СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая инновационная разработка "Подвижные игры на природе" по грантовому проекту "Кино-инсталляция по мотивам произведений якутских народных писателей"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая инновационная разработка "Подвижные игры на природе" по грантовому проекту "Кино-инсталляция по мотивам произведений якутских народных писателей"»

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Болтогинская средняя общеобразовательная школа

имени Н.Д.Субурусского











Проект


Ийэ тыл кыһата:

пространство изучения и сохранения родного языка и культуры народа Саха





































Харбала-2, 2022г.

Информационная карта проекта



 Название программы

Ийэ тыл кыһата: пространство изучения и сохранения родного языка и культуры народа Саха

Исполнители проекта


2. Цель и задачи программы

Цель проекта:

Сохранение и популяризация языка народа Саха среди детей школьного возраста Чурапчинского района, путем создания единого Пространства изучения родного языка и культуры "Ийэ тыл кыһата" где школьников обучают 7-ми кружковым направлениям дополнительного образования.

Задачи проекта:

• Сохранение языка и культуры посредством создания визуального контакта, организационно-проектная деятельность по созданию Пространства "Ийэ тыл кыһата": дизайнерское решение пространства и установка стендов отражающих культуру и язык народа Саха.

• Сохранение и популяризация культуры и языка народа Саха, Организационно-методическое сопровождение модульного обучения: составление программы дополнительных образовательных программ, набор учащихся по группам Начальные классы, Средние классы с 5 по 9 кл. Старшие 10-11 класс. Преподавание.

• Популяризация родного языка посредством проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, а также организация мастер классов.



3. Направление деятельности

Изучение истории родного края посредством получения воспитанниками лагеря навыков:

-● национальные виды спорта и игры, этноспорт;

● национальные календарные праздники, ритуалы, обряды;

● топонимика;

● антропонимика;

● народная медицина;

● этнобиология, этноботаника;

● народная космология;

● народная метеорология;

● культура проживания в изолированных общностях и в пространственной изоляции (алаастаан олоруу);


● энергоинформационные процессы в высоких широтах планеты;

● представления о духе места, сакральных местах, местах силы;

● феномен шаманизма;

● культура обеспечения безопасности жизни в условиях вечной мерзлоты, пустыни, высоких широт;

● добывание продуктов питания и национальная кухня;

● одомашнивание животных;

● этнопедагогика, этнодидактика;

● языки, фольклор, эпос;

● этномузыка и т.д.актерского мастерства

-режиссуры

-кинооператорского мастерства

-навыков киномонтажа

-раскрытия темы «феномена якутского кино»



4.Краткое содержание программы



Программа содержит: мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.  

 



5. Ожидаемые результаты

1. Организация единого пространства, дает школьникам более легче усвоить образовательную программу. Способ измерения - фотографии до и после организации пространства.

2. Популяризация родного языка посредством современных технологий и визуальной среды. Способ измерения - количество примененных новых технологий в процессе дополнительного образования.

3. Патриотическое воспитание школьников - знание родных якутского и русского языков становиться большой опорой для патриотического сознания школьника.

4. Сокращение числа школьников не знающих родной якутский язык и культуру народа. Способ измерения итоговое тестирование качества обучения учащихся дополнительных образовательных программ.

5. Популяризация родного языка и культуры среди детей дошкольного и школьного возраста посредством посещения тематических вечеров культуры народа Саха. Способ измерения количество посещений.



6. Содержание программы

Дополнительная образовательная программа "Сахалыы подкаст"

20

Дополнительная образовательная программа "Ораторское мастерство"

20

Дополнительная образовательная программа "Программирование-национальный КОД"

20

Дополнительная образовательная программа "Анимация-компоненты ОЛОНХО"

20

Дополнительная образовательная программа "Сиэр-туом"

20

Дополнительная образовательная программа "Танец народа Саха"

20

Дополнительная образовательная программа "Өбүгэ оонньуута"

20

Республиканский конкурс "Өбүгэ оонньуута"

300

Конкурс среди учеников проекта по тропам С.А.Новгородова

140

Посещение школьниками Чурапчинского района Пространства "Ийэ тыл кыһата"

200

Проведение республиканских мастер классов подавателей пространства Ийэ тыл кыһата, охват на мастер классе: 200

 

8. Сроки и этапы реализации.

МБОУ Болтогинская средняя общеобразовательная школа имени Н.Д.Субурусского

С 2023 года по 2027 год.


9. Оценка эффективности

Диагностическое обеспечение.

10. Основные участники и исполнители программы



Обоснование проекта


В майе 2019 года, Глава Якутии Айсен Николаев провел заседание Совета по развитию языков в Республике Саха (Якутия), на котором обсуждены направления деятельности совета по сохранению, развитию, изучению и популяризации языкового многообразия народов республики. Он напомнил о словах президента страны Владимира ПУТИНА о том, что огромное разнообразие языков является гордостью и богатством страны, которое, безусловно, должно быть поддержано. «Современные подходы сегодня востребованы во всех сферах языковой политики. В эпоху глобализации и коренных изменений информационных форматов, способов общения, конечно же, старые методы сохранения языкового многообразия уже перестают работать, это, наверное, самый серьезный вызов, который мы должны принять и вместе выработать современные методы по его решению», — подчеркнул глава республики. Источник: sakhalife.ru https://sakhalife.ru/problemu-sohraneniya-i-razvitiya-rodnogo-yazyika-obsudili-v-yakutii/

Таким образом мы видим, что старые методы утратили свою способность сохранения и популяризации языка, предлагаемый нами модульный метод обучения посредством создания единого пространства "Ийэ тыл кыһата" являеться актуальной на данный момент. также

Также в декабре 2021 года Союз журналистов Якутии организовали круглый стол: Влияние глобализации на национальные языки: что делать? В нем приняли участие журналисты и ученые филологи якутского языка РС(Я). С докладом о современном состоянии якутского языка выступила кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН Нина Иванова. где отмечает что большинство опрощенных 76% считают что дети не знают родной язык, также 87,4% опрощенных считают что важно знать родной язык. По итогам круглого стола приняли резолюцию, которая будет направлена на рассмотрение правительства, министерства культуры и духовного развития, министерства цифровизации и инфокоммуникационных технологий. Источник © ysia.ru Ссылка: https://ysia.ru/zhurnalisty-obsudili-problemy-populyarizatsii-yakutskogo-yazyka/

В мае 2022 года, как отмечает Глава Якутии Айсен Николаев "Не надо отделять культуру и экономику", - Я сторонник того, что не надо отделять культуру и экономику, не надо пытаться сделать культуру полностью самоокупаемой. Сильной страны с сильной экономикой без сильной культуры не бывает. Культура – это основа духовного состояния человека. И с этой точки зрения нематериальное наследие наших народов – это тот фундамент, на котором сила и могущество нашей страны всегда основывались. Читайте на WWW.KP.RU : https://www.kp.ru/daily/27407.5/4604571/

Таким образом мы видим, что государство в полной мере понимает суть сохранения культуры и языка народа, и всячески стремиться поддержать проекты направленные на популяризацию и сохранения зыка. Но в то же время отмечается рост незнания родного языка детьми школьного и дошкольного возраста.

Проведенный нами опрос среди школьников Болтогинской СОШ им. Н.Д.Субурусского показал, что 100 % опрошенных считают нужным внедрение новых кружковых форм дополнительного образования направленного на популяризацию языка и культуры народа Саха. И наибольший интерес был показан на дополнительные занятия с внедрением регионального компонента.

Также можете ознакомиться с проблемой сохранения языка и культуры перейдя по ссылкам: https://yakutiamedia.ru/news/1238419/?from=70

http://www.ifapcom.ru/news/1687/?returnto=0&n=


Актуальность проекта:

За несколько последних лет наметилась крайне негативная тенденция, когда дети якуты в подавляющем большинстве перестали быть носителями родного языка. При этом на вопрос, «какой твой родной язык», уверенно отвечают: «якутский», даже те дети, которые знают всего несколько слов. Это позволяет говорить о сохранении в их представлении языка, как маркера

национальной идентичности, что, несомненно, является хорошей тенденцией, на базе которой можно работать над сохранением якутского языка.


Цель проекта:
Сохранение и популяризация языка народа Саха среди детей школьного возраста Чурапчинского района, путем создания единого Пространства изучения родного языка и культуры "Ийэ тыл кыһата" где школьников обучают 7-ми кружковым направлениям дополнительного образования.


Задачи проекта:

Сохранение языка и культуры посредством создания визуального контакта, организационно-проектная деятельность по созданию Пространства "Ийэ тыл кыһата": дизайнерское решение пространства и установка стендов отражающих культуру и язык народа Саха.

Сохранение и популяризация культуры и языка народа Саха, Организационно-методическое сопровождение модульного обучения: составление программы дополнительных образовательных программ, набор учащихся по группам Начальные классы, Средние классы с 5 по 9 кл. Старшие 10-11 класс. Преподавание.

Популяризация родного языка посредством проведения культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятий, а также организация мастер классов.


Ожидаемые результаты:

Создание благоприятной среды, для изучения родного языка в МБОУ «Болтогинская СОШ им. Н.Д. Субурусского»;

Увеличение количества детей школьного возраста, свободно владеющих якутским языком.

Изменение среди школьников якутов отношения к родному языку, носителями которого они являются, повышение статуса и популярности родного языка.

Объект проекта:

Якутская культура и язык.


Предмет проекта:

Развитие и расширения познания детей в области якутской культуры и языка, создание языкового-культурологического пространства.


Гипотеза:

Использование метапредметных дисциплин и интегрированных тем с посредством использования современных технологий.


Участники проекта:

Учащиеся МБОУ БСОШ им. Н.Д. Субурусского


Целевая группа:

Учащиеся ДО, с 1-4 классы и 5-11 классов школы.

Социальная значимость проекта:

2022 год объявлен Министром образования и наук Республики Саха (Якутия) Ириной Любимовой Годом чтения и 2022 год- юбилейный год у выдающихся земляков Болтогинского наслега Чурапчинского района, это 130 летний юбилей создателя первого якутского алфавита на латинской основе, Семена Андреевича Новгородова, краеведа Догордурова Михаила Федосеевича, Кривошапкина Николая Дмитриевича - Уот Субурусскай - известный политический деятель РС(Я);

"Ийэ тыл кыһата: это пространство изучения и сохранения языка народа Саха" является продолжением проекта по модульному обучению школьников проект "Диалог поколений через призму времени" реализованный в 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов, который состоял из трех направлений модульного обучения якутскому, русскому и английскому языку.

На данном этапе проект становиться единой образовательной языковой площадкой по Чурапчинскому району, в перспективе развития Республиканского языкового центра по изучения языка и культуры Саха.

Всего по проекту предусмотрено преподавание семи дополнительных образовательных программ для учеников Чурапчинского района с применением дистанционных технологий. Программа будет составлена из интересов школьников и исходя из их свободного времени. Некоторую часть программы ученик пройдут очно некоторую дистанционно.

Кроме создателя письменности из нашего села вышли выдающиеся люди, прославившие Якутию в разных отраслях науки и культуры.

Саввин С. А - Кун Дьирибинэ первым ввел в якутскую литературу жанр басни.

Макаров Г.И. - Дьуон Дьанылы перевел на якутский язык роман в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Соловьев В.С. - Болот Боотур - Народный писатель РС(Я).

Более того из нашего наслега вышли народные поэты : Попов С.А. - Сэмэн Тумат, Яковлев В.В.;Догордуров М.Ф.;

Кладкин В.М - Герой Социалистического Труда;

Кривошапкин Н.Д. - Уот Субурусскай - известный политический деятель РС(Я);

Саввин А.А. - этнограф, фольклорист, краевед;

Саввин В.А. - Народный артист ЯАССР, исполнитель национального эпоса олонхо.



Принципы реализации программы

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.

  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.

  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.

  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.

  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.

  7. Принцип наглядности данной программы: каждое дело отряда отмечено в выпуске листовки и включено в презентацию работы отряда.


   Этапы реализации программы


1 этап: организационно-подготовительный (2020-2021 г.).

Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, мотивация участников проекта, создание благоприятной среды для реализации проекта.

2 этап: технологический (2021-2022 г.).

Разработка конспектов мероприятий, праздников, краткосрочных программ. Разработка форм работы с детьми, родителями, населением села; 2 часа из программы ФГОС направлены на изучение родного языка и литературы. Составление перспективного планирования на период реализации проекта.

3 этап: реализация проекта (2022-2023 г.).

Реализация мероприятий основного содержания. 1 час из программы ФГОС направлены на изучение родного языка и литературы

4 этап: заключительный (2023-2025).


Календарный план на ближайшее решение проблемы создания благоприятных условий для изучения родного языка и литературы:





5.Аналитическая деятельность

    Рейтинг работы проекта определяется через проведение анкетирования на начало работы смены и её окончание.

Достижения обучающихся МБОУ «Болтогинская СОШ» по направлению родного языка и литературы.



6.Ожидаемые результаты.


Дополнительная образовательная программа "Сахалыы подкаст"

20

Дополнительная образовательная программа "Ораторское мастерство"

20

Дополнительная образовательная программа "Программирование-национальный КОД"

20

Дополнительная образовательная программа "Анимация-компоненты ОЛОНХО"

20

Дополнительная образовательная программа "Сиэр-туом"

20

Дополнительная образовательная программа "Танец народа Саха"

20

Дополнительная образовательная программа "Өбүгэ оонньуута"

20

Республиканский конкурс "Өбүгэ оонньуута"

300

Конкурс среди учеников проекта по тропам С.А.Новгородова

140

Посещение школьниками Чурапчинского района Пространства "Ийэ тыл кыһата"

200

Проведение республиканских мастер классов подавателей пространства Ийэ тыл кыһата, охват на мастер классе:

200


Формы реализации программы.

Краеведческая историко-литературная программа – это приоритетная работа смены, и является основным блоком программы.

1. "Языковой центр" в нее входят такие дополнительные образовательные программы как: "Сахалыы подкаст" и "Ораторское мастерство".

"Сахалыы подкаст" - образовательная программа обучает школьников видео и звуко монтажу, фото редактированию и введению видеоблога на якутском языке, составлению субтитров на русском и английском языках. Подготовке сценарного текса на трех языках.

"Ораторское мастерство" - изучение внутренней и внешней политики Российской Федерации на трех языках, использование в составлении текстов выступления ораторов подлинный источник на русском, якутском и английском языках, научить школьников переводить и понимать подлинный текстовой документ. Воспитание патриотов своей страны знающих историю своей страны.


2. Центр изучения ИКТ технологий - "Программирование-национальный КОД" и "Анимация-компоненты ОЛОНХО".

"Программирование-национальный КОД" - обучение школьников базовому языку программирования с применением национального кода. Внедрение национального кода в архитектуру построения кодирования, в создании сайтов и программных обеспечений, приложений.

"Анимация-компоненты ОЛОНХО" - обучение школьников анимации, создание мультфильмов и игр с персонажами из народного эпоса "Олонхо"


3. Центр культурологии -"Сиэр-туом", "Танец народа Саха" и "Өбүгэ оонньуута"

"Сиэр-туом" - посвящение и обучение школьников в обрядовые традиции народа Саха, изучение культуры и фольклора народа Саха.

"Танец народа Саха" - обучение школьников национальному танцу, и танцам народов России, создание танцевального коллектива из числа посетителей кружковой деятельности.

"Өбүгэ оонньуута" - Игры предков, где учащиеся знакомятся с национальными видами игр: это настольные и спортивные игры, игры на логику и мышление народа Саха.


По проекту запланировано проведение Республиканского конкурса "Өбүгэ оонньуута" для школьников Республики Саха (Якутия). И конкурс среди учеников проекта тропам С.А.Новгородова-ученого лингвиста составителя Якутского алфавита, создателя якутской письменности.