СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод кейс - стади как современная технология обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние годы все интенсивнее звучат призывы использовать в процессе обучения школьников кейс-технологии или, как их еще называют, кейс-методы. Кейс-метод – одна из форм, способных положительно повлиять на учебный процесс. Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.    Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.   Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.

Просмотр содержимого документа
«Метод кейс - стади как современная технология обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №26 имени Григория Дрозда»







МЕТОД КЕЙС - СТАДИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ








Автор:

Соловьева Татьяна Николаевна –

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа №26»,

653016,

Кемеровская область,

г. Прокопьевск,

ул. Акмолинская, 15

тел. 8(3846)631780

[email protected]
















Содержание


  1. Введение………………... ……………………………………3

  2. Разработки уроков…………………….………………………8

2.1………………………………………………………………8

III. Список используемой литературы………………….. ………...11

IV.Приложения………………………..……………………............13

4.1…………………………………………………………….12




























  1. Введение


В последние годы все интенсивнее звучат призывы использовать в процессе обучения школьников кейс-технологии или, как их еще называют, кейс-методы. Кейс-метод – одна из форм, способных положительно повлиять на учебный процесс. Кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Цель кейс-метода - приобретение навыков чёткого изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме; выработка навыков критического оценивания различных точек зрения; осуществление самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Метод кейсов применяется в преподавании с начала прошлого века и с тех пор интерес к нему не ослабевает. Уроки с применением данного метода всегда интересны и повышают мотивацию учащихся к изучению предмета. На уроках с применением кейс-технологии возможно всё: творчество детей и учителя, огромные возможности для развития потенциала учащихся, исследования, которые расширяют жизненный опыт и дают возможность найти выход из самых неожиданных ситуаций.

Учащимся нужно разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные пути решения проблемы. Задача учителя – помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им своё мнение (грамотно направляя дискуссию, он может вывести на новое решение проблемы, увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации). Учащиеся с самого начала должны понимать, что риск принятия решений лежит на них, а учитель только поясняет последствия их принятия. Его роль состоит также в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Преимуществом кейса является возможность оптимально сочетать теорию и практику. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с различными источниками информации. Процесс решения проблемы не только поддерживает творческий процесс познания, но и способствует получению новых знаний. Кейс-стади может использоваться не только как педагогический метод, но и как метод исследования.

В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге учащиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. Организуя уроки на основе кейс - технологии, мы заметили, что данная методика эффективно сочетается с различными методами обучения, дополняет многие известные педагогические технологии (личностно - ориентированного образования, проблемную технологию, интерактивную технологию и другие).

В таблице представлены возможности интеграции разных методов при организации работы с кейсом:



Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования

Методы описания

Создание описания ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации

Дискуссия

Обмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения

Как видно из таблицы, разные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс-технологию.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  1. наличие реально существующей группы людей, организации, на основе которой разработана ситуация;

  2. определенная хронология событий, временные рамки;

  3. наличие реальной проблемы, конфликта;

  4. ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;

  5. действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу. 1

По размеру различают три вида кейсов. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление. Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории.2

Если кейс эвристический или исследовательский, то в нем должно быть предложено несколько информационных источников. Опираясь на эти источники, ученики самостоятельно формулируют решение. Если кейс обучающий или аналитический – то в нем должно быть предложено несколько вариантов решения проблемы, из которых ученики будут выбирать и обосновывать свое решение.




Виды кейсов



Содержание кейса

Цель создания кейса

Основная обучающая, образовательная задача кейса

Практический кейс

Жизненные ситуации

Познание, понимание жизни

Тренинг поведения

Обучающий кейс

Учебные (условные) ситуации

Понимание типичных характеристик ситуации

Анализ, осмысливание

Научно-исследовательский кейс

Исследовательские ситуации

Создание моделей ситуаций

Исследование, проектирование


Типы кейсов


Типы кейсов (Гарвардская школа)

Создание проблемной ситуации

Подготовка

кейса

Содержание кейса

Выбор создание итогового решения

Обучающийкейс (Case-stated method).

Stated- установленный, зафиксированный

Учитель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс


Кейс содержит 2-3 готовых варианта решения по рассматриваемой проблеме

Учащимся предлагается высказать свои мнения. И итоге педагог сам выбирает и обосновывает вариант, комментируя точки зрения учащихся.

Аналитическийкейс (Case-incident method).

Incident- присущий, свойственный, связанный

Учитель задает, определяет проблему

Педагог готовит кейс


Кейс содержит несколько вариантов (3-4) решения и некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме

Учащиеся должны выбрать вариант решения и обосновать его, опираясь на материалы готового кейса

Эвристическийкейс (Case-problem method).

Problem- проблема, проблемная ситуация

Учитель определяет проблему вобщих чертах, учащиеся конкретизируют проблему)

Педагог готовит начальный кейс, учащиеся его дополняют, при необходимости


Кейс содержит некоторое количество инф. источников по рассматриваемой проблеме, может содержать некоторые варианты решений, иллюстрирующие примеры и пр.

Учащиеся должны выстроить собственное обоснованное решение, опираясь на материалы готового кейса.

Возможно, для обоснования своей точки зрения, дополняют кейс новой информацией

Исследовательский кейс (Case-studymethod).

Study- исследование

Учитель определяет проблемное направление, дети самостоятельно задают проблему, можно помочь в формулировке проблемы

Педагог готовит начальный кейс, учащиеся его дополняют



Кейс содержит некоторое количество инф. текстов по рассматриваемой проблеме


Учащиеся предлагают собственное решение, дополняют готовый кейс новой информацией в зависимости от решения, готовят новый кейс


Этапы организации урока с использованием кейс - технологии

Этап

Раунд

Содержание деятельности в аудитории

Подготовительный

Подготовка текста кейса и предварительное знакомство учащихся с его содержанием.

Формулировка домашнего задания учащимся; определение сроков выполнения задания; ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса; определение технологической модели занятия; проведение консультаций.

Основной (аналитический)

Ознакомительный

Вступительное слово учителя; распределение учащихся по малым группам (не более4-6 человек в каждой); организация работы в малых группах: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение; распознавание и формулирование проблем.

Первый раунд

Дискуссии – обсуждения решения проблем по заданиям кейса.

Второй раунд

Дискуссии – представление результатов анализа. Подведение итогов дискуссии и найденных решений.

Итоговый


Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации; оценивание педагогом учащихся. Дополнительное задание: написать эссе по материалам кейса.


Сегодня нет определённого стандарта при составлении кейса. Они представляются в печатном виде или на электронных носителях, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью. Совсем недавно учитель вынужден был готовить объемные бумажные кейсы, распечатывая или копируя найденную информацию. Интернет значительно облегчил работу по подготовке кейсов и современные кейсы все больше представляют из себя базу Интернет-ссылок.

Кейс - метод подходит для изучения тех предметов, где нет точного ответа на заданные вопросы, учащиеся должны попробовать его найти. Школьники получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Ребятам нужно разобраться в предлагаемой ситуации: либо найти проблему и понять пути ее решения, либо сформулировать альтернативные пути выхода из положения, когда проблема озвучена. Кейсы отличаются от обычных образовательных задач (задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению), так как имеют несколько решений и множество путей, приводящих к нему.

Кейс технологии – один из таких методов, который органично вплетается в канву уроков русского языка литературы при анализе художественных и публицистических текстов. Используются кейсы различной степени сложности.

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»?

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19-го века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19-го века»?

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Например, при разборе романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить такой кейс учащимся предлагается сразу после первого прочтения романа. Как правило, большинство учащихся сбивается на пересказ прочитанного, воспроизводят сюжет. Гораздо меньшее число школьников главной темой произведения видят социальные проблемы, проблему несходства характеров разных поколений дворянского общества и т.д.

Наиболее простой вариант кейса – школьникам дается отрывок текста, который отличается нравственной проблематикой, и предлагается привести свой вариант развития событий. Например, повесть - сказка Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», в которой предлагается проанализировать поступок мальчика, который, обладая чуткой душой, помогает своей любимице Чернушке. После бурного обсуждения ребята знакомятся с концовкой текста писателя и соотносят свои ощущения, фантазии с авторским восприятием.

В 8 классе предлагаем школьникам: «Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», каким бы оно оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.

В 6 классе, изучая роман Пушкина «Дубровский» ставим перед школьниками проблемный вопрос:

- Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?

Для анализа образа Владимира Дубровского класс делился на 5 групп. Каждая группа получила кейс с заданием (вопросы по тексту) и рассматривает молодого Дубровского с разных сторон: Дубровский - сын, Дубровский в Петербурге, Дубровский – разбойник, Дубровский – Дефорж, Дубровский и Маша. Даётся время для обсуждения, затем представитель от группы озвучивает общее мнение, делает выводы. В качестве нового продукта ребята дома пишут творческую работу «Каким я представляю Владимира Дубровского» или «Что мне нравится, а что не нравится в образе Владимира Дубровского». Материалы урока помогают учащимся в написании сочинения.

На уроках моделируем ситуации, близкие к жизненным, интересные для детей. К примеру, создаём на уроках такие проблемные ситуации, проводя параллели с жизнью современной, понятной для школьников, при решении которых они будут вынуждены использовать все свои знания, умения, способности, свойства характера. И, тем самым, развиваем умения, способности организовывать свою деятельность, исходя из цели и способов её достижения. Учитель идет на урок не только для того, чтобы преподать своим ученикам то, как хороша и прекрасна та или иная культура, но и затем, чтобы пробудить в них желание прожить художественную образность как нечто индивидуальное, осмысленное.

На одном из занятий предлагаем школьникам: «Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы».

Продолжением работы над пейзажем формулируем следующее задание: « Представьте себе, что вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины И.И.Левитана. Что вы расскажите о картинах «Золотая осень», «Избушка на лугу»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии.

Кейс-стади необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности. Кроме того, работая в группе, ученик выполняет те задания, что ему по силам. Таким образом, создаются условия для учеников с различным уровнем подготовки. Метод кейсов можно отнести и к здоровьесберегающим технологиям.

Данный метод позволяет экономить учебное время, используя его для более углубленного изучения материала и творческой работы на уроке.


  1. Разработки уроков

    1. Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Обращение»

Тип урока: обобщение и закрепление изученного материала по теме «Обращение»

Цели урока:

- обобщить и систематизировать изученный материал;

- способствовать формированию коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий целеполагания, контроля, коррекции, оценивания;

- показать, как «работает» обращение в тексте;
Задачи урока.
Образовательная: повторение и закрепление знаний по теме

Воспитательная: воспитание любви к стихотворному слову, чувства гордости за русский язык
Развивающая: развитие умения применять полученные знания на практике, развитие речевой культуры.

Оборудование: тетрадь, «кейсы» с заданиями


Ход урока.


1.Организационный момент

Учащиеся делятся на группы. Количество «кейсов» - 4.  


2. Оптимизация знаний.

«Кейс» №1. (Приложение №4.1)

Задание.

- прочитайте стихотворение

- определите, что делает эти строки нежными, душевными? (обращение);

- сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь. (Повторение по теме «Обращение»).


3.Повторение и закрепление изученного.

Учитель:

- Обращение - это не только грамматическая фигура, но и средство выражения личного отношения говорящего. Важно научиться правильно пользоваться обращением. Для этого необходимо научиться отличать обращение от подлежащего, дополнения, определения.


«Кейс» №2. (выполняется письменно).

Задание:

- запишите в тетрадь предложения;

- определите синтаксическую роль выделенных слов;

- расставьте знаки препинания;

- подготовьте сообщение на тему «Как отличить обращение от других синтаксических конструкций».


1. В Михайловском Пушкин много писал и читал, прислушивался к народной речи. (подлежащее)

2. Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией выделяли преобразование русского литературного языка. (дополнение)

3. Дай, Пушкин, мне свою певучесть, свою раскованную речь. (обращение)

4. Как часто я обращался к стихам Пушкина, когда размышлял о верности, дружбе, товариществе. (дополнение, определение)

5. Пушкин – автор этого стихотворения. (подлежащее).


Вариант кейс-ответа.

Чтобы отличить обращение от других синтаксических конструкций, необходимо выяснить, является ли данное слово членом предложения, произносится ли оно со звательной интонацией, выражает ли отношение говорящего к собеседнику. Обращение не является членом предложения, имеет форму именительного падежа и произносится с особой звательной интонацией, может выражать личное отношение говорящего. Обращение на письме выделяется запятыми. Возможна постановка восклицательного знака.


«Кейс» №3. Работа выполняется самостоятельно с последующей сверкой с правильным вариантом (на проекторе)

Задание:

- прочитайте предложения;

- спишите предложения, расставляя знаки препинания;

- найдите обращения;

- вспомните понятие риторическое обращение, его особенности.


1. Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза. (С.А.Есенин)


2.Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южною. (М.Ю.Лермонтов)


3. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса. (А.С.Пушкин)


4.Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына. (С.А.Есенин)


5.Ах, ты, рощица, ты моя зеленая!

Чем же ты, рощица, изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам,

Я калиною да со малиною,

Черной ягодой смородиной…

(«Ах, ты, рощица, ты моя зеленая…»)


Вариант кейс-ответа.

Риторическое обращение – это обращение к неодушевленному лицу, отвлеченному понятию (для усиления выразительности)


«Кейс» №4. Речевой этикет (викторина).

Задания:

- дайте определение понятия «речевой этикет» (совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям);

- из какого языка пришло слово? (из французского языка).

- запишите общепринятые в разных странах обращения к незнакомым людям (мадам, господин, товарищ, гражданин, сударыня, мадемуазель, фрау, месье, девушка).

- запишите обращение к водителю, доктору, покупателям

Уважаемые покупатели, в нашем магазине действует система скидок на товары с красным ценником.

Доктор, выпишите, пожалуйста, направление на уколы

Водитель, остановите, пожалуйста, на предпоследней остановке

- образуйте возможные формы от имени  Мария. (Маруся, Маня, Манюня, Манюта, Манюша, Мапяша, Маша, Машуня, Марьяша)


  1. Итог урока.

Закончите предложение:

- Я знаю, что обращение…(слово или словосочетание, называющее того к кому обращаются с речью; произносится с особой звательной интонацией; чаще всего употребляется в разговорной речи; служит для привлечения внимания и выражения отношения говорящего к собеседнику).


  1. Домашнее задание.

Выписать из учебника литературы 7 предложений с обращением.



III. Список литературы:

  1. А.С.Пушкин. Стихотворения. Издательство: «Детская литература». Москва, 2014г

2.Добротина, И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий /И. Н. Добротина // Русский язык в школе. – 2013. – № 10.

3.Мухина С.А. Современные инновационные технологии обучения. /С.А.Мухина, А.А.Соловьева. – М: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

4. Русских Г.А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие. – М., Ладога-100, 2001.

5.Сурмин Ю.П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

7.С.А.Есенин. Стихотворения. Издательство: «Эксмо». Москва, 2014г

8. http://www.oot-kaf.ru/oot/keis.html

9.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2

10.http://www.history-ryazan.ru/node/368 русский народный костюм

11.http://istima-oro.ucoz.ru/index/oberegovaja_vyshivka/0-42обереговая вышивка

12.http://radosvet.net/5614-sokrovishha-russkogo-ornamenta.html книга «Сокровища русского орнамента»

13.http://www.narodko.ru/article/vio/du6egrea_holodnik_epane4ka.htm народный костюм

14.http://www.narodko.ru/article/ahat/nat/ головной убор в русском костюме

15.http://pandoraopen.ru/2009-09-18/ornament-russkij-uzory-russkoj-starinnoj-vyshivki/ русские орнаменты и узоры

















IV.Приложения

Приложение № 4.1

«Кейс» №1.

Задание.

- Прочитайте отрывок из стихотворения.


Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
(А. С. Пушкин, "И. И. Пущину")


- Определите, что делает эти строки нежными, душевными?

- Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь. 



«Кейс» №2.

Задание:

- запишите в тетрадь предложения;

- определите синтаксическую роль выделенных слов;

- расставьте знаки препинания;

- подготовьте сообщение на тему «Как отличить обращение от других синтаксических конструкций».


1. В Михайловском Пушкин много писал и читал прислушивался к народной речи. 

2. Крупнейшие наши писатели из всех заслуг Пушкина перед Россией выделяли преобразование русского литературного языка. 

3. Дай  Пушкин мне свою певучесть свою раскованную речь.

4. Как часто я обращался к стихам Пушкина когда размышлял о верности дружбе товариществе.

5. Пушкин  автор этого стихотворения.



«Кейс» №3.

Задание:

- прочитайте предложения;

- спишите предложения, расставляя знаки препинания;

- найдите обращения;

- вспомните понятие риторическое обращение, его особенности.

1. Гой ты Русь моя родная

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края

Только синь сосет глаза. (С.А. Есенин)


2.Тучки небесные вечные странники!

Степью лазурною цепью жемчужною

Мчитесь вы будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную. (М.Ю.Лермонтов)


3. Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и в золото одетые леса. (А.С.Пушкин)


4.Здравствуй мать голубая осина!

Скоро месяц купаясь в снегу

Сядет в редкие кудри сына. (С. А.Есенин)


Ах ты рощица ты моя зеленая!

Чем же ты рощица изукрашена?

Изукрашенная разным ягодам

Я калиною да со малиною

Черной ягодой смородиной…


«Кейс» №4.

Задания:

- Дайте определение понятия «речевой этикет».

- Из какого языка пришло слово?

- Запишите общепринятые в разных странах обращения к незнакомым людям.

- Запишите обращение к водителю, доктору, покупателям

- Образуйте возможные формы от имени  Мария.




1http://www.oot-kaf.ru/oot/keis.html


2http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BE%D0%B2