СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод эвристического наблюдения на уроках в начальной школе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В процессе эвристического наблюдения и дискуссии происходит осмысление учебного материала и способов работы с ним.

Просмотр содержимого документа
«Метод эвристического наблюдения на уроках в начальной школе».»

Метод эвристического наблюдения на уроках в начальной школе


Цель: обучение детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений

Задачи:


  • активизировать познавательную деятельность и интерес к предметам с помощью современных технологий;

  • способствовать развитию интеллектуального, творческого потенциала,

  • формировать умения ставить цель и находить пути, средства к ее достижению.

  • формировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

  • приобщать к поисковой и творческой деятельности.

  • формировать ряд компетенций: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую, исследовательскую.


Ожидаемый результат:

  • развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;

  • развитие элементов творческой деятельности, как качества мышления;

  • развитие навыков устной речи;

  • развитие «умения учиться», использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;

  • развитие памяти;

  • развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся;

  • развитие интеллектуального мышления (на основе усвоения учащимися причинно- следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формировать свои мысли.


«Сделайте вашего ребёнка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».


Ж.Ж.Руссо


Формирование личности как субъекта социальной действительности, способной самостоятельно раскрывать и развивать все свои потенциальные возможности обуславливает мобилизацию умений самостоятельно критически мыслить, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, постоянно пополнять свои знания и совершенствовать умения по их применению. Это позволяет каждому индивиду не только следовать за прогрессивными изменениями в науке и культуре, но и самому их осуществлять, создавая собственный творческий продукт. Поэтому первоочередной задачей общеобразовательной школы является воспитание познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.

Сущность самостоятельной познавательной деятельности не в том, что ученик работает без посторонней помощи учителя, а в том, что цель его деятельности несет в себе одновременно и функцию управления этой деятельностью. Поэтому особенно важным в этом процессе является творческая деятельность, которая рассматривается как наивысший уровень познавательной самостоятельности, т.к. знания, умения и навыки лишь тогда формируют познавательную самостоятельность, когда становятся инструментом творческой деятельности и включаются в ее процедуру. Творчество, как наивысший уровень познавательной самостоятельности учащихся, предполагает способность видоизменять те стереотипы, которые привили учащимся, навыки и умения, которым их учили, а также конструировать новые подходы к осмыслению ранее усвоенного или нового содержания. В основе любых фактов творчества лежит метод эвристического наблюдения. Для подтверждения можно привести убедительные примеры из истории науки. Так, создание Коперником гелиоцентрической системы стало возможным благодаря перенесению наблюдавшихся на Земле круговых движений на небесные тела. Уатт построил паровой двигатель, опираясь на наблюдения за крышкой чайника. Архимед заметил уменьшение веса собственного тела в воде, а потом перенес это наблюдение на все тела, погруженные в жидкость. Франклин, наблюдая за грозой, создал электрическую машину.

Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся посредством метода эвристического наблюдения является одной из наиболее актуальных.

Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие ребенком различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний, способ их добывания из реальности бытия. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него. Одновременно с получением заданной педагогом информации многие дети во время наблюдения видят и другие особенности наблюдаемого объекта, то есть добывают новую информацию и конструируют знания с помощью наблюдений. В этих условиях учитель является не регламентирующим и указующим руководителем, а равноправным участником общего разговора и, вместо того чтобы дать традиционное распоряжение «вставьте пропущенный член предложения», размышляет вслух: «Мне кажется, что в этом предложении какого-то слова не хватает. Вы со мной не согласны?»

Наблюдение – один из первых методов изучения окружающего мира человеком. В ряде наук оно до сих пор остается единственным методом эмпирических исследований.

Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них. 
Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися). 
Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог).Например, в 1-м классе во время урока-наблюдения (экскурсии) в осенний лес (парк) ученикам могут быть предложены такие задания: «Найдите листья разного цвета: желтого, оранжевого, багряного, серого, лилового, бордового»; «Определите запах осенней листвы, грибов, прелой травы»; «Определите звуки осеннего леса»; «Определите на ощупь разные предметы (лист, травинку, гриб)». Конечно, расширение сенсорного опыта младших школьников связано с развитием умения наблюдать, рассматривать предмет со всех сторон, обобщать представления, которые получены чувственным путем. Если организовано наблюдение за живым объектом (например, котенком или щенком), то детям, уже имеющим хотя бы незначительный опыт наблюдения, нетрудно будет обратить внимание на органы чувств животного: как оно смотрит, чувствует запах, передвигается, почему проявляет беспокойство, чему радуется. Эти наблюдения рождают у детей эстетическую эмпатию, то есть умение «принять» другое живое существо, сравнить его ощущения со своими. Если педагог предложит или составит вместе с учениками план-инструкцию, по которой будет обнаруживаться общее между животным и человеком, то ученики смогут прийти к выводу о том, что животное, так же как человек, обладает всеми признаками живого существа (передвигается, питается, дышит, рождается, растет, развивается, умирает, радуется, переживает, страдает и т. п.).

      Если на первом этапе обучения (в 1-2-м классе) учитель предлагает для наблюдения план, раскрывающий последовательность рассмотрения объекта (сначала обратим внимание на это...; теперь ответим на этот вопрос...; что нужно сделать, чтобы увидеть вот это... и т. д.), то в 3-4-м классе начальной школы инициатива все больше и больше передается детям. Школьники учатся самостоятельно составлять план наблюдения за объектом, выстраивать последовательность своих действий.

В процессе эвристического наблюдения и дискуссии происходит осмысление учебного материала и способов работы с ним.

Таким образом, наблюдение – это метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта