Тема: Жизнь леса
Класс: 4
Цель фрагмента урока: формирование представлений учащихся о лесе, как природном сообществе лесных обитателей, микроорганизмов, грибов.
Планируемые результаты фрагмента урока:
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; последовательность действий на уроке; планировать свои действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им при работе в паре и группе.
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, устанавливать причинно-следственные связи
Предметные: Формирование представления о лесе как о природном сообществе. Развитие умений выделять экологические связи в лесу и их нарущения, моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества.
Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, проявлять желание решить проблему, используя приобретённые знания
Ход урока
1.Мотивационный этап:
-Здравствуйте, ребята. Встаньте пожалуйста…Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я, меня зовут Анна Александровна. Давайте подарим друг другу улыбку и начнем свою работу. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Наш урок я предлагаю начать с высказывания: «Терпение и труд дивные всходы дают» (уч-ся читает высказывание)
-Как вы понимаете эти слова? Кто думает по-другому?
- на уроке буду оценивать вас я и вы сами.
-Ребята, на столах у вас лежат листы самооценивания, в них вы будете оценивать свои знания, где + это справился с работой, ? были затруднения, - не справился.
Проверить готовность к уроку.
2.Постановка учебной задачи:
- Посмотрите, какой прекрасный осенний солнечный день.
- Слышите звуки?
- Что представляете?
-Куда мы сегодня попали?
- Лес – это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь..Лес многих приютил.
-Давайте по цепочке скажем, кто живет в лесу. Я начинаю, вы продолжаете. Итак, в лесу живут звери… (птицы, земноводные, насекомые)
-Верно, молодцы. И у всех обитателей леса есть своя жизнь. Также и растения, деревья, грибы- все они живут и растут в лесу
- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? А как по-другому можно сформулировать? (Жизнь леса) Слайд
-Каждый из вас наверняка был в лесу, но можете ли вы сказать, что вы всё знаете о жизни леса? (нет)
-Например, знакомо ли вам такое слово, как лесное сообщество?
-А для чего вам нужны эти знания?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Формулируют цель)Слайд
- Чтобы достичь цели, я предлагаю вам построить план нашего урока. Обратите внимание на слайд, вам нужно выбрать правильный алгоритм плана и назвать неподходящий пункт.
-Проверяем полученные знания
-Изучаем
-Изучаем грибы
-Закрепляем знания
3. Учебное действие
приступим изучению первого пункта плана
- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок. Я предлагаю вам открыть учебник на стр.164 и прочитать, что же такое лес? (1 абзац)
-Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.
-А что же такое лесное сообщество и почему лес так называют? Чтобы поближе познакомиться с лесным сообществом давайте мысленно отправимся в лес.
-Итак, мы с вами в лесу. Внимательно рассмотрите лес. (На слайде) .
- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.
- Ребята, Подумайте, что это означает слово «Сообщество»? Лексическое значение слова мы можем узнать по словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Ребята, обратите внимание на правильное написание слова.
- У вас на столах лежат комплекты растений, вам нужно расположить их по ярусам по порядку
- А теперь посмотрите то, как расположены растения у меня (Документ-камера).
-У всех так получилось?
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
-Как вы думаете, лесу грибы нужны? А зачем?
- Какую роль играют грибы в лесу? Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. (Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков. )
- О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? (О животных. )
- Назовите животных наших лесов (Лиса, белка, заяц, лось, кабан).
– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)
– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)
- Итак, сейчас мы с вами поработаем в парах и займёмся моделированием. Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания, записав их в схему. (Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.)
-Итак, по цепочке проверяем ваши цепи питания
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
-Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробирается трава. Остатки старой травы, сухие ветки)
-Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку)
-А именно? (Ежам, медведям, жукам)
-Молодцы! Как можно назвать лес? (Природное сообщество)
-Ребята,а как вы думаете, какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? (вырубка или сжигание лесов; уничтожение видов животных; истребление насекомых;отравление почв.)
-Правильно. Вырубка деревьев приведет к гибели или уходу животных, которые питались листьями этих деревьев, к перелету птиц, которые гнездились и искали себе на них пищу. Пожары уничтожают не только деревья, а и траву, гибнет огромное количество животных. Браконьерство или специальная травля приведет к неконтролируемому росту растений или животных, которыми погибшие виды питались. Истребление насекомых происходит целенаправленно над окружающими полями. Сброс мусора и химических веществ в лесные массивы, способны надолго уничтожить почву и все живое вокруг.
-Можно ли человеку нарушать экологические связи? Почему? (т.к. лес живет своей жизнью, а мы у него в гостях)
-Ребята, а кто был в лесу? Вам понравилось? А как нужно вести себя в лесу?
Чтобы избежать таких последствий необходимо проводить более мощную охрану лесов, не допускать неконтролируемой вырубки и остальных нарушений.
4. Действие контроля, самоконтроля
-Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)
- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.
- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем. Я предлагаю вам поработать в группах. Для этого давайте вспомним правила работы в группах (Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; Говори по очереди;). Разбейтесь на группы по 3 человека.
-На столах у вас лежат карточки, на которых вы будете подписывать название каждого яруса. Каждый этаж имеет свое название, напишите его, используя следующие описания:
– Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем. Что это за ярус? (деревья)
- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.)
Итак, сейчас я предлагаю вам проверить ваши работы по эталону на слайде, сколько же ярусов у вас получилось? (4)
-Оцените себя в листах самооценки на данном этапе урока
-Можно ли утверждать, что сегодня о жизни леса мы с вами узнали гораздо больше?
5.Действие оценки, самооценки
-Что нового вы узнали на уроке?
-Мы поработали по всем пунктам плана. Проверим, так ли это? Достигли ли мы цель?
-А кто помнит девиз нашего урока? Какие же всходы мы получили?
-Ребята, на берегу водоема выросло дерево успеха. Я предлагаю вам проанализировать свои листы самооценки. Каждый листочек дерева имеет свой определенный цвет. зеленый — если у вас все 5, желтый —если одинаковое количество 4 и 5, красный —если есть 3. Сейчас я предлагаю вам нарядить свое дерево соответствующими листочками.
-Молодцы, с вашими оценками я согласна. …была активна, получает оценку 5. …отвечал полными ответами, получает…
Урок окончен, сегодня все хорошо работали. Молодцы! Сдайте мне пожалуйста свои листы самооценки на проверку
Лист самооценки
Ф.И.____________________________________
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 |
| | |
«+» - выполнил задание правильно
«?»- при выполнении задания возникли трудности
«-»- не справился с заданием
Критерии отметки: «5» - три «+»
«4» - два «+»
«3» - один «+»
Твоя оценка_______
Оценка учителя ______