Метод ассоциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха
Автор: Понамаренко М. А. -
учитель начальных классов
К. Паустовский отмечал, что у человека одаренного «любая мысль, любая тема, случайный предмет вызывают неиссякаемый поток ассоциаций».
В своей работе данный метод использую не так давно, но по истечении даже этого небольшого промежутка времени могу с уверенностью сказать, что наибольший эффект использования метода достигается при организации словарно-орфографической работы. Работа над словарным словом трудоемка и сложна , т.к ученикам требуется все словарные слова запомнить, ведь их орфограмму мы не можем проверить.
За весь курс начальной школы ученикам предстоит запомнить 364 словарных слова, это очень большой объем знаний, и не у всех и не всегда это получается сделать. И именно здесь незаменимый помощник- метод ассоциации.
На первом этапе я предлагала обучающимся готовые карточки со словарными словами и ассоциациями к ним (приложение «Ассоциации карточки»). В дальнейшей работе при запоминании написания словарного слова ученикам предлагала сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нем запоминаемую букву самостоятельно. Каждый ребенок нашёл свой ассоциативный образ. Рисунок заменял собой буквы, которые вызывают затруднения при написании. Процесс этот увлекательный и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение. А писать и одновременно рисовать - запоминать трудную букву им очень интересно, весело и легко: они ведь как волшебники – превращают обычную букву в животное, птицу, предмет.
Фрагмент урока русского языка 2 класс «Правописание слов с непроверяемыми гласными в корне».
А сейчас вам нужно внимательно послушать определения и ответить, одним словом Кто это ? или Что это?
– Домашнее животное, друг человека. (Собака.)
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом. (Посуда.)
– Ребёнок женского пола. (Девочка.)
– Огородное растение, растущее кочаном. (Капуста.)
– Крупное рогатое домашнее животное. (Корова.)
– Сильный холод. (Мороз.)
– Маленькая городская птица, забияка и воришка. (Воробей.)
– Дикое животное с длинными ушами. (Заяц.)
Отлично, молодцы, вы были внимательны и ответили на все мои вопросы.
Ребята, а как вы думаете, что общего в написании этих слов?
Правильно, это словарные слова.
А какие слова у нас называются словарными?
Правильно, это слова, написание которых следует запомнить или проверить по словарю.
Я вам предлагаю выбрать для себя словарное слово, запишите это слово на лист и замените в нем запоминаемую букву на рисунок, который поможет вам легко запомнить ее написание.
Ребята, выбрав слово, начинают рисовать свои ассоциации : ПОСУДА, но вместо «О», рисуют тарелку; «О» в слове «ВОРОБЕЙ», вполне может представлять сам воробушек в слове «МОРОЗ», безударная «о» похожа на «СНЕЖИНКУ»,; в слове «ДЕВОЧКА» – «о» - круглое лицо девочки.
Работа с методом ассоциации натолкнула меня на использование приема «Стилизация» на уроках литературного чтения в 1 классе при изучении алфавита. Прием «стилизация» - это рисование букв, похожих на предметы, как способ запоминания букв. А - лесенка, В – похожа на ватрушку, С – на месяц, З – змея, И – похожа на калитку в заборе. Этот прием позволяет принести в обучение эмоции, яркие краски, превратить скучные буквы в яркие и любимые персонажи и реализовать персональный подход к ученику в рамках общего занятия. А в последствии можно организовать импровизированную выставку рисунков.
Положительные результаты я отмечаю и при работе с приемом «Создание рассказа». Карточки со словами на одну орфограмму выбираются заранее.
-Ребята что общего между всеми этими словами?
-Что общего в их написании?
Правильно, запоминаемая орфограмма - безударная гласная «о» в корне слова.
На доске вывешены слова: погода, мороз, коньки, сорока, воробей, собака, лопата, морковь, девочка.
-Выбери пять слов, составь небольшой рассказ , используя данные слова, и прочти его.
Систематически используя на уроках эти 3 приёма в течение полугода, я могу отметить положительные результаты :
во-первых, это обогащение словарного запаса, развитие логического мышления (дети отвечают не односложно, а распространенными предложениями);
во-вторых, повышение орфографической зоркости (по результатам мониторинга качество написания словарных диктантов на непроверяемые орфорграммы повысилось на 18 %.)
в-третьих, улучшение памяти учащихся ( у каждого ребенка наблюдается увеличение объёма запоминаемого материала)
в-четвёртых, в результате создания ситуации успеха ребенок чувствует себя комфортно, что способствует развитию его творческой активности, если ему интересно, не страшно, и он увлечен, то он будет хорошо учиться.