СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод визуализации на уроках литературы и русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод визуализации широко используеться в современных технологиях обучения. На сегодняшний день выделяют массу приёмов. В презентации опображены только некоторые из них, из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Метод визуализации на уроках литературы и русского языка»

Использование методов визуализации в процессе изучения русского языка и литературы Подготовила учитель русского Языка и литературы Аникеева Ольга Ивановна

Использование методов визуализации в процессе изучения русского языка и литературы

Подготовила учитель русского

Языка и литературы

Аникеева Ольга Ивановна

Вместо предисловия По данным психологов: 85 % современных школьников это визуалы, 9% аудиалы, 5% кинистеты и только 1% дискреты

Вместо предисловия

По данным психологов:

85 % современных школьников это визуалы,

9% аудиалы,

5% кинистеты и только

1% дискреты

использование метода визуализации Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный. В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

использование метода визуализации

Слово «визуализация» происходит от латинского visualis — воспринимаемый зрительно, наглядный. В педагогике данное понятие реализуется под названием одного из традиционных педагогических принципов — принципа наглядности.

Иллюстрация как приём метода визуализации

Иллюстрация как приём метода визуализации

  Таймлайн Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя Пример : Таймлайнинг к произведению «Алые Паруса» А.Грина Рождение Ассоль – Смерть Мери – Возвращение Лангрена – Месть - Отчуждение – Предсказание – Вера в мечту – утро Ассоль – перстень – исполнение мечты.

  Таймлайн

Таймлайн (от англ. timeline – букв. «линия времени») – это временная шкала, прямой отрезок, на который в хронологической последовательности наносятся события. Линии или ленты времени используются при работе с биографиями или творчеством писателя

Пример :

Таймлайнинг к произведению «Алые Паруса» А.Грина

Рождение Ассоль – Смерть Мери – Возвращение Лангрена – Месть - Отчуждение – Предсказание – Вера в мечту – утро Ассоль – перстень – исполнение мечты.

Интеллект - карта Тони Бьюзен ( создатель интеллект карты) : «Создавая интеллект карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Интеллект - карта

Тони Бьюзен ( создатель интеллект карты) : «Создавая интеллект карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Понятие интеллект - карты Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов. Каждый блок данной интеллект карты определённого цвета, поскольку цвета вызывают в нашем сознании определённые ассоциации. Одни цвета коцентрируют внимание, другие же наоборот расслабляют нервную систему.

Понятие интеллект - карты

Интеллект-карта (ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, mind map) — это графический способ представить идеи, концепции, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем. То есть, это инструмент для структурирования идей, планирования своего времени, запоминания больших объемов информации, проведения мозговых штурмов.

Каждый блок данной интеллект карты определённого цвета, поскольку цвета вызывают в нашем сознании определённые ассоциации. Одни цвета коцентрируют внимание, другие же наоборот расслабляют нервную систему.

Инфографика Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д. Примеры инфографики: Сущ. – СЧР, кто? Что? , предмет, ________ , _ _ _ _ _, _._._._. Глаг. – СЧР, что делать? Действие, __________ По сути это графическая запись определения. Но следует обратить внимание, что данный приём можно использовать и во время изучения литературных терминов, содержания произведений.

Инфографика

Инфографика – это графический способ подачи информации, данных и знаний. Основными принципами инфографики являются содержательность, смысл, легкость восприятия и аллегоричность. Для создания инфографики могут использоваться таблицы, диаграммы, графические элементы и т.д.

Примеры инфографики:

Сущ. – СЧР, кто? Что? , предмет, ________ , _ _ _ _ _, _._._._.

Глаг. – СЧР, что делать? Действие, __________

По сути это графическая запись определения. Но следует обратить внимание, что данный приём можно использовать и во время изучения литературных терминов, содержания произведений.

Визуализация при изучении литературных терминов Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. А. Блок Литературные приёмы: Аллитератция Бессмысленный и тусклый свет; Градация: ночь, улица, фонарь, аптека. Анафора: Используя литературное произведение легче запоминаються и лит.приёмы, происходит их осознание.

Визуализация при изучении литературных терминов

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

А. Блок

Литературные приёмы:

Аллитератция Бессмысленный и тусклый свет;

Градация: ночь, улица, фонарь, аптека.

Анафора:

Используя литературное произведение легче запоминаються и лит.приёмы, происходит их осознание.

Ассоциация как приём визуализации Картины ассоциации, что являются отражением целой эпохи, литературного процесса.

Ассоциация как приём визуализации

Картины ассоциации, что являются отражением целой эпохи, литературного процесса.

Ассоциативные сопоставления

Ассоциативные сопоставления

Использование приёма Экранизации На уроках литературы очень часто используются фильм экранизации лит. произведений. Очень важно, чтобы учащиеся не только знакомились с экранизацией, но и чтобы самостоятельно могли определить какая постановка больше отвечает авторской задумке, отражает идеи самого произведения, дух автора (писателя). Аксинья «Тихий Дон» сов. фильм

Использование приёма Экранизации

На уроках литературы очень часто используются фильм экранизации лит. произведений. Очень важно, чтобы учащиеся не только знакомились с экранизацией, но и чтобы самостоятельно могли определить какая постановка больше отвечает авторской задумке, отражает идеи самого произведения, дух автора (писателя).

Аксинья «Тихий Дон» сов. фильм

Метод визуализации – эффективный метод в обучении. Опора на визуальное восприятие может сделать уроки русского языка и литературы более понятными для современных детей. Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста. Понимание правил и структуры языка станет проще для запоминания если в процессе изучения будут применяться ассоциативные рисунки, интеллект карты, инографы и прочее. Приведённые примеры – это только малая доля существующих приёмов визуализации. Но главное что объединяет все эти методы – это желание учителя научить и заинтересовать своим предметом.

Метод визуализации – эффективный метод в обучении.

Опора на визуальное восприятие может сделать уроки русского языка и литературы более понятными для современных детей.

Экранизации и иллюстрации из вспомогательного средства могут превратиться в ключ к пониманию художественного текста. Понимание правил и структуры языка станет проще для запоминания если в процессе изучения будут применяться ассоциативные рисунки, интеллект карты, инографы и прочее.

Приведённые примеры – это только малая доля существующих приёмов визуализации. Но главное что объединяет все эти методы – это желание учителя научить и заинтересовать своим предметом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!