СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов и проектирование в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном российском образовании ак­тивно проявляется стремление педагогов к внедрению продуктив­ных методов обучения.Отечественные педагогика и педагогическая психология раз­рабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современ­ные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения.

Просмотр содержимого документа
«Метод проектов и проектирование в начальной школе»







МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

















В современном российском образовании ак­тивно проявляется стремление педагогов к внедрению продуктив­ных методов обучения.Отечественные педагогика и педагогическая психология раз­рабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современ­ные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения.

Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей.

Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинско­го — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке сло­во «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооруже­ния или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Проектирование как один из видов чело­веческой деятельности связано с выполне­нием заданий на воспроизведение по образ­цу, включая:

1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструк­ции уже известных объектов;

2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.

Для России актуальными проблемами образования на современном эта­пе
являются:

  • гуманизация;

  • интеграция;

  • дифференциация;

  • индивидуализация.

Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов.

Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обуче­ния и внедрение их в учебно-воспитатель­ный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различ­ным предметам.

Е.А. Фураева, проанализировавпримене­ние проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следу­ющие положительные черты метода проек­тов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на ос­нове:

  • мотивации деятельности;

  • поэтапной организации труда;

  • анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недо­статков;

  • экспертной оценки проделанной работы;

  • формирования социально значимых ка­честв личности;

  • реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).

Этапы работы методом проектов

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1-й – погружение в проект;

2-й – организация деятельности;

3-й – осуществление деятельности;

4-й – презентация результатов.


УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

1-й этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

  • проблему проекта;

  • сюжетную ситуацию;

  • цель и задачи.

  • личностное присвоение проблемы;

  • вживание в ситуацию;

  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-й этап – организация деятельности

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

  • организовать группы;

  • распределить амплуа в группах;

  • спланировать деятельность по решению задач;

  • продумать возможные формы презентации результатов.


  • разбивку на группы;

  • распределение ролей в группе;

  • планирование работы;

  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3-й этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

  • консультирует учащихся по необходимости;

  • ненавязчиво контролирует;

  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.


  • каждый в соответствии со своими амплуа и сообща;

  • консультируются по необходимости;

  • «добывают» недостающие знания;

  • подготавливают презентацию результатов.

4-й этап – презентация результатов

Принимает отчет:

Демонстрируют:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;

  • подводит итоги обучения;

  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.


  • понимание проблемы, цели и задач;

  • умение планировать и осуществлять работу;

  • найденный способ решения проблемы;

  • рефлексию деятельности и результата;

  • даютвзаимооценку деятельности и ее результативности.



Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.



В первом классе в рамках урока с учащимися были подготовлены индивидуальные и коллективные исследовательские проекты: «Времена года», «Наш герои»(к празднованию победы в ВОВ), «Азбука в сказочных героях», «Математика вокруг». В рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина».