Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
«Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС»
(Доклад на педагогический совет)
Подготовила: Стаханова Ирина Владимировна, учитель начальных классов
с. Крестище
2018 год
«Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС»
«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились» так ещё говорил Ян Амос Каменский в «Великой дидактике».
Нельзя научить, можно лишь НАУЧИТЬСЯ самому. А эта цель достигается через метапредметные результаты обучения.
В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения.
Основными методическими принципами современного урока являются: субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
Что же такое метапредметный урок?
Метапредметный урок - это урок, целью которого является формирование универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей учащихся.
Метапредметный урок - это урок, на котором происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам на практическую жизнедятельность учащихся, их подготовка к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы.
Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени.
Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы;
• ученик открывает понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Мотивация к учебной деятельности. Что значит мотивировать ребенка к учебной деятельности? Во-первых, необходимо актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»); во- вторых, создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»); в-третьих, ученику надо дать уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»). Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные УУД, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативное УУД).
Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. На этом этапе формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.
Примеры создания проблемной ситуации «с удивлением». Урок русского языка в 4 классе. Тема: Склонение имён существительных. В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление: существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные. Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? Далее дети высказывают предположения о том, что если у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы.
Объявление темы урока формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) это познавательные общеучебные, коммуникативные УУД.
Сообщение целей и задач формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) – это регулятивные целеполагания, коммуникативные УУД.
Пример. Урок окружающего мира 1 класс. Тема «Кто такие насекомые?»
Муравьишка Вопросик пригласил вас на зелёный луг.
Проложите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Как много ярких цветов, приятно пахнет. Здесь живут его друзья.
Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы (стрекочет кузнечик, гудит шмель)
- Но кто же они? Послушайте запись и назовите друзей Муравьишки! (бабочки, кузнечики. стрекозы, жуки, пчёлы, шмели)
Дети называют друзей. Учитель вывешивает соответствующие картинки.
- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)
- О чем же мы сегодня будем узнавать на уроке?(О насекомых.)
- Попробуйте определить тему урока (Тема урока: «Кто такие насекомые?» )
- А Муравьишка – это насекомое? (Ответы детей.)
- Назовите цели урока. (Научиться распознавать насекомых, узнать их отличительные признаки)
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) – это регулятивные планирования.
Практическая деятельность учащихся. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует) – это познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
Моделирование жизненных ситуаций. Например, на уроке математики в 1 классе можно провести ролевую игру - смоделировать ситуацию, в которой детям предлагается отправиться в виртуальное путешествие на поезде. Чтобы добраться до назначенного пункта, необходимо приобрести билет на поезд стоимостью 7 рублей. Происходит покупка (у каждого ученика модели монет достоинством 1р., 2р., 5 р., 10 р.). Несколько детей выступают в роли кассиров. Игра направлена не только на формирование предметных результатов (состав числа 7, сложение и вычитание в пределах 10). Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями.
Осуществление контроля. Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля учитель консультирует) - это регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД.
Осуществление коррекции. Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (учитель консультирует, советует, помогает) – это коммуникативные, регулятивные УУД коррекции.
Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности – это регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные УУД.
Очень важным является в регулятивных умениях – самоконтроль. Обучать самоконтролю и самооценке своей деятельности на уроке учащихся необходимо с первого класса. Самооценку работ можно начинать на основе светофора.
Итог урока –это регулятивные саморегуляции, коммуникативные.
Домашнее задание учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.
Проектируя любой урок, в том числе и метапредметный, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний.
Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.
При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.
Систематическая работа со справочными материалами на уроке является эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов.
Она формирует у учащихся информационные познавательные УУД.
Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Целью, урока является в первую очередь преодоление разобщенности различных учебных дисциплин, отказ от узкопредметной специализации. Таким образом, метапредметный урок является синтезом учебных предметов, формирующим целостное восприятие окружающего мира.
Своё выступление хотелось бы закончить словами Герберта Спенсера «Великая цель образования не знания, а действия»
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем-то в след,
Дорога не запомнится.
Зато куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога, что ты сам искал,
Вовек не позабудется.
Рефлексия.
Выберите афоризм, который больше всего подходит к вашему состоянию:
«Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать» Р. Декарт.
«Хорошими люди становятся от упражнения, чем от природы». Демокрит.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него не один ветер не будет попутным». Сенека.
«Мало обладать выдающимися качествами, надо ещё уметь ими пользоваться». Ф. Ларошфуко.
«Самое полезное в жизни – это собственный опыт». В. Скотт.
«Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением» М.В. Ломоносова.
«Мудрость – это глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт» (словарь С.И. Ожегова).