Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка
Метапредметный урок
по биологии
на тему
«Блокада Ленинграда»
5-11классы
Работа выполнена
учителем биологии и химии
МКОУ СОШ с. Преображенка
Верхотуровой Н.И.
с. Преображенка, 2022г.
Цель: формирование и развитие навыков работы с текстом, точное и полное понимание содержания текста, уметь выделять отдельные детали и осмысливать извлечённую из текста информацию.
Обучающие задачи урока:
- углубить знания обучающихся об одной из наиболее ярких и героических страниц истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов – 872-дневной блокаде Ленинграда;
- развивать умение анализировать и интерпретировать тексты и исторические события.
Воспитательные задачи урока:
- воспитывать патриотические чувства;
- способствовать развитию чувств сопереживания к трагической судьбе ленинградцев, восхищения и гордости за народ, проявившего стойкость и мужество в схватке с врагом,
развивать чувство гордости за свой народ;
- воспитывать историческую память, уважение к старшему поколению.
Планируемые метапредметные результаты:
- регулятивные универсальные учебные действия: формулировать цель урока, находить пути её реализации;
- познавательные универсальные учебные действия: работать с информацией и предъявлять результат её переработки (анализировать, группировать, систематизировать учебный материал, сопоставлять фактические данные, рассуждать, делать выводы);
- коммуникативные универсальные учебные действия: слушать выступающих, вести диалог, публично выступать;
- личностные универсальные учебные действия: проявлять ценностно-смысловую ориентацию, критическое мышление.
Мотивация обучающихся на тему урока: (слайд1)
Кто-то помнит об этом со школьной скамьи,
Кто-то – с первых ступеней детсада...
В необъятной стране нет, пожалуй, семьи,
Где не знают, что значит – …..БЛОКАДА…
Мы продолжаем работать с текстом «Блокада Ленинграда» (Приложение 1.), будем пытаться понимать, осмысливать извлечённую из текста информацию.
Прошу подписать свой рабочий лист и выполнить задание 1 в рабочем листе (Приложение 2.),
используя текст. Самопроверка по слайду 2.
(В этом задании использую способ смыслового чтения - выделение ключевых (наиболее важных) предложений в тексте).
Далее выполняем задание 2, работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы. Ответы на вопросы, смысл прочитанного можно передать своими словами. По окончании работы фронтальная проверка по устным ответам учащихся.
(Способ – передача прочитанного своими словами).
Какие ценности жизни были самыми главными у жителей блокадного Ленинграда, почему Вы так считаете??? (Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Ценность – это то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на ход жизни). Учащиеся отвечают на данный вопрос в рабочем листе и высказывают свои мысли вслух.
Старинная притча гласит: три главные ценности есть на свете. Хлеб насущный, дающий жизненную силу и здоровье. Мудрость, заключенная в книгах и обеспечивающая связь времен. И женщина, не позволяющая оборваться нити жизни.
Самое главное: среди этих ценностей хлеб занимает почетное первое место. Может, кто-то из нас еще не знает цену хлеба???
Мы сели за обеденный стол, перед нами ломтики душистого хлеба. Это – благо. Не бросайте хлеб, не топчите его, не пренебрегайте им.
Ломоть хлеба – символ жизни каждого человека, хлеб – мощь государства.
(Способ смыслового чтения – формирование собственного критического мнения о ценностях в своей жизни и жизни голодающих взрослых и детей в блокадном Ленинграде).
Ольга Берггольц «Ленинградская поэма»
Я как рубеж запомню вечер:
декабрь, безогненная мгла,
я хлеб в руке домой несла,
и вдруг соседка мне навстречу.
«Сменяй на платье, - говорит, -
менять не хочешь - дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам.
Отдай. Ведь ты сама рожала…»
И я сказала: «Не отдам».
И бедный ломоть крепче сжала.
«Отдай, - она просила, - ты
сама ребёнка хоронила.
Я принесла тогда цветы,
чтоб ты украсила могилу».
…Как будто на краю земли,
одни, во мгле, в жестокой схватке,
две женщины, мы рядом шли,
две матери, две ленинградки.
И, одержимая, она
молила долго, горько, робко.
И сил хватило у меня
не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило - привести
её к себе, шепнув угрюмо:
«На, съешь кусочек, съешь… прости!
Мне для живых не жаль - не думай».
…Прожив декабрь, январь, февраль,
я повторяю с дрожью счастья:
мне ничего живым не жаль -
ни слёз, ни радости, ни страсти.
Перед лицом твоим, Война,
я поднимаю клятву эту,
как вечной жизни эстафету,
что мне друзьями вручена.
Их множество - друзей моих,
друзей родного Ленинграда.
О, мы задохлись бы без них
в мучительном кольце блокады.
Информационная справка:
Цитата из воспоминаний Павлова: «На территории ленинградского порта обнаружили 4 тыс. т хлопкового жмыха. В пищу этот жмых раньше не применяли, считалось, что имевшееся в нем ядовитое вещество (госсипол) опасно для здоровья. Провели несколько опытов и установили, что госсипол при выпечке хлеба от высокой температуры разрушается и, следовательно, угроза отравления отпадает. Жмых вывезли из порта и полностью использовали в хлебопечении.
Нужда поистине изобретательна. Из дрожжей приготовляли супы, которые засчитывали в счет нормы крупы, полагавшейся по карточкам. Тарелка дрожжевого супа часто была единственным блюдом в течение дня для многих тысяч людей. Из мездры шкурок опойков (молодых телят), найденных на кожевенных заводах, варили студень. Вкус и запах такого студня были крайне неприятными, но кто обращал внимание на это? Голод подавлял все чувства.
На мельницах за многие годы на стенах, потолках наросла слоями мучная пыль. Ее собирали, обрабатывали и использовали как примесь к муке. Трясли и выбивали каждый мешок, в котором когда-то была мука. Вытряски и выбойки из мешков просеивали и тут же направляли в хлебопечение. Хлебных суррогатов было найдено, переработано и съедено 18 тыс. т, не считая солодовой и овсяной муки. То были главным образом ячменные и ржаные отруби, хлопковый жмых, мельничная пыль, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера с потопленных барж, рисовая лузга, кукурузные ростки, выбойки из мешков».
Но эти меры только оттягивали катастрофу, неотвратимость которой признавали даже оптимисты. 1 октября продовольственные нормы были снижены еще раз. Теперь рабочим полагалось 400 г хлеба в день, а служащим, детям и иждивенцам – по 200 г. Такая норма больше не гарантировала выживания. Впрочем, уже в первой половине октября на улицах Ленинграда можно было встретить голодающих людей. Это были жители пригородов, которые эвакуировались в город. Большая их часть не смогла получить карточки и тихо вымирала. А в середине ноября начали фиксировать голодные смерти и ленинградцев. Пока что в городе еще работали коммунальные службы и транспорт. Упавших от голода людей сразу же доставляли в больницы, но смертельная тень уже нависла над городом. Все, что могли в той обстановке делать власти, они делали: продовольствие перераспределялось и пересчитывалось, проходила постоянная перерегистрация карточек (чтобы пресечь мошенничество). Навигация по Ладоге приносила в город ничтожное количество еды. Правда, была надежда на сильные морозы, предсказанные синоптиками, и организацию ледовой автомобильной дороги. Однако, до этого момента еще нужно было дотянуть.
«Чем заменить муку?»- думали лучшие умы Ленинграда – химики, технологи, повара. На совещании присутствовал Василий Иванович Шарков (1907–1974) — профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой гидролизных производств Ленинградской лесотехнической академии. Было ему тогда 34 года. Именно он предложил использовать в качестве непищевых добавок к муке гидроцеллюлозу (во время блокады ее чаще называли пищевой целлюлозой). Гидроцеллюлоза — продукт гидролиза целлюлозы под действием кислот (проще говоря, обработанная специальным образом химическим путем древесина). В воде порошок гидроцеллюлозы набухает и дает тестообразную субстанцию. На разработку режима получения гидроцеллюлозы и приготовления опытного образца дали только одни сутки!
Еще через сутки были испечены и испробованы образцы хлеба с целлюлозой. На вид хлеб был привлекательный, с румяной корочкой, а на вкус горьковато-травянистый.
Что ели во время блокады? Люди ели все, что можно было съесть: цветы (из них делали лепешки), растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом, олифу, на которой поджаривали хлеб. Люди выезжали за город, на поля, где уже был собран урожай. Ленинградцы собирали нижние зеленые листья капусты, кочерыжки и ботву.
Выполняем задание 4(способ – сравнение изучаемых объектов): сравните химический состав ржаного хлеба и хлеба блокадного Ленинграда, укажите сходства и отличия.
Химический состав хлеба (100 г.)
Сорт хлеба | Мука | Вода | Заменители | белки | жиры | углеводы | Энергетическая ценность |
Хлеб ржаной простой | обойная | 47,5 г | 0 г | 6.5 г | 1.0 г | 40.1 г | 190 ккал |
Хлеб блокадного Ленинграда | Ржаная обойная 10-12% | 71 г | Жмых-10%, пищевая целлюлоза-10%, обойная пыль-2%, | 0 г | 0 г | 0 г | 130 кал |
В ноябре и декабре 1941 года дети и старики получали по 125 граммов хлеба в день. Энергетическая ценность блокадного хлеба массой 100грамм составляла 130 калорий. Рассчитайте, какова энергетическая ценность суточной хлебной пайки для детей и стариков весом 125 грамм.
Ответ 100г-130 кал
125г – х кал х=162,5кал
С 20 ноября 1941 года паек ребенка, не достигшего 12 лет, составлял 125 граммов хлеба. У тех, кто в условиях чудовищного голода, сумел выжить и дожить до седых волос, до сих пор сохранилась эта привычка: за столом съедать весь хлеб до последней крошки. Они сами называют это «блокадный синдром».
Почему хлеб был таким низкокалорийным??? (т.к. в его составе были пищевые суррогаты!!!)
Информационная справка:
Пищевая ценность во многом зависит от сорта муки и рецептуры хлеба. Чем ниже сорт муки, тем больше в ней содержится питательных веществ, и чем выше сорт муки, тем больше в ней крахмала и меньше витаминов и минеральных элементов. В блокадном хлебе часть муки и других компонентов были заменены на заменители. Муку заменяли: жмых-10%, шрот-10%, солод-10% и гидроцеллюлоза-10%. Пищевая целлюлоза организмом человека не усваивалась, ее можно было использовать лишь в качестве добавки к «блокадному хлебу». По воспоминаниям работников фабрики, были случаи, когда рабочие стали употреблять пищевую целлюлозу в чистом виде вместо хлеба и погибали целыми семьями. Добавляли в тесто и различные ингредиенты органического происхождения, например опилки из древесины (до 70%). Иногда из этого сильно страдало качество выпускаемой продукции.
Рецепты блокадного хлеба менялись в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии. Так как блокадный хлеб по рецептуре состоял из муки ржаной обойной, то он содержал крахмала -33%, белка – 6,6% жира -1,2%. Хлеб из муки обойного помола по химическому составу наиболее биологически полноценен, так как в него переходят зародыш и переферические части зерна, содержащие больше белков, витаминов и минеральных веществ, удаляемых при сортовом помоле. В таком хлебе больше отрубей, богатых клетчаткой, улучшающей пищеварение. Усвояемость хлеба, однако, меньше, чем из муки высших сортов. Биологическая полноценность ржаного хлеба выше, чем пшеничного, однако он хуже усваивается. Энергетическая ценность пшеничного хлеба несколько выше, чем ржаного.
Состав блокадного хлеба: пищевая целлюлоза - 10%, жмых -10%, обойная пыль - 2%, выбойки из мешков - 2%, хвоя - 1%, ржаная обойная мука - 75%. Использовалась также коревая мука (от слова корка). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании схватывалась, превращаясь в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
Энергетическая ценность блокадного хлеба составляла 130 калорий, то есть пайка весом 125 грамм – 160 калорий. При этом человеческое сердце будет «биться» при потреблении организмом минимум 500 калорий. При окислении 100 г. хлеба в организме образуется от 8793 до 10886 кДж. При потреблении в сутки 500 г. хлеба человек обеспечивает свои потребности в энергии примерно на 40 процентов (выполняя 5 и 6 задания, учащиеся осознают, понимают, что суточные энергетические потребности блокадным хлебом не обеспечивались).
ХЛЕБ
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.
Хлеб везли на подводе.
Стыл мороз за прилавком.
Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.
Ах, какой он был мягкий, какой был хороший!
Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями?
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.
…За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы те же! Все те же!»
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых.
Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.
Николай Добронравов
Информационная справка:
С ноября 1941 года алиментарная дистрофия становится главной болезнью жителей блокадного города. Почти 80% выживших ленинградцев перенесли её.
Одни больные дистрофией высыхали, как щепки, это называлось «сухая» дистрофия, другие, наоборот, наливались болезненной полнотой, это означало, что организм не в состоянии вывести жидкость. Кроме того, отсутствие еды люди порой замещали водой – стакан кипятка для многих считался обедом. «Полный» дистрофик, как правило, погибал позже «сухого», но почти обязательно, тогда как «сухой» мог выкарабкаться при вовремя оказанном лечении. Трудно сказать, кто выглядел страшнее: «сухой» дистрофик имел пергаментную темную кожу, которая обтягивала живой скелет, а «полный», наоборот, был мертвенно бледным, одутловатым, и если надавить на его кожу пальцем, то надолго оставался вдавленный след.
Современные физиологи утверждают, что при таком блокадном пайке всё население Ленинграда теоретически должно было погибнуть в течение двух месяцев. Но погиб «лишь каждый третий»! За время блокады медики сделали удивительный вывод: жизнь в людях поддерживалась исключительно силой духа. Известный ленинградский психиатр Теодор Яковлевич Хвиливицкий утверждал, что способность выжить «обеспечивалась мобилизацией высших проявлений душевных качеств». Например, полностью истощенные дети жили ради того, чтобы выхаживать своих младших братьев и сестер, но как только те умирали, сами уходили из жизни - у них больше не было стимула жить дальше.
Витаминный напиток из хвои
Наиболее доступным способом получения лекарства от цинги стала хвоя. Ещё в ХVIII веке в России еловые лапы использовали для лечения этой болезни и даже экспортировали их в аптеки Западной Европы.
Собирали хвою в лесу за Пискаревским кладбищем. Казалось бы, нехитрое дело изготовить настой из хвои. Но что за этим стояло… Каждый день группа голодных женщин выдвигалась за 16 километров от Дегтярного переулка, где была организована переработка настойки, в Парголовский лес… Там делалась заготовка хвои, которую сперва носили на себе.
Как вспоминал после войны Алексей Дмитриевич Беззубов, во время блокады начальник химико-технологического отдела Всесоюзного НИИ витаминной промышленности и консультант санитарного управления Ленинградского фронта, разработчик технологии производства витаминного препарата на основе хвои, лауреат Сталинской премии:«Трудности заготовки хвои были колоссальные». «Слёз было в достатке – женщины приходили со стоптанными пятками… Позже организовали доставку на лошадях… И я вам должен сказать, что мы этот настой делали в таких количествах, что обеспечивали им все госпитали и столовые…»
Для поддержания необходимого уровня витамина С человеку нужно было выпивать ежедневно 100-200 граммов такого хвойного настоя. К концу ноября 1941 года в Ленинграде заработали более сотни хвойных установок: в больницах, на предприятиях, в научных и учебных заведениях, в некоторых воинских частях.
Задание 8. Обучающиеся формулируют правила бережного отношения к хлебу, далее обсуждаем эти правила и их выполнение.
Береги хлеб, он дорого даётся.
Не оставляй недоеденных кусков.
Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.
Продли хлебу жизнь.
Никогда не бросай хлеб.
Подними брошенный кусок, отдай птицам.
Уважай хлеб и труд хлеборобов сам, и учи этому других. Никогда не выбрасывай хлеб! Никогда не бери хлеб грязными руками. Не бросай где попало недоеденный кусок! Ешь хлеб бережно и аккуратно, не кроши им и не играй за столом. Остатки хлеба отдай птицам или домашним животным.
Хлеба к обеду в меру бери,
Хлеб - драгоценность,
Им не сори!
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» —
В поле, в доме, в державе!
Вывод ………..
Приём ПОПС:
П – позиция (в чем заключается Ваша точка зрения) мы считаем, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
С – следствие (вывод) … поэтому …
Источники информации
https://tass.ru/vstrane/12689571?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com
https://eduvillage.ru/biology/iz-chego-byl-hleb-v-blokadnom-leningrade-blokadnyi-hleb-v.html
https://vk.com/@i.peterburgenka-o-blokadnom-hlebe
https://school-science.ru/9/5/43940
Полковникова Т.А., Александрова С.В., Демидович Д.М. Изучение истории Великой отечественной войны и блокады Ленинграда в курсах истории России и во внеурочной деятельности: методическое пособие под общей редакцией О.Н. Журавлёвой. – СПб.: СПб АППО, 2020.
http://petkach.spb.ru/publikatsii/35-2003/381-2015-05-13-11-01-59
Приложение 1.
Блокада Ленинграда
Блокада города Ленинграда (ныне Санкт‑Петербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.
Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.
В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябре‑декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики ‑ всего 125 граммов. Когда 25 декабря 1941 года впервые была сделана прибавка хлебного пайка ‑ рабочим ‑ на 100 граммов, остальным ‑ на 75, истощенные, изможденные люди вышли на улицы, чтобы поделиться своей радостью.
Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов. Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.
В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.
22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе Ленинградско‑ Новгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60‑100 км.
27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.
Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).
Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью "За оборону Ленинграда", которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город‑Герой".
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Приложение 2.
Урок биологии на тему «Блокада Ленинграда»
Рабочий лист ученика (цы)
ФИ __________________________________________________Класс ______Дата______
Задание 1. Даты в истории блокадного Ленинграда
Вставьте пропущенные словосочетания
8 сентября 1941года - ………………..
18 января 1943 года - ………………….
27 января 1944 года - …………………..
Задание 2. Работая с текстом, ответьте на вопросы:
Назовите дату начала наступления фашистских войск на Ленинград.
___________________________________________________________________________
Когда немецкие войска отрезали Ленинград от всей страны с суши?
__________________________________________________________________________
Укажите способы взятия города немецко-фашистскими захватчиками.
__________________________________________________________________________
Назовите события, которые произошли в Ленинграде 8 сентября 1941года.
__________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте ответ на вопрос: Какие ценности жизни были самыми главными у жителей блокадного Ленинграда, почему Вы так считаете?
_____________________________________________________________________________
Задание 4. Сравните химический состав ржаного хлеба и хлеба блокадного Ленинграда, укажите сходства и отличия.
Химический состав хлеба (100 г.)
Сорт хлеба | Мука | Вода | Заменители | белки | жиры | углеводы | Энергетическая ценность |
Хлеб ржаной простой | обойная | 47,5 г | 0 г | 6.5 г | 1.0 г | 40.1 г | 190 ккал |
Хлеб блокадного Ленинграда | Ржаная обойная 10-12% | 71 г | Жмых-10%, пищевая целлюлоза-10%, обойная пыль-2%, | 0 г | 0 г | 0 г | 130 кал |
Ответ: _____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 5. В ноябре и декабре 1941 года дети и старики получали по 125 граммов хлеба в день. Энергетическая ценность блокадного хлеба массой 100 грамм составляла 130 калорий. Рассчитайте, какова энергетическая ценность в калориях суточной хлебной пайки для детей и стариков весом 125 грамм.
Расчёт с ответом:
Задание 6. Изучите таблицу
Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков
Возраст | Белки, г/кг | Жиры, г/кг | Углеводы, г/кг | Энергетическая потребность, ккал |
7-10 лет | 2,3 | 1,7 | 330 | 2550 |
11-15 лет | 2,0 | 1,7 | 375 | 2900 |
Старше 16лет | 1,9 | 1,0 | 475 | 3100 |
А) Используя результат, полученный вами в задании 5 рассчитайте, какое количество ккал не хватало по суточным нормам для питания подросткам 11-15лет в блокадном Ленинграде. (1 кал = 0,001 ккал).
Расчёт с ответом:
Б) Калорийность 125 г блокадного хлеба составляла 179 килокалорий (для сравнения в 100 граммах нашего, мирного хлеба – 248 ккал). Рассчитайте, какое количество ккал не хватало по суточным нормам для питания подросткам 11-15лет в блокадном Ленинграде.
Расчёт с ответом:
Задание 7. Укажите правильный ответ.
Дистрофия – это….
1) Качественное изменения тканей, при нарушениях в них обмена веществ.
2) Прижизненное свертывание крови в просвете сосудов.
3) Воспаление слизистой оболочки желудка.
Задание 8.
Сформулируйте правила бережного отношения к хлебу.
Вывод урока. Я считаю …………………………………, потому что .……………………………………………, например ………………………………………………………………..поэтому …………………………