – работа над открытым заданием – создание собственного образовательного продукта.
Учитель: сегодня мы будем учиться рационально планировать семейный бюджет, т.е. грамотно учитывать статистику доходов и расходов. Для этого мы сформируем группы, каждая группа – это семья с ежемесячным доходом – 40- 50 тыс. рублей.
Ваши задачи:
Придумать своей семье фамилию.
Распределить социальные роли – кто входит в вашу семью (родители, дети, бабушки, дедушки и т.д.).
Определить занятость членов вашей семьи.
Расписать статьи доходов и расходов – план семейного бюджета (образовательный продукт).
Определить тип бюджета – дефицит, профицит, баланс.
Для выполнения задания вы получаете рабочие листы:

Обучающиеся выполняют задание и демонстрируют свои варианты планирования семейного бюджета. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников. На данном этапе учитель предлагает ученикам отметить наиболее интересные варианты, их положительные стороны и возможные недостатки. В итоге полученный учениками образовательный продукт на уроке становится более обобщенным и цельным.
этап - Сравнение с культурно – историческим аналогом.
Учитель: рациональное планирование семейного бюджета – непростая задача, но вместе с тем, неотъемлемая часть семейной экономики. Это понимали задолго до нас. Вот слова известного экономиста – практика А.Т. Болотова:

Учитель: а теперь давайте сделаем вывод, какие статьи расходов сегодня являются наиболее затратными?
Предполагаемые ответы: коммунальные платежи, продукты питания.
Учитель: подтверждением этому служит статистика.

этап – Рефлексивное осмысление результатов урока – обсуждение вопросов:

Учитель: достигли ли вы поставленной цели?
Обучающимся предлагается выбрать любую из предложенных фраз и закончить её:
