СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метдоические рекомендации "Использование арт-терапевтических технологий на уроках изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью  арт-терапии  является стремление не научить ребенка рисовать, петь, двигаться под музыку, а оказание помощи  посредством искусства научиться справляться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель посредством арт- терапии показывает ребенку путь снятия эмоционального напряжения и страхов сделать «не правильно».

Просмотр содержимого документа
«Метдоические рекомендации "Использование арт-терапевтических технологий на уроках изобразительного искусства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Учитель изобразительного искусства

Большакова Татьяна Анатольевна


Методические рекомендации:

«Использование арт-терапевтических технологий

на уроках изобразительного искусства»


Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить своё отношение к окружающим людям, и миру в целом. Для ребёнка творчество – это и есть его жизнь, это его реальность. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать о себе, своих чувствах, радостях и переживаниях. Он абсолютно спонтанен в своём творчестве. В отличие от взрослых, которые и в творчестве пытаются усмотреть что-то рациональное, и критически относятся к тому, что сделали – ребёнок живёт именно чувствами. Для него не столько важно как что-то нарисовано или вылеплено из пластилина – сколько, что именно. Зачастую ребёнок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову или в голове постоянный страх сделать что-либо не правильно, и всё это вызывает чувство беспокойства, неуверенности и собственной бессильности. Ребёнок не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти позитивного выхода своим эмоциям, его что-то тревожит, волнует. Поэтому для него столь естественным становится самовыражение именно в творческой деятельности. Музыка, пение, рисование, сочинение сказок, танец помогают осмыслить и привести к гармоничному состоянию внутренний мир человека. И здесь на помощь приходит арт-терапия или терапия искусством.

Целью арт-терапии  является стремление не научить ребенка рисовать, петь, двигаться под музыку, а оказание помощи посредством искусства научиться справляться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Учитель посредством арт- терапии показывает ребенку путь снятия эмоционального напряжения и страхов сделать «не правильно».

Д.А. Медведев в проекте Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из основных направлений назвал сохранение и укрепление здоровья школьников. По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. Кроме того, «нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».

Несмотря на то, что арт-терапия имеет большую популярность в психологии, почему бы не применять ее в школе, на уроках искусства, в частности?

Не случайно по требованиям Сан ПиНа уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры ставятся после более сложных предметов. Арт-терапевтические приёмы, применяемые на уроках образовательной области «Искусство», не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. И неправда, что кто-то не умеет петь, или у кого-то нет слуха. Каждый ребёнок хоть немного может рисовать или лепить из пластилина. Все эти способности можно и нужно развивать. Рисование, особенно под музыку, помогает осмыслить и привести к гармоническому состоянию свой внутренний мир. Это один из доступных способов гармонизации личности, снятия эмоционального напряжения, не только в настоящем, но и в будущем.

Кроме того, использование различных элементов арт-терапии в школе призвано, прежде всего, содействовать духовно-нравственному воспитанию школьников, открывая перед ними все новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения. Свободное самовыражение необходимо или желательно, чтобы помочь ребенку устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить имеющиеся психологические проблемы и т.д. Возможности арт-терапии позволяют сдерживать «выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или «внутрь себя».

Говоря о роли искусства для здоровья, мы не можем не задать вопроса: а может ли учитель с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся? В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» школе» определена одна из основных задач уроков искусства: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Именно поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках мы используем технологии арт-педагогики.

Разнообразие форм арт-терапии позволяет использовать ее на разных этапах урока. Это может быть начало урока, объяснение нового материала, закрепление пройденного, физкультминутка, домашнее задание и, конечно же, рефлексия.

Известно, что наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде всего, проявляются в виде образов. Эмоционально-образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности. Существует несколько видов арт-терапии, которые применяются нами на уроках. Это музыкальная терапия, сказкотерапия, ритмотерапия, цветотреапия и терапия изобразительным искусством, маскотерапию, драматерапию, игротерапию и т.д.

Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из тупиковой ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно. Так, искусство помогает ребёнку абстрагироваться от своих проблем и чувств и посмотреть на них со стороны. Само по себе творчество делает жизнь человека интересной и насыщенной.У каждого человека есть потребность выразить себя, и, создавая что-то, он чувствует себя удовлетворённым, словно находит себя, гармонию в себе. В арт-занятиях работы не оцениваются и не сравниваются. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Обратимся поподробнее к некоторым из видов арт-терапии.

  • Музыкальная терапия.

В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. В мире она становиться признанной наукой. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что музыка, зачастую сопровождаемая просмотром репродукций произведений живописи, положительно влияет на их психоэмоциональное состояние - это своеобразная арттеропия. Музыкотерапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования. Современная музыкотерапия основана прежде всего на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса, дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате — он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения по-разному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции, и соответственно разные биохимические процессы.

Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. Кроме тональности, на слушателя оказывает мощное воздействие темп, ритм и динамика музыкального произведения.

Для снятия стресса или, наоборот, активизации эмоциональной сферы личности ребенка я использую музыку для релаксации, а также записи звуков природы (шум моря, леса, грозы и т.д.). Также составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ведь известно, что когда человек поет, лишь 20% звука уходит во внешнее пространство, остальное – во внутренние органы.

Упражнение «Шум моря».

Учащиеся слушают звуки моря, а затем я предлагаю им «подышать», как море. Делаем тихий, мягкий вдох животом и плавно поднимаем вверх руки. А потом выдыхаем «Ш». Выдыхаем долго-долго, втягиваем живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опускаем руки и снова вдыхаем.

Упражнение «Я – дирижер!»

Под звучание симфонического оркестра каждый из учащихся дирижирует воображаемым оркестром. Это упражнение увеличивает заинтересованность ребят, способствует процессу восприятия музыкального отрывка и приносит психотерапевтический эффект.

  • Вокалотерапия

Установлено, что музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-со­судистую). К тому же Звук, зарождающийся во время пения, только на 15—20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Такой своеобразный вибрационный массаж внутренних органов.Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел и неприятен окружающим», необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. А.И. Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа определил, что, если мышечная координация не оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение артикуляции и дикции, устранение монотонности и безжизненности в голосе, гнусавости и повизгивания.

На уроках я использую разработанные А.И.Поповым упражнения благоприятно воздействующие на весь организм в целом. Одно из них: потянитесь, поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если ученик будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма ее поддерживать.

Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. На тембр, громкость и другие качества голоса влияют такие факторы как эмоциональный и мышечный тонус. Следовательно, можно по голосу определять некоторые состояния организма, а также через голосовые упражнения влиять на эти состояния.

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека.


  • Терапия изобразительным искусством

В данном виде терапии одним из важных элементов является выбор материала. Для проведения занятий нужны различные материалы, такие как карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель, художественный уголь, краски, гуашь. Необходимы кисти разных размеров, палитра, баночки с водой, губка. Потребуется бумага различных цветов, оттенков, формата, плотности и текстуры, картон, фольга, клей, скотч, ножницы,нитки, веревки. Для коллажей понадобятся старые журналы, репродукции, фотографии. На некоторых занятиях используются ткани, глина, пластилин, специальное тесто, песок с миниатюрными фигурками, дерево, природные и иные материалы для создания объемных композиций.

Работа с пластилином

Области применения.

- Снятие тревожности, агрессивности.

- Управление своим эмоциональным состоянием.

- В работах пары – для поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений.

Первый этап. Классу даётся инструкция: в течение всего времени, пока длится музыка необходимо с закрытыми глазами слепить образ своего гнева (обиды, того, что приятно, своего помощника и т.д.), не особо задумываясь над тем, что получается, а дать свободу своим рукам. Эту инструкцию можно видоизменить в зависимости от цели: можно предложить лепить вдвоём с открытыми глазами. В зависимости оттого, что лепится, выбирается и музыка. После того, как закончится музыка, ребятам предлагается внимательно рассмотреть свою работу и от своего имени презентовать образ.

В случае, если работали 2 человека, важно проговорить не только то, что они создали, но также и то, как им работалось вместе, что нового и интересного они узнали друг о друге и т.д.

Второй этап. Если участники лепили в одиночку, то им предлагается найти сходный в чём-то другой образ и объединиться в пары. Их задача – под музыку слепить общий ресурс (если до этого они лепили негативный образ) или то, что является для них защитой, приносит радость. На этапе обсуждения важно проговорить название их образа и что он несёт людям. Как лепили участники? Как они разрешали возникающие конфликты? Кто доминировал, кто подчинялся, и было ли комфортно детям в этих позициях? Какие чувства возникали и какое чувство преобладает при завершенном результате и т.д.? Важно подчёркнуть вклад каждого в работу и в конце устроить выставку работ.

Работа с бумагой для создания коллажа

Области применения.

- Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.

- Отработка негативных чувств и ресурсов.

- Работа в команде – развитие сплочения.

- Развитие рефлексии.

Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Герб нашего класса”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.

Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.

Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце каждому предлагается выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.

Работа с бумагой и красками.

Области применения.

 Снижение эмоциональной напряженности.

 Осознание своих чувств, переживаний.

– Управление своими чувствами.

Изображение своего настроения. Педагог предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент.

Победа над страхом. Ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».

Кляксы. 1 вариант. Детям предлагается взять на кисточку немного краски того цвета, какого им хочется, плеснуть «кляксу» на лист бумаги и сложить его вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем лист развернуть и рассказать, на кого или на что похожа полученная «клякса». 2 вариант. Наполнить краской круглую кисть и сильно стряхнуть ее на бумагу, держа за кончик ручки кисти. Резко остановить кисть. В полученных кляксах попытаться увидеть различные образы, изображения.

Рисование по точкам. 1 вариант. Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагают соединить точки линией. Получившийся контур дорисовать, раскрасить, придумать сюжет и дать название. 2 вариант. Разделившись попарно дети рисуют точечную схему своему партнёру.

Графическая музыка. Ребенку предлагают под музыку, закрыв глаза, проводить на бумаге линии в соответствии с восприятием мелодии. Затем найти в этих линиях образы и обвести их карандашами разного цвета (рыбка, черепаха, птица и др.).

Пальцевая живопись. Педагог предлагает детям нарисовать предмет, накладывая цветовые пятна (гуашь) пальчиком или используя палочки. Можно нарисовать не весь предмет, а только его контур. Данная техника помогает красочно раскрыть тему « Мир насекомых», « «Красота подводного мира».

Рисунок на асфальте. Дать ребенку цветные мелки и предложить нарисовать все, что ему хочется.

Список используемой литературы:

Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. М.: Изд-во института психотерапии, 2004.

Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991.

Декер-Фойгт Г.-Т. Введение в музыкотерапию./ пер. с нем. СПб.: Питер, 2003.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Изд. центр "Академия", 2000.

Киселёва М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: Речь, 2007.

Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб.: Речь, 2006.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

Котышева Е.Н. Музыкальнаяпсихокоррекция детей с ограниченными возможностями. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.

Куприна Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребёнка. М.: Академия, 2007.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М.: Академия, 2001.