СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод "штудия". Написание исследовательской работы обучающимися.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен авторский метод "штудия", используемый при написании исследовательских работ школьниками.

Просмотр содержимого документа
«Метод "штудия". Написание исследовательской работы обучающимися.»

Метод «штудия». Написание исследовательской работы обучающимися.

Отличительной особенностью педагогического процесса в современной школе стало развитие самостоятельной, творческой, проектной, научной и исследовательской деятельности обучающихся. Эта деятельность невозможна без тщательного осмысленного изучения источников информации. Формирование поисковых умений у обучающихся обеспечивает готовность к саморазвитию, непрерывному образованию, активной учебно-познавательной деятельности.

Найти среди множества книг, документов и файлов необходимую информацию - задача достаточно непростая, а для неподготовленного человека зачастую просто непосильная, поэтому проблема эффективного поиска и отбора информации становится все более актуальной в условиях реализации ФГОС ОО, так и в связи с бурным ростом информационных потоков

Метод обучения, основанный на самостоятельном поиске информации – это педагогический подход, дающий возможность обучающимся приобретать знания и получать исследовательские навыки через общую вовлеченность в исследование разнообразных проблем. В ходе многолетней практики по написанию исследовательских работ школьниками использую метод «штудия».

Штудия (лат. studium - изучение, научные занятия) - научное исследование, научная работа.

Штудировать (лат. studere - учиться, прилежно изучать, заниматься чем-либо с самозабвением) - тщательно изучать, прорабатывать.

В Средние века, когда единым языком всех ученых и исследователей была латынь, слово «штудировать» выражало следующий смысловой оттенок, как увлеченность - «заниматься с самозабвением». Это очень важный аспект, так как любой настоящий исследователь всегда увлечен, захвачен своим исследованием, им движет огромный интерес к тому, что он изучает и исследует.

Новое знание, полученное в ходе исследования, бывает двух видов:

1) как дополнение к старому;

2) как отрицание старого, как утверждение альтернативных взглядов, противоречащих прежним устоявшимся в науке концепциям.

Конечно, чаще всего в исследованиях школьников принципиально новое знание не создается, а происходит смысловая переработка, систематизация, критическая оценка уже имеющейся информации. Получается, что ребенок делает «открытие» для себя, он открывает новое знание, полученное самостоятельно. Используя метод «штудия» возможно выделить четыре этапа:

-поиск и анализ информации по теме исследовательской работы,

-группировка и систематизация найденной информации с помощью плана исследовательской работы,

-синтез информации - подготовка связного текста исследовательской работы,

-обобщение информации и оформление исследовательской работы.

При подготовке к работе над темой исследования ученику стоит поставить перед собой шесть вопросов:

Смысл этих вопросов в том, чтобы собрать как можно больше информации из разных источников. Когда найдутся ответы, ребенок определяет, какой материал включить в работу.

При использовании метода «штудии» ученик должен выполнять ряд правил.

1. Использовать несколько источников. Изучаем и сравниваем разные источники.

2. Отделять факты от мнений. Факт — то, что случилось или существовало на самом деле. Мнение — всего лишь чья-то точка зрения. Единственного правильного ответа может и не быть. В таком случае задача — рассмотреть аргументацию разных сторон.

3.Ищем самые свежие данные. Изменилась ли информация или идеи, с тех пор как был опубликован первоисточник?

4.Следим за качеством цитат. Проверяем, надежные ли источники цитирует автор. Сколько источников приведено? Достаточно ли они свежие? Проверяем ссылки.

При штудировании источников информации обучающимся рекомендуется делать пометки по ходу чтения, записывать важные мысли и отмечать ключевую информацию, использовать маркеры или наклейки, чтобы отметить текст, который ученик планирует более подробно изучить позже.

Метод «штудии» можно комбинировать с методом интеллект-карт. Он поможет связать и систематизировать идеи, выделить главное, вспомнить прочитанное.