Применение метода проектов на уроках технологии
как средство развития творческого потенциала учащихся
Технология – это интересный и полезный предмет. Урок технологии это открытие природы, это открытие людей и самое главное – открытие себя, своего кругозора, творческих возможностей.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе. Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение проектный метод обучения.
Специфика предмета технологии заключается в том, что само содержание направлено на формирование у обучающихся практических навыков, а основным эффективным средством для этого является проектная деятельность.
Разработка проекта по изучаемым темам подразумевает определенную последовательность практических действий для получения изделия и предполагает творческий подход.
Исследования в проекте помогают обучающимся проявить свои личностные качества и умения, выбирать пути решения исследовательских задач, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, учат творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает творческие способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности. На уроках технологии можно применять нетрадиционные формы работы: викторины, уроки-путешествия, уроки-мастерские, уроки-кроссворды, на родительских
собраниях можно организовывать выставку работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и на факультативах и на кружках) что позволяет разнообразить учебную деятельность учащихся.
«Умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа, и приучение учащихся со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определенной карьеры» - эти слова В.Д.Симоненко отражают актуальность данного педагогического опыта, способствующего развитию личности, как учителя, так и ученика.
В образовательной области «Технология» использование метода проектов – это комплексный процесс, формирующий у школьников основы технологической грамотности, культуры труда, основанный на освоении учащимися способов преобразования материалов, энергии, информации, а также технологий их обработки. Проекты создаются по разным областям человеческой деятельности, благодаря чему учащиеся знакомятся со «взрослыми» проблемами, приобретают навыки решения актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, безопасностью человека и природы. Через приобретённый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательским миром профессий.
Инновации в содержании образования поставили передо мной, как и перед каждым учителем, важные проблемы. Как вовлечь ребенка в активный творческий трудовой процесс. Как воспитать убеждением в необходимости трудиться, с уважением относиться к любому виду общественно -полезного труда, дать трудовые навыки и умения и на этой основе сформировать потребность в труде.
Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания, поэтому труд -отличительное качество человека.
Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:
повысить познавательную активность учащихся;
поднять имидж учащихся
усилить полезность обучения (товар или услуга создается для дома, школы или реализации);
активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие, целеустремленность, ответственность, экономичность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).
Какова же роль учителя в проектной деятельности?
Работа по методу проектов требует от учителя не только преподавания, но и создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. В определенном смысле, учитель перестает быть "предметником", а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями.
в своей работе я использую информационно-коммуникационные, проектные, исследовательские технологии. Сочетаю проблемно-поисковые, индивидуальные и групповые формы обучения.
На уроках во время работы над проектами пользуюсь различными электронными программами, демонстрирую материал Интернет-ресурсов, создаю презентации, электронный дидактический материал. Такие уроки помогают решать в комплексе образовательные и воспитательные задачи, повышающие мотивацию к обучению, формируют навыки, которые будут востребованы в дальнейшем. В обучении использую индивидуально-личностный подход, стремлюсь ввести в контекст урока философское и культурологическое видение проблемы. Стараюсь создать благоприятный психологический климат - дети чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. Вношу в процесс обучения творческое начало, учу детей объёмному видению подходов к решению технических задач, конструкторско-технологическому поиску.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным изучением необходимых теоретических сведений, а также их подготовкой в области конструирования, решения творческих изобретательских задач. Тематику учащиеся выбирают самостоятельно, исходя из своих интересов склонностей, возможностей. Деятельность учителя при проектном обучении заключается в формирование банка учебно-познавательных задач - создание условий для разработки и осуществления учащимися творческих проектов и вооружение их необходимыми для этого знаниями и умениями.
На уроках во время работы над проектом использую учебники по технологии под редакцией Симоненко В. Д., и дополнительную литературу:
______________________________________________________________
Работа над проектом начинается с составления схемы
Основная цель проекта - контроль знаний и умений учащихся, содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях. Работы философов, психологов, педагогов, посвященные проблемам творчества, показывают, что в любой творческой деятельности человека можно выделить определенные закономерности и этапы.
Организационный этап – это мотивация и уяснение ориентировочной основы действий, когда происходит выбор учащимися тем для проектирования, их осознание и обоснование; определение объема знаний и умений, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.
Конструкционный этап, в процессе которого на основе уже освоенных методов и приемов технического творчества идет активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия.
Технологический этап – это реализация проекта в материальной форме, основной целью которого является создание реального объекта. При этом учащиеся обосновывают конструкционные и технологические решения.
Заключительный этап - презентационный. На этом этапе происходит анализ выполненной работы, дается ее самооценка и как финал-проект выставляется на защиту, которая позволяет судить об уровне сформированности знаний и умений.
Метод проектов представлен как личностно-ориентированная технология обучения, которая может применяться в работе с учащимися по любому предмету. Эта форма организации обучения способствует развитию личности обучающихся, и повышает эффективность обучения.
Несколько лет целенаправленной работы, использование проектного метода обучения, проведение внеклассных мероприятий, руководство кружком «Умелые руки» позволяют сделать определенные выводы.
Девочки и мальчики с желанием посещают уроки технологии, кружок «Умелые руки», работой на учебно- опытном участке демонстрируют свои творческие способности, как в учебной деятельности, так и во внеклассных мероприятиях , выполняют разнообразные проекты
Школьники принимают активное участие в различных конкурсах, проводимых Центрами детского творчества; в школьных и городских олимпиадах. О результативности работы говорят следующие достижения учащихся:
на районном уровне:
Название конкурса | Ф.И. участника | место |
Олимпиада по технологии | Коверко Ольга | призёр |
Олимпиада по технологии | Коверко Светлана | призёр |
Олимпиада по технологии | Подольный Константин | победитель |
Научно- практическая конференция | Колпеева Карина | победитель |
Конкурс детского рисунка «новогодняя феерия» | Панфилова Дарина | призёр |
Районная итоговая выставка «Волшебство детских рук» | Чиркова Надежда | 2 место |
Областные достяженияна:
Областнаяя практическая конференция «Природа, информация, космос» | Корнеенко Валерия. | призёр |
Областной конкурс «Нет предела совершенствуили умеем сами – научим и вас!» | Колпеева Карина | лауреат |
Областнаяя практическая конференция «Природа, информация, космос» | Магурина Дарья | победитель |
А так же и множество других конкурсов.
Достоинства этого метода проектов это то, что
- Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
- Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Целенаправленная системная работа, сотворчество учителя и учащихся приводит к хорошим результатам обученности учащихся. Деятельность школьников и качество усвоения учебного материала находится под постоянным контролем учителя. Все это дает мне большое поле деятельности для совершенствование себя как учителя и помогать ученикам делать новые открытия.
Доклад по теме:
Применение метода проектов на уроках технологии,
как средство развития творческого потенциала учащихся
Учитель технологии
Разуванова О.Ф.
2023