СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская. Понятие свободного текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свободные тексты - это прозаические или поэтические тексты. Их можно использовать на уроках общественно-гуманитарного и естественно-математического цикла. Они помогают обобщить изученный материал, развивают творческие способности, развивают речь

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская. Понятие свободного текста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Горловки «Школа №29»







Методическая мастерская

«Свободные тексты как один из приёмов

критического мышления






Подготовила учитель

МБОУ г.Горловки «Школа №29»

Аникеева О.И.






Горловка 2023

«Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства. Реализуя Концепцию преподавания русского языка в школах, следует обратить внимание, что главной задачей является: модернизация содержания образовательных программ по русскому языку на всех уровнях основного общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка» [1]

Поиск новых подходов в преподавании предмета – приоритет для каждого учителя. Новые технологии дают массу возможностей для формирования, развития и совершенствования методики преподавания, а также для развития творчества личности не только ученика, но и учителя.

Одним из современных подходов в методике преподавания выделяют технологию критического мышления.

Критическое мышление - это способность анализировать информацию, опираясь на личный опыт, логику, наблюдения, а также умения применять полученные знания в стандартных и не стандартных ситуациях, уметь творчески подходить к решению различных учебных ситуаций. Исходя из этого выдвигаются новые вопросы, формируются новые аргументы и принимаются нестандартные, независимые решения.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Основа технологии – трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо [4 ].

Подробнее хочу остановиться на приёме свободного текста, как одного из составляющих элементов технологии критического мышления.

Свободные тексты – это один из видов коммуникативных упражнений, что нацелены на развитие диалогической и монологической речи обучающихся. Преимущество этого вида работы в том, что анализируя изучаемый материал, обучающиеся создают свой собственный свободный текст, используя новые знания и соответственно вовлечены в процесс творчества.

Свободные тексты могут быть рифмованные или «белые», его может написать как один человек, так и весь класс. Не существует каких-либо ограничений в стиле написания, существуют только определённые алгоритмы построения текстов. К свободным текстам относятся: сенкан, сенквейн, даймот, сочинение- хайку, кёнинг, «сочинение по метафоре», «11 словие», «стихотворение Я», даймонт и подобное. Этот список можно продолжать, поскольку творчество учителя неисчерпаемо и каждый учитель может создать свой особенный алгоритм по написанию свободного текста.

Такие свободные тексты как сенканы и сенквейны довольно часто применяются в процессе изучения учебных предметов.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях. Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет [3].

Алгоритм написания синквейна следующий:

первая строка - одно слово, существительное, отражающее тему синквейна;

вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

четвёртая строка - фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение; пятая строка - слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пишущего к теме.

Составляя синквейн, автор может обращаться к тексту содержания изучаемой темы. При этом построчные задания являются для него своеобразными схемами ориентировочной основы деятельности, используя которые он выполняет конкретный фрагмент задания по составлению синквейна.

Умение учащегося составлять синквейны по той или иной теме свидетельствует о степени владения учащимися учебным материалом по теме, в частности, является показателем того, что учащиеся:

- знают содержание учебного материала;

- умеет выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса, структуры или вещества;

- умеет применять полученные знания для решения новой для него задачи.

Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

Синквейн можно использовать на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии.

Хочу привести пример использования сенквейна на уроках естественно-математического цикла. Например, на этапе рефлексии на уроке физики в 7 класса можно предложить обучающимся составить сенкан к понятию «барометр»:

Барометр

Точный, ртутный

Измеряет, показывает, определяет

Определяет атмосферное давление

Манометр

Более сложным по структуре является даймонт он состоит из 7 строк. Алгоритм написания даймонда: 

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, эти характеристики раскрывают существительное в последней строке [ 2]

Пример даймонда

Гипербола

Огромная, наибольшая.

Преувеличивает, преумножает, расширяет.

Гулливера превращает в Мальчика с пальчика.

Преуменьшает, умаляет, суживает.

Крохотная, наименьшая

Литота.

Использование на уроках свободных текстов позволяет не только обобщить знания, но и развивает навыки анализа, критического мышления, творческих способностей обучающихся.

В процессе написания свободных текстов автор реализует свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Литература:

  1. Концепция преподавания русского языка в Российской Федерации от 09 апреля 2016 года №367: режим доступа на 07.02.23 // GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

  2. Быковская Виктория Александровна «Даймонт», режим доступа на 07.02.2023// https://multiurok.ru/blog/daimond-tvorchieskaia-rabota-po-formie-priedstavliaiet-7-stishiie.html

  3. Герасимова Ирина Юрьевна «Что такое синквейн?», режим доступа на 07.02.2023 //https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/09/17/chto-takoe-sinkveyn-pravila-napisaniya-sinkveyna

  4. Мироненко Н.Т. «Оценка развития критического мышления у обучающихся общеобразовательных школах», -// Вестник череповецкого государственного педагогического университета, 2020 г. №1., С 185-191

  5. .Фостер, К.К. Вводные вопросы для активизации критического мышления[Текст]/ К. К. Фостер–М:. 2004. - № 4. – 43 с.

  6. Шойдоновой Намсалмы Шойдоновны «Применение технологии  развития критического мышления на уроках русского языка и литературы», режим доступа на 07.02.2023 // Применение технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы | Методическая разработка по русскому языку: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!