МЕТОД ПРОЕКТОВ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
В современном российском образовании активно проявляется стремление педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала XX века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения.
Проектная деятельность успешно сочетает в себе информационно-посковую и исследовательскую работу детей.
Проект — слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Проектирование как один из видов человеческой деятельности связано с выполнением заданий на воспроизведение по образцу, включая:
1) поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов;
2) творческие задания, направленные на создание новых объектов.
Для России актуальными проблемами образования на современном этапе
являются:
гуманизация;
интеграция;
дифференциация;
индивидуализация.
Эти принципы позволяют осуществить на практике метод проектов.
Обновление содержания образования, поиск новых эффективных методов обучения и внедрение их в учебно-воспитательный процесс способствуют возрождению метода проектов применительно к различным предметам.
Е.А. Фураева, проанализировавприменение проектных заданий в отечественной и зарубежной педагогике, выделяет следующие положительные черты метода проектов, которые позволяют использовать его в отечественных школах. Метод проектов обеспечивает активизацию процесса обучения на основе:
мотивации деятельности;
поэтапной организации труда;
анализа хода практических работ, их диагностики и метода исправления недостатков;
экспертной оценки проделанной работы;
формирования социально значимых качеств личности;
реализации дифференцированного и индивидуального подхода в обучении (на основе учета уровней сформированности знаний и способностей учащихся).
Этапы работы методом проектов
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1-й – погружение в проект;
2-й – организация деятельности;
3-й – осуществление деятельности;
4-й – презентация результатов.
УЧИТЕЛЬ | УЧАЩИЕСЯ |
1-й этап – погружение в проект |
Формулирует: | Осуществляют: |
проблему проекта; сюжетную ситуацию; цель и задачи. | личностное присвоение проблемы; вживание в ситуацию; принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
2-й этап – организация деятельности |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
организовать группы; распределить амплуа в группах; спланировать деятельность по решению задач; продумать возможные формы презентации результатов. | разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы; выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов. |
3-й этап – осуществление деятельности |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
консультирует учащихся по необходимости; ненавязчиво контролирует; дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. | каждый в соответствии со своими амплуа и сообща; консультируются по необходимости; «добывают» недостающие знания; подготавливают презентацию результатов. |
4-й этап – презентация результатов |
Принимает отчет: | Демонстрируют: |
обобщает и резюмирует полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. | понимание проблемы, цели и задач; умение планировать и осуществлять работу; найденный способ решения проблемы; рефлексию деятельности и результата; даютвзаимооценку деятельности и ее результативности. |
Итак, метод учебного проекта характеризуется как:
- личностно ориентированный;
- деятельностный;
- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
- построенный на принципах проблемного обучения;
- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
- здоровьесберегающий.
В первом классе в рамках урока с учащимися были подготовлены индивидуальные и коллективные исследовательские проекты: «Времена года», «Наш герои»(к празднованию победы в ВОВ), «Азбука в сказочных героях», «Математика вокруг». В рамках внеурочной деятельности «Моя малая Родина».