СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха

Просмотр содержимого документа
«Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха»

Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха

Автор: Понамаренко М. А. -

учитель начальных классов

К. Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций».

В своей работе данный метод использую не так давно, но по истечении даже этого небольшого промежутка времени могу с уверенностью сказать, что наибольший эффект использования метода достигается при организации словарно-орфографической работы. Работа над словарным словом трудоемка и сложна , т.к ученикам требуется все словарные слова запомнить, ведь их орфограмму мы не можем проверить.

За весь курс начальной школы ученикам предстоит запомнить 364 словарных слова, это очень большой объем знаний, и не у всех и не всегда это получается сделать. И именно здесь незаменимый помощник- метод ассоциации.

На первом этапе я предлагала обучающимся готовые карточки со словарными словами и ассоциациями к ним (приложение «Ассоциации карточки»). В дальнейшей работе при запоминании написания словарного слова ученикам предлагала сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву самостоятельно. Каждый ребенок нашёл свой ассоциативный образ. Рисунок заменял собой буквы, которые вызывают затруднения при написании. Процесс этот увлекательный и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву им очень интересно, весело и легко: они ведь как волшебники – превращают обычную букву в животное, птицу, предмет.

Фрагмент урока русского языка 2 класс «Правописание слов с непроверяемыми гласными в корне».

А сейчас вам нужно внимательно послушать определения и ответить, одним словом Кто это ? или Что это?

Домашнее животное, друг человека. (Собака.)

Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.)

Ребёнок женского пола. (Девочка.)

Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.)

Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.)

Сильный холод. (Мороз.)

Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.)

Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.)

Отлично, молодцы, вы были внимательны и ответили на все мои вопросы.

Ребята, а как вы думаете, что общего в написании этих слов?

Правильно, это словарные слова.

А какие слова у нас называются словарными?

Правильно, это слова, написание которых следует запомнить или проверить по словарю.

Я вам предлагаю выбрать для себя словарное слово, запишите это слово на лист и замените в нем запоминаемую букву на рисунок, который поможет вам легко запомнить ее написание.

Ребята, выбрав слово, начинают рисовать свои ассоциации : ПОСУДА, но вместо «О», рисуют тарелку; «О» в слове  «ВОРОБЕЙ», вполне может представлять сам воробушек в слове «МОРОЗ», безударная «о» похожа на «СНЕЖИНКУ»,; в слове «ДЕВОЧКА» – «о» - круглое лицо девочки.

Работа с методом ассоциации натолкнула меня на использование приема «Стилизация» на уроках литературного чтения в 1 классе при изучении алфавита. Прием «стилизация» - это рисование  букв,  похожих на предметы, как способ запоминания букв. А -  лесенка, В – похожа на ватрушку, С – на месяц, З – змея, И – похожа на калитку в заборе. Этот прием позволяет  принести  в обучение эмоции, яркие  краски, превратить скучные буквы в яркие и любимые персонажи и  реализовать персональный подход к ученику в рамках общего занятия. А в последствии можно организовать импровизированную выставку рисунков.

Положительные результаты я отмечаю и при работе с приемом «Создание рассказа». Карточки со словами на одну орфограмму выбираются заранее.

-Ребята что общего между  всеми этими словами?

-Что общего в их написании?

Правильно, запоминаемая  орфограмма - безударная гласная «о» в  корне слова.

На доске вывешены слова: погода, мороз, коньки, сорока, воробей, собака, лопата, морковь, девочка.

-Выбери пять слов, составь небольшой рассказ , используя данные слова, и прочти его.

Систематически используя на уроках эти 3 приёма в течение полугода, я могу отметить положительные результаты :

во-первых, это обогащение словарного запаса, развитие логического мышления (дети отвечают не односложно, а распространенными предложениями);

во-вторых, повышение орфографической зоркости (по результатам мониторинга качество написания словарных диктантов на непроверяемые орфорграммы повысилось на 18 %.)

в-третьих, улучшение памяти учащихся ( у каждого ребенка наблюдается увеличение объёма запоминаемого материала)

в-четвёртых, в результате создания ситуации успеха ребенок чувствует себя комфортно, что способствует развитию его творческой активности, если ему интересно, не страшно, и он увлечен, то он будет хорошо учиться.