СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая мастерская : " Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах в рамках ФГОС "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах в рамках ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическая мастерская : " Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах в рамках ФГОС "»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 9 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОРЕЗ» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Виды словарной работы  на уроках русского языка  в начальных классах  в рамках ФГОС    учитель начальных классов  Гончарук Я.Р.  г. Торез 2025 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 9 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОРЕЗ»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальных классах в рамках ФГОС

учитель начальных классов

Гончарук Я.Р.

г. Торез

2025 г.

 Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.

Научить ребенка писать эти слова

без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

Этапы работы:  Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа: Предъявление нового слова ( способы предъявления: (загадка, рассматривание предметной картинки, описание признаков предмета)  Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника ( подбор синонимов, антонимов, однокоренных( родственных слов) , фразеологизмов) Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами ( включение нового слова в активный словарь)

Этапы работы:

Работа со словами с непроверяемыми написаниями проходит в три этапа:

  • Предъявление нового слова ( способы предъявления: (загадка, рассматривание предметной картинки, описание признаков предмета)
  • Работа над запоминанием правописания слова, включение его в активный словарь младшего школьника ( подбор синонимов, антонимов, однокоренных( родственных слов) , фразеологизмов)
  • Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами

( включение нового слова в активный словарь)

Виды словарной работы: Картинный диктант  Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности: 1.называют изображённый предмет 2.объясняют правописание слова 3.записывают слово 4.ставят знак ударения 5.выделяют в нём безударную гласную

Виды словарной работы:

  • Картинный диктант

Учитель показывает карточку, а учащиеся выполняют действия в определённой последовательности:

1.называют изображённый предмет

2.объясняют правописание слова

3.записывают слово

4.ставят знак ударения

5.выделяют в нём безударную гласную

Виды словарной работы: Предъявление слова- синонима или антонима:  быстро - медленно  конец - начало  справа - слева

Виды словарной работы:

  • Предъявление слова- синонима или антонима:

быстро - медленно

конец - начало

справа - слева

Виды словарной работы: Анаграмма - способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.  урожай - жаурйо  огород - доогор  овощи - щоиво

Виды словарной работы:

  • Анаграмма - способ перестановки букв, в результате которого получается новое слово или сочетание слов.

урожай - жаурйо

огород - доогор

овощи - щоиво

Виды словарной работы: Нахождение лишнего слова в строке тетрадь, пенал , телефон, карандаш 2) капуста, помидор, морковь, солома 3) автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

Виды словарной работы:

  • Нахождение лишнего слова в строке
  • тетрадь, пенал , телефон, карандаш

2) капуста, помидор, морковь, солома

3) автомобиль, урожай, трамвай, самолет;

Виды словарной работы: Игра «Угадай слово»   Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»…..  ( го - род реть рох ризонт )

Виды словарной работы:

  • Игра «Угадай слово»

Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»…..

( го - род реть рох ризонт )

Виды словарной работы : Уточнение лексического значения слова  а) Обращение к толковому словарю  «ТЕТРАДЬ» - слово произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. б) через контекст (выявление многозначности слов) Продырявят все листочки, все цветочки обгрызут…… И по рытвинам да кочкам - пушку в битку повезут…….

Виды словарной работы :

  • Уточнение лексического значения слова

а) Обращение к толковому словарю

«ТЕТРАДЬ» - слово произошло от греческого «тетро» – «сложенный вчетверо». Попробуйте перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам. Остаётся разрезать эту книжечку и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради.

б) через контекст (выявление многозначности слов)

Продырявят все листочки, все цветочки обгрызут……

И по рытвинам да кочкам - пушку в битку повезут…….

Виды словарной работы: Этимологическая справка - объяснение происхождения слова Слово «ТРАМВАЙ»  «Трам» - фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам «Вай» - в переводе с английского языка означает путь

Виды словарной работы:

  • Этимологическая справка - объяснение происхождения слова

Слово «ТРАМВАЙ»

«Трам» - фамилия человека, придумавшего тележку, которая ехала по рельсам

«Вай» - в переводе с английского языка означает путь

Виды словарной работы: Картинки- ассоциации  П….. М И Д О Р К …..Р З И Н А П …..Р Т Р Е Т

Виды словарной работы:

  • Картинки- ассоциации

П….. М И Д О Р

К …..Р З И Н А

П …..Р Т Р Е Т

Виды словарной работы: Разделить слова на слоги и поставь ударение  мед/ве/жо/нок, во/ро/бей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака

Виды словарной работы:

  • Разделить слова на слоги и поставь ударение

мед/ве/жо/нок, во/ро/бей, соловей, заяц, корова, ворона, лисица, медведь, петух, медведица, сорока, лягушка, собака

Виды словарной работы: Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты можешь предложить? Разделить слова на группы   воробей , ворона , петух , сорока , соловей , заяц , корова лисица , медведь , собака , воробей, ворона, заяц корова , лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей

Виды словарной работы:

  • Подумай, сколько разных вариантов разделения слов на группы ты можешь предложить?
  • Разделить слова на группы

воробей , ворона , петух , сорока , соловей , заяц , корова лисица , медведь , собака , воробей, ворона, заяц корова , лисица, медведь, петух, собака, сорока, соловей

Виды словарной работы: Игра «Распутай слова» Вот так горе, вот беда! Как запутались слова. Все они из трех слогов Кто помочь словам готов?  Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)

Виды словарной работы:

  • Игра «Распутай слова»

Вот так горе, вот беда!

Как запутались слова.

Все они из трех слогов

Кто помочь словам готов?

  • Бе, ка, ло, ран, со, мо, рё, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
Виды словарной работы: Игра « Замени одним словом» Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес) Седьмой день недели . ( воскресенье) Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)  Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир) Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль) Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь ) Единица веса, 1000 граммов. (килограмм ) Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал ) Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор)

Виды словарной работы:

  • Игра « Замени одним словом»
  • Надпись на конверте с указанием места назначения и получателя. (адрес)
  • Седьмой день недели . ( воскресенье)
  • Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
  • Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
  • Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
  • Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь )
  • Единица веса, 1000 граммов. (килограмм )
  • Здание с прилегающими сооружениями для обслуживания пассажиров на станции ( вокзал )
  • Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения. (директор)
Виды словарной работы: Слова с «окошками»  Учитель показывает карточки со словами,  с пропущенной орфограммой. г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал

Виды словарной работы:

  • Слова с «окошками»

Учитель показывает карточки со словами,

с пропущенной орфограммой.

г*рой адр*с ур*жай р*кета ябл*к* п*нал

Виды словарной работы: Выборочный диктант   Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку: женского рода ( капуста, огурец, помидор) единственного числа (коньки, хоккей, лыжи) 1 склонения (запад, сирень, осина)  Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной. По шоссе едет автомобиль. Ребята развели у реки костер. Дежурный следит за порядком в классе.

Виды словарной работы:

  • Выборочный диктант

Учитель читает несколько слов, ученики выписывают только слова по заданному признаку:

  • женского рода ( капуста, огурец, помидор)
  • единственного числа (коньки, хоккей, лыжи)
  • 1 склонения (запад, сирень, осина)

Дети записывают только слова с непроверяемой безударной гласной.

  • По шоссе едет автомобиль.
  • Ребята развели у реки костер.
  • Дежурный следит за порядком в классе.
Виды словарной работы: Зрительный диктант Этапы работы 1)слова записываются на доске; 2)выделяются орфограммы; 3) проговариваются несколько раз; 4)записываются по памяти. Подбор слов 1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь) 2) слова группируются по определённой орфограмме  (безударная гласная « я » : заяц, язык, земляника )

Виды словарной работы:

  • Зрительный диктант

Этапы работы

1)слова записываются на доске;

2)выделяются орфограммы;

3) проговариваются несколько раз;

4)записываются по памяти.

Подбор слов

1) слова группируются по определённой тематике (карандаш, пенал, тетрадь)

2) слова группируются по определённой орфограмме

(безударная гласная « я » : заяц, язык, земляника )

Виды словарной работы: Творческий диктант  Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России (Москва);  инструмент, которым забивают гвозди (молоток);  диван, кровать – это…? (мебель)

Виды словарной работы:

  • Творческий диктант

Учащимся предлагается заменить определение одним словом. главный город России (Москва);

инструмент, которым забивают гвозди (молоток);

диван, кровать – это…? (мебель)

Виды словарной работы: Найди ошибки в словах   Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.

Виды словарной работы:

  • Найди ошибки в словах

Вогзал, васкресене, впиреди, вчира, гарячий, досведание, жолтый.

Виды словарной работы: Запиши слова «НАОБОРОТ»  акорос, цяаз, доваз, акйенил

Виды словарной работы:

  • Запиши слова «НАОБОРОТ»

акорос, цяаз, доваз, акйенил

Интернет-источники http://clipart-library.com/img/1628556.jpg https://st2.depositphotos.com/1585301/6378/i/950/depositphotos_63788461-stock-photo-pile-of-books-and-clock.jpg Литература 1.Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС, М., 2004г. 2. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. ООО Сэр-Вит, Минск, 2001г. 3. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе.ООО И.Д. «Белый Ветер», Мозырь, 2005г. 4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. ВАКО, М.,2004г. 5.Журнал «Начальная школа: плюс- минус.» №2, №3, №5- 2001г, №4-8 2003г. 6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997г. 7. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998г.

Интернет-источники

  • http://clipart-library.com/img/1628556.jpg
  • https://st2.depositphotos.com/1585301/6378/i/950/depositphotos_63788461-stock-photo-pile-of-books-and-clock.jpg

Литература

1.Ярославцева С.В. Работа над словарными словами в начальной школе. АЙРИС ПРЕСС, М., 2004г.

2. Замирова Л.А. Пособие для работы с трудными словами в начальной школе. ООО Сэр-Вит, Минск, 2001г.

3. Козлова Г.А. Работа со словарными словами в начальной школе.ООО И.Д. «Белый Ветер», Мозырь, 2005г.

4. Сухин И.Г. Занимательные материалы. ВАКО, М.,2004г.

5.Журнал «Начальная школа: плюс- минус.» №2, №3, №5- 2001г, №4-8 2003г.

6. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: пособие для учителя. М., 1997г.

7. Синицына Е.И. Игры и упражнения со словами. М., 1998г.