"Метод проектов как средство развития творческих способностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Этот год у нас особенный. В этом уч году к нам приходит 5 класс, который будет обучаться но новому образовательному стандарту.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося и формирование его гражданской идентичности.
В связи с этим перед нами ставятся задачи:
Научить ребят получать знания (учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Еще Б. Шоу « Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Осуществить эти задачи нам помогут различные пед технологии, Одной из которых является технология проектного обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Я активно использую данную технологию более 5 лет. И сегодня я считаю, что это один из эффективных способов, который отвечает новым требованиям ФГОС: требует от каждого ученика проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму и соответственно помогают развивать такиеа личности, как самостоятельность, активность, толерантность, гибкость ума, способность проводить сравнительный анализ и делать выводы. Я уверена, что все вы знакомы с этим методом и многие из вас применяют его в своей практике, но мне бы хотелось поделиться с вами своим опытом, своими наработками.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность начинаю с раннего изучения истории по классам.
Для начала в 5 классе решила ограничиться только созданием буклетов по теме и их защитой.
Например, при изучении темы «Поэма Гомера «Одиссея» предлагаю ребятам выполнить мини – проекты: «Одиссей у царя Алкиноя», «На острове циклопов», «Встреча с сиренами», «Встреча с Сциллой и Харибдой» в форме буклетов. Но поскольку ученики 5 класса ещё не владеют достаточным уровнем мастерства использования компьютерных программ, то буклеты предлагаю им выполнить вручную. Работы представляют собой иллюстрации к произведению, которые сопровождаются художественным текстом. Мини – проекты могут быть выполнены как в группе, так и индивидуально. По завершению работы каждый проект должен быть защищен. Такой подход при изучении нового учебного материала способствует развитию интереса учащихся к истории, их творческого выражения и логического мышления.
В 6 классе при изучении темы «Быт и нравы Древней Руси» ребята выполняют следующие буклеты: «Предметы быта», «Одежда», «Жилище», «Военное дело». Выполнение данных проектов требует от учеников более глубокого изучения данной темы, самостоятельного поиска материала и умения анализировать, сопоставлять изысканную информацию и отбирать наиболее интересное и важное.
К 7 классу ребята обладают достаточным уровнем знаний, умений и навыков для выполнения нескольких проектов в течение учебного года. Поэтому в первом полугодии (ноябрь) при изучении темы «Образование и культура в 17 веке» ученики выполняли мини – проекты «Образование», «Выпуск печатных книг», «Научные знания», «Русские первопроходцы», «Литература», «Архитектура», «Живопись», «Театр», используя опорные схемы – кластеры и дополнительную литературу. В конце урока ребята защищали свои проекты, отвечая при этом на вопрос: «Какие новшества появились в 17 веке в русской культуре?»
В 7 классе уже возможно применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процессе. Это позволяет активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, поэтому предлагаем ученикам подготовить проекты – презентации. Так во втором полугодии при изучении темы «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века» ученикам дано было задание подготовить доклады и выполнить презентации на следующие темы: «Образование», «Наука», «Художественная культура», «Перемены в быте» и защитить их.
В восьмом классе ребята продолжают работать над проектами – презентациями по теме «Художественная культура 19 века», а также участвуют в создании докладов и рекламных буклетов «Достопримечательности города Санкт - Петербурга», работают над проектом, посвященным 250- летию Эрмитажа.
Заключительным этапом проектной деятельности для учеников восьмого класса является защита буклетов, которая позволяет выявить уровень усвоения изученного материала, как каждого ученика, так и всей группы в целом. Надо отметить, что восьмиклассникам работа над проектами очень нравится. Ребята отмечают, что данный метод представляется им интересным, позволяет проявить их личные качества и хотели бы и дальше работать с использованием этого метода, идти до конца и создавать не только буклеты, но и целый проект.
В девятом классе в рамках темы «Гражданская война» ребята работают над созданием презентаций «Белое движение», «Красные полководцы», «Интервенция», а также над составлением буклета «Периодизация Гражданской войны». Данная работа направлена на воспитание личностей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях, проявлении активной жизненной позиции.
В десятом классе при изучении темы «Эпоха дворцовых переворотов» ученики работают над презентациями и буклетами (на выбор): «Переворот в пользу Екатерины I», «Петр II», «Анна Иоанновна и ее «Кондиции», «Регентство Бирона – переворот Миниха», «Патриотический переворот Елизаветы Петровны», «186 дней Петра III», «Екатерина II Великая». Каждая группа рассматривает по одному из периодов в истории дворцовых переворотов, дает характеристику историческому деятелю, анализ его правления во внутренней и внешней политике, готовит презентацию в PowerPoint, делает выводы о расширении привилегий дворянства и укреплении позиций этого сословия.
В одиннадцатом классе в рамках темы “Россия в начале ХХ века” учащиеся работали над составлением буклетов “Политические партии России в нач. ХХ в. и их роль в становлении парламентаризма”. Предварительно на уроке-лекции была дана характеристика общественно – политического развития России в начале ХХ века, определены основные проблемы и возможные пути их решения, объяснены основные положения составления буклета (время создания партии, ее цели и задачи, лидеры, социальная опора, методы политической борьбы, участие в работе Государственной Думы, видение будущего развития России, основные выводы по проблеме, список использованной литературы). Большую часть материала учащиеся искали самостоятельно, используя интернет – ресурсы и дополнительную научную историческую литературу. В результате получилось пять буклетов:
“Октябристы”;
“Монархические партии России”;
“Партия эсеров”;
“Партия конституционных демократов”;
“РСДРП”.
На двух уроках информатики учащиеся оформляли свои буклеты, и один урок ушел на их защиту. Проекты получились очень интересными и насыщенными.
Использование ИКТ и проектного метода на уроках истории позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, интерес к предмету, развивает самостоятельность и критичность мышления.
В прошлом учебном году был разработан проект и дан открытый урок по истории «Изменения в культуре и быте в первой четверти 18 века »
Учащиеся 7 класса были предварительно разделены на группы по 2 – 3 человека, которым было дано опережающее задание: подготовить проекты - презентации по темам:
«Развитие образования в первой четверти 18 века»
«Развитие науки в первой четверти 18 века»
«Изменения в художественной культуре»
«Изменения в быте»
На уроке прослеживалась межпредметная связь с искусством и информатикой.
Работая над проектом, учащиеся под руководством учителя составили поэтапное разделение деятельности (алгоритм проектирования).
Этапы работы над проектом
Подготовительный
Планирование деятельности
Разработка проекта
Презентация проекта
Рефлексия. Оценка
Анкетирование
Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы над проектом разная. Учащиеся приобретают знания самостоятельно, работая с различными источниками информации.
В начале урока была вводная мотивация: учащиеся самостоятельно сформулировали тему, цель и задачи урока. (Эпиграф урока «Народ, обладающий высокой культурой, всегда будет идти вперед, будет жить и развиваться» Гейдар Алиев
Были предложены противоречивые оценки деятельности Петра I.
Учащиеся, анализируя их, должны были сформулировать проблемный вопрос урока, ответ на который должны дать в ходе защиты проектов.(Какую роль сыграла личность Петра I в развитии культуры России?)
Этапы урока:
1. Организационно-мотивационныйэтапурока
2. Процессуально–содержательныйэтап
1. Защитапроекта«Развитиеобразованиявпервойчетверти 18 века»
2. Проект«Развитиенаукивпервойчетверти 18 века»
3. Проект«Изменениявхудожественнойкультуре»
4. Проект«Изменениявбыте»
3. Рефлексияиподведениеитоговзанятия
4. Домашнеезадание§ 18-19,
Подготовитьсякконтрольно–обобщающемуурокупотеме«РоссияприПетре 1»: повторитьдаты, новыеслова, основныенаправлениявнутреннейивнешнейполитики
На следующем этапе урока учащиеся защищали свои проекты – презентации.
После выступления каждой группы шло закрепление материала. Ребята работали с историческими документами. Например: ОкакойгруппенаселенияидетречьвданномотрывкеизтрудаисторикаС. М. Соловьева: «Таккакбылопризнано, чтодляпользыслужбынеобходимодляслужащегообразование, тодети…. Предпоступлениемнаслужбуобязаныбылиприобрестиэтообразование, обязаныбыливыучитьсяграмоте, цифириигеометрии; ктоженевыучивался, томунельзябыложениться»?
Письмо А. Курбатова к адмиралу Ф.Головину (1703) рисует состояние Навигацкой школы так: «По 16 июля прибраны и учатся 200 человек … англичане учат той науке чиновно…А ныне многие из всяких чинов и прожиточные люди познали той науки сладость, отдают в те школы детей своих, а иные недоросли…приходят с охотою немалою… Навигацких наук учеников посажены и учатся геометрии 12 человек»
О каком учебном заведении идет речь?
Отгадайте загадку: «На болоте родился, 4 раза перекрестился»
Назовите город и объясните значение цифры 4
Учащиеся, прочитав документы, анализируют и отвечают на вопросы.
Для ребят очень важно научиться работать с историческими источниками, прежде всего с фрагментами документов, так как данная работа направлена на развитие познавательной самостоятельности учащихся и творческих способностей. Ребята учатся пополнять свои знания, развивают логическое мышление, умения выявлять причинно – следственные связи, сопоставлять объекты прошлого, называть основные черты и характерные признаки, объяснять понятия, делать сравнения, развивают умения давать аргументированные оценки историческим фактам, а также прививаются навыки работы с историческими документами, что помогает в дальнейшем при подготовке к ЕГЭ.
Использование исторических документов на уроках способствует формированию правильного понимания общественно – исторических процессов в жизни государства и общества, а это залог развития успешной творческой личности сегодня, способной трезво оценивать тот или иной момент исторической эпохи.
С заданиями справлялись хорошо. Закрепление на каждом этапе работы дает возможность лучше усвоить новый материал.
После презентации проектов проводится рефлексия всей проектной деятельности:
Что хотели показать, и что получилось, причины удач и неудач, планы на будущее;
Оценка коммуникативных умений и навыков учащихся.
Оценивание деятельности учащихся происходило по десятибальной шкале с позиций «Я», «Мы», «Дело».
«Я»- как я работал, допускал ли ошибки?
«Мы»- насколько мне помогли учитель, одноклассники, а я – им?
«Дело» - понял ли материал, узнал ли больше?
Объект оценки | Численная оценка (1-10 баллов) |
«Я» | |
«Мы» | |
«Дело» | |
Кроме этого по завершению проектов ребятам было предложено заполнить оценочный лист работы над проектом. Такая форма самооценки помогает учителю корректировать свои дальнейшие действия.
Следующий этап – домашнее задание. На этом этапе важно объяснить учащимся, что от качества выполнения домашнего задания зависит уровень усвоения материала. Домашнее задание учащиеся получают исходя из результатов самооценки (это обеспечивает ситуацию успеха).
В работе над проектами принимают участие все ученики независимо от учебных способностей, что создаёт для слабых учеников ситуацию успеха. После удачно защищённого проекта у ученика отмечается интерес к предмету, желание учиться лучше. Проектная деятельность формирует коммуникативные, информационные компетенции, развивает творческие способности учащихся.
Применение проективной методики на уроках очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Таким образом, использование технологии проектного обучения в системе уроков географии, истории и байкаловедения способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе метапредметных связей.