СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод разработка "Свадебные традиции Дагестана"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиции народов Дагестана

Свадебные обряды

 Новые веяния

Просмотр содержимого документа
«Метод разработка "Свадебные традиции Дагестана"»

Свадебные традиции Дагестана.



Традиции… То, чем жив и силён народ… Что впитывается с молоком матери и поддерживается многовековым жизненным укладом общества, семьи… Что определяет нашу жизнь на годы и десятилетия вперед… Что позволяет видеть перед внутренним взором нравственные ориентиры, черпать в них духовную силу…

Одной из множества традиций, значимых в нашей жизни, является свадебная традиция. В Дагестане, самом многонациональном регионе России, свадебные традиции сложились много веков назад, под влиянием тяжелой и трудной жизни в горах, у моря, на равнине и в степях… Ритуалы сватовства и свадьбы определялись адатами, шариатом и обычаями каждого аула.

1 ведущий. В Дагестане издавна существовали три распространенные формы брака: по сговору, колыбельный сговор, умыкание.

(Сценка отец и мать о женитьбе сына).

1 ведущий. Довольно часто совершался колыбельный сговор -- это выбор невесты для сына, когда она еще лежала в люльке. при этом отец мальчика давал в виде залога какую-нибудь вещь отцу девочки, и малолетние уже считались с этого времени женихом и невестой.

(Сценка с люлькой).



1 ведущий. Подобные сделки в большинстве случаев оказывались неудачными. Как правило, обрученная с детства девушка потом выходила замуж за другого. ( Фрагмент из фильма « Горянка»).

2 ведущий. Похищение невесты или её побег встречались крайне редко. Похищение невесты не обычай, а нарушение обычая, поэтому оно всегда влекло и влечет за собой до сих пор преследование со стороны родственников невесты и вражду. То, что влечет за собой вражду, не может быть обычаем, так как обычаи возникали именно для того, чтобы решать все возникающие в обществе проблемы мирно.

2 ведущий Похищение невесты всегда было сопряжено со смертельной опасностью для молодого человека, решившегося на этот шаг. Как всем известно, в старину дагестанские девушки не работали, не учились, в город или село одни, без сопровождения, они не выходили. Для того чтобы украсть девушку, молодому человеку с риском для жизни приходилось забираться в ее дом и в таком случае любой родственник мог его убить или ранить, и это бывало понято и оправдано обществом.

1 ведущий. Украсть невесту мог не обязательно сам жених, зачастую это делают, без его ведома, его друзья или родственники, выбравшие ему, по их мнению, достойную супругу. В старину, жених с друзьями, родственниками или без него самого, ехали за невестой кортежем на конях, причем коней выбирали самых резвых, чтобы их не могли догнать братья невесты.

( фрагмент из фильма «Кавказская пленница» ).

А где же могли познакомиться молодые люди при таких жестких традициях? На свадьбах, у родника, на булкъа.



(Сценка «Булкъа»).



2 ведущей. После сватовства жених и его родственники могли делать невесте подарки, которые после заключения брака или в случае отказа со стороны жениха, становились её собственностью. В случае отказа со стороны невесты подарки следовало возвращать в двойном размере!

1 ведущая. Сватовство производилось через уважаемого мужчину, посылаемого женихом вместо свахи к родным невесты. Началом разговора могла служить общепринятая фраза: «Просим вас стать отцом и матерью» такому-то человеку… Если родители невесты согласны, то произносят «иншааллах» (с Божьей помощью, если Богу будет угодно), в противном случае – сразу отказывают.

(Сценка сговора и условия сватовства).



2 ведущий. После сговора жених мог посещать невесту, но до заключения брака жених не имеет права касаться невесты. При Шамиле одна ахвахская невеста убила кинжалом своего жениха, хотевшего нарушить этот адат, и не только не подверглась никакому наказанию, но и заслужила общую похвалу.

1 ведущая. При совершении брака жених должен заплатить калым и кебин-хак. Калым представлял собой верхнюю одежду, надеваемую невестой в день свадьбы, постель, одеяла, другое имущество. Все это поступало в полную собственность невесты и отбиралось у неё в случае, если она впоследствии сама захочет оставить мужа.

1 ведущая. Большинство обрядов в церемонии вступления в брак были не только связаны с религиозными предписаниями адатов, но и имели магический смысл, должны были уберечь от сглаза, порчи, колдовства, от шайтанов; имели символическое значение, связанное с будущим потомством, достатком в доме молодых. Особый смысл придавался свадебному костюму невесты.

2 ведущая. Женский свадебный костюм - одно из ярких проявлений культуры народов Дагестана. Традиция нашивания различных серебряных элементов на одежду восходит к глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические находки. Эта традиция связана с комплексом верований горцев о магической силе металла. При этом золото считалось металлом с негативной энергетикой и могло использоваться для наложения порчи, вредительства в священных обрядах брака и рождения, поэтому в свадебном наряде использовались преимущественно серебряные украшения.

1 ведущая. (Слайд № ) К примеру, свадебный наряд ругуджинской невесты дополняли традиционные большие многоярусные подвески – «куц». Они крепились на колечках к туникообразному платью «горде», по 2-3 спереди, а иногда и на спине. Ругуджинка надевала на себя в день свадьбы около шести килограммов серебра.

2 ведущая. (Слайд № ) В селении Гергебиль невесты надевали свадебное головное украшение, которое называлось «таял», состоявшее из треугольной чуть изогнутой пластины и присоединенных к ней цепочек с мелкими подвесками из серебряных монет. Надевалось украшение только на свадьбу, затем пряталось в сундук как приданое для дочери.

1 ведущая. (Слайд № ) Кубачинская невеста надевала платье из парчи, а также вышитые золотыми и серебряными нитями «казы» - их число могло доходить до 25, различные украшения - серебряные цепочки на чохто, крупные золотые перстни, серебряные браслеты, подвески, отделанные зернью, жемчугом и самоцветами. Свадебные браслеты кубачинки надевались один раз в жизни и переходили от матери к дочери.

2ведущая. Свадебную одежду невесты-кумычки целиком обеспечивал жених. В числе обязательных подарков жениха на свадьбу невесте должны были быть шкурки на шубу.

1 ведущая. (Слайд № ) балхарская невеста, большую часть костюма которой украшают серебряными изделиями (оберегая невесту от сглаза) и сопровождающие ее женщины традиционно надевают национальные костюмы, в них исполняется танец невесты. Не забыты традиции и в старинном селе Гуниб. Так же, как и 100-200 лет назад, сегодня на гунибскую невесту накидывают 5 платков. Первый снимают у дома родителей при передаче ее жениху. Второй платок снимают при подъезде к дому жениха, третий платок – в доме жениха. Четвёртый платок снимают подруги, чтобы показать невесту жениху и родственникам. Пятый платок снимает сам жених. За каждый снятый платок было принято давать выкуп. (Сценка одевания невесты).

2 ведущая. В назначенный для бракосочетания день жених уходил из своего дома к товарищу или родственнику, который назначался на свадьбе исполнять обязанности дружка. Перед сумерками жених возвращался к себе в дом, куда приходил мулла в сопровождении отца невесты или другого родственника, выступающего в качестве представителя невесты. Жених встречал муллу и гостей и после приветствий начиналась церемония заключения брака.

1 ведущая. До начала обряда мулла посылал к невесте двух человек, которые должны были затем с её слов подтвердить её добровольное согласие на замужество. Эти люди обязательно должны были потом присутствовать в момент заключения брака как свидетели. Неисполнение этой формальности относительно совершеннолетней невесты делало брак недействительным. Само название бракосочетания – «магар» (или «махар») - переводится с аварского как «заключение брачного торга».

2ведущая. Свадебные торжества занимали несколько дней. На каждой свадьбе обязательно был тамада – ведущий свадьбы. В селениях некоторых районов тамадой сельских празднеств, в том числе и свадеб, избирался на весь год один человек. Так, у даргинцев предгорья ежегодно в начале зимы принято было совершать обряд хола шах - мужчину, избранного шахом свадеб на предстоящий год, возили в санях по всему селению; это был почётный объезд вверенной ему «праздничной территории».

В лакских селах существовал обычай наряжать «свадебное дерево», и с ним тоже был связан интересный обряд: когда со свадебного дерева похищались конфеты, орехи, то похитителя ловили, связывали и не отпускали, пока его родные не внесут за него назначенный выкуп.



1 ведущая. Во многих селах было принято демонстрировать приданое невесты. В аварском с. Ругуджа «в день показа приданого» невесты от жениха отправляли ей подарки, разложив их на нескольких огромных подносах. Это были предметы одежды, мог здесь быть и ковер или украшения, но обязательным элементом был особый хлеб кудияб чед в диаметре около метра. На его выпечку шла большая мерка муки (12 кг). Пекли его в горячих углях очага, положив на огромную каменную плиту. Отдельно на этой же плите выпекали из теста фигурки домашних животных: барана, козла, коровы, быка, курицы, петуха и т. п.; они устанавливались на готовом хлебе вертикально, вперемежку с ядрами грецких орехов и вареными яйцами. При изготовлении хлеба в тесто добавляли кусочки сухой колбасы и орехи. Хлеб этот был символом плодородия, посылкой его как бы выражалось пожелание изобилия, материального благополучия, богатого урожая хлебов и обильного приплода скота. Вместе с хлебом отправляли такого же размера халву.

(Сценка вынос хлеба).



2 ведущая. И то и другое в доме невесты разрезалось на мелкие кусочки и раздавалось всем её родственникам. Подарки несли целой процессией двое мужчин и женщины. Впереди шествовал близкий родственник отца жениха, навесив на плечо два засушенных бока барана, связанных вместе, и держа в руке кувшинчик бузы. Затем выстраивалась вереница женщин с подносами с одеждой и тканями от жениха, с кудияб чед и халвой, после них — родственницы жениха с подносами от себя, на каждом из которых был отрез ткани на одежду и хлеб большого размера; завершал процессию мужчина, несший курдюк, наколов его на палку. Смотреть на это собиралось всё село, (Сценка прихода за невестой).



1 ведущая. Своего апогея свадьба достигала в день привода невесты ( Свадьба у жениха). Невесту в дом жениха переводили под вечер, у некоторых народов и этнических групп она шла туда ночью, иногда переход этот старались сохранить в тайне, боясь нанесения недоброжелателями вреда невесте. Чтоб запутать недоброжелателей в свадебной процессии с соблюдением всех обрядов отправляли ложную невесту, в то время как настоящая уходила в сопровождении подруг по другой дороге.

2 ведущая. У горцев невесту первым встречал отец жениха, который делал с ней два-три шага в сторону входа в дом. При входе в дом жениха, невеста должна была совершить обряд угощения. Невесту угощали медом и обсыпали ее сладостями. Этот обряд совершала мать. После этого невесту вводили в комнату и сажали на сундук с ее приданым. Большое значение придавалось осыпание ее мукой, рисом, конфетами. К ногам невесты кидали мелкие серебряные монеты.

1 ведущая. Среди обычаев и обрядов особое место занимали те, которые были направлены якобы на обеспечение господства мужа над женой или наоборот, жены над мужем. Лачка при входе в дом жениха старалась дотронуться до притолоки над дверью. Обычно родня жениха помещала невесту в углу комнаты, за ширмой. Роль жениха в это время у разных народов была различной. По старинному горскому этикету, жених не имеет права быть на собственной свадьбе. Жениха загоняют подальше с глаз к соседям, а лучше на чердак, чтобы хоть оттуда увидеть собственную свадьбу. Дружки ему туда носят еду с собственного стола, разумеется, тайком, но так, чтобы свадьба заметила и оценила.

2 ведущая. У многих народностей свадьба как таковая проводилась на второй день. В этот же день происходило одаривание новобрачной родных мужа подарками. У некоторых аварцев и даргинцев, принято было на второй день приглашать родителей и других близких родственников невесты в дом жениха для угощения. Заканчивался этот день, как правило, у всех народов танцем новобрачных, причем с молодой мог танцевать любой из присутствующих на свадьбе мужчин.

Танец жениха и невесты, дарение невесте подарков.

1 ведущая. С утра, на второй день, у дома новобрачных собирались молодые женщины и девушки. Все вместе с песнями, шутками отправлялись к общественному роднику. В этом ритуале участвовали, как правило, женщины, мужчины здесь присутствуют лишь в роли наблюдателей. Но, тем не менее, молодые парни делали все, чтобы украсть кувшин невесты для последующего выкупа за него. Поэтому главная задача женской свиты - воспрепятствовать этому. Но если же случалось так, что недоглядели кувшин, то одним лишь выкупом женщины не отделывались. Они должны были спеть и станцевать. Поэтому обряд выхода к роднику превращался в народное гуляние с музыкой, песнями, танцами

Сценка «У родника»



2 ведущая. К вечеру в доме новобрачных собирается аульская молодежь, дабы отведать традиционный хинкал, приготовленный молодой хозяйкой.

После этого обряда невеста получала право выходить на улицу, посещать общественные праздники, принимать участие в полевых работах.