СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в условиях введения ФГОС"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в условиях введения ФГОС"»

"Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся  в условиях введения ФГОС"

Этот год у нас особенный. В этом уч году к нам приходит 5 класс, который будет обучаться но новому образовательному стандарту.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и формирование его гражданской идентичности.

В связи с этим перед нами ставятся задачи:

Научить ребят получать знания (учить учиться)

научить работать и зарабатывать (учение для труда)

научить жить (учение для бытия)

научить жить вместе (учение для совместной жизни)


Еще Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Осуществить эти задачи нам помогут различные пед технологии, Одной из которых является технология проектного обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Я активно использую данную технологию более 5 лет. И сегодня я считаю, что это один из эффективных способов, который отвечает новым требованиям ФГОС: требует от каждого ученика проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму и соответственно помогают развивать такиеа личности, как самостоятельность, активность, толерантность, гибкость ума, способность проводить сравнительный анализ и делать выводы. Я уверена, что все вы знакомы с этим методом и многие из вас применяют его в своей практике, но мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом, своими наработками.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность начинаю с раннего изучения истории по классам.



Для начала в 5 классе решила ограничиться только созданием буклетов по теме и их защитой.

Например, при изучении темы «Поэма Гомера «Одиссея» предлагаю ребятам выполнить мини – проекты: «Одиссей у царя Алкиноя», «На острове циклопов», «Встреча с сиренами», «Встреча с Сциллой и Харибдой» в форме буклетов. Но поскольку ученики 5 класса ещё не владеют достаточным уровнем мастерства использования компьютерных программ, то буклеты предлагаю им выполнить вручную. Работы представляют собой иллюстрации к произведению, которые сопровождаются художественным текстом. Мини – проекты могут быть выполнены как в группе, так и индивидуально. По завершению работы каждый проект должен быть защищен. Такой подход при изучении нового учебного материала способствует развитию интереса учащихся к истории, их творческого выражения и логического мышления.

В 6 классе при изучении темы «Быт и нравы Древней Руси» ребята выполняют следующие буклеты: «Предметы быта», «Одежда», «Жилище», «Военное дело». Выполнение данных проектов требует от учеников более глубокого изучения данной темы, самостоятельного поиска материала и умения анализировать, сопоставлять изысканную информацию и отбирать наиболее интересное и важное.

К 7 классу ребята обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков для выполнения нескольких проектов в течение учебного года. Поэтому в первом полугодии (ноябрь) при изучении темы «Образование и культура в 17 веке» ученики выполняли мини – проекты «Образование», «Выпуск печатных книг», «Научные знания», «Русские первопроходцы», «Литература», «Архитектура», «Живопись», «Театр», используя опорные схемы – кластеры и дополнительную литературу. В конце урока ребята защищали свои проекты, отвечая при этом на вопрос: «Какие новшества появились в 17 веке  в русской культуре?»

В 7 классе уже возможно применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процессе. Это позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, поэтому предлагаем ученикам подготовить проекты – презентации. Так во втором полугодии при изучении темы «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века» ученикам дано было задание подготовить доклады и выполнить презентации на следующие темы: «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Перемены в быте» и защитить их.

В восьмом классе ребята продолжают работать над проектами – презентациями по теме «Художественная культура 19 века», а также участвуют в создании докладов и рекламных буклетов «Достопримечательности города Санкт - Петербурга», работают над проектом, посвященным 250- летию Эрмитажа.

Заключительным этапом проектной деятельности для учеников восьмого класса является защита буклетов, которая позволяет выявить уровень усвоения изученного материала, как каждого ученика, так и всей группы в целом. Надо отметить, что восьмиклассникам работа над проектами очень нравится. Ребята отмечают, что данный метод представляется им интересным, позволяет проявить их личные качества и хотели бы и дальше работать с использованием этого метода, идти до конца и создавать не только буклеты, но и целый проект.

В девятом классе в рамках темы «Гражданская война» ребята работают над созданием презентаций «Белое движение», «Красные полководцы», «Интервенция», а также над составлением буклета «Периодизация Гражданской войны». Данная работа направлена на воспитание личностей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях, проявлении активной жизненной позиции.

В десятом классе при изучении темы «Эпоха дворцовых переворотов» ученики работают над презентациями и буклетами (на выбор): «Переворот в пользу Екатерины I», «Петр II», «Анна Иоанновна и ее «Кондиции», «Регентство Бирона – переворот Миниха», «Патриотический переворот Елизаветы Петровны», «186 дней Петра III», «Екатерина II Великая». Каждая группа рассматривает по одному из периодов в истории дворцовых переворотов, дает характеристику историческому деятелю, анализ его правления во внутренней и внешней политике, готовит презентацию в PowerPoint, делает выводы о расширении привилегий дворянства и укреплении позиций этого сословия.

В одиннадцатом классе в рамках темы “Россия в начале ХХ века” учащиеся работали над составлением буклетов “Политические партии России в нач. ХХ в. и их роль в становлении парламентаризма”. Предварительно на уроке-лекции была дана характеристика общественно – политического развития России в начале ХХ века, определены основные проблемы и возможные пути их решения, объяснены основные положения составления буклета (время создания партии, ее цели и задачи, лидеры, социальная опора, методы политической борьбы, участие в работе Государственной Думы, видение будущего развития России, основные выводы по проблеме, список использованной литературы). Большую часть материала учащиеся искали самостоятельно, используя интернет – ресурсы и дополнительную научную историческую литературу. В результате получилось пять буклетов:

  • “Октябристы”;

  • “Монархические партии России”;

  • “Партия эсеров”;

  • “Партия конституционных демократов”;

  • “РСДРП”.

На двух уроках информатики учащиеся оформляли свои буклеты, и один урок ушел на их защиту. Проекты получились очень интересными и насыщенными.

Использование ИКТ и проектного метода на уроках истории позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, интерес к предмету, развивает самостоятельность и критичность мышления.

В прошлом учебном году был разработан проект и дан открытый урок по истории «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века »

Учащиеся 7 класса были предварительно разделены на группы по 2 – 3 человека, которым было дано опережающее задание: подготовить проекты - презентации по темам:

  • «Развитие образования в первой четверти 18 века»

  • «Развитие науки в первой четверти 18 века»

  • «Изменения в художественной культуре»

  • «Изменения в быте»

На уроке прослеживалась межпредметная связь с искусством и информатикой.

Работая над проектом, учащиеся под руководством учителя составили поэтапное разделение деятельности (алгоритм проектирования).

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный

  2. Планирование деятельности

  3. Разработка проекта

  4. Презентация проекта

  5. Рефлексия. Оценка

  6. Анкетирование

Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы над проектом разная. Учащиеся приобретают знания самостоятельно, работая с различными источниками информации.


В начале урока была вводная мотивация: учащиеся самостоятельно сформулировали тему, цель и задачи урока. (Эпиграф урока «Народ, обладающий высокой культурой, всегда будет идти вперед, будет жить и развиваться» Гейдар Алиев


Были предложены противоречивые оценки деятельности Петра I.

Учащиеся, анализируя их, должны были сформулировать проблемный вопрос урока, ответ на который должны дать в ходе защиты проектов.(Какую роль сыграла личность Петра I в развитии культуры России?)

Этапы урока:

1. Организационно-мотивационныйэтапурока

2. Процессуально–содержательныйэтап

1. Защитапроекта«Развитиеобразованиявпервойчетверти 18 века»

2. Проект«Развитиенаукивпервойчетверти 18 века»

3. Проект«Изменениявхудожественнойкультуре»

4. Проект«Изменениявбыте»

3. Рефлексияиподведениеитоговзанятия

4. Домашнеезадание§ 18-19,

Подготовитьсякконтрольно–обобщающемуурокупотеме«РоссияприПетре 1»: повторитьдаты, новыеслова, основныенаправлениявнутреннейивнешнейполитики


На следующем этапе урока учащиеся защищали свои проекты – презентации.

  • После выступления каждой группы шло закрепление материала. Ребята работали с историческими документами. Например: ОкакойгруппенаселенияидетречьвданномотрывкеизтрудаисторикаС. М. Соловьева: «Таккакбылопризнано, чтодляпользыслужбынеобходимодляслужащегообразование, тодети…. Предпоступлениемнаслужбуобязаныбылиприобрестиэтообразование, обязаныбыливыучитьсяграмоте, цифириигеометрии; ктоженевыучивался, томунельзябыложениться»?

  • Письмо А. Курбатова к адмиралу Ф.Головину (1703) рисует состояние Навигацкой школы так: «По 16 июля прибраны и учатся 200 человек … англичане учат той науке чиновно…А ныне многие из всяких чинов и прожиточные люди познали той науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные недоросли…приходят с охотою немалою… Навигацких наук учеников посажены и учатся геометрии 12 человек»

О каком учебном заведении идет речь?

  • Отгадайте загадку: «На болоте родился, 4 раза перекрестился»
    Назовите город и объясните значение цифры 4

Учащиеся, прочитав документы, анализируют и отвечают на вопросы.

Для ребят очень важно научиться работать с историческими источниками, прежде всего с фрагментами документов, так как данная работа направлена на развитие познавательной самостоятельности учащихся и творческих способностей. Ребята учатся пополнять свои знания, развивают логическое мышление, умения выявлять причинно – следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения, развивают умения давать аргументированные оценки историческим фактам, а также прививаются навыки работы с историческими документами, что помогает в дальнейшем при подготовке к ЕГЭ.

Использование исторических документов на уроках способствует формированию правильного понимания общественно – исторических процессов в жизни государства и общества, а это залог развития успешной творческой личности сегодня, способной трезво оценивать тот или иной момент исторической эпохи.

С заданиями справлялись хорошо. Закрепление на каждом этапе работы дает возможность лучше усвоить новый материал.

После презентации проектов проводится рефлексия всей проектной деятельности:

  1. Что хотели показать, и что получилось, причины удач и неудач, планы на будущее;

  2. Оценка коммуникативных умений и навыков учащихся.

Оценивание деятельности учащихся происходило по десятибальной шкале с позиций «Я», «Мы», «Дело».

«Я»- как я работал, допускал ли ошибки?

«Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им?

«Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?


Объект оценки

Численная оценка (1-10 баллов)

«Я»


«Мы»


«Дело»


Кроме этого по завершению проектов ребятам было предложено заполнить оценочный лист работы над проектом. Такая форма самооценки помогает учителю корректировать свои дальнейшие действия.

Следующий этап – домашнее задание. На этом этапе важно объяснить учащимся, что от качества выполнения домашнего задания зависит уровень усвоения материала. Домашнее задание учащиеся получают исходя из результатов самооценки (это обеспечивает ситуацию успеха).

В работе над проектами принимают участие все ученики независимо от учебных способностей, что создаёт для слабых учеников ситуацию успеха. После удачно защищённого проекта у ученика отмечается интерес к предмету, желание учиться лучше. Проектная деятельность формирует коммуникативные, информационные компетенции, развивает творческие способности учащихся.

Применение проективной методики на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.

Таким образом, использование технологии проектного обучения в системе уроков географии, истории и байкаловедения способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается  в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе метапредметных связей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!