СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская»

Использование современных педагогических технологий

на уроках родного языка (русского)

«Нация любого человека определяется

не его генами, а его родным языком»

В.В. Даль


Учитель родного языка… Как многое от него зависит! Ведь только он на своих уроках может учить ребёнка на его материнском языке, прививать важнейшие черты национального этикета, воспитывать честность, патриотизм.

Ценность обучения родному языку проявляется в реализации воспитательного потенциала учебного предмета, в основе которого лежит формирование осознания роли родного языка как феномена национальной культуры. И я, как учитель русского языка и литературы, вношу свой вклад в развитие родных языков народов России, воспитывая патриотизм и любовь к Родине. И лучше всего это получается на уроках родного языка и родной литературы.

Думаю, для гармоничного развития ребенка очень важно, чтобы он знал родной язык. Поэтому научить с детства говорить на родном языке - значит, научить детей познавать красоту и силу родного слова. Без знания родного языка невозможно научить любить свой народ и свою Родину. Наряду с изучением родного языка, важнейшим фактором является привитие любви к языку, так как язык – это величайшая ценность!

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее использовать методы в обучении, чтобы они способствовали дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе при изучении родного языка практикую игровые технологии, различные приемы развития познавательного интереса на разных этапах урока, компьютерные технологии, межпредметные связи, технологию продуктивного чтения для формирования интереса детей к изучению родного языка. Мои учащиеся участвуют во многих конкурсах и внеклассных мероприятиях: Всероссийские конкурс сочинений, Живая классика, Русский медвежонок, различные квесты.

Большое внимание уделяю игровым технологиям. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Можно выделить такие виды уроков родного языка с использованием игровых технологий: 1) ролевые игры на уроке; 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – КВН); 3) использование игры на определённом этапе урока (знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 4) различные виды внеклассной работы (экскурсии, вечера, олимпиады, инсценировки и т.п.), которые могут проводиться между обучающимися разных классов одной параллели. В своей работе часто применяю дидактические, сюжетно–ролевые и подвижные игры. Наблюдая за детьми, можно заметить, что большой интерес к уроку проявляют тогда, когда используются дидактические игры. Дети с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

Я использую большое количество дидактических лингвистических игр: это и задание по типу «Исключи лишнее», «Узнай меня».

1.«О ком можно так говорить?»

Делю класс на две группы. Одной группе предлагаю пословицы, другой группе предлагаю выбрать из произведения героев с кем можно соотнести эту пословицу.

2.Докончить пословицу

3.Подобрать картинку и поговорку (учащиеся подбирают картинку и поговорку к прочитанному произведению, выставляют в статус)

4.Проект «Пословицы в нашей современной жизни»

Цель этого проекта состоит в том, чтобы учащиеся в поиске собрали в свою копилку как можно больше пословиц и поговорок, умели разъяснять значение каждой, обогатить словарный запас учащихся. К большому сожалению, в наше время очень мало выпускников выбирают профессию педагога, а профессию учителя родного языка еще меньше. И чтобы как то заинтересовать учащихся, привить любовь к профессии учителя родного языка я использую такой приём – поручаю провести один из этапов урока. Не всем, конечно, это нравится, но есть ученики, которые с удовольствием втягиваются в эту работу. И кто знает, может этот прием пробудит хотя бы у одного ребенка желание стать учителем родного языка.

Систематически провожу нетрадиционные виды занятий: уроки-путешествия, уроки–экскурсии, уроки–игры, уроки–беседы, уроки–презентации, уроки – сказки, которые побуждают детей к активному участию, к самообразованию. Убеждаюсь, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Внедрение игровых технологий на уроках родного русского языка помогают мне реализовать задачи обучения. Повышается темп урока, сокращается потеря рабочего времени до минимума. Урок получается более ярким и увлекательным. А главное повышается интерес детей к изучению родного русского языка.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Развитие критического мышления через чтение и письмо применяю в работе с учебными текстами (приём «синквейн»). В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Синквейн помогает пополнить словарный запас, учит краткому пересказу, находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Создание синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить получается у всех. Он помогает развить речь и мышление, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить и оценивать). Например: 1.Язык 2.Могучий, величественный. 3.Учит, вдохновляет, воспитывает. 4. Мой родной язык. 5. Радость (Школа. Друзья. Знания. Дружба. Детство)

Подводя итог, могу сказать, что технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современное образование. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируется умение ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе. Таким образом, используя современные образовательные технологии, мне удалось повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности. Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены три условия учебного процесса: а) мне интересно то, чему меня учат; б) мне интересен тот, кто меня учит; в) мне интересно, как меня учат. Поэтому для меня и моих детей слово – это и храм, и мастерская!