СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод разработка ассоциальное поведение

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Метод разработка ассоциальное поведение»


Министерство науки и образования Республики Дагестан Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Сельскохозяйственный колледж им Ш.И.Шихсаидова»








Профилактика распространения идеологии асоциального поведения в молодежной среде

Методическое пособие


УДК 37

ББК 74.00

М 84

При реализации социально-значимой программы «Профилактика асоциального поведения обучающихся в молодежной среде региона» на данный материал использовались собственные средства Региональной общественной организации – Общество

«Знание» Тамбовской области

Авторы-составители:

В.В. Смагина, доктор экономических наук, профессор,

Н.Ю. Данова; Н.А. Уточкин; Н.А. Хотимская.

М 84 Профилактика распространения идеологии асоциального поведения в молодежной среде : методическое пособие / авт.сост.: В.В. Смагина, Н.Ю. Данова, Н.А. Уточкин, Н.А. Хотимская ; М-во науки и высшего обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Общество «Знание» Тамбовской области. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2021. – 32 с.

ISBN 978-5-00078-473-0

Авторы методического пособия предлагают информационную базу для грамотного выявления и анализа признаков проявления асоциального поведения в молодежной среде, практические рекомендации по коррекции поведения молодежи с целью ориентирования в положительно организованную внешнюю среду.

Методическое пособие предназначено для использования в практической деятельности педагогического состава образовательных учреждений.

УДК 37

ББК 74.00

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .........................................................................................4

  1. Понятие асоциального поведения и его виды .......................6

  2. Формы проявления асоциального поведения

в молодежной среде и способы его обнаружения ................9

  1. Практические рекомендации по профилактике

распространения асоциального поведения

в университетской среде .......................................................14

Заключение ..................................................................................18

Список литературы ......................................................................20

Приложение ..................................................................................21

ВВЕДЕНИЕ

Проявление асоциального поведения в обществе наиболее характерно для молодежной среды, так как эта социальнодемографическая группа является максимально подверженной влиянию деструктивных сообществ из-за особенностей возрастного становления социальной зрелости и адаптации к будущим изменениям. Молодежная среда представляет собой самую мобильную и динамичную часть социума, но изза ограниченного характера ее практической и созидательной деятельности является самой социально неподготовленной, а значит и уязвимой ее частью. Возрастные и мировоззренческие характеристики молодых людей формируют особое восприятие окружающего пространства, связанное с усвоением ценностей, норм и форм поведения. В сознании и действиях молодежи самым причудливым образом сочетаются противоречащие друг другу качества: подражание общепринятым нормам и их отрицание, стремление к общению и уход от внешнего мира.

Современное поколение Z, характеризующееся максимальным вовлечением в интернет-пространство, в условиях пандемии covid-19 еще глубже погрузилось в онлайн-среду. Дистанционный формат работы и учебного процесса стал повседневным и привычным. В условиях ограничения внешнего перемещения молодых людей онлайн-среда стала площадкой для образования, развития, работы, развлечения и общения. Напряженное эмоциональное состояние перераспределилось в интернет-пространство, что стало дополнительной питательной средой для влияния деструктивных сообществ на молодежную среду в целом.

С целью вовлечения в асоциальное пространство молодых людей деструктивные группы активно работают в интернетсреде, а особенно в социальных сетях. Для установления контакта с потенциальным участником сообщества применяются все более неординарные методы. От примитивных форм приветствия или знакомства члены деструктивных групп переходят к более утонченным методам индивидуального взаимодействия. При детальном изучении аккаунта происходит подбор ближайшего окружения, сленга, интересов и увлечений, а также «слабых мест» владельца страницы. Если автор проявляет положительные эмоции или, напротив, высказывается слишком эмоционально и негативно на онлайн-площадке, то он становится максимально интересен и относительно доступен для групп деструктивной направленности.

Повышенный стресс на фоне пандемии covid-19 является фактором, способствующим снижению иммунитета к деструктивным проявлениям, что делает человека более предрасположенным к привитию ему идеологии асоциального поведения.

В связи с этим актуальным остается вопрос о разработке новых профилактических форм работы с молодежью для повышения уровня информированности о пагубном влиянии деструктивных сообществ и созданию стойкой неприязни к асоциальному поведению в молодежной среде.

  1. ПОНятИЕ АСОцИАльНОгО ПОВЕДЕНИя И ЕгО ВИДы

Асоциальное поведениеповедение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.

Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению молодого человека в его взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельности социальных групп и общественных институтов. Каждая социальная норма разрешает, запрещает, обязывает или предполагает желательность тех или иных действий и поступков молодого человека.

Молодой человек, строящий свой образ жизни и поведение в соответствии с требованиями социальных норм, считается полностью адаптированной (приспособленной) к социальным условиям.

В противоположной ситуации молодой человек идентифицирует себя с агрессивным окружением и подобно ему начинает действовать асоциально, направляя агрессию как против внешнего мира, так и против самого себя. Объектами такого поведения могут стать как одушевленные, так и неодушевленные предметы окружающей среды, собственные тело и психика молодого человека, любые виды коммуникации с социальным окружением и т.д.

Асоциальное поведение складывается из трех компонентов (рис. 1).

Рис. 1. Компоненты асоциального поведения.

Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления поведения.

Эмоциональный компонент представляет собой возникновение отрицательных эмоций, таких как гнев, отвращение, презрение, злость.

Волевой компонент – это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность – качества сами по себе положительные, но в контексте деструкции изменяются на прямо противоположные – отрицательные.

Степень выраженности каждого отдельного из компонентов может варьироваться. Все они связаны с физиологическими свойствами личности – темпераментом, интраверсией и экстраверсией и др.

Виды асоциального поведения:

  • физическое истребление человека или иных живых существ (умерщвление, издевательства, пытки);

  • моральное унижение другого человека, уничтожение его личности;

  • проявление враждебности и агрессии в общении по отношению к окружающим;

  • целенаправленное разрушение устоявшихся социальных отношений (призыв к войне, подготовка террористического акта или участие в нем, экстремистские действия, подстрекания к перевороту или революционным действиям против власти);

  • нанесение непоправимого вреда объектам природы, разрушение среды обитания (экологический терроризм, экологический геноцид, направленный на уничтожение флоры, фауны и природных ресурсов);

  • разрушение неодушевленных предметов, в том числе являющихся произведениями искусства, объектами исторического и культурного наследия, архитектурными памятниками (вандализм);

  • злоупотребление алкоголем и психотропными препаратами (алкогольная и наркотическая зависимость, наркомания, токсикомания);

  • патологическая зависимость нехимического характера (игромания, интернет-зависимость, влечение к просмотру фильмов ужасов, сцен садистского насилия);

  • сексуальная распущенность, неразборчивость в партнерах;

  • сознательное подвергание своей жизни неоправданному риску;

  • членовредительство;

  • умышленное уничтожение собственной личности, как физическое (суицид), так и моральное (саморазрушение).

  1. ФОРмы ПРОяВлЕНИя АСОцИАльНОгО ПОВЕДЕНИя В мОлОДЕЖНОй СРЕДЕ И СПОСОБы ЕгО ОБНАРУЖЕНИя

В современном мире, где действительность разделена на две плоскости: виртуальную и реальную, возможность столкнуться с рисками значительно возрастает, так как часть из них присутствует в реальной̆ действительности, а часть обнаруживается в виртуальной. Часто мы информируем молодежь о реальных рисках на улице, среди людей, забывая, что подобные риски могут угрожать им и в виртуальном пространстве. Информационная безопасность молодежи на сегодняшний день является такой же важной и актуальной темой, как и соблюдение дорожной безопасности, сохранение ценности здоровья, соблюдение правил и законов и т.д.

Какие риски подстерегают молодых людей за светящимся экраном?

  • чрезмерная увлеченность интернет-пользованием, компьютерными играми, «серфингом», онлайн-казино;

  • риск вовлечения в экстремистские или иные опасные сообщества и группы;

  • риск стать жертвой мошенников и понести финансовые и моральные затраты;

  • риск встретиться с агрессией, грубостью или травлей в социальных сетях;

  • риск попадания на сайты, содержащие информацию, наносящую вред неокрепшей психике и эмоциональному самочувствию.

Что нужно делать:

  • наблюдайте за поведением подростка внимательно и с интересом;

  • постарайтесь понять, что они чувствуют, как мыслят;

  • поставьте себя на их место;

  • интересуйтесь тем, что вовлекает их в Интернет.

Необходимо понять:

  • Что подросткам нравится в интернет-пространстве?

  • Какие приложения и технологии используются для этого? Какие игры сейчас современны?

  • Как играть в эти игры?

  • Сколько времени подростки проводят, играя в эти игры?

  • С кем они играют?

  • Чем в эмоциональном и психологическом плане привлекательно общение в виртуальном пространстве и игры для него/нее? (сообщество, отношения, чувство волнения и радости и т.д.).

  • Чего он/она может пытаться избегать в мире реальном?

  • в собственном мире (проблемы со школой, колледжем, университетом, семьей, друзьями, восприятием своего тела, отношениями с противоположным полом);

  • в эмоциональном мире (депрессия, тревога, низкая самооценка);

  • в духовном (духовная опустошенность, экзистенциальный вакуум, вопросы бытия);

  • Каковы могут быть другие причины обращения к Интернету?

Способы поговорить с подростком:

  • проявлять искреннее любопытство и интерес к их онлайн-жизни;

  • присоединитесь к ним в их интересах;

  • не принижайте их виртуальную жизнь (она так же реальна для них, как и их «настоящая» жизнь);

  • не уменьшайте важность Интернета и других передовых технологий, это современный мир, в котором они растут, он не плохой и не хороший, он существует, и его не избежать;

  • не запрещайте Интернет (если это вообще возможно);

  • договоритесь о временных лимитах и доверяйте подростку в соблюдении этих договоренностеи;

  • обучите подростков навыкам самоконтроля, чтобы они могли устанавливать себе рамки, находясь вне дома;

  • предлагайте «офлайновые» действия (вне Интернета), которые могут быть интересны в дополнение к (а не вместо!) онлайн-деятельности;

  • попросите его/ее показать вам, что ему/ей нравится в Интернете;

  • проявляйте уважение к их интересам;

  • просите, чтобы они показали вам, как это работает.

Примечание. Это может показаться отталкивающим или склоняющим к интернет-зависимости, но это также может быть каналом для начала диалога с подростком. Ведь вы как взрослый можете установить время для пребывания в интернет-пространстве, можете объяснять все опасности и трудности, поджидающие играющего в Интернете, а, значит, можете контролировать и учить этому!

С целью более глубокого выявления проблем, склонности к девиациям, а также для анализа динамики развития личностных черт у молодежи используется тест «Склонность к девиантному поведению» (Тест СДП) (Э.В. Леус, А.Г. Соловьев).

(Приложение).

Основные признаки асоциального поведения у детей и подростков

Причин возникновения асоциального поведения множество – это воспитание, наследственность, обучение, социальная среда. Но можно выделить ряд факторов, которые вкупе друг с другом влияют на возникновение и развитие асоциальных форм поведения в подростковом возрасте.

  1. Биологический – проявляется в виде физических особенностей, к примеру, внешняя непривлекательность, различные дефекты слуха, речи.

  2. Психологический – проявляется в психоневрологических отклонениях, а также зависит от темперамента и состояния личности – это и повышенная внушаемость, и психопатия, и наличие повышенной возбудимости нервной системы.

  3. С оциальный – выражается в отношении подростка с обществом (то, как он общается с семьей и друзьями).

Зная основные причины того, почему поведение подростка начинает отклоняться от нормы, можно предотвратить проявление асоциальных форм поведения. Однако необходимо помнить, что предупреждение девиантного поведения – это, прежде всего, доверие в семье и близкое общение с ребенком. Именно семейные конфликты зачастую приводят к непоправимым последствиям.

Начинать профилактику необходимо с раннего возраста, с детства объяснять ребенку, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно должно присутствовать доверие. При этом у ребенка не должно быть ощущения вторжения в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций ребенку необходимо объяснять, что проблемы нужно решать, а не бежать от них.

Каждый педагог и родитель обязан знать:

  1. С кем дружит подросток, в каких компаниях он бывает.

  2. Кто его лучший друг или подруга.

  3. Чем увлекается, какие у него интересы.

Необходимо обратить внимание, если подросток:

  1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя об этом в известность.

  2. Вам лжет.

  3. Требует у Вас деньги.

  4. Становится зависимым от алкоголя.

  5. Перестает с Вами общаться и не реагирует на Ваши требования.

  6. Не справляется с учебной программой из-за прогулов.

  1. ПРАКтИЧЕСКИЕ РЕКОмЕНДАцИИ ПО ПРОФИлАКтИКЕ РАСПРОСтРАНЕНИя АСОцИАльНОгО ПОВЕДЕНИя В УНИВЕРСИтЕтСКОй СРЕДЕ

Для определения сложившейся ситуации в молодежной среде необходимо:

  • организовать групповые встречи (мероприятия) для общего знакомства с аудиторией;

  • провести общий мониторинг интернет-пространства молодых людей в их ближайшем окружении; • выяснить интересы и увлечения подростков;

  • определить круг общения молодых людей.

При обнаружении проявления асоциального поведения среди подростков рекомендуется:

  • установить достоверность информации;

  • определить степень сложности возникшей ситуации;

  • не принимать срочных жестких мер по проверке и исправлению ситуации;

  • провести индивидуальную беседу и составить психологический портрет подростка;

  • охарактеризовать ближайший круг общения (семья, близкие друзья, учебная группа);

  • узнать характеристики от друзей и знакомых о подростке.

Для корректировки проявления асоциального поведения среди молодежи необходимо:

  • провести групповое занятие для всей учебной группы, где есть подросток с асоциальным поведением, для общего знакомства с понятием деструктивного влияния и возможным его последствием;

  • привлекать учебную группу к участию в массовых мероприятиях воспитательного и спортивного характера;

  • создать для подростка с асоциальным поведением положительный информационный поток (через родителей, социальные сети, подписки);

  • провести индивидуальную беседу педагога (психолога) с подростком;

  • отметить личные достижения подростка, поощрить за хорошую работу (наградить);

  • поддерживать постоянную связь с подростком, контролировать его действия.

Общий формат профилактической работы по противодействию распространения идеологии

асоциального поведения в университетской среде

  1. Поддержание непосредственной или опосредованной связи с молодежью (офлайн/онлайн контакты, беседы).

  2. Нарастающая степень взаимодействия в молодежной среде (постепенное развитие взаимодействия до достижения дружеской и доверительной атмосферы).

  3. Формирование групп:

    • образовательных (семейного и профессионального образования);

    • досуга (кружки по интересам);

    • социальных групп (массовые мероприятия).

  4. С мена содержания и форм работы педагога с молодежной средой (ежегодное обновление формата взаимодействий согласно существующим реалиям).

  5. Устойчивое повторение отработанных процедур (повторение положительно зарекомендовавшего формата взаимодействия).

Рекомендации

по выстраиванию контакта с подростками, проявляющими асоциальное поведение

  1. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.

  2. В процессе общения старайтесь диалог вести на равных.

  3. Не используйте нравоучения, не подчеркивайте проступки, работайте на положительных примерах.

  4. Диалог с трудновоспитуемым подростком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

  5. В конфликтных ситуациях не нужно спорить, можно и уступить.

  6. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой (выслушивайте все, не реагируя, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное).

  7. Старайтесь настолько укрепить доверие с подростком, чтобы он делился с вами своими неприятностями.

  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Что делать нельзя:

  • вешать ярлыки на подростка (например, фраза «да ты болен!»);

  • обвинять, ругать и стыдить подростка (например, фразы: «ты тратишь свою жизнь понапрасну!», «лучше бы погулять сходил/почитал/поиграл» и т.д.);

  • угрожать подростку, требовать от него мгновенных изменений;

  • сравнивать подростка с другими (например, фразы: «посмотри на своего соседа, он не сидит сутками за компьютером!», «а вот твоя одногруппница все успевает, потому что не играет в компьютерные игры!» и т.д.).

Избегайте осуждающих комментариев в таких сферах, как:

  • интернет-технологии и Интернет;

  • интернет-серверы;

  • игры и их производители;

  • друзья подростка и другие сверстники;

  • родители друзей подростка;

  • школа, колледж, университет.

ЗАКлюЧЕНИЕ

Важно слушать и слышать подростка, и рассказывать ему, что вы прошли через те же самые проблемы, что и он. Это не только будет развивать доверие, но и хорошо разрядит обстановку (использование приема «воспитание метафорой». Самый простой и действенный способ найти общий язык с подростком – это общение с ним на языке метафор).

  • Необходимо учить его справляться с жизненными трудностями, с личными переживаниями и стрессовыми ситуациями и помогать ему выстраивать правильные жизненные приоритеты.

  • Необходимо признавать и уважать в каждом подростке личность, способствовать свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.

  • Крайне важно, чтобы подросток никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких.

  • Помогать подростку найти тот вид деятельности, где он сможет реализовать себя и будет успешен (занятия в секциях, спорт или творческая группа). Нужно направить его интересы и энергию в положительное русло.

  • Использовать конструктивные и адекватные меры поощрения и наказания. Не злоупотреблять наказаниями и запретами.

  • Необходимо развивать познавательный интерес подростка. Вовлекать его в разные виды деятельности.

  • Необходимо разговаривать и объясняться с подростком, но не ставить условий, не требовать идеального поведения.

  • Комплексно вводить изменения в режим дня, в общение и досуг подростка.

  • Замечать даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически.

  • Необходимо находить сильные стороны и качества подростка и правильно их использовать и развивать. В подростка необходимо верить — это главное. Великое значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к самосовершенствованию.

  • Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным подростком не представляются возможными, нужно обратиться к помощи психолога. Профессиональная консультация поможет ему разобраться в себе и уладить внутрисемейные конфликты.

СПИСОК лИтЕРАтУРы
  1. Сорокин, М.Ю. и др. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 / М.Ю. Сорокин, Е.Д. Касьянов, Г.В. Рукавишников, О.В. Макаревич, Н.Г. Незнанов, Н.Б. Лутова, Г.Э. Мазо // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2002. – №2. – С. 87-94

  2. Лозовская, Л.А. Психические расстройства в период пандемии COVID-19 / Л.А. Лозовская // Психологическая газета. – 2021. – 16 апр. – Текст : электронный. – URL : https:// psy.su/feed/8819/ (дата обращения 12.04.2021 г.).

  3. Акимова, М.К. и др. Психологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М. : Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с.

  4. Астапов, В.М. и др. Обучение и воспитание детей «группы риска» / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. М. : Институт практической психологии, 1996. – 224 с.

  5. Вроно, Е.М. Поймите своего ребенка / Е.М. Вроно. –

М. : Дрофа, 2002. – 224 с.

  1. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. 5-е изд. – М. : АСТ, 2016. – 304 c.

  2. Клейнберг, Ю.А. Типология деструктивного поведения / Ю.А. Клейнберг // Вестник Краснодарского ун-та МВД России. – 2008. – №1. – С. 130-135.

  3. Рыкова, Л.С. и др. Подходы к пониманию деструктивного поведения в зарубежной и отечественной психологии / Л.С. Рыкова, М.Н. Кузнецова // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2018. – №4. – С. 172-179.

ПРИлОЖЕНИЕ

тЕСт «СКлОННОСть К ДЕВИАНтНОмУ ПОВЕДЕНИю»

(тест СДП)

(Э.В. Леус, А.Г. Соловьев)

Инструкция.

Вам предлагается ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» и «ошибочных». Мы ждем Ваш ответ, основанный на Вашем мнении. Отвечая на каждый вопрос, выберите ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению о себе, и поставьте отметку напротив в виде любого значка (х, v, + и/или другая отметка).

Отвечая, помните:

  1. Не нужно тратить много времени на обдумывание. Давайте тот ответ, который первым придет Вам в голову. Отвечать нужно как можно точнее, но не очень медленно.

  2. Старайтесь не увлекаться неопределенными ответами слишком часто.

  3. Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся Вам не очень точно сформулированными, но и тогда постарайтесь найти наиболее точный ответ. Некоторые вопросы могут показаться Вам личными, но Вы можете быть уверены в том, что ответы не будут разглашены.

  4. Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности.

ОПРОСНИК СДП

И БлАНК Для ОтВЕтОВ

Ф.И.О.______________________________________________

Возраст ___ Дата рождения _____________ Класс/Группа____

Если ты согласен с утверждением – ДА, не согласен – НЕТ, если неуверен – ИНОГДА.

ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

1

Я всегда сдерживаю свои обещания.




2

У меня бывают мысли, которыми я не хотел бы делиться.




3

Разозлившись, я нередко выхожу из себя.




4

Бывает, что я сплетничаю.




5

Бывает, что я говорю о вещах, в которых ничего не смыслю.




6

Я всегда говорю только правду.




7

Я люблю прихвастнуть.




8

Я никогда не опаздываю.




9

Все свои привычки я считаю хорошими.




10

Бывает, спорю и ссорюсь с родителями.




11

Бывает, я перехожу улицу там, где мне удобно, а не там, где положено.




12

Я всегда покупаю билет в транспорте.




13

Бывает, мне хочется выругаться грубыми нецензурными словами.




14

Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.




15

Я никогда не нарушаю правил общественного поведения.





ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

16

Я не хочу учиться и работать.




17

Я могу уйти из дома жить в другое место.




18

Меня забирали в полицию за плохое поведение.




19

Я могу взять чужое, если мне надо или очень хочется.




20

Состою на учете в подразделении по делам несовершеннолетних.




21

Меня часто обижают окружающие (обзывают, бьют, отбирают деньги и вещи).




22

У меня есть судимые родственники и/или знакомые.




23

У меня бывают сильные желания, которые обязательно надо исполнить.




24

У меня бывает желание отомстить, восстановить справедливость.




25

Я не верю окружающим.




26

Хочу быть великим и всесильным.




27

Я испытываю отчаяние, обиду, бессильный гнев.




28

Я завидую своим одноклассникам, другим людям, взрослым.




29

Если нельзя, но очень хочется – значит можно.




30

Сильным и богатым людям не обязательно соблюдать все правила и законы.




31

Я курю.




32

Я употребляю пиво и/или другие спиртные напитки.





ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

33

Я нюхал клей, растворители, пробовал наркотики, курительные смеси.




34

Мои родители злоупотребляют спиртным.




35

Мои друзья курят, употребляют спиртное.




36

Люди пьют за компанию, для поддержания хорошего настроения.




37

Пить и курить – это признаки взрослости.




38

Я пью/курю из-за проблем в семье, школе, от одиночества.




39

Дети и взрослые пьют и курят, потому что это модно и доступно.




40

Дети пьют и курят из любопытства, по глупости.




41

Удовольствие – это главное, к чему стоит стремиться в жизни.




42

Мне необходимы сильные переживания и чувства.




43

Я хотел бы попробовать спиртное, сигареты, наркотики, если бы этого никто не узнал.




44

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.




45

Если в моей компании будет принято, то и я буду курить и пить пиво.




46

Я редко жалею животных, людей.




47

Я часто пререкаюсь или ругаюсь с учителями, одноклассниками.




48

Я часто ссорюсь с родителями.





ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

49

Я не прощаю обиды.




50

Если у меня плохое настроение, то я испорчу его еще кому-нибудь.




51

Люблю посплетничать.




52

Люблю, чтобы мне подчинялись.




53

Предпочитаю споры решать дракой, а не словами.




54

За компанию с друзьями могу что-нибудь сломать, приставать к посторонним.




55

Часто испытываю раздражение, отвращение, злость, ярость, бешенство.




56

У меня бывает желание что-то сломать, громко хлопнуть дверью, покричать, поругаться или подраться.




57

В порыве гнева я могу накричать или ударить кого-то.




58

Я охотно бы участвовал в каких-нибудь боевых действиях.




59

Могу нарочно испортить чужую вещь, если мне что-то не нравится.




60

Я хочу быть взрослым и сильным.




61

Я чувствую, что меня никто не понимает, мной никто не интересуется.




62

Я чувствую, что от меня ничего не зависит, безнадежность, беспомощность.




63

Я могу причинить себе боль.




64

Я бы взялся за опасное для жизни дело, если бы за это хорошо заплатили.




65

Было бы лучше, если бы я умер.




66

Я испытываю чувство вины перед окружающими, родителями.




ВОПРОС

ДА

ИНОГДА

НЕТ

67

Я не люблю решать проблемы сам.




68

У меня есть желания, которые никак не могут исполниться.




69

Я не очень хороший человек.




70

Я не всегда понимаю, что можно делать, а что нельзя.




71

Я часто не могу решиться на какой-либо поступок.




72

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.




73

Я нуждаюсь в теплых, доверительных отношениях.




74

Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.




75

Я испытываю потребность в острых ощущениях.




Описание шкал

75 вопросов опросника разбиты на 5 блоков по 15 вопросов в каждом.

В I блоке (вопросы с 1 по 15) оценивается предрасположенность подростков на социально обусловленное поведение (шкала искренности ответов), как про социальное, относительнодеструктивное, адаптированное к нормам ведущей, значимой или референтной группы, возможно имеющей антисоциальную или девиантную в разных вариантах направленность, при этом учитывается подверженность влиянию окружающих, действию социальных установок, мнению группы, степень ведомости в поступках.

Средние значения по шкале СОП соответствуют возрастной норме для подростков, для которых характерно общение, как ведущий вид деятельности и основа психического и личностного развития; потребность в принадлежности к группе и ориентация на ее идеалы, стремление быть замеченным, принятым и понятым.

Низкие значения могут говорить о неадаптированности и даже изоляции подростка от групп сверстников, замкнутости, скрытности.

Высокие значения – показатель высокой адаптированности в группе, но одновременно и свидетельство тесного слияния со значимой группой, что может быть одним из проявлений зависимости от других людей или общения.

Во II блоке (вопросы с 16 по 30) делинквентное (допротивоправное) поведение (ДП) – оценивается антисоциальное, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей поведение, включающее любые действия или бездействия, запрещенные законодательством.

К числу делинквентных относятся:

  1. административные правонарушения – нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, распитие спиртных напитков и появление в пьяном виде в общественных местах;

  2. дисциплинарные проступки – это неисполнение или ненадлежащее исполнение своих непосредственных обязанностей, для подростков это прогулы без уважительных причин занятий, появление в учебном заведении или в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств по месту учебы и в учебное время, нарушение правил безопасности;

  3. преступления – общественно опасные деяния, предусмотренные уголовным законом и запрещенные им под угрозой наказания – кражи, причинение вреда здоровью, угоны транспорта, вандализм, терроризм и другие поступки, за которые предусматриваются меры уголовной ответственности с 16 лет, а за некоторые преступления с 14 лет; совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).

В III блоке (вопросы с 31 по 45) оценивается зависимое (аддиктивное) поведение (ЗП):

  1. злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась зависимость;

  2. одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций;

  3. не болезнь, а нарушение поведения.

Необходимо учитывать многообразие видов зависимостей:

  1. традиционно трактуемые – химические – зависимость от психоактивных веществ;

  2. промежуточные – аддикции к еде (голодание, переедание);

  3. нехимические – патологическая склонность к азартным играм (гемблинг, лудомания), эротические (любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные), социальноприемлемые (работоголизм, спортивная аддикция, компульсивный шопинг, зависимость от общения, религиозные аддикции), технологические – (интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей, зависимость от мобильных телефонов и SMS, телевизионная аддикция), недифференцированные (зависимость от получения удовольствия, коллекционирование, фанатизм, духовный поиск).

В IV блоке (вопросы с 46 по 60) оценивается агрессивное поведение (АП) – вербальная и физическая агрессия, направленная на окружающих людей, враждебность, негативизм, дерзость и мстительность.

Агрессивный подросток противостоит родителям, что свойственно возрасту; он хочет, чтобы от него отстали, при этом агрессивность приобретает различные формы, которые в дальнейшем становятся чертами характера. Агрессивное поведение может приобретать следующие формы: физическая, словесная, косвенная агрессия; раздражение, обидчивость, подозрительность, негативизм. Физическая и словесная агрессия имеют внешнее выражение, тогда как другие ее формы имеют довольно скрытый характер: вандализм, наблюдения за издевательствами, порча имущества и одежды, раздражение и вечное недовольство, обида и чувство вины, чрезмерная подозрительность, нападки с критикой в адрес другого человека. Всякая форма агрессивного поведения направлена на упрямое отстаивание подростком своей самости. Так как базисными потребностями ребенка являются свобода и самоопределение, воспитатель, лишающий ребенка свободы действий, убивает естественные силы его развития.

В V блоке (вопросы с 61 по 75) оценивается самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение (СП), стремление причинить себе боль и/или физический вред, как сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение или незавершенными попытками.

В силу возрастных особенностей – высокая эмоциональная восприимчивость и чувствительность, низкая устойчивость к стрессу, отсутствие сформированных моделей совладания с внешнеситуативными проблемами и внутренними переживаниями, потребность в тесных контактах со сверстниками, стремление к эмансипации от взрослых, переживание возрастного кризиса и другие – подростки составляют группу риска и требуют внимания к своим переживаниям.

Интерпретация

Испытуемому предлагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из трех возможных предлагаемых вариантов ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в бланке. Экспериментаторам нельзя допускать пропуск вопросов, так как это не позволит получить достоверный результат.

При обработке бланков, каждый ответ оценивается в количестве от 2 до 0 баллов:

  • «да» – 2 балла, – «иногда» – 1 балл, – «нет» – 0 баллов.

Максимально по каждой шкале испытуемый может получить 30 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая суммарная оценка (в баллах) по шкале указывает на более высокую степень социальнопсихологической дезадаптации:

  • значения от 21 до 30 баллов оцениваются как выраженная социально-психологическая дезадаптация;

  • от 11 до 20 – легкая степень социально-психологической дезадаптации;

  • от 0 до 10 – отсутствие признаков социальнопсихологической дезадаптации.


I шКАлА

Социальнообусловленное поведение

(СОП)

0-10

Отсутствие ориентации на социально обусловленное поведение, преобладает индивидуализация

11-20

Обнаружена ориентация на социально обусловленное поведение – подростковая реакция группирования

21-30

Сформированная модель социально обусловленного поведения

II шКАлА

Делинквентное поведение

(ДП)

0-10

Отсутствие признаков делинквентного поведения

11-20

Обнаружена ситуативная предрасположенность к делинквентному поведению

21-30

Сформированная модель делинквентного поведения

III шКАлА

Зависимое

(аддиктивное) поведение

(ЗП)

0-10

Отсутствие признаков зависимого поведения

11-20

Обнаружена ситуативная предрасположенность к зависимому поведению

21-30

Сформированная модель зависимого поведения

IV шКАлА

Агрессивное поведение (АП)

0-10

Отсутствие признаков агрессивного поведения

11-20

Обнаружена ситуативная предрасположенность к агрессивному поведению

21-30

Сформированная модель агрессивного поведения

V шКАлА

Суицидальное

(аутоагрессивное) поведение

0-10

Отсутствие признаков аутоагрессивного поведения

11-20

Обнаружена ситуативная предрасположенность к аутоагрессивному поведению

(СП)

21-30

Сформированная модель аутоагрессивного поведения

Учебное пособие

Профилактика распространения идеологии асоциального поведения в молодежной среде

методическое пособие

Авторы-составители:

Смагина Валентина Викторовна, Данова Наталия Юрьевна,

Уточкин Николай Александрович, Хотимская Наталия Александровна

Печатается в авторской редакции

Компьютерная верстка Е.Н. Папиной

Подписано в печать 22.04.2021 г. Формат 60х84/16. Усл. печ. л. 1,86. Тираж 300 экз. Заказ 21128

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

392000, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

Отпечатано в Издательском доме «Державинский»

392008, г. Тамбов, ул. Советская, 190г