В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты методика обучения в современной школе пережила сложный период. Произошла смена образовательной парадигмы: иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своей методической копилки, тему которой можно сформулировать следующим образом: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы».
Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка»
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка
и литературы
" Начальным моментом мыслительного процесса
обычно является проблемная ситуация.
Мышление начинается с проблемы,
с удивления или недоумения,
с противоречия".
С.Л.Рубинштейн
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности.
Проблемная ситуация по сути является
причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.
Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.
То, что сам открыл, не забудешь никогда!
Проблемная
ситуация
Проблемное
обучение
- творческое овладение информацией
- мыслительные способности
Последовательность шагов при организации
урока проблемного обучения :
- Постановка проблемы.
- Осознание, обсуждение проблемы.
- Выработка возможных путей решения проблемы
- Выработка плана решения проблемы.
- Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.
Ключевым звеном в проблемном обучении
является создание
проблемной ситуации
Способы создания проблемной ситуации
Постановка проблемного вопроса
Проблемная задача или задание
Демонстрация опыта
Сочетание слова и наглядности
Фрагмент 1 урока по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»
Фрагмент 2 урока по теме: « Правописание приставок на з – с »
ниспослать – низвергнуть расписать – раззадорить вспахать – взвалить воспеть – возложить испечь – издать
Пример «диаманты» к рассказу
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого
1 .Жилин
2.Смелый, свободолюбивый
3.Сражающийся, стремящийся, действующий
4.Свобода, смелость, активность, служба.
5.Боящийся, бездействующий, примирившийся
6.Трусливый, пассивный
7.Костылин
Правила создания проблемных ситуаций
- Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
- Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
- Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
Технологическая цепочка проблемного обучения
1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
2. Актуализация учениками своих знаний
3. Поиск решения проблемы учениками
4. Выражение решения
- Применение знаний учениками
Учитель
- Создаёт проблемную ситуацию;
- Направляет учащихся на её решение;
- Организует поиск решения.
Ученик
- Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
- Формирует своё отношение к проблеме
Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.
+
_
- Высокий уровень мотивации;
- Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
- Развитие продуктивного мышления;
- Развитие критического мышления;
- Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
- Формирование активной личности
- Сложность подготовки к занятию;
- Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
- Требует больше времени на достижение цели урока.
- Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся.