СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка»

Тема: Жизнь леса

Класс: 4

Цель фрагмента урока: формирование представлений учащихся о лесе, как природном сообществе лесных обитателей, микроорганизмов, грибов.

Планируемые результаты фрагмента урока:

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; последовательность действий на уроке; планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи


Предметные: Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений выделять экологические связи в лесу и их нарущения, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества.


Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания

Ход урока

1.Мотивационный этап:

-Здравствуйте, ребята. Встаньте пожалуйста…Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анна Александровна. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем свою работу. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Наш урок я предлагаю начать с высказывания: «Терпение и труд дивные всходы дают» (уч-ся читает высказывание)

-Как вы понимаете эти слова? Кто думает по-другому?

- на уроке буду оценивать вас я и вы сами.

-Ребята, на столах у вас лежат листы самооценивания, в них вы будете оценивать свои знания, где + это справился с работой, ? были затруднения, - не справился.

Проверить готовность к уроку.

2.Постановка учебной задачи:

- Посмотрите, какой прекрасный осенний солнечный день.

- Слышите звуки?

- Что представляете?

-Куда мы сегодня попали?

- Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь..Лес многих приютил.

-Давайте по цепочке скажем, кто живет в лесу. Я начинаю, вы продолжаете. Итак, в лесу живут звери… (птицы, земноводные, насекомые)

-Верно, молодцы. И у всех обитателей леса есть своя жизнь. Также и растения, деревья, грибы- все они живут и растут в лесу

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? А как по-другому можно сформулировать? (Жизнь леса) Слайд

-Каждый из вас наверняка был в лесу, но можете ли вы сказать, что вы всё знаете о жизни леса? (нет)

-Например, знакомо ли вам такое слово, как лесное сообщество?

-А для чего вам нужны эти знания?

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Формулируют цель)Слайд

- Чтобы достичь цели, я предлагаю вам построить план нашего урока. Обратите внимание на слайд, вам нужно выбрать правильный алгоритм плана и назвать неподходящий пункт.

-Проверяем полученные знания

-Изучаем

-Изучаем грибы

-Закрепляем знания

3. Учебное действие

приступим изучению первого пункта плана

- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок. Я предлагаю вам открыть учебник на стр.164 и прочитать, что же такое лес? (1 абзац)

-Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

-А что же такое лесное сообщество и почему лес так называют? Чтобы поближе познакомиться с лесным сообществом давайте мысленно отправимся в лес.

-Итак, мы с вами в лесу. Внимательно рассмотрите лес. (На слайде) .

- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.

- Ребята, Подумайте, что это означает слово «Сообщество»? Лексическое значение слова мы можем узнать по словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Ребята, обратите внимание на правильное написание слова.

У вас на столах лежат комплекты растений, вам нужно расположить их по ярусам по порядку

- А теперь посмотрите то, как расположены растения у меня (Документ-камера).

-У всех так получилось?

-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока

-Как вы думаете, лесу грибы нужны? А зачем?

- Какую роль играют грибы в лесу? Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. (Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. )

- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? (О животных. )

- Назовите животных наших лесов (Лиса, белка, заяц, лось, кабан).

– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

- Итак, сейчас мы с вами поработаем в парах и займёмся моделированием. Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания, записав их в схему. (Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.)

-Итак, по цепочке проверяем ваши цепи питания

-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока

-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробирается трава. Остатки старой травы, сухие ветки)

-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку)

-А именно? (Ежам, медведям, жукам)

-Молодцы! Как можно назвать лес? (Природное сообщество)

-Ребята,а как вы думаете, какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? (вырубка или сжигание лесов; уничтожение видов животных; истребление насекомых;отравление почв.)

-Правильно. Вырубка деревьев приведет к гибели или уходу животных, которые питались листьями этих деревьев, к перелету птиц, которые гнездились и искали себе на них пищу. Пожары уничтожают не только деревья, а и траву, гибнет огромное количество животных. Браконьерство или специальная травля приведет к неконтролируемому росту растений или животных, которыми погибшие виды питались. Истребление насекомых происходит целенаправленно над окружающими полями. Сброс мусора и химических веществ в лесные массивы, способны надолго уничтожить почву и все живое вокруг.

-Можно ли человеку нарушать экологические связи? Почему? (т.к. лес живет своей жизнью, а мы у него в гостях)

-Ребята, а кто был в лесу? Вам понравилось? А как нужно вести себя в лесу?

Чтобы избежать таких последствий необходимо проводить более мощную охрану лесов, не допускать неконтролируемой вырубки и остальных нарушений.

4. Действие контроля, самоконтроля

-Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Я предлагаю вам поработать в группах. Для этого давайте вспомним правила работы в группах (Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; Говори по очереди;). Разбейтесь на группы по 3 человека.

-На столах у вас лежат карточки, на которых вы будете подписывать название каждого яруса. Каждый этаж имеет свое название, напишите его, используя следующие описания:

– Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сейчас я предлагаю вам проверить ваши работы по эталону на слайде, сколько же ярусов у вас получилось? (4)

-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока

-Можно ли утверждать, что сегодня о жизни леса мы с вами узнали гораздо больше?

5.Действие оценки, самооценки

-Что нового вы узнали на уроке?

-Мы поработали по всем пунктам плана. Проверим, так ли это? Достигли ли мы цель?

-А кто помнит девиз нашего урока? Какие же всходы мы получили?

-Ребята, на берегу водоема выросло дерево успеха. Я предлагаю вам проанализировать свои листы самооценки. Каждый листочек дерева имеет свой определенный цвет. зеленый — если у вас все 5, желтый —если одинаковое количество 4 и 5, красный —если есть 3. Сейчас я предлагаю вам нарядить свое дерево соответствующими листочками.

-Молодцы, с вашими оценками я согласна. …была активна, получает оценку 5. …отвечал полными ответами, получает…

Урок окончен, сегодня все хорошо работали. Молодцы! Сдайте мне пожалуйста свои листы самооценки на проверку





Лист самооценки

Ф.И.____________________________________

Задание №1

Задание №2

Задание №3






«+» - выполнил задание правильно

«?»- при выполнении задания возникли трудности

«-»- не справился с заданием

Критерии отметки: «5» - три «+»

«4» - два «+»

«3» - один «+»

Твоя оценка_______

Оценка учителя ______