СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод интервалов

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал по закреплению и систематизации знаний учащихся о методе интервалов

Просмотр содержимого документа
«Метод интервалов»

14 ноября.  Классная работа. Решение неравенств методом интервалов.

14 ноября. Классная работа.

Решение неравенств методом интервалов.

Цели урока : Обучающая : закрепление и систематизация знаний при решении неравенств методом интервалов; проверить знания, умения, навыки учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной». Развивающая: развитие устойчивого интереса к предмету; развитие логики и мышления. Воспитательная: воспитание уверенности в своих силах; умения владеть собой, выдержки; воспитание коллективизма, чувства значимости своей работы.

Цели урока :

  • Обучающая :
  • закрепление и систематизация знаний при решении неравенств методом интервалов;
  • проверить знания, умения, навыки учащихся по теме «Решение неравенств с одной переменной».
  • Развивающая:
  • развитие устойчивого интереса к предмету;
  • развитие логики и мышления.
  • Воспитательная:
  • воспитание уверенности в своих силах;
  • умения владеть собой, выдержки;
  • воспитание коллективизма, чувства значимости своей работы.
Проверка домашнего задания № 328 а) х  (-48;37)  (42;+  ); б) х  (-  ; -0,7)  (2,8; 9,2). № 331 а) х  (-  ;18)  (19; +  );  б) х  (-  ; -0,9)  (3,2;+  ); в) х  [-3;8,5];  г) х  [0,3; 8].

Проверка домашнего задания

  • № 328
  • а) х  (-48;37)  (42;+  );
  • б) х  (-  ; -0,7)  (2,8; 9,2).
  • № 331
  • а) х  (-  ;18)  (19; +  );
  • б) х  (-  ; -0,9)  (3,2;+  );
  • в) х  [-3;8,5];
  • г) х  [0,3; 8].
№ 335. Верно ли записан ответ ? а) х  [-7;21]; б) х  (-4,7; 7,2).
  • № 335. Верно ли записан ответ ?
  • а) х  [-7;21];
  • б) х  (-4,7; 7,2).
0 , (x-x 1 )(x-x 2 )…(x-x n ) " width="640"

Актуализация опорных знаний

  • Рассмотрим функцию f(x)=(x-x 1 )(x-x 2 )…(x-x n ), где х – переменная, числа х 1 2 ,…,х n нули функции. Область определения функции разбивается нулями на промежутки, в каждом из которых функция сохраняет свой знак, а при переходе через нули ее знак меняется.
  • Это свойство используется для решения неравенств (x-x 1 )(x-x 2 )…(x-x n )0 , (x-x 1 )(x-x 2 )…(x-x n )
0 , используя метод интервалов. 1. Найдем нули функции y= (х+8)(х-5). х+8=0 или х-5=0 х=-8 х=5 2. Отметим на координатной прямой нули функции y= (х+8)(х-5), т.е. точки -8 и 5, и укажем знаки функции в образовавшихся промежутках. y0 при х  (-  ;-8)  (5;+  ). Ответ: х  (-  ;-8)  (5;+  ). + + х -8 5 - " width="640"

Повторение

  • Решить неравенство (х+8)(х-5) 0 , используя метод интервалов.
  • 1. Найдем нули функции y= (х+8)(х-5).

х+8=0 или х-5=0

х=-8 х=5

2. Отметим на координатной прямой нули функции y= (х+8)(х-5), т.е. точки -8 и 5, и укажем знаки функции в образовавшихся промежутках.

y0 при х  (-  ;-8)  (5;+  ).

Ответ: х  (-  ;-8)  (5;+  ).

+

+

х

-8

5

-

Устная работа 1. Разложите на множители выражение: а) a 2 -169; б) 17- d 2 ; в) x 3 +1; г) x 2 +4 x -32 2. При каких значениях х имеет смысл выражение: а) 1 б) 1 в) √х+1.  2х-1, х 2 +3,

Устная работа

  • 1. Разложите на множители выражение:
  • а) a 2 -169; б) 17- d 2 ; в) x 3 +1; г) x 2 +4 x -32
  • 2. При каких значениях х имеет смысл выражение:
  • а) 1 б) 1 в) √х+1.

2х-1, х 2 +3,

0; в) (х+1)(х+3) ≤0 ; г) (3-х)(х+5) 0; д) (2х-3)(х+7)≤0. " width="640"

Разминка

  • 1. Решить неравенство:
  • а)х 2 - ¼ ≥ 0; б) х 2 -2х 0; в) (х+1)(х+3) ≤0 ; г) (3-х)(х+5) 0; д) (2х-3)(х+7)≤0.
х  [ - 3 ; -1]   П х  ( -  ;0 )   (2; +  ) С  х  ( -  ;- ½]   [½ ; +  ) У  х  (-5 ;3) Е х  [ -7; 1,5 ] X
  • х  [ - 3 ; -1] П
  • х  ( -  ;0 )  (2; +  ) С
  • х  ( -  ;- ½]  [½ ; +  ) У
  • х  (-5 ;3) Е
  • х  [ -7; 1,5 ] X
Работа по учебнику № 332. № 334 в),г).

Работа по учебнику

  • № 332.
  • № 334 в),г).
Задание (готовимся к экзамену по алгебре) Найти все значения параметра а, при которых неравенство х 2 +(2 а +4) х +8 а +1≤0 не имеет решений. Решение . График функции у = х 2 +(2 а +4) х +8 а +1 – парабола, ветви которой направлены вверх. Значит, данное неравенство не имеет решений в том и только том случае, если вся парабола расположена в верхней полуплоскости.  Отсюда следует, что дискриминант квадратного трехчлена х 2 +(2 а +4) х +8 а +1 должен быть отрицателен. Имеем: D 1 =(a+2) 2 -(8a+1)=a 2 -4a+3

Задание (готовимся к экзамену по алгебре)

  • Найти все значения параметра а, при которых неравенство х 2 +(2 а +4) х +8 а +1≤0 не имеет решений.
  • Решение . График функции у = х 2 +(2 а +4) х +8 а +1 – парабола, ветви которой направлены вверх. Значит, данное неравенство не имеет решений в том и только том случае, если вся парабола расположена в верхней полуплоскости.
  • Отсюда следует, что дискриминант квадратного трехчлена х 2 +(2 а +4) х +8 а +1 должен быть отрицателен. Имеем: D 1 =(a+2) 2 -(8a+1)=a 2 -4a+3
Решим квадратное неравенство a 2 -4a+3Отметим на координатной прямой нули функции y= a 2 -4a+3 =(а-1)(а-3) По теореме обратной теореме Виета а 1 +а 2 =4, а 1 а 2 =3  а 1 =1, а 2 =3  Ответ: 1+ + - 1 3 а
  • Решим квадратное неравенство a 2 -4a+3
  • Отметим на координатной прямой нули функции y= a 2 -4a+3 =(а-1)(а-3)
  • По теореме обратной теореме Виета а 1 +а 2 =4, а 1 а 2 =3  а 1 =1, а 2 =3
  • Ответ: 1

+

+

-

1

3

а

Например: а =2 Тогда x 2 +(2  2+4)x+8  2+1≤0,  x 2 +8x+17≤0.  D 1 = 16-17=-1При а=2 неравенство х 2 +(2 а +4) х +8 а +1≤0 не имеет решений

Например:

  • а =2
  • Тогда x 2 +(2  2+4)x+8  2+1≤0,
  • x 2 +8x+17≤0.
  • D 1 = 16-17=-1
  • При а=2 неравенство х 2 +(2 а +4) х +8 а +1≤0 не имеет решений
Подведение итогов  Домашнее задание: § 2. п15, стр. 88 (алгебра,9 класс, под ред. С. А. Теляковского) № 333 № 335 а), б) Для творчески мыслящих учащихся дополнительное задание:  Найдите все значения параметра а, при которых неравенство -х 2 +(2а+6)х-7а-15

Подведение итогов Домашнее задание:

  • § 2. п15, стр. 88 (алгебра,9 класс, под ред. С. А. Теляковского)
  • № 333
  • № 335 а), б)
  • Для творчески мыслящих учащихся дополнительное задание:

Найдите все значения параметра а, при которых неравенство -х 2 +(2а+6)х-7а-15

0 б) –(х-2)(9-х)(х+10) 0 " width="640"

Проверка знаний, умений и навыков

  • I вариант II вариант

а) (х 2 -1)(х+5)≥0; а) (х 2 -4)(х+7)≤0;

б) –(х-1)(5-х)(х+20) 0 б) –(х-2)(9-х)(х+10) 0