Филиал МБОУСОШ г.Городище ООШ с.Русский Ишим
Доклад
Тема: «Использование метода проекции и ТРИЗ педагогики на уроках биологии»
Выполнила: учитель биологии ООШ с.Русский Ишим Касынкина М.С.
2018г
«Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»
А.Л.Несмеянов.
Биология − это наука о жизни. Она формирует представление о научной картине мира. Своими исследованиями эта наука призвана убедить людей в необходимости заботливого отношения к природе, знания и соблюдения ее законов. Биология является неотъемлемой частью жизни общества, так как испокон веков человечество находится в прямой зависимости от мира природы. Это ключевая дисциплина, жизненно важная для человеческого существования. Изучение естественных наук помогает развивать передовые технологии, с помощью которых можно исследовать проблемные вопросы, которые, казалось бы, решить невозможно.
Чтобы сформировать компетентного выпускника и повысить качество его подготовки, необходимо применять активные методы обучения, инновационные технологии.
Сегодня активно развивается новое направление педагогики − креативная педагогика, основанная на интенсивном использовании приемах и методах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Особенность технологии ТРИЗ состоит в том, что обучающийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. ТРИЗ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся.
В процессе использования в обучении технологии ТРИЗ формируются: стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС.
В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» подходе перед обучающимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач, воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.
ТРИЗ педагогики
ТРИЗ − теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Главная идея его теории − технические решения возникают и развиваются не стихийно, а по определённым законам, которые можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, т.к. решение изобретательских задач вместо поисков впустую строится на системе логических операций. Теория решения изобретательских задач и была предназначена в первую очередь в помощь инженерам-изобретателям. Педагогическое кредо «тризовцев» − каждый человек изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.
Основные принципы ТРИЗ
Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира.
Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий.
Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии.
Дидактические возможности ТРИЗ
решение творческих задач любой сложности и направленности;
решение научных и исследовательских задач;
систематизация знаний в любых областях деятельности;
развитие творческого воображения и мышления;
развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций.
Активное применение технологии ТРИЗ на уроках биологии не заставило себя долго ждать, и показали положительный результат. Студенты РКТМ принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах по биологии. Появился интерес к изучаемой науке. А учебные навыки решения проблемных задач, которые студенты приобрели на уроках биологии, они активно применяют при изучении других дисциплин.
Существует удобный термин "модель", обозначающий некое общее понятие для ограниченной части учебного материала. Моделью может быть понятие, закон, фрагмент теории, принцип и т.д. Творческие задачи можно классифицировать на пять типов:
1.Узнавание учащимися модели в условии. Типовые формулировки задач:
Назовите используемую в подборке примеров модель. Выберите правильное, в соответствии с моделью, утверждение из заданного ряда. Продолжите фразу в соответствии с моделью.
2.Прямое применение учащимися модели. Типовые формулировки задач: Примените модель и получите заданный результат. Найдите ошибку в применении модели.
Приведите свои примеры использования модели. Дополните ряд примеров.
3.Применение учащимися нескольких освоенных моделей (на выбор) без указаний, когда, где и как именно их применять. Типовые формулировки задач:
Примените некоторые из освоенных моделей и получите заданный результат.
Примените некоторые из освоенных моделей и получите гамму возможных ответов (это обычно исследовательские задачи). Сформулируйте задачу под известное решение.
4.Задачи на применение биологического эффекта или явления. Типовая формулировка задач:
Где, когда и зачем можно применить данный биологический эффект (явление)
5.Исследовательские задачи. Типовые формулировки задач: На основании данных сделать обобщающий вывод.
Сравнить, какая модель более эффективна и оптимальна; указать условия для такой модели.
Предложить серию экспериментов для проверки факта, гипотезы. Типовые схемы работы с группами могут быть различны, но независимо от выбранного пути весьма эффективно объединение всех предлагаемых заданий единым смыслом и содержанием.
Применение ТРИЗ в учебном процессе становится в настоящее время все более актуальным, из-за постоянно растущего - по мере развития общества - количества и сложности новых проблем.
Осуществление этического, эстетического и правового воспитания на уроках биологии (ценностный аспект биологического образования) - главное содержательное ядро педагогической деятельности учителя биологии. Игра без высокого духовного содержания неизбежно обращается в развлечение, в забаву и, как правило, обречена на вырождение. Конструирование интеллектуальных игр и заданий по системе ТРИЗ осуществлялось мною именно с этих позиций, с учетом ценностного аспекта: максимальное насыщение учебного материала таким содержанием, которое способствовало бы формированию у учащихся экологической культуры и нравственных ориентиров, концептуального стиля мышления, идеи коэволюции Человека и Природы.
В результате применения технологии ТРИЗ:
Развиваются навыки самостоятельной работы, поиска решения проблемы, умения делать выводы из теории и фактов.
Достигается осмысленное усвоение материала учащимися.
Ученики, сменяя виды деятельности, заинтересованно работают и не устают.
Задействуются зрительная, слуховая, моторная, обонятельная, вкусовая, эмоциональная виды памяти. Памятью «сканируются» имеющиеся знания из курса биологии.
Развиваются абстрактное, обобщающее мышление, способности к синтезу и анализу.
позволяет учащимся неординарно мыслить, решать поставленные задачи, выдвигать свои гипотезы, высказывать и отстаивать свое мнение
формирует коммуникативные навыки.
Это и будет подлинное образование, то есть единство знания, понимания, деятельности и нравственности.
Учитель, имея "в руках" интересный биологический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока.
Метод проекции на уроках биологии
Метод проекции следует отличать от метода проектов. Проекты – это та практическая деятельность, которую учащиеся выполняют под руководством учителя, исследуя, изучая какие либо объекты, явления окружающего нас мира, используя при этом ТСО и мультимедийное оборудование, а также различные методы и приемы биологии. Проекция- это точное изображение предмета и его положение на плоскости. В биологии этот метод практически не используется, чаще всего в искусстве, технике, геометрии , в географии. Например, в географии используется для изображения земной поверхности ( переносят контуры или очертания различных предметов местности и ее рельефа на сферу или плоскость.) И проводится отвесными линиями. В биологии и химии этот метод замещается методом моделирования(например для сравнения каких то биологических объектов, черепа предков человека, сравнение головного мозга различных групп животных и тд)