СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Методическая копилка
Ф.И.О. учителя Швалова Алина Олеговна
ЗАГАДКИ
Загадки на разным темы
Стоит дом: кто в него войдёт, тот и ум приобретёт.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга)
Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом пройдёт - там заметку кладёт.
Умный Ивашка, всю жизнь в одной рубашке, по белому полю пройдёт — каждый след его поймёт. (Карандаш)
Голубочка бела в избу влетела, что на свете видала, про всё рассказала. (Газета)
Мы крючки и зонтики, стали рисовать, ты попробуй отгадать, что же это за тетрадь? (Пропись)
Белый камешек растаял, на доске следы оставил. (Мел)
Все рисунки вмиг сотрет, если в ход она пойдет. (Стирательная резинка)
Первая книга, что знанья дает, ее первоклассник в портфеле несет, всегда и повсюду, сегодня и встарь, школьнику очень нужен... (Букварь)
Будем весь урок писать, пригодится нам... (Тетрадь)
Я люблю прямоту и сама прямая, сделать ровную черту всем я помогаю. (Линейку)
Кулик не велик, сотне ребят велит: то сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок)
Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки. (Кошка)
Что за коняшки - на всех тельняшки. (Зебры)
Голодна - мычит, сыта - жует, малым ребяткам молочка дает. (Корова)
Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака)
Молоко пьет, песенки поет, чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка)
Невидимка озорной: все играет он с травой, листья в воздухе кружит и куда-то все спешит. (Ветер)
Побежали по дорожке серебристых нитей ножки. (Дождик)
Ты в летний полдень, в тишь и зной их не увидишь над собой, а иногда, белы как вата, они плывут, спешат куда-то. (Облака)
Змейка синяя бежит: не шипит она — журчит. (Ручей)
Что на небе расцветает и теплом всех согревает? (Солнце)
Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Над цветком цветок тот пляшет, веерками крыльев машет, так прекрасен он, хорош, но на клумбе не найдешь. (Бабочка.)
Эти резвые подружки, попрыгуньи и крикушки, песни громко распевают и комариков глотают. (Лягушки.)
Ползун ползет иголки везет. (Ёж)
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык! (Заяц)
Днем спит, ночью летает. (Сова)
Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)
Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
По синему небу тарелка плывёт. (Солнце)
Голодная мычит, сытая жуёт, всем ребятам молоко даёт. (Корова)
На шесте – дворец, во дворе – певец. (Скворец)
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух)
Сто одёжек, и все без застёжек. (Капуста)
Без окон, без дверей, полна горница людей. (Огурец)
Не огонь а жжётся. (Крапива)
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
Стоит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня. (Крапива)
Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке. (Гриб)
Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Висит груша, нельзя слушать. (Лампочка)
По земле не хожу, на небо не гляжу, гнезда не завожу, а деток вывожу. (Рыба)
Одно ухо, и то глухо. (Игла)
Что в доме для одежды дом. (Шкаф)
Приходит по лужи, уходит по стуже. (Осень)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Новогодние загадки
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? (Новый Год)
Кто никуда никогда не опаздывает? (Новый год)
Елка в праздник Новый Год
Взрослых и детей зовет.
Приглашает весь народ
В новогодний … (Хоровод).
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Всюду в этот праздник грохот!
Взрыв, за ним веселый хохот!
Очень шумная игрушка -
Новогодняя… (Хлопушка.)
Новогодние шары -
Лучший дар для детворы.
Хрупок, сказочен и ярок
Этот праздничный … (Подарок).
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз)
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинка)
Меня ребята сделали,
Днем они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной. (Снежная баба)
Они летят быстрее ветра,
И я лечу с них на три метра.
Вот мой полет закончен. Хлоп!
Посадка мягкая в сугроб. (Санки)
И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден
И мать рождает. (Лед)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму - никто не поднимет.
Весна придет- он сам уйдет. (Сугроб)
Все его зимой боятся -
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (Мороз)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (Лыжи)
Поглядели мы в в окно,
Аж, глазам не верится!
Все вокруг белым - бело
И метет ... (Метелица)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна. (Елка)
Зимой, в часы веселья
Вишу на яркой ели я.
Стреляю, точно пушка,
Зовут меня ... (Хлопушка)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? ...(Коньки)
Едва повеяло зимой -
Они всегда со мной.
Согреют две сестрички,
Зовут их ...(Рукавички)
Стоит, колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под Новый Год -
Ребята будут рады.
Хлопот веселых
Полон рот:
Готовят ей наряды.
(Елка)
На них белы колпаки,
Не шиты, не вязаны.
(Деревья в снегу)
Две сестренки, две плетенки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)
Их треплют, катают,
А зимой таскают. (Валенки)
Бегут полозки,
Задрав носки. (Лыжи)
Лежало одеяло,
Мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул,
Одеяло согнул.
Солнце припекло,
Одеяло потекло. (Снег)
В небесах она сверкает,
Нашу елку украшает.
Не померкнет никогда
В новогодний день … (Звезда)
Дед Мороз на Новый Год
Елку детям принесет.
И на ней словно пожар
Полыхает красный … (Шар)
В Новый Год мы не грустим,
Мы под елочкой сидим
И друг другу с выраженьем
Говорим мы… (Поздравленья)
Мы для елки их купили,
В Новый Год ей подарили.
Будто сказочные почки
Светят в ветках… (Огонечки)
Дед Мороз мешок большой
За своей несет спиной,
Созывает весь народ
На веселый… (Новый Год)
Дед Мороз пришел к нам в гости
С хрупкой, белоснежной гостьей.
Он назвал ее дочуркой.
Эта девочка… (Снегурка)
Он к нам в Новый год придет,
Он подарки принесет,
Кто он? Задаем вопрос.
Это дедушка… (Мороз)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Месяц декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Месяц январь)
Загадки про профессии
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (Столяр)
Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (Шофер)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (Пожарный)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (Строитель)
Кто плывет на корабле
К неизведанной земле?
Весельчак он и добряк.
Как зовут его? (Моряк)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (Юрист)
На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (Милиционер)
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (Плотник)
Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный... (Капитан)
По мосту чтоб мчался скорый,
Чинит он на дне опоры.
Целый день за разом раз
Вглубь ныряет... (Водолаз)
Кто движеньем управляет?
Кто машины пропускает?
На широкой мостовой
Машет жезлом... (Постовой)
На посту он в снег и в зной,
Охраняет наш покой.
Человек, присяге верный,
Называется... (Военный)
Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а... (Машинист)
В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый... (Каскадер)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (Врач)
Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель —
Проведет урок... (Учитель)
На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (Продавец)
ИГРЫ
Игры на развития мышления
1. Найди лишнее слово
Количество игроков: любое
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
2. Угадай по описанию
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
3. Что общего?
Количество игроков: любое
Дополнительно: набор карточек с рисунками (их должно приходится по 5 на каждого игрока + хотя бы еще по 1 для игрока для колоды)
Каждому игроку раздается по 5 карточек, остальные складываются в колоду. Первый игрок вытягивает из колоды любую карточку и кладет ее рисунком вверх. Затем он сравнивает свои карточки с той, которая лежит на колоде. Если ему удается найти сходство, он кладет свою карточку на стол и вслух поясняет, чем похожи рисунки. Тогда этот игрок имеет право сделать следующий ход. Но теперь рисунки на оставшихся 4 карточках он сравнивает с рисунком на той, которая лежит на столе.
Если нужную карточку среди своих найти не удается, игрок берет дополнительную из колоды, а право хода переходит к следующему игроку.
Выигрывает тот участник, который сможет первым выложить на стол все свои карточки.
4. Изобретатель
Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки
Каждому игроку раздается по две карточки. Задача каждого игрока за определенное время (которое обговаривается заранее) придумать изобретение, используя предметы на карточках.
Например, из карточек с изображением стула и будильника можно придумать вещь, на которой можно сидеть, но которая могла бы разбудить человека в нужный момент.
Игроки делают наброски своих изобретений на бумаге и готовят речь для защиты изобретения. Выигрывает тот участник, который к концу игры наберет большее количество изобретений.
5. Чем мы это делаем?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выберите какой-нибудь глагол (рисовать, кушать, играть и т.п.) и спросите ребенка: "Чем можно рисовать?" Попробуйте привести некоторые примеры: карандашами, красками и кистями, мелом...Пусть малыш пофантазирует и предложит свои варианты.
Чем можно кушать? (ложкой, вилкой, палочками, руками...)
С чем можно играть? На чем можно ездить, летать?
Постарайтесь найти как можно больше самых разных ответов на эти простые вопросы.
6. Бывает или нет?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий говорит: "Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года".
Ведущий: Выпал снег, и зацвели подснежники.
Дети: так не бывает.
Ведущий: А почему? Когда идет снег? А когда цветут подснежники?
В дальнейшем можно использовать такие "путаницы":
Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.
В саду цветут розы, а дворник заметает на дорожках снег.
Падают желтые листья, дети впервые пошли в школу.
Зацвели цветы, птицы улетели, на деревья распускаются почки.
Мальчик был в лесу и видел в норе петуха.
7. Сочиняем сказку
Количество игроков: любое
Дополнительно: журнал или книга
Открываем любой журнал (но лучше детский) или книга на любой странице и, не глядя, попадаем пальцем в любое слово. Первый рассказчик читает слово и должен придумать фразу, в которой будет это слово. Следующий игрок снова попадает, не глядя пальцем в любое слово в журнале, но придуманная им фраза должна продолжить рассказ.
И так, пока все игроки придумывают по фразе, складывается интересная история.
8. Разложи по порядку
Количество игроков: любое
Дополнительно: иллюстрации
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Дети должны определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку.
9. Изобретатель
Количество игроков: любое
Дополнительно: предметные картинки
Каждому игроку раздается по две карточки. Задача каждого игрока за определенное время (которое обговаривается заранее) придумать изобретение, используя предметы на карточках.
Например, из карточек с изображением стула и будильника можно придумать вещь, на которой можно сидеть, но которая могла бы разбудить человека в нужный момент.
Игроки делают наброски своих изобретений на бумаге и готовят речь для защиты изобретения. Выигрывает тот участник, который к концу игры наберет большее количество изобретений.
10. Хочешь поспорить с Пушкиным?
Количество игроков: любое
Дополнительно: листок, ручка, сборник стихотворений
Один из игроков берет сборник стихотворений, раскрывает его на любой странице и выписывает в столбик последние слова (рифмы) выбранного четверостишья.
Затем листок с рифмами складывается таким образом, чтобы было видно только первое слово из столбика. Листок передается по кругу игрокам. Первый игрок придумывает и записывает первую строчку так, чтобы она по смыслу заканчивалась данным словом, складывает листок, затем передает листок следующему игроку.
Следующий участник разворачивает листок так, чтобы увидеть рифму второй строчки и придумывает ее начало.
Когда стихотворение будет полностью написано, листок разворачивают и читают.
11. Составление предложений
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Берутся наугад три слова, не связанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш» и «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).
12. Что внутри?
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет предмет или место, а игроки в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.
дом - стол,
шкаф - свитер,
холодильник - кефир,
тумбочка - книжка,
кастрюля - суп,
дупло - белка,
нора - лиса,
автобус - пассажиры,
корабль - матросы,
больница - врачи,
магазин - покупатели.
Игра на развитие речи
1. Скажи наоборот
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий называет слово, а игроки должны назвать слова, противоположные по смыслу: большой – маленький, добрый – злой, умный – глупый, твердый – мягкий, черное – белое, зима – лето, день – ночь и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество противоположностей.
2. Назови три слова
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.
Кто сделал меньше всего шагов, тот проиграл.
3. Один - много…
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Взрослый для примера дает несколько законченных заданий, потом делает паузу там, где ждет ответа от ребенка.
"Стол - столы, сковородка - сковородки, кот - коты, сын - сыновья, дом - …., рот - … и так далее".
Вариант: "Стол - много столов, нос - много носов, дочь - много дочерей, …"
4. Телеграф
Количество игроков: любое
Дополнительно: нарезанные полоски бумаги и ручка
игра на развитие фонематического слуха. Вы даете телеграмму: "Слоненок заболел". Юный телеграфист выкладывает столько полосок, сколько слов в предложении. А затем на каждой полоске рисует столько кружков, сколько слогов в слове.
Телеграмма "слоненок заболел" будет выглядеть так: две бумажные полоски с тремя кружочками на каждой.
Затем количество слов в предложении увеличивается.
5. Замена букв
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий пишет на доске или показывает заранее написанные на бумаге, или раздает отпечатанные на машинке слова:
1. Гора.
2. Пол.
3. Бот.
4. Бой.
5. Мина.
6. Трап.
7. Пост.
8. Шапка.
9. Порт.
10. Кок.
Затем ведущий объясняет, что, меняя только первую букву приведенных слов, надо составить из каждого слова три новых слова. Кто сделает это правильно и быстро, получает зачет в общей игре или приз.
6. Начало, середина, конец
Количество игроков: любое
Дополнительно: коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков (например, «м» — и тогда в коробке лежат замок, гном, марка и т.д.). Коробка разделена на три части (н — начало слова, с — середина, к — конец). По мере усвоения игры предметы заменяются картинками
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки.
7. Болтуны
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Выбирается какая-либо тема, рассказ, сказка. Нужно быстро-быстро пересказать эту сказку или говорить по этой теме. Кто сможет дольше?
Игры на развитие воображения
1. Ты рисуешь – ты и угадывай!
Количество игроков: кратное двум
Дополнительно: листы бумаги, карандаши или фломастеры, повязка на глаза
Игроки разбиваются на команды. 1 команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться.
Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.
2. Так не бывает!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает!».
3. Дорисуй картинку
Количество игроков: любое
Дополнительно: недорисованные картинки, карандаши
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
4. Клякса
Количество игроков: любое
Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы
Дети должны придумать на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.
5. Кукольный театр
Количество игроков: любое
Дополнительно: носки, фломастер, клей, кусочки фетра
1. Надень носок на руку.
2. Отметь места фломастером, где у куклы будут глаза.
3. Приклей 2 кружочка из фетра, на месте пометок.
4. Снова надень носок на руку, поупражняйся и добейся того, чтобы кукла разевала рот в тот момент, когда ты говоришь!
Всё готово и всё зависит от тебя!
6. Дорисуй картинку
Количество игроков: любое
Дополнительно: недорисованные картинки, карандаши
Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.
Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.
8. Загадай-ка!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Это - традиционная забава, которой увлекались еще наши предки. Она замечательно развивает воображение и ораторские способности. Больше всего она подойдет для детей от 3 до 9 лет.
Вам необходимо придумать несколько загадок и загадать их ребенку. Лучше, если их темой будут предметы, с которыми он сталкивается каждый день и которые ему знакомы. Например, предметы канцелярской принадлежности, которыми он рисует: ручка, карандаш, раски, ластик и т. д. Или элементы природы, такие как луна, солнце, небо, цветы, река и т. д.
Когда ребенок отгадает, предложите ему нарисовать предметы, которые были загаданы. Лучше всего, чтобы он сразу рисовал на листке бумаги пришедшие ему в голову отгадки, а затем показывал вам, ожидая ответа. Таким образом, у маленького «мыслителя» развиваются не только фантазия и воображение, но и творческие способности.
Игры на развитие внимания
1. Летает - не летает
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки "летают". Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.
2. Запрещенная буква
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Водящий каждому игроку задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет?", "С кем ты сидишь за партой?", "Какое ты любишь варенье?" и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А".
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Победителями считается тот, кто ни разу не попал в ловушку и давал быстрые, находчивые ответы.
Как вариант игры - условием может быть непроговаривание запрещенной буквы, т.е. ее надо замещать в словах на любую другую.
3. Магазин
Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки с продуктами
Отправьте ребенка в «магазин». Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5.
В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.
4. Не спешите
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Играющие становятся полукругом, ведущий показывает им различные физкультурные движения, которые они повторяют, отставая все время от него на одно движение: когда ведущий показывает первое движение, все стоят смирно; при втором движении ведущего, участники игры повторяют его первое движение и т. д.
Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется.
5. Слушай!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Эта игра на развитие слухового внимания
Для игры лучше всего подходит такое место, где много сухих веток, листьев и прочих шуршащих и хрустящих предметов. Один из играющих – часовой. Его ставят около дерева ( куста, камня ) и завязывают глаза. Остальные расходятся в разные стороны примерно на 50 м. Ведущий находится около часового. По сигналу ведущего играющие начинают приближаться к часовому, делая это не спеша и бесшумно. Задача – коснуться часового или охраняемого им предмета (дерева, камня) рукой. Кому это удастся, тот будет назначен на место часового.
Услышав шорох, часовой кричит: “Стой!” - и указывает рукой в направлении, где находится нарушитель. Если направление будет указана правильно (с небольшой ошибкой), ведущий дает указание нарушителю выйти и приблизиться к нему. Выбывший подходит и до окончания игры ведет себя тихо, чтобы не мешать часовому. До тех пор, пока выбывший не подойдет к ведущему, остальные игроки не имеют права передвигаться с места, на котором находится. Игра заканчивается по истечении установленного времени (20 мин).
Часовой выигрывает, если сумеет всех нарушителей вывести из строя. Из подкрадывающихся победителем становится тот, кому удалось коснуться часового (или кто ближе всего незаметно подкрался к нему).
6. Будь внимателен!
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Игроки рассаживаются по комнате и ждут некоторое время. Они не знают, какое именно задание им будет предложено и когда будет задан вопрос. Вопросы придумывает ведущий. Поэтому он должен быть особенно внимателен.
Через определенное время ведущий просит описать все события, которые произошли в комнате с того момента, как все заняли свои места. Это может быть чье-то покашливание, скрип двери и т.д.
7. Корректор
Количество игроков: любое
Дополнительно: листы с крупным печатным текстом
Ребенок должен находить и вычеркивать в тексте какую-нибудь букву. Со временем игру можно усложнить: например, зачеркивать букву А, в кружок обводить букву К.
Игры на развитие памяти
1.Что исчезло?
Количество игроков: любое
Дополнительно: картинки или мелкие предметы
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
2. Все помню
Количество: любое, но чем больше играющих, тем лучше
Дополнительно: нет
Перед ее началом следует выбрать из числа взрослых судью, который на протяжении всей игры будет записывать названные слова.
Участники должны сесть в круг и выбрать тему, например города. После этого они по очереди называют названия городов. При этом каждый игрок должен повторять слова, названные предыдущим участником, и добавлять свое название. Судья в это время записывает все названия.
Игрок, допустивший ошибку при повторении городов, выбывает из игры.
3.Увидел, услышал – запомни!
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, ручки
Игроки садятся во круг стола. Один из игроков записывает 5 однозначных чисел, затем четко их произносит. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет их у всех участников. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течении пяти секунд, остальные должны их запомнить и записать у себя на листке бумаги в том же порядке.
Игра проводится в течение 7 – 10 минут.
4. Запомни фигуры
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага и ручки
Эту игру лучше всего проводить на школьной доске. Ведущий рисует на доске 6 геометрических фигур по очереди. Каждая из них демонстрируется 7 секунд, затем стирается и на ее месте рисуется следующая фигура. Просмотрев все 6 фигур, участники должны в течение 5 минут нарисовать у себя на листе бумаги все показанные фигуры в той последовательности, в которой они демонстрировались.
5. Кто где?
Количество игроков: десять и более человек
Дополнительно: нет
Игроки становятся или садятся в круг, водящий — в центре. Он внимательно осматривает круг, стараясь запомнить, кто где стоит. Потом закрывает глаза и три раза поворачивается вокруг своей оси. За это время двое из игроков, стоящих через одного, меняются местами.
Задача водящего — указать тех, кто находится не на своем месте. Если он ошибается, то остается водящим, если угадывает — указанный игрок занимает его место.
6. Найди свой домик
Количество игроков: любое
Дополнительно: резные предметы, игрушки
Игра для развития зрительной памяти.
Берем три разные коробочки. В одну кладем куклу, в другую зайчика в третью машинку. И говорим, что у каждой игрушки свой домик. Первоначально, чтобы ребенок получше запомнил, у какой игрушки, какой именно домик, немного рассказываем, обращаем его внимание на детали домика. Например, так: «У куклы вот эта розовая коробочка, в ней красное одеяло. У машинки коробочка с крышкой – это гараж, чтобы дождик не замочил её».
Затем я просим ребенка отвернуться, вытаскиваем все три игрушки и отдаем ему. Просим положить каждую игрушку в свой домик.
Если ребенок хорошо справляется с задачей, можно в тот момент когда малыш отвернется, переставить домики местами.
В другой раз «домики» заменяем «колясками», «горшками» и берем другие игрушки.
Вариант игры с несколькими детьми такой. Взять несколько стульев, устроив на них отличительный «домик» и на каждый посадить игрушку. Затем попросить каждого малыша взять со стула себе игрушку. Пока звучит бубен (музыка) малыши ходят вокруг стульев держа в руках свои игрушки. Как только музыка играть перестала нужно усадить игрушку в свой домик.
Имейте ввиду, что иногда дети усаживают игрушку в чужой домик не потому, что у них плохая память, а просто потому, что этот домик им больше понравился.
7. Повторяйка
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Дети становятся в одну линию. По жребию или считалке выбираю первого участника. Он становится лицом ко всем и выполняет какое-либо движение, например: хлопок в ладоши, прыжок на одной ноге, поворот головы, поднятие рук и т. д.
Затем он встает на свое место, а на его место становится следующий игрок. Он повторяет движение первого участника и добавляет свое.
Третий игрок повторяет два предыдущих жеста и добавляет свое, и так по очереди делают остальные участники игры.
Когда вся команда закончит показ, игра может идти по второму кругу.
Игрок не сумевший повторить какой-либо жест, выбывает из игры. Победителем становится ребенок, оставшися последним.
8. Карта-головолмка
Количество игроков: любое
Дополнительно: бумага, фломастеры, ножницы
Нарисуйте карту земли (это легко можно сделать по контурной карте). Затем обведите чёрным фломастером контуры литосферных плит и добавьте абрисы материков. Затем приклейте готовую карту на картон и раскрасьте её.
Разрежьте карту на кусочки, чтоб получилась мозаика-головоломка. Перемешайте фрагменты и попробуйте собрать её снова, орентирентируясь по линиям литосферных плит.
9. Перепутались
Количество игроков: любое
Дополнительно: 5-6 игрушек
"Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на пароходе. Первым стоял мишка, потом кукла Катя, за ней розовый поросенок, за поросенком еще один медведь, последний - котенок".
Ведущий выстраивает 5-6 игрушек в очередь друг за другом. "Потом зазвонил колокольчик - это пришел мороженщик, и все звери побежали к нему. А когда они вернулись на причал, не смогли вспомнить, кто за кем стоял. Помогите игрушкам, ведь капитан парохода катает за один раз только по два пассажира".
10. Бабушкин чемодан
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Можно играть вдвоем, а можно командой
Ведущий говорит: "К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезет ... (название предмета, например, "тапочки").
Ребенок повторяет, что сказал ведущий и добавляет еще одну вещь в чемодан. Например: "К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезет тапочки и платье.
Ведущий повторяет то же самое и добавляет еще одну вещь в чемодан. И так далее.
Подвижные игры
1. Найди место
Количество игроков: любое
Дополнительно: палка, стулья
Ставят стулья (в ряд, по кругу и т.п.). Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой о пол, то этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все за ним.
Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли места на стульях. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны.
Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места.
2. Паровозик
Количество участников: любое (более 4-х)
Дополнительно: нет
Эта игра интересна как взрослым, так и детям. Сначала выбирают ведущего. Затем определяют дистанцию для «паровозиков» и создают различные препятствия из перевернутых стульев, городков, кеглей. Далее определяют, кто станет «руководить» «железной дорогой», а руководители в свою очередь должны оценивать мастерство «машиниста».
Ребята разделяются на две команды. В каждой из них игроки должны выбрать «машиниста» «паровозика», остальные становятся «вагонами». «Машинисты» встают впереди, а («вагончики») участники, выстраиваются за ними в цепочку, взяв друг друга за талию. По сигналу ведущего «паровозики» должны двинуться в путь, причем «машинисту» надо выбрать такую скорость, чтобы одновременно и преодолеть все препятствия, не потеряв ни одного «вагончика», И перегнать соперничающий с ним «состав».
Побеждает «машинист», сумевший успешнее провести свой «паровозик» по сложной дистанции. Он впоследствии и становится ведущим. Продолжительность игры и число игроков не ограничиваются.
3. Клубок
Количество игроков: 5 и более человек
Дополнительно: нет
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Затем они должны, не отпуская руки, запутаться в клубок. Ведущий же должен распутать клубок, в который завязались игроки.
4. Гуси
Количество игроков: любое
Дополнительно: нет
Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10-15 метров друг от друга чертятся две линии - два "дома". В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между "домами под горой" живет "волк" - водящий. Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
- Гуси, гуси!
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да-да-да.
- Так летите!
- Нам нельзя.
Серый волк под горой
не пускает нас домой.
После этих слов "гуси" стараются перебежать к "хозяину", а "волк" их ловит. Пойманный "гусь" становится "волком".
5. Скорее в круг!
Количество игроков: любое
Дополнительно: мяч
В середине площадки чертят круг диаметром 1-2 метра (в зависимости от числа играющих). Выбирают водящего, который становится в круг. Остальные игроки располагаются за кругом. Они становятся на равном расстоянии друг от друга и чертят вокруг себя небольшие кружки диаметром в 0,5 метра. Перед началом игры все участники входят в большой круг. Один из них подкидывает мяч вверх (и немного в сторону), а остальные, кроме водящего, разбегаются по своим кружкам
Водящий, как только мяч коснулся земли, старается ударом руки закатить мяч в центральный круг. Однако стоящие в кругах мешают ему сделать это, также отгоняя мяч руками. При этом они имеют право выбегать из своих кругов и отбегать от них. Но вместе с тем игроки зорко следят за тем, чтобы водящий не занял их место в кружке В противном случае игрок, оставшийся без круга, становится новым водящим
Если водящему удалось закатить мяч в круг или прокатить его через круг, игра начинается снова. При этом учитель назначает нового водящего.
Можно усложнить игру и условиться о том, что водящий может занимать не только свободный круг (когда из него выбежал игрок), но и прокатывать через этот круг мяч. Если это ему удастся сделать, то игрок, занимавший ранее этот круг, сменяет водящего.
Участникам игры надо объяснить, что катить мяч по земле следует, поддерживая его руками. Нельзя ударять по мячу так, чтобы он подпрыгивал выше 30 сантиметров, а также дотрагиваться до мяча ногой. Нарушивший эти правила становится водящим.
Кроссворды
Насекомые
По горизонтали:
3. Кто его убивает, тот свою кровь проливает.
5. Рыж, да не конь, рогат, да не баран, дома не любят и на базаре не купят.
6. За печкой и под полом малые букашки громко поют.
7. Не зверь, не птица, а нос — как спица.
9. Не птица, а летает, с хоботом, а не слон, никто не приучает, а на нас садится.
10. У кого жала на конце хвоста?
По вертикали:
1. В ярком платье модница, погулять охотница. От цветка к цветку порхает, утомится — отдыхает.
2. Не рыбак, а сети расставляет.
4. Маленькая труженица за медком полетела.
8. Летит — ревет, всех пугает, коня да корову кусает.
Ответы:
По горизонтали: 3. Клоп. 5. Таракан. 6. Сверчок. 7. Комар. 9. Муха. 10. Скорпион.
По вертикали: 1. Бабочка. 2. Паук. 4. Пчела. 8. Овод.
Теремок
Отгадай, кто живет в теремке.
По горизонтали:
2. Шерстка мягонькая, да коготок остер.
5. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
8. Не птица, а летает, с хоботом, а не слон, никто не приручает, а на нос садится.
9. С луговицы под забор подошла цепочка гор. Кто-то в сад прошел хитро: под землей провел мет
12. Днем сидит он, как слепой, а лишь вечер — за разбой.
13. Что за весенние птицы любят за плугом ходить и кормиться?
16. Не зверь, не птица, всего боится, половит мух и в воду — плюх.
По вертикали:
1. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
3. Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, прольется кровь моя.
4. Невелика, рыжевата, хвост красивый и косматый,
На дереве живет и орешки грызет.
6. В болоте плачет, а из болота не идет.
7. Ветки носят. Глину роют. На реке плотину строят. У плотины там и тут. В круглых домиках живут.
10. Этот зверь какой-то странный: шея — как стрела у крана.
11. В темной избушке живут чернушки, вяжут кружево без узлов и петель.
14. Что за зверь лесной: встал, как столбик, подсосной и стоит среди травы — уши больше головы?
15. Весь день на воде, а водой не насытиться.
Ответы:
По горизонтали: 2. Кот. 5. Воробей. 8. Муха. 9. Крот. Филин. 13. Грачи. 16. Лягушка.
По вертикали: 1. Сорока. 3. Комар. 4. Белка. 6. Кулик. 7. Бобры. 10. Жираф. 11. Пчелы. 14. Заяц. 15. Утка.
Домашние животные
Впишите в кроссворд названия домашних животных.
Лошадь, коза, собака, кошка, кролик, овца, корова, свинья.
Животные леса
Впишите в кроссворд названия лесных зверей.
Белка, медведь, лось, кабан, рысь, енот, заяц, волк, ёж, барсук, лиса.
Малыш и Карлсон
Три поросенка
Ребусы
Ребус 1
Ключ: Кисточка
Ребус 2
Ключ: Клей
Ребус 3
Ключ: Краски
Ребус 4
Ключ: Ластик
Ребус 5
Ключ: Ручка
Ребус 6
Ключ: Циркуль
Ребус 7
Ключ: Обложка
Ребус 8
Ключ: Линейка
Ребус 9
Ключ: Мел
Ребус 10
Ключ: Доска
ФИЗКУЛЬТ
МИНУТКИ
Двигательная разминка
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз! - И вверх,
Два! - И вниз,
На соседа посмотри.
Будем дружно мы вставать,
Чтобы ногам работу дать.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать
В речевое сопровождение учителя дети выполняют упражнения (4 раза)
«Раз» - поднять руки вверх,
«Два» - нагнуться до земли,
Не сгибайте, дети, ноги,
Когда касаетесь вы пола.
«Три-четыре» - прямо стать,
Будем снова начинать.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Пошагать придётся нам – выше голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».
Наблюдай за птичками, головой верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл
Раз, два – наклонилися слегка.
3, 4 – руки в боки, будем делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо влезть.
7, 8 – пробежаться вас попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в мяч играть.
Правой, левой набиваем
И в ворота забиваем.
Чтоб в ворота мяч забить,
Надо очень ловким быть.
С добрым утром, детвора!
Просыпаться всем пора!
Потянулись – потянулись.
Вот уже почти проснулись.
Руки в стороны, вперёд,
А теперь наоборот.
Наклонились до носочков,
Пробежались на мысочках.
Прыгай дружно прыг да скок.
Продолжаем свой урок.
Бабочка-красавица
Всем нам очень нравится!
Раз – росинкою умылась,
2 – к цветочку наклонилась,
3 – почистила сапожки,
4, 5 – махнула мошке,
6 – лапками подрыгала,
7 – быстренько попрыгала,
8 – платьице расправила,
9 – причёсочку поправила,
10 – полетела.
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
Улыбнулось солнышко.
Поманило лучиком.
- Выбегайте быстренько.
На улице лучше.
Посмотри на солнышко.
Посмотри на веточку.
Полюбуйся бабочкой
И её расцветочкой.
Наклонись к цветочкам,
Рассмотри букашку.
И не рви гвоздику,
И не рви ромашку.
Вот уже и солнышко
С нами, друг, прощается.
Солнце наработалось
И спать отправляется.
Разминка для пальцев
1.Чтоб красиво всем писать
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
Делай быстро, детвора.
За письмо теперь пора.
2. Пальчики в замок сцепили,
Вправо, влево покрутили.
Кисти вниз, потом подняли.
Так недолго помахали.
Каждый пальчик на руке
Помассировать в руке.
Пальцы в кулачки сомкнули,
Кисти рук слегка стряхнули.
3.Трём ладони, милый друг,
Закрывая пальцы рук.
Вот ладошки встретились,
А теперь разъехались.
Закрываем в кулачки
Друг за другом пальчики.
4. Пальцы вместе, пальцы врозь
Пальцы вытянули дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали.
5. Встали прямо и прогнулись,
А теперь легко согнулись.
Головою вправо, влево,
Чтобы шея не болела.
Вверх ладони отвели.
Крепко сжали в кулачки.
Руки в стороны взметнули.
6. Вышли уточки на луг:
Кря, кря, кря.
Полетел зеленый жук:
Ж - ж - ж.
Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш:
Ш - ш - ш
И опять настала тишь.
Разминка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
5.В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
Самоопределение к деятел ьности
1класс
1. Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово (дети читают ЗДРАВСТВУЙТЕ).
Давайте пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего на каждую букву слова
з – здоровья
д – добра
р – радости
а – аккуратности
в – вежливости
с – старания
т – терпения
в – воспитанности
у – уважения
й – интереса
т – трудолюбия
е – единства
Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины.
Ребята, вы готовы к работе? (да)
2.Здравствуйте, ребята. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу, и начнем наш урок, на котором мы будем совершенствовать вычислительные навыки, решать задачи. А еще мы будем ставить спортивные рекорды при помощи ума и знаний. И за это получать специальные жетоны.
3.Покажите свои умные глазки, ровные спинки.
Повернитесь к гостям, поздоровайтесь, улыбнитесь.
Мы готовы начинать урок. Садитесь.
4. Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты, три раза вдох, выдох. Твоё дыхание становиться ровным и спокойным. Приятное тепло разливается по рукам, спине, ногам. Оно делает твоё тело лёгким и парящим, как воздушный шарик. Ты поднимаешься вверх и видишь всё лучшее, что когда-то происходило с тобой. На твоих губах появляется улыбка. Опускаемся на землю, возвращаемся в класс, глаза открываются, мысли ваши светлые, приступаем к уроку.
5.Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка- земля,
Здравствуйте, мои друзья.
Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наш урок.
2класс
1. Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
2. Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.
3. Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
Ответить хочешь – не шуми,
А лучше руку подними.
4. Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
3класс
1. Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
3. Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
4. Серьёзней быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головку опустили, ротик закрыли,
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
4 класс
1.Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
2. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Много нового узнать.
3. Прозвенел звонок.
Мы начинаем наш урок.
Любознательные в классе дети
Обо всем хотят знать на свете.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Рефлексия
1класс
1. «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
2. «Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
2класс
1. «Пик взаимопонимания»
Настроение изображено в виде ступеньки . Первая - настроение крайне скверное. Вторая - плохое. Третья - хорошее. Четвертая - уверен в силах. Пятая – отличное. В конце урока, дня ученик ставит себя на ту ступеньку, какое у него настроение.
2. «Слон»
Ученикам дается на листочках нарисовать слона. Листочки собираются учителем для дальнейшего анализа работы учащегося на уроке. Ученикам затем устно дается характеристика элементов.
Уши- значит человек внимательно слушает, воспринимает больше на слух; глаза - внимательно смотрит, воспринимает больше зрительно; хобот – знания, которые вы приобретаете; голова – это мыслительные процессы; посмотреть на соотношение головы и туловища: большая голова – автор рисунка больше действует головой; ноги тонкие – неуверенность.
3класс
1. «Пантомима»
Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
2. «Светофор»
Учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
4класс
1. «Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
2. «Рефлексивный экран»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
2. «Пятерочка – 1»
Учащимся предлагается на листе обвести свою руку.
Каждый палец – это какая – то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Большой палец – для меня важно и интересно;
Указательный палец - мне было трудно ( не понравилось );
Средний – для меня было недостаточно;
Безымянный палец – мое настроение;
Мизинец – мои предложения.
Диагностики
Методика «Диагностика нравственной самооценки учащегося»
Методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.
Инструкция: 4 балла - если полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если больше согласны, чем не согласны
2 балла - если немножко согласны
1 балла - если совсем не согласны
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом.
Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика «Диагностика отношения к жизненным ценностям»
Инструкция: «Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять».
Список заранее записывается на доску.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-и - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.
Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов
(методика Н.П. Капустиной)
1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:
мне интересно учиться
я люблю мечтать
мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
мне нравится выполнять домашние задания
я стремлюсь получать хорошие отметки
2. ТРУДОЛЮБИЕ:
я старателен в учебе
я внимателен
я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью
мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу
мне нравится дежурство в школе
3.БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:
к земле
к растениям
к животным
к природе
4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ:
я выполняю правила для учащихся
я добр в отношениях с людьми
я участвую в делах класса и школы
5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:
я аккуратен в делах
я опрятен в одежде
мне нравится красивое вокруг меня
я вежлив в отношениях с людьми
6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:
я управляю собой
я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой
у меня нет вредных привычек
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 3 – редко
2 2 – никогда
1 1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Они складываются и делятся на 6. Средний балл – уровень воспитанности.
5 – 4,5 – высокий уровень 3,9 – 2,9 - средний уровень
4,4 – 4 – хороший уровень 2,8 – 2 – низкий уровень