МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ
«ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
Цель: формирование технологической грамотности, сознательного и творческого выбора оптимальных способов преобразовательной деятельности, умение мыслил» системно и комплексно, формирование технологической образованности, обеспечивающей возможность вхождения человека в будущую профессиональную деятельность.
Планируемый результат: создание новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
Гипотеза: метод проектов способствует формированию у учащихся адекватной самооценки, формированию их имиджа в окружающей среде, сохраняет и приумножает врожденную «самостоятельность» ребенка.
Региональная политика: улучшение жизни человека, обеспечение долголетия ребенка, сохранение и умножение среды обитания человека.
ЦО ОУ: творческая самореализация личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей.
Ведущие принципы: самостоятельно разработанное изделие от идеи до ее воплощения.
Особенности содержания: с одной стороны, предполагается освоение знаний в форме проектов, с другой стороны, обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов.
Специфика 00 «Технология»: освоение средств и приемов преобразования первичных ресурсов, с учетом технологии, способствует эстетическому воспитанию школьника.
Теория усвоения: ассоциативно-рефлекторная.
Методы: проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктивные, самостоятельная работа, наглядные, практические.
Средства: разнообразие всех средств.
Формы: индивидуальная, внеклассная работа, факультативы, зачеты, практикумы.
Контроль: защита.
Особенности возраста: по категории - массовая.
Развитие мотивации учения: учет индивидуальных способностей учащихся, познание личности каждого ученика, принятие его таким, какой он есть способствует повышению эффективности ОП ОУ.
Мотивации проф. деятельности: именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть и чему научиться, чтобы преуспеть на жизненном пути.
Мотивация саморазвития: обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
Мотивация творческой деятельности: ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческий возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
В теории и практике школы сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что-то новое свое, индивидуальное. Современный педагог должен быть образованным, профессионально-компетентным, коммуникабельным. Он должен владеть проектировочной, конструкторской и аналитической деятельностью. Педагог должен постоянно создавать условия, при которых учащиеся будут находиться в ситуации, требующей решения конструкторских, технологических и организационных задач, и сам учитель должен находиться в постоянном творческом поиске.
Преимуществом данной технологии, по мнению профессора Кильпатрик, является воспитание человека, "умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнять". Одновременно перед нами встают те же трудности, которые не позволили широко внедрять проектный метод в американской школе. К ним относятся: необходимость наличия специальных мастерских и материалов, разносторонней подготовки учителя, не проработанность вопросов о способах организации работы и контроля.
Данная технология позволяет детям выполнять проекты по методике, в результате чего получается 3 «продукта". Первый - это сам учебный процесс. Второй - это то изделие, которое получается, и третий - это дизайн- папка, в которой содержится описание всей работы по проекту (их исследования, мысли, идеи, решения и оценки). Это можно использовать для организации различных выставок в школе. Так как дизайн папки должны включать прежде всего визуальный материал, а не большие подробные вербальные описания; то их можно легко и быстро понимать. Когда они хорошо расположены, они могут производить впечатление на родителей и гостей школы.
Кроме того, возникают связи с бизнесом. Проекты учеников тесно связаны с окружающим школу внешним миром. В последние годы они близко связаны и с профессиональной ориентацией и начальным профессиональным образованием. Это дает преподавателю хорошую возможность установить полезные деловые связи с местными предприятиями. Это может быть полезно и для школы, и для местного бизнеса, но возникают проблемы с расписанием.
Проектный подход к образовательной области «Технология» - это метод обучения, дающий возможность ученикам изучить общие умения проектировать. Более вероятно, что ученики научатся переносить когнитивные умения на практику, если им даются проекты, которые выполняются с помощью использования многообразных средств обучения, помогающих именно их и развивать. В 6 классе они могут делать подарки ко дню рождения или Международному женскому дню, а учитель может настоять на том, что в этом проекте нужно что-то сделать к столу (пища) и что-то из текстиля, или что-то из металла и положить в деревянную упаковку. Те директора, которые захотят разрешить смешанное преподавание образовательной области «Технология» в 5—7 классах, получат еще больше возможностей: задание может быть дано всему классу, и ученики тогда смогут иметь более широкий выбор материалов или комбинаций материалов для выполнения данного проекта. Конечно же им понадобится помощь учителя. В российских школах, где обычно занятия по кулинарии, текстилю и конструкционным материалам ставятся в расписание одновременно (в одно и то же время), такие смешанные уроки очень легко организовать. Данная технология требует дополнительных ресурсов, прежде всего - это бумага. Ученики должны писать дизайн папки, а это требует много бумаги. Но в большинстве школ ученики сами могут обеспечить себя бумагой и карандашами. Проектный подход не требует особых дополнительных материальных затрат. Частью выполнения проекта является задача разрешения проблемы правильно и оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Таким образом, ученики должны выполнять проект с учетом имеющихся материалов и оборудования, инструментов, времени и их собственных умений. Обычно учитель перед началом проекта обсуждает с учениками имеющиеся в наличии материалы и оборудование.
Другим ограниченным источником ресурсов является время и энергия учителя. Обучение при проектном подходе предъявляет к учителю определенные требования. Учитель должен решать, как запускать проекты таким образом, чтобы разбудить воображение учеников. Учителю может понадобиться собрать (или попросить учеников принести) разные виды изделий, необходимых для анализа. Учителю может понадобиться пригласить в школу нужных специалистов или организовать посещение фабрик или других интересных мест. Учителю, конечно, легче преподавать, если он просто обучает упражнениями, показывая на практике как что делать и передавая определенные знания. Но обучение через проектный метод сторицей оплатит учителю его затраты. Ученики разных способностей считают проектный подход более интересным. Ученики со слабыми способностями вкладывают в этот предмет много усилий и не кажутся столь глупыми, как на других предметах. Ученики со средними способностями просто наслаждаются этим предметом. А ученики с высокими способностями развивают свои возможности еще больше, что им не удавалось при «Трудовом обучении». В тех школах, которые выбрали проектный метод преподавания образовательной области «Технология», растет количество учеников, которые выбирают этот предмет в качестве экзамена по выбору.
В России и за рубежом существует опыт применения данной технологии. Большинство учителей, ознакомившихся с проектным методом обучения, успешно применяют его на практике. С конца 1998 года начат новый этап в реализации международной программы - производится углубленное обучение учителей 14 экспериментальных школ в форме мастерских (при совместном финансировании Британского Совета и Департамента образования и науки Нижегородской области).
В работе мастерских (которых проводится а приблизительно 3 в год) принимают участие Министерство образования РФ. Институт общего среднего образования Российской академии образования, представители институтов усовершенствования учителей ассоциации Большая Волга, ведущие специалисты страны. В НИРО при кафедре «Профессиональное образование» создан региональный центр, а в экспериментальных школах создаются мини методические центры по внедрению проектного подхода. В этих центрах может быть оказана методическая помощь учителям технологии.
Важно подчеркнуть тот факт, что эксперимент пока проводится в рамках действующих в России учебных планов и программ образовательной области «Технология», которыми на выполнение индивидуальных творческих проектов отводится ~ 25% учебного времени со 2-го по 11 класс.
Наиболее активно в работе мастерских международной программы принимают участие представители институтов усовершенствования учителей городов Киров, Пенза, Йошкар-Ола, Чебоксары. В сентябре 1999 года были проведены успешные семинары для учителей технологии Самарской области и Красноярского края, которые показали значительный интерес учителей к проектному подходу. С апреля 2000 года Британским Советом в России начинают финансироваться работы центра в Великом Новгороде, одной из задач которого является внедрение проектного подхода при преподавании технологии в областях Северо-запада России.
Отметим ряд «попутных» эффектов, сопровождающих внедрение проектного подхода, высказанных учителями технологии:
- работать становится настолько интересней, что на некоторое время можно забыть о недостатках в материальном обеспечении занятий;
- начинать работу можно при практически любом состоянии материальной базы;
- появляются стимулы и возможности более полного использования местных условий и материалов (различные отходы, лоза и т.п.);
- появляются возможности (и это делается в ряде школ) усиления контактов с родителями учащихся на основе совместного обсуждения проектов;
- появляется потребность в самосовершенствовании и повышении квалификации учителя;
- повышается активность учителей и педагогических коллективов (например, ежегодно проводятся Всероссийские конкурсы лозоплетения в Варежской школе, учителя технологии школ 180 и 186 подготовили учебники по технологии и т.п.);
Проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). Проективное образование – это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой – обучение использованию старых и производство новых знаний в форме новых проектов.
Теоретической основой метода проектов явились концепции американского педагога, психолога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюи, осуществившего свои исследования в экспериментальной "школе – лаборатории" при Чикагском университете (1896 – 1904гг).
Значительный вклад в научное обоснование метода проектов внесли американские педагоги У. Х. Килпатрик, Э. Коллингс; отечественные педагоги Л. Э. Левин, П. П. Блонский, В. П. Бахтерев, С. Т. Шацкий и многие др.
Основной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:
технологической грамотности, т.е. сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учётом её последствий для природы и общества;
умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности;
технологической образованности, понимая её как необходимый и достаточный объём знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность;
стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материй, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учётом техноэтики.
При выполнении творческих работ ведущее место занимает творческое проектно-технологическая система. Творческая, по той причине, что создаётся изделие, обладающее субъективной (для учащихся), а, возможно, и объективной новизной. Значительный удельный вес в выполнении проектов отводится проектной деятельности учащегося. Она является ведущей в обосновании проекта, создании различных вариантов изделия, выборе объекта проектирования из многих вариантов, его конструирование и моделирование. В целом, умение людей участвовать в проектной деятельности есть показатель культуры народа и приучение школьников со школы к этому великому достоянию мировой цивилизации создаёт благоприятные условия для их развития и достижения определённой карьеры.
Технологическая она по той причине, что в выполнении проектов присутствуют разработки технологии изготовления изделий, непосредственное изготовление изделия от идей до результата. В выполнении творческих проектов ведущим является творческая, проектная и технологическая деятельности, составляя основу систему обучения технологии, названной "творческая проектно-технологическая система".
Основу метода проектов составляют гуманистический подход к технологии и творческая проектно-технологическая система обучения школьников. При этом подходе техника создаётся не для побед, а для разрешения технологических проблем улучшающих жизнь человека и обеспечивающих счастливое долголетие ребёнка.
Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделие - от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Школьники всех возрастных групп должны на уровне своего понимания постигать тактику действия при решении не детерминированных (часто репродуктивных), а вероятностно-статистических, нередко лишь с угадываемыми результатами и гибкими алгоритмами их достижения о содержания проектов различной сложности.
При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения. Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизация известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями.
Проектный метод познавательной деятельности по технологии позволяет учащимся получить версии (разной степени наполнения) ответа на вопрос: как и почему появляются новые вещи в предметном мире? Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения крутя конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности.
Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего миря растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда, игры интеллектуальных, волевых и физических сил.
На каждом этапе проектирования должны соединяться мысли ребенка с действием и действие - с мыслью, культура гуманитарная - с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с проектированием, технология - с оцениванием экономических, экологических и социальных последствий преобразования предметного
В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны приобрести различные умения (которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности в зависимости от половозрастных я индивидуальных особенностей). К ним относится осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:
• понимания постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;
• планирования конечного результата и представления его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии школьники должны дать и другим себе развернутый ответ по схеме: "Я хотел бы..."
• планирования действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;
• выполнение обобщенного алгоритма проектирования;
• конструктивного обсуждения результатов и проблем каждого этапа проектирования, формулирования конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и др.);
• выражения замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;
• самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации:
• составления схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представления их в вербальной форме;
• оценивания результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;
• оценивания проектов, выполненных другими;
• понимания критериев оценивания проектов в их защиты, процедуры публичной защиты проектов;
• конструирования представлений о профессиональной проектной деятельности, индивидуальности проектировщика (проектанта), проявляющейся в результате, готовом изделии;
• расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по "посланию", ("знаку", "смыслу"), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.
Технология общения «учащийся-педагог» строится на субъект – субъектных отношениях. Проектирование технологий требует новых педагогических методик и более развитых отношений между учителем и учеником. Учителю понадобится широкий набор педагогических методов и приёмов.
Функции учителя при выполнении проекта учащимися:
помощь в подборе проектов;
наблюдение за ходом работы учащихся;
оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности;
поддержание рабочей обстановки в классе;
оценка учебно-трудовой деятельности на каждом этапе;
нормирование труда школьников;
анализ и обобщение работы отдельных учащихся и группы в целом.
Позиция по отношению к ребенку: технология сотрудничества – реализация принципа демократизма, равенства, партнерства в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и ученик совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценку, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества.
Особенности содержания образования: в начале темы осваивается теория, затем предлагаются небольшие проектные задания – мини проекты для самостоятельной работы и работы в группах. Далее предлагается свободный выбор темы для самостоятельного творческого проектирования.
Массив тематики проектов является лишь ориентировочным, так как невозможно предугадать, какие именно темы вызовут у конкретных школьников наибольший интерес. Вероятно, выход из положения заключается в постоянном расширении имеющейся тематики и предъявлении её учащимся. Собственно, она предназначалась для формулирования школьником ассоциированной новой темы, что уже можно рассматривать как творческий акт.
Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей.
К выбору темы проекта предъявляются требования, которые должны быть восприняты учащимися почти как инструкция, руководство:
• объект (изделие) должен быть хорошо знаком, понятен и, главное, интересен;
• будущее новое изделие должно изготовляться промышленным или кустарным способом с определенной программой выпуска и расчетом на массового или единичного потребителя;
• необходимо предчувствие, что объект позволит разработчику реализовать себя в творчестве, что он ему по силам;
• не страшно, если темы будут повторяться в учебной группе; в процессе проектирования учащиеся сами поймут, что двух одинаковых изделий (или услуг) никто предложить на рынок не может.
Процессуальная характеристика, включающая в себя особенности методики, применяемых методов, средств, форм, мотивационная характеристика, управление образовательным процессом, категории учащихся, на которых она рассчитана.
Категория учащихся: массовая школа.
Система контроля: система рейтинговой оценки на основе традиционной.
Проектная работа требует цельной, а не поурочной оценки. Это необходимо потому, что в хорошем проекте каждая часть взаимосвязана с другой и все ученики выполняют проекты в разном порядке. Поэтому давать оценки каждую неделю не очень хорошо. Исследования показывают, что постоянные оценки отрицательно влияют на мотивацию учеников. Однако формирующая оценка, через которую учитель находится в постоянном диалоге с учеником по поводу того, что ему нужно улучшить, усиливает мотивацию у учеников и улучшает их успехи в учебе.
Важной целью проектирования в образовательной области "Технология" является диагностика, которая позволяет оценивать результаты как динамику развития школьника. Наблюдение за выполнением проектной деятельности позволяет получать данные о формировании жизненного профессионального самоопределения учащихся. Следует считать, что цели проектирования достигаются, когда эффективность педагогических целей и воспитательно-образовательного процесса оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы и (или) у каждого учащегося:
• информационной обеспеченности (представления, знания, тезаурус, понимание);
• функциональной грамотности (восприятие установок и объяснений, письменных текстов, умение задавать конструктивные вопросы, обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);
• технологической умелости (способность выполнять ранее усвоенные трудовые операции, грамотно используя инструменты и станки, достигать заданный уровень качества, понимание свойств материалов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);
• интеллектуальной подготовленности (способность вербализовать трудовые операции, понимание постановка учебных (теоретических и практических задач, достаточность объема памяти, сравнение предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, осознанное восприятие новой информации, умение пользоваться учебной литературой и т.д. для рационального планирования деятельности, в том числе совместной с другими людьми);
• волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к учебной ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнить задание (работу) на высоком уровне качества» толерантное отношение к замечаниям, пожеланием и советам, выбор темы выполнения задания, успешное преодоление психологических и познавательных барьеров, способность запрашивать и получать помощь и др.).
Формы: тенденция к переходу от традиционных уроков к индивидуальным и групповым консультациям, и урокам творчества и урокам – конкурсам.
Программно-методическое обеспечение:
диагностический инструментарий представляет собой систему, обеспечивающую изучение и получение информации о степени достижения поставленных выше образовательных целей в соответствии с выбранной системой оценивания, уровня мотивации и творческих способностей;
рабочая программа, перспективно – тематическое планирование;
КМО.
Идентификация технологии, предполагаемой к использованию в данной модели в соответствии с принятой систематизацией – модернизация традиционной технологии в следующем направлении – гуманизации и демократизации отношений и активизации и интенсификации деятельности учащегося (рис. 5).
На примере темы «Культура дома» осуществлено перспективно – тематическое планирование. (табл. 1).
2.2. Алгоритм внедрения технологии развития мотивации учащихся.
Любая новая технология требует соблюдения принципов инновационной деятельности. При внедрении инновации следует помнить и соблюдать следующие принципы:
Принцип инновационной целесообразности.
Принцип учёта личностных особенностей учащихся и педагога.
Принцип учёта технических возможностей.
Для реализации данных принципов целесообразно разработать программу внедрения, основе которой лежит алгоритм деятельности педагога.
В данной работе такой алгоритм внедрения представлен в методических рекомендациях педагогу. В методические рекомендации вошли следующие разделы:
Цель и суть предлагаемой инновации.
Алгоритм внедрения данной технологии.
Рекомендации по руководству проектом.
Рекомендации по оценке проекта.
Рекомендации по контролю деятельности учащихся (прил. 2).
На основе этого же алгоритма разработаны методические рекомендации для учащихся, цель которых оказать помощь при самостоятельной работе над творческим проектом:
Понятие творческого проектирования.
Знакомство с проектом. Из чего состоит проект?
Цель проекта.
Этапы выполнения проекта.
Выбор и обоснование проекта.
Требования к проекту.
Рекламный проспект.
Критерии оценки проекта.
Алгоритм деятельности по выполнению проекта.
Алгоритм самоконтроля (прил. 3).
Включаясь в процесс проектирования учащиеся овладевают разными типами деятельности: проектировочной, организационной, управленческой, оформительской, аналитической, элементами финансово-экономической деятельности. Профессиональное сопровождение по ходу их проектно-практической работы позволяет отследить широкую группу качеств в способностей, содействовать их развитию.
К критериям личностной готовности подростка к проектированию можно отвести: психологические, интеллектуальные и процессуальные компоненты.
Психологические критерии:
• способности к деятельности;
• мотивация и степень заинтересованности личности;
• самостоятельность
Интеллектуальные критерии:
• уровень социально-экономических знаний подростка, включающий экономические, социальные, правовые и
этические основы.
Процессуальные критерии:
• организаторские умения;
• коммуникативные умения;
• творческие умения;
• управленческие умения.
• умение планировать деятельность;
• умение достигать планируемых результатов деятельности;
• умение доводить начатое дало до запланированного результата;
• умение рационально использовать имеющиеся ресурсы (средства производства, время).
Коммуникативные умения:
умение устанавливать контакт с людьми; активность в общения; стремление к взаимодействию, сотрудничеству; умение учитывал интересы других людей; уважение достоинства другого, стремление к диалогу.
Творческие умения:
• способность к нестандартному подходу, новаторству в деятельности;
• стремление вести поиск новых возможностей организации дела,
• экспериментирование
• желание осваивать новые технологии.
Управленческие умения
• способность принимать управленческие решения врешать проблемы ситуации неопределенности;
• умение получать в использовать необходимую информацию;
• умение сочетать риск и расчетливость;
• умение распределять функции среди участников коллективной деятельности;
• координировать в организовывать работу коллектива, вести учет в контроль выполнения принятых решении;
• способность прогнозировать последствия деятельности в предупреждать возможные негативные последствия. Параметры креативности, необходимые при проектировании;
• .абстрагирование - отвлеченное понятие;
• гибкость мышления - перенос с одного на другое;
• критичность мышления - способ контролировать поступающую информацию.
• личность, генерирующая идеи - способ рожать, новые идеи;
• не комфортность мышления - умение отрешиться от традиционных взглядов;
• общность мышления - способ перехода от частных конфликтов к более общим;
• обратимость мышления - способ к быстрому переключению;
• оригинальность мышления - по - новому,
• перенос опыта - способ использования усвоенных образцов деятельности в новой ситуации;
• практичность мышления - способ видеть в теоретических целях практические;
• самостоятельность мышления - не зависимость от суждений
• свертываемость мышления - способность сопротивляться мыслительным операциям, рассуждениям;
• способность развить идею - умение всесторонне прорабатывать идею;
• творческое воображение-способность переработки информации, ее обобщение;
• упорядоченность мышления - способность переработка информации, ее систематизация;
• чувство проблемы - способность самостоятельно видеть и ставить проблемы
Критерии оценки ответа:
1. Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
2. Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
3. Аргументированность предлагаемых решений, подходов выводов, полнота библиографии, использование литературы.
Оригинальность темы. подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения н представление проекта.
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация я структура текста, качество эскизов, схем.
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.