СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метапредметный урок "Бюджет семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка метапредметного урока. Метапредмет - планирование. Включает презентацию и рабочий лист урока.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Конспект метапредметного урока по теме «Бюджет семьи» для обучающихся 7 – х классов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор.

Материалы к уроку:

  1. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ под ред. Л.Н. Боголюбова. М., Просвещение, 2015.

  2. Экономический словарь для школьников. М., 2008.

  3. Мультимедийная презентация к уроку «Бюджет семьи».


Цель: расширение представлений обучающихся о роли рационального планирования в жизни человека, формирование навыков учета статистики доходов и расходов семьи.


Задачи:

I.Образовательные:

  • Расширение представлений о роли планирования в разных сферах жизни: распорядок дня, учебная и профессиональная деятельность, спорт, отдых, бюджет и т.д.

  • Формирование понятия «рациональное отношение».

  • Формирование у обучающихся понятия «бюджет».

  • Знакомство с типами бюджета и его структурой.

II.Развивающие:

  • развитие творческих способностей обучающихся.

  • развитие умений работать в группе.

  • развитие умений анализировать, синтезировать, сравнивать.

III.Воспитательные:

  • воспитание рационального отношения к планированию, в том числе семейного бюджета.

  • формирование социальной активности и самостоятельности.

  • выработка навыков культурного общения.


Фундаментальный образовательный объект – планирование, конкретно – планирование бюджета семьи в условиях роста цен и инфляции.


Предполагаемые результаты урока для учеников:

1. Осознание значимой роли рационального планирования в жизни каждого человека.

2. Создание образовательного продукта - собственного варианта семейного бюджета (статьи доходов и расходов).


2. Метапредметные результаты:

- осознание значимой роли рационального планирования в жизни каждого человека.

- определение собственного отношения к планированию, формулирование своей точки зрения.

-сознательная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения результата);

- развитие способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.


Ход урока.

  1. этап - Целеполагание.

Обучающимся предлагается документ «Рабочая неделя Петра Первого»:

После прочтения обучающимся предлагается ответить на вопрос: как можно назвать этот документ или что составил Пётр Первый?

Предполагаемые ответы обучающихся: распорядок, график, план.

Вопрос учителя: что можно планировать?

Предполагаемые ответы обучающихся: распорядок дня, выполнение домашнего задания и домашних обязанностей, каникулы, выходные, профессиональную карьеру, семейную жизнь и т.д.

Вопрос учителя: что значит рациональное планирование?

Предполагаемые ответы обучающихся: рационально – значит грамотно учитывать такие факторы как время, способности и возможности, учитывать возможные варианты развития событий, находить плюсы и минусы и т.д.

Учитель: в рациональном планировании нуждается и бюджет семьи, поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с этим понятием и попытаемся научиться грамотно учитывать статистику семейных доходов и расходов.

Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

Обучающиеся отвечают на данные вопросы, конкретизируют цель урока.

  1. этап – Изучение нового материала.

Обучающимся предлагается задание:

Обучающиеся работают со словарями, затем совместная проверка и обсуждение.

  1. этап – Создание образовательной напряженности, постановка проблемы.

Обучающимся предлагаются для обсуждения следующие данные:

Учитель: какие выводы можно сформулировать, исходя из этих данных?

Предполагаемые ответы: низкий уровень доходов большинства российских семей при росте инфляции.

Учитель: может ли в этом случае помочь планирование семейного бюджета?

Предполагаемые ответы: да, может, так как при росте цен и низком доходе важно грамотно распределять доходы семьи, чтобы хватало на всё необходимое.

  1. этап – работа над открытым заданием – создание собственного образовательного продукта.

Учитель: сегодня мы будем учиться рационально планировать семейный бюджет, т.е. грамотно учитывать статистику доходов и расходов. Для этого мы сформируем группы, каждая группа – это семья с ежемесячным доходом – 40- 50 тыс. рублей.

Ваши задачи:

  1. Придумать своей семье фамилию.

  2. Распределить социальные роли – кто входит в вашу семью (родители, дети, бабушки, дедушки и т.д.).

  3. Определить занятость членов вашей семьи.

  4. Расписать статьи доходов и расходов – план семейного бюджета (образовательный продукт).

  5. Определить тип бюджета – дефицит, профицит, баланс.



Для выполнения задания вы получаете рабочие листы:

Обучающиеся выполняют задание и демонстрируют свои варианты планирования семейного бюджета. В итоге каждый ученик сравнивает свой результат выполнения задания с результатами его сверстников. На данном этапе учитель предлагает ученикам отметить наиболее интересные варианты, их положительные стороны и возможные недостатки. В итоге полученный учениками образовательный продукт на уроке становится более обобщенным и цельным.

  1. этап - Сравнение с культурно – историческим аналогом.

Учитель: рациональное планирование семейного бюджета – непростая задача, но вместе с тем, неотъемлемая часть семейной экономики. Это понимали задолго до нас. Вот слова известного экономиста – практика А.Т. Болотова:

Учитель: а теперь давайте сделаем вывод, какие статьи расходов сегодня являются наиболее затратными?

Предполагаемые ответы: коммунальные платежи, продукты питания.

Учитель: подтверждением этому служит статистика.

  1. этап – Рефлексивное осмысление результатов урока – обсуждение вопросов:



Учитель: достигли ли вы поставленной цели?

Обучающимся предлагается выбрать любую из предложенных фраз и закончить её:

Просмотр содержимого документа
«рабочий лист урока»

Рабочий лист

Семья ______________________________

Члены семьи

(роли)

Занятость

Доходы

Расходы

статьи расходов

объемы






Тип бюджета -

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Рабочая неделя Петра I. Понедельник, вторник, среда, четверг – делать Устав Адмиралтейский. Пятница – в Сенат. Субботнее утро – история о войне. Воскресное утро – чужестранные дела. А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам. Писано в 31 день октября 1721 г.

Рабочая неделя Петра I.

  • Понедельник, вторник, среда, четверг – делать Устав Адмиралтейский.
  • Пятница – в Сенат.
  • Субботнее утро – история о войне.
  • Воскресное утро – чужестранные дела.
  • А когда река станет, тогда, ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам.

Писано в 31 день октября 1721 г.

Планирование семейного бюджета Что тебе может дать эта тема? Что тебе может дать эта тема? Цель: Чего ты ожидаешь от урока? Чего ты ожидаешь от урока? Цель:

Планирование семейного бюджета

  • Что тебе может дать эта тема?
  • Что тебе может дать эта тема?

Цель:

  • Чего ты ожидаешь от урока?
  • Чего ты ожидаешь от урока?

Цель:

Цель:

Цель:

  • Определить структуру семейного бюджета (статьи и объемы расходов);
  • Учиться рационально планировать семейный бюджет, грамотно учитывать статистику доходов и расходов.
Найди определение:

Найди определение:

  • Бюджет – это …
  • Профицит бюджета – это …
  • Дефицит бюджета – это …
  • Баланс бюджета – это …
  • Инфляция – это …
Уровень доходов российских семей (по данным ЛЕВАДА – Центра на 2015) 25% 17% Высокий уровень дохода: 22% более 40 тыс. руб. Средне-высокий:  17% около 40 тыс. руб. Средне-низкий: около 20 тыс. руб. Низкий: менее 20 тыс. руб. Доход среднестатистической семьи – 32,5 тыс. руб . Уровень инфляции в России Год 2015 Уровень инфляции, % 2014 12,91 11,36 2013 2012 6,45 2011 6,58 6,10

Уровень доходов российских семей (по данным ЛЕВАДА – Центра на 2015)

25%

17%

Высокий уровень дохода:

22%

более 40 тыс. руб.

Средне-высокий:

17%

около 40 тыс. руб.

Средне-низкий:

около 20 тыс. руб.

Низкий:

менее 20 тыс. руб.

Доход среднестатистической семьи – 32,5 тыс. руб .

Уровень инфляции в России

Год

2015

Уровень инфляции, %

2014

12,91

11,36

2013

2012

6,45

2011

6,58

6,10

Рабочий лист  Семья _______________________ Члены семьи (роли) Занятость Доходы  Статьи доходов Расходы Объемы Итого: 40 – 50 тыс. руб.  статьи расходов объемы Итого расходов – Тип бюджета -

Рабочий лист Семья _______________________

Члены семьи

(роли)

Занятость

Доходы

Статьи доходов

Расходы

Объемы

Итого: 40 – 50 тыс. руб.

статьи расходов

объемы

Итого расходов –

Тип бюджета -

Не хотя вести домоводство своё так слепо и с таким небрежением, как ведут его многие, а желая организовать его как можно лучше, я завел всему регулярные записки, переписал все замышляемые дела, все нужные поправления старых вещей и все затеваемые вновь заведения и предприятия и, соображаясь с достатком своим, избирал то, что казалось нужнейшим перед другими вещами… Андрей Тимофеевич Болотов, (экономист-практик, основоположник российской агрономической науки, управляющий имениями Екатерины II)

Не хотя вести домоводство своё так слепо и с таким небрежением, как ведут его многие, а желая организовать его как можно лучше, я завел всему регулярные записки, переписал все замышляемые дела, все нужные поправления старых вещей и все затеваемые вновь заведения и предприятия и, соображаясь с достатком своим, избирал то, что казалось нужнейшим перед другими вещами…

Андрей Тимофеевич Болотов,

(экономист-практик, основоположник российской агрономической науки, управляющий имениями Екатерины II)

Расходы семейного бюджета: статистика разных стран (http://largo.ru)  Расходы потребителей в России   Статьи расходов Объем расходов 1.Продовольственная группа товаров 40% 2.Аренда жилья и коммунальные услуги 30% 3.Транспорт 8% 4.Непродовольственные услуги 5% 5.Одежда, обувь 5% 6.Образование, отдых, лечение 12%

Расходы семейного бюджета: статистика разных стран (http://largo.ru) Расходы потребителей в России

Статьи расходов

Объем расходов

1.Продовольственная группа товаров

40%

2.Аренда жилья и коммунальные услуги

30%

3.Транспорт

8%

4.Непродовольственные услуги

5%

5.Одежда, обувь

5%

6.Образование, отдых, лечение

12%

Вопросы для размышления:

Вопросы для размышления:

  • Нужно ли планировать семейный бюджет? Полезно ли это?
  • Можно ли обойтись без планирования в семейной экономике, а в других сферах?
  • Всегда ли нужно действовать по плану?
Сегодня я узнал… Непонятным для меня осталось… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… Я приобрел… Я попробую… Меня удивило…
  • Сегодня я узнал…
  • Непонятным для меня осталось…
  • Было трудно…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
Лист самооценки Вопрос 1.Перечисли основные источники доходов семьи. Ответ Зачет/незачет     2. Назови основные статьи расходов семьи.   3. Какие факторы оказывают влияние на бюджет семьи?         4. Верно ли утверждение?             5. Какой из перечисленных терминов не относится к понятию бюджет? Большую часть своих доходов семья тратит на продовольственные товары и коммунальные платежи.     Экономика, планирование, профицит, дефицит, протекционизм, сбережения    

Лист самооценки

Вопрос

1.Перечисли основные источники доходов семьи.

Ответ

Зачет/незачет

 

 

2. Назови основные статьи расходов семьи.

 

3. Какие факторы оказывают влияние на бюджет семьи?

 

 

 

 

4. Верно ли утверждение?

 

 

 

 

 

 

5. Какой из перечисленных терминов не относится к понятию бюджет?

Большую часть своих доходов семья тратит на продовольственные товары и коммунальные платежи.

 

 

Экономика, планирование, профицит, дефицит, протекционизм, сбережения