СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая копилка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты методика обучения в современной школе пережила сложный период. Произошла смена образовательной парадигмы: иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Эта проблема натолкнула меня на идею формирования своей методической копилки, тему которой можно сформулировать следующим образом: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы».

Просмотр содержимого документа
«Методическая копилка»

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка

и литературы

" Начальным моментом мыслительного процесса

обычно является проблемная ситуация.

Мышление начинается с проблемы,

с удивления или недоумения,

с противоречия".

С.Л.Рубинштейн

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности. Проблемная ситуация по сути является причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить факт, явление или процесс действительности.

Проблемная ситуация по сути является

причиной, побуждающей человека искать новый способ объяснения или действий.

 Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.             То, что сам открыл, не забудешь никогда!

Ребенок не заучивает готовые знания, а делает для себя каждый раз маленькие открытия, находясь в проблемной ситуации.

То, что сам открыл, не забудешь никогда!

Проблемная ситуация Проблемное обучение творческое овладение информацией мыслительные способности

Проблемная

ситуация

Проблемное

обучение

  • творческое овладение информацией
  • мыслительные способности
Последовательность шагов при организации урока проблемного обучения : Постановка проблемы. Осознание, обсуждение проблемы. Выработка возможных путей решения проблемы Выработка плана решения проблемы. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.  Ключевым звеном в проблемном обучении является создание проблемной ситуации

Последовательность шагов при организации

урока проблемного обучения :

  • Постановка проблемы.
  • Осознание, обсуждение проблемы.
  • Выработка возможных путей решения проблемы
  • Выработка плана решения проблемы.
  • Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

Ключевым звеном в проблемном обучении

является создание

проблемной ситуации

Способы создания проблемной ситуации Постановка проблемного вопроса Проблемная задача или задание Демонстрация опыта Сочетание слова и наглядности

Способы создания проблемной ситуации

Постановка проблемного вопроса

Проблемная задача или задание

Демонстрация опыта

Сочетание слова и наглядности

Фрагмент 1 урока по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»  

Фрагмент 1 урока по теме: «Изменение имён прилагательных по родам»

 

Фрагмент 2 урока по теме: « Правописание приставок на з – с »  ниспослать – низвергнуть  расписать – раззадорить  вспахать – взвалить  воспеть – возложить  испечь – издать

Фрагмент 2 урока по теме: « Правописание приставок на з – с »

ниспослать – низвергнуть расписать – раззадорить вспахать – взвалить воспеть – возложить испечь – издать

Пример «диаманты» к рассказу «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого 1 .Жилин 2.Смелый, свободолюбивый 3.Сражающийся, стремящийся, действующий 4.Свобода, смелость, активность, служба. 5.Боящийся, бездействующий, примирившийся 6.Трусливый, пассивный 7.Костылин

Пример «диаманты» к рассказу

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстого

1 .Жилин

2.Смелый, свободолюбивый

3.Сражающийся, стремящийся, действующий

4.Свобода, смелость, активность, служба.

5.Боящийся, бездействующий, примирившийся

6.Трусливый, пассивный

7.Костылин

Правила создания проблемных ситуаций  Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.

Правила создания проблемных ситуаций

  • Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
  • Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
  • Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.
 Технологическая цепочка проблемного обучения  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения Применение знаний учениками   Учитель Создаёт проблемную ситуацию; Направляет учащихся на её решение; Организует поиск решения.  Ученик Приобретает новые знания и способы работы с материалом; Формирует своё отношение к проблеме

Технологическая цепочка проблемного обучения

1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

2. Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4. Выражение решения

  • Применение знаний учениками

Учитель

  • Создаёт проблемную ситуацию;
  • Направляет учащихся на её решение;
  • Организует поиск решения.

Ученик

  • Приобретает новые знания и способы работы с материалом;
  • Формирует своё отношение к проблеме

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения. + _ Высокий уровень мотивации; Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала; Развитие продуктивного мышления; Развитие критического мышления; Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг; Формирование активной личности  Сложность подготовки к занятию; Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся; Требует больше времени на достижение цели урока. Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся.

Педагогические «плюсы» и «минусы» технологии проблемного обучения.

+

_

  • Высокий уровень мотивации;
  • Развитие самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
  • Развитие продуктивного мышления;
  • Развитие критического мышления;
  • Формирование собственного отношения, позиции к происходящему вокруг;
  • Формирование активной личности
  • Сложность подготовки к занятию;
  • Трудности управления, контроля, оценки познавательной деятельности учащихся;
  • Требует больше времени на достижение цели урока.
  • Не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся.