Метод детской журналистики, как средство речевого развития детей с ОНР. Проблема развития речи остается одной из самых актуальных проблем детей дошкольного возраста, в особенности детей с ОНР.
При проведении логопедических обследований отмечено, что дошкольники, имеющие речевые нарушения, значительно отстают от сверстников в овладении навыками связной диалогической речи, овладевают лишь самыми простыми формами диалога: нет навыков рассуждения, диалог не получается, каждый ребенок говорит о своём, не слышит партнера.
В общении такие дети недостаточно инициативны, не могут адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. И так как речь взрослеет и развивается в процессе общения, общение является необходимым условием формирования личности ее сознания и самосознания. Наша задача заключается в формирование и развитие у детей умений навыков речевого общения, для их социализации в обществе.
В своей работе, я обратилась к интересному, на мой взгляд, методу для современных детей, это детская журналистика, в частности метод - интервьюирование. Интервьюирование (от англ. «встреча», «беседа») - метод получения информации в ходе устного непосредственного общения.
В отличие от обычной беседы процедура интервьюирования имеет четкую цель, предполагает предварительное планирование действий по сбору информации, обработку полученных результатов.
Такой прием усиливает речевую мотивацию, создает условия для формулирования вопросов, построения самостоятельных высказываний и рассуждений. Дети получают начальные знания, умения, навыки профессии журналиста, делают первые шаги в практической деятельности, развивают свои творческие и коммуникативные способности.
Интервьюирование (детская журналистика) позволяет:
- развивать личностные качества детей;
- учить преодолевать скованность;
- быть активным и самостоятельным собеседником;
- развивать уверенность в себе и в своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру речевого общения;
- вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
-устранять избыточное, психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и вовремя её, а также грамматичное использование слов в структуре связного высказывания;
- овладевать умением пользоваться различными типами предложений.
Поставленные задачи решаются в форме занятий, с включением дидактических и словесных игр, элементов интервьюирования, тренинговых упражнений, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, моделирование ситуаций, наблюдение, рассказы детей (описательные, из опыта, беседы, обсуждение занятий), встречи с интересными людьми разных профессий. Все это позволяет развивать не только диалогическую речь детей и уровень звуковой культуры речи, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Именно в игре дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. В процессе игр участники учатся слышать друг друга и стараются быть услышанными и понятыми сверстниками, педагогами и родителями. Так началась наша игра в журналистов.
Игра - вещь серьезная, поэтому подготовка к ней достаточно трудоемка и занимает значительно больше времени, чем сама игра. Например, прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (н-р: музыкального руководителя), необходимо провести беседы с детьми на эту тему, поиграть в дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и потренироваться, беря интервью друг у друга “Спроси меня, а я тебя», у родителей.
Для облегчения ведения диалога пользуется схемой-подсказкой, которая состоит из картинок-символов. По этим картинкам детям легче подбирали возможные варианты вопросов, которые можно задать. Затем, уже в процессе самого интервью, ребенок - корреспондент выстраивал свой диалог, имея перед собой зрительную опору в виде этих картинок-символов.
Конечно же ни какая работа в не проходит без родительской поддержки. С их помочью подбираются необходимые атрибуты: микрофоны, фотоаппараты, сотовые телефоны, бейджики на каждого ребенка с логотипами СМИ и с фотографией, кепки для «юных корреспондентов».
В ходе такой предварительной, речевой подготовки: обогащается словарный запас детей, расширяются знания. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.
Итогом долгосрочной игры в «журналистов» может стать открытое занятие «Все работы хороши», на котором дети могут продемонстрировать свои журналистские способности. Но прежде детям, придётся отправиться в «творческие командировки» на работу к своим родителям, узнать чем же они там занимаются. И уже на занятии представить свои репортажи, в виде видеозаписи или рассказа по фотографиям. В ходе занятия им придется отвечать на вопросы юных корреспондентов, также как и приглашенным родителям.
Метод детской журналистики, в частности интервьюирования, усиливает речевую мотивацию и речевое развитие дошкольников, дает возможность интеграции всех образовательных областей, особенно коммуникативных.
Дети не только приобретают знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, как на занятиях, так и в реальных жизненных ситуациях.