СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методическая модель повышения профессиональной компетентности педагогов в аспекте современного исторического образования и воспитания патриотизма»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание и внедрение комплексной методической модели, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов в области исторического образования и воспитания патриотизма, а также на улучшение качества преподавания истории в школах.  

Просмотр содержимого документа
««Методическая модель повышения профессиональной компетентности педагогов в аспекте современного исторического образования и воспитания патриотизма»»











МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ



Тема:

«Методическая модель повышения профессиональной компетентности педагогов в аспекте современного исторического образования и воспитания патриотизма»



















Подготовил:

Коршунов Александр Николаевич, методист информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан

































Зеленодольск – 2025





ПАСПОРТ ПРОЕКТА



Тема:

Методическая модель повышения профессиональной компетентности педагогов в аспекте современного исторического образования и воспитания патриотизма

Руководитель инновационного проекта:

Шатская Мария Николаевна, начальник информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета ЗМР РТ

Разработчик:

Коршунов Александр Николаевич, методист информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета ЗМР РТ

Участники проекта:

Методисты информационно-методического отдела Управления образования Исполнительного комитета ЗМР РТ, руководители общеобразовательных организаций, заместители директоров по учебной работе, руководители муниципальных методических объединений учителей предметников, члены педагогического сообщества Зеленодольского муниципального района

Цели и задачи:

Цель проекта: создание и внедрение комплексной методической модели, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов в области исторического образования и воспитания патриотизма, а также на улучшение качества преподавания истории в школах.

Задачи:

1. Проведение анализа существующих методик преподавания истории и выявление наиболее перспективных подходов к воспитанию патриотизма.

2. Разработка и реализация инновационных интерактивных форм обучения, способствующих активному участию школьников в учебном процессе.


3. Включение элементов экскурсионно-исследовательского формата, создающих непосредственную связь между теоретическими знаниями и местным историческим наследием.


4.Повышение квалификации педагогов через специализированные курсы и постоянную методическую поддержку.


5.Проведение регулярной оценки эффективности внедряемых методик и своевременная коррекция.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность проекта обусловлена несколькими важными обстоятельствами:


1.Изменяющаяся социальная среда. Современное российское общество находится в состоянии постоянных перемен, обусловленных политическими, экономическими и социокультурными изменениями. Важно, чтобы молодые граждане были готовы адекватно воспринимать и оценивать происходящее, имея прочные основы национального самосознания и патриотизма. Для этого педагоги должны быть готовы дать им необходимые знания.


2.Нехватка инновационных подходов в образовании. Традиционные методы преподавания истории часто оказываются неэффективными в привлечении внимания школьников и вызывают низкий интерес к предмету. Необходимость обновления методологии преподавания связана с необходимостью соответствовать требованиям информационного века и вызовам XXI столетия.


3.Необходимость интеграции образовательных и воспитательных функций. Историческое образование играет решающую роль в формировании мировоззрения, нравственных убеждений и идеалов. Оно даёт основу для развития гражданской позиции и ответственности за судьбу своей страны.


4.Проблема слабого владения педагогами новыми методами преподавания. Многие преподаватели испытывают недостаток навыков работы с цифровыми инструментами, интерактивными формами занятий и проектной деятельностью. Проект нацелен на преодоление этих недостатков и подготовку квалифицированного преподавательского состава.


5.Региональная специфика и многообразие российских регионов. Каждый регион обладает уникальным культурно-историческим наследием, которое требует особого подхода к его сохранению и популяризации. Новая методическая модель должна учитывать этот фактор и предлагать конкретные решения для школ региона.


6. Стратегии цифровизации образования. Технологический прогресс диктует необходимость внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Использование мультимедийных и цифровых ресурсов делает уроки интереснее и эффективнее, позволяя лучше усваивать материал и пробуждая желание изучать историю глубже.


Таким образом, реализация данного проекта призвана решить актуальные проблемы современности, укрепить духовно-нравственное здоровье нации и заложить прочный фундамент патриотического воспитания следующего поколения россиян.

Сроки реализации

2025-2026 учебный год

Этапы реализации

Этап I. Подготовительный этап (Подготовка)

1. Анализ существующего положения дел

- Проведение диагностики текущего состояния исторического образования в районе.

- Выявление основных проблем и препятствий, препятствующих качественному историческому образованию и воспитанию патриотизма.


2. Определение целевой аудитории и партнёров

- Определение конкретных категорий педагогов, которым необходима помощь и повышение квалификации.

- Установление контактов с потенциальными партнерами (учреждениями культуры, региональными властями, НКО и др.).


3. Разработка плана действий

- Составление календарного графика реализации проекта.

- Утверждение этапов и сроков исполнения.


4. Подготовительные мероприятия

- Сбор необходимых документов и материалов.

- Создание рабочей группы экспертов и консультантов.


Этап II. Основной этап (Разработка и внедрение)

1. Научно-аналитическая работа

- Исследование лучших отечественных практик в области исторического образования и воспитания патриотизма.

- Разработка методических рекомендаций и пособий для педагогов.


2. Организация тренингов и семинаров

- Проведение регулярных обучающих мероприятий для педагогов, охватывая темы использования новых технологий, активизации проектной деятельности и инклюзивного подхода.

- Организация демонстрационных уроков и открытых мероприятий для обмена опытом.


3. Внедрение экспериментальной деятельности

- Начало пилотного этапа реализации новых подходов в нескольких школах-участниках проекта.

- Мониторинг хода эксперимента и промежуточных результатов.


4. Распространение положительного опыта

- Документация успешных примеров и распространение опыта на региональном уровне.

- Презентация проекта на конференциях и форумах.


Этап III. Итоговый этап (Оценка и корректировка)

1. Сбор и обработка данных

- Построение базы данных по результатам внедрения проекта.

- Анализ итогов тестирования и анкетирования.


2. Итоговая конференция/семинар

- Представление результатов проекта широкой общественности.

- Дискуссия по вопросам дальнейшего развития проекта.


3. Корректировка и завершение

- Подготовка заключительных отчетов и публикаций.

- Предоставление рекомендаций по дальнейшему совершенствованию исторического образования и воспитанию патриотизма.


Результаты проекта:

- Повышение уровня квалификации педагогов в области исторического образования и воспитания патриотизма.

- Развитие интереса школьников к изучению истории и укрепление их патриотических взглядов.

- Внедрение современных образовательных технологий и повышение эффективности образовательного процесса.

- Создание устойчивой инфраструктуры для продолжения работы по проекту.

Прогнозируемые результаты

Краткосрочные результаты:

1. Повышение профессиональной компетентности

Педагоги овладеют новыми технологиями и методиками преподавания истории, научатся эффективно использовать мультимедийный контент и цифровые инструменты.


2. Обретение уверенности в работе

После прохождения курсов и консультаций учителя почувствуют большую уверенность в ведении уроков, смогут уверенно отвечать на вопросы учащихся и вдохновенно проводить занятия.


3. Участие в коллективных проектах

Учителя начнут сотрудничать друг с другом, обмениваться опытом и делиться лучшими практиками, что приведет к улучшению качества образовательного процесса.


4. Рост удовлетворённости работой

Положительная обратная связь от учеников и родителей повысит самооценку педагогов и увеличит их удовлетворение профессией.


Среднесрочные результаты:

1. Развитие творческой активности

За счёт знакомства с новаторскими подходами и материалами педагоги станут инициаторами интересных и нестандартных уроков, мероприятий и конкурсов.


2. Приверженность новым стандартам

Участники проекта постепенно перейдут на новый уровень преподавания, соответствующий актуальным требованиям государственных стандартов.


3. Отзывчивость учеников

Ученики, посещавшие уроки, прошедших подготовку педагогов, продемонстрируют заметное увеличение интереса к истории и успехов в изучении предмета.


4. Популяризация исторического образования

Проект привлечёт внимание СМИ и общественности, вызвав положительные отзывы и поощрения, закрепляющие достигнутый эффект.


Долгосрочные результаты:

1. Закрепление стойкого эффекта

Постепенно новая культура преподавания укоренится в практике школ, и качественные улучшения сохранятся даже после завершения проекта.


2. Широкий масштаб распространения

Лучший опыт и методики распространятся на соседние регионы, став основой долгосрочной стратегии реформирования исторического образования.


3. Возвращение популярности профессии

Профессиональные успехи и общественное признание вновь привлекут талантливых специалистов к профессии учителя истории, создав кадровый резерв.


4. Воспитание нового поколения профессионалов

Те ученики, которые ощутили живую атмосферу истории и патриотизм на занятиях, продолжат карьеру в сфере гуманитарных наук, увеличив число исследователей и энтузиастов отечественной истории.

Продукт деятельности муниципальной инновационной площадки

1. Методические рекомендации и руководства

Разработанные специалистами площадки инструкции и практические советы по внедрению новых технологий, форматов и подходов в образовательный процесс. Они помогают другим педагогам освоить и применить лучшие практики.


2. Образовательные продукты и программы

Новые авторские курсы, элективные дисциплины, учебные пособия, рабочие тетради, сценарии уроков и прочие дидактические материалы, созданные на площадке и прошедшие проверку в практике.


3. Электронные образовательные ресурсы

Видеоматериалы, аудиозаписи, интерактивные игры, симуляторы, компьютерные тренажёры и другие цифровые ресурсы, предназначенные для использования в классе или дистанционного обучения.


4. Материалы научных исследований

Научные отчёты, публикации статей, тезисы выступлений, доклады, представляемые на конференциях и выставках, отражающие результаты научной деятельности сотрудников площадки.


5. Практические эксперименты и демонстрации

Примеры успешных экспериментов, реализованных на площадке, таких как проведение экскурсий, исследование археологических памятников, организация краеведческих экспедиций и создание коллекций экспонатов.


6. Мониторинг и оценка эффективности

Документы, содержащие данные наблюдений, тестов, диагностических процедур, подтверждающих успех внедрения инноваций и их положительное влияние на образовательный процесс.


7. Организационно-управленческие материалы

Полезные документы, регламентирующие порядок работы инновационных площадок, включая приказы, планы, отчёты и протоколы заседаний экспертных советов.


8. Опыт внедрения проектов

Подробные описания удачных проектов, реализуемых площадками, демонстрирующие способы привлечения финансирования, организационные шаги и стадии осуществления крупных инициатив.


Ключевое назначение продукта:

Главная цель любого продукта — содействие профессиональному развитию педагогов, оптимизация учебного процесса и рост конкурентоспособности учреждений образования на местном и республиканском уровнях.


Продукт инновационных площадок используется для дальнейшего тиражирования лучших практик и распространения успешного опыта, содействуя модернизации системы образования и обеспечению доступности высококачественного образования для всех учащихся.

Инновационность проекта

1. Интеграция мультимедийных и цифровых технологий в изучение отечественной истории

Проект предусматривает системное использование современных ИКТ-ресурсов, включая виртуальные экскурсии, 3D-модели исторических объектов, интерактивные карты и образовательные платформы. Такое внедрение предоставляет возможность создавать иммерсивную образовательную среду, которая стимулирует активное познание и вовлеченность учащихся, что соответствует трендам цифровой трансформации образования.

2. Акцент на деятельностный и проектный подходы с использованием краеведческого и локального исторического материала

В отличие от традиционной фактологической подачи материала, здесь реализуется модели обучения, основанные на активной исследовательской деятельности учащихся. Участие в экскурсиях, работа с первоисточниками и создание собственных проектов дают возможность школьникам не просто усваивать знания, а участвовать в процессе производства знания, что способствует развитию критического мышления и личностной ответственности.

3. Комплексное вовлечение семьи и сообщества в образовательный процесс

Проект вводит инновационную модель социального партнерства, в которой школа, семья, музейные учреждения и местные общественные структуры работают совместно для реализации патриотического воспитания. Такой межсекторный подход усиливает воспитательное воздействие и создает устойчивую образовательную экосистему.

4. Использование адаптивных методик с учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся

Индивидуализация обучения реализуется через дифференцированные программы и методические рекомендации, что позволяет учитывать разнообразие учебных стилей и потребностей детей. Это обеспечивает максимальную эффективность усвоения материала и способствует развитию позитивного отношения к истории как учебной дисциплине.

5. Система непрерывного повышения квалификации педагогов с помощью современных онлайн-платформ и тренингов

Методическая составляющая

Методическая основа проекта строится на принципах современного подхода к организации учебного процесса, позволяющего эффективно решать поставленные задачи формирования гражданской идентичности и патриотизма у школьников. Основные направления методической составляющей включают:

1. Структура курса отечественного исторического образования

- Курс основан на концепции историко-культурного стандарта, обеспечивая последовательное изложение ключевых периодов русской истории с опорой на культурологические аспекты.

- Учебные модули структурированы таким образом, чтобы обеспечить преемственность между этапами школьного образования и развитие системы учебных компетенций.

2. Принципы отбора содержания и методика презентации материала

- Отбор учебного материала осуществляется с учетом принципа проблемности, предполагающего постановку вопросов и заданий, направленных на выявление противоречивых моментов в истории.

- Материал подается через призму понятий национальной культуры, традиций и морали, формирующих уважительное отношение к российскому народу и обществу.

3. Современные технологии ведения уроков

- Активное использование электронных ресурсов, онлайн-платформ и мобильных приложений для визуализации и детализации изучаемого материала.

- Применение метода кейсов, ролевых игр и проектной деятельности, позволяющей учащимся самостоятельно исследовать исторические события и явления.

4. Формирование учебно-методического комплекса

- Учебник истории представлен в электронном виде с возможностью гиперссылочного перехода к дополнительным источникам информации.

- Рабочие тетради содержат задания разного уровня сложности, позволяющие индивидуализировать учебный процесс.

- Электронные пособия учителя содержат подробный комментарий к каждой теме урока, методику постановки целей и оценивания достижений учащихся.

5. Критерии оценки успешности освоения материала

- Для объективной оценки используются различные виды контроля: тесты, контрольные работы, эссе, творческие задания, групповые проекты.

- Оценивание проводится по критериям понимания сущности явлений, умения аргументированно выражать собственное мнение, готовности применять полученные знания в повседневной жизни.

6. Программа дополнительного образования

- Дополнительные занятия направлены на углубленное изучение отдельных аспектов истории России, привлечение внимания к выдающимся деятелям науки, искусства и политики.

- Работа кружков, клубов любителей истории и музеев позволяет расширять кругозор и развивать творческое мышление.

7. Подготовка кадров

- Повышение квалификации педагогов осуществляется через систему вебинаров, мастер-классов, семинаров и стажировок.

- Регулярное обновление материалов учебно-методического характера позволяет поддерживать высокий уровень профессионализма учителей.

Функциональная грамотность

Важнейшей частью данного проекта является обеспечение функциональной грамотности учащихся — способности эффективно использовать приобретённые знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности осуществляется через включение специальных элементов в структуру образовательного процесса.


Направления формирования функциональной грамотности:


1. Развитие коммуникативной компетентности

- Умение грамотно формулировать мысли устно и письменно, вести диалог и дискуссию.

- Освоение различных жанров письменной речи (эссе, реферат, доклад).

- Овладение культурой общения, уважение мнения собеседников и умение конструктивно критиковать чужие идеи.


2. Формирование информационной грамотности

- Навык поиска необходимой информации, её критический анализ и оценка достоверности источников.

- Владение современными информационными технологиями для обработки и представления исторических данных.

- Понимание механизмов манипулирования информацией и способность противостоять искажению исторических фактов.


3. Социальная компетентность

- Воспитание уважения к различным культурам и народам, толерантности и принятия культурного разнообразия.

- Изучение опыта взаимодействия народов в рамках российского государства и мировой истории.

- Привитие навыков разрешения конфликтов мирным путём и поддержания межнационального согласия.


4. Экономико-правовая грамотность

- Получение базовых экономических знаний о развитии хозяйства России в разные периоды.

- Ознакомление с правовыми основами государственной власти и общественного устройства.

- Способность анализировать социально-экономические процессы, происходящие в стране и мире.


5. Гражданско-патриотическая ориентация

- Формирование осознанного выбора жизненной позиции гражданина России.

- Восприятие Отечества как общечеловеческой ценности и осознание личной ответственности за судьбу Родины.

- Поддержка инициативы молодёжи в общественных делах и социальных проектах.


6. Культурная идентификация

- Глубокая интеграция национальных культурных символов и традиций в содержание уроков истории.

- Расширение представлений о богатстве русского фольклора, литературы, музыки и архитектуры.

- Развитие эстетического вкуса и потребности в культурной самореализации.

Таким образом, функциональная грамотность выступает важным компонентом подготовки выпускников, готовых активно участвовать в общественной жизни, ответственно относиться к своему будущему и бережно сохранять национальные традиции и наследие своего народа













ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Целевая аудитория:

Проект предназначен для учителей истории общеобразовательных учреждений, методистов и работников системы дополнительного образования. Особенную ценность представляют специалисты, работающие в сельской местности и малокомплектных школах, где традиционно возникают дополнительные трудности с обеспечением качественной образовательной среды.



Проблематика:

Современное состояние преподавания истории вызывает ряд серьёзных проблем:

- Низкий уровень мотивации учащихся к изучению предмета.

- Преимущественно традиционный подход к подаче материала, ограничивающий творческий потенциал педагогов.

- Недостаточное использование инновационных методов и технологий, которые могли бы сделать процесс обучения более увлекательным и полезным.

- Ограниченная готовность педагогов внедрять передовые методики, связанные с дефицитом соответствующих знаний и навыков.

Всё это создаёт предпосылки для снижения качества исторического образования и негативно влияет на формирование патриотического сознания учащихся.

Основная идея проекта:

Разработанная методическая модель предлагает целостный подход к решению обозначенных проблем. Её главная особенность состоит в интеграции традиционных и инновационных методов преподавания, использовании интерактивных технологий и применении методов рефлексивной деятельности.

Модель охватывает три ключевых компонента:

1. Теоретический — глубокое погружение в современную концепцию исторического образования, рассмотрение последних достижений науки и психологии обучения.

2. Практический — предоставление широкого спектра авторских сценариев уроков, методик и приемов, проверенных на практике.

3. Информационно-технологичный — оснащение педагогов необходимыми инструментами и платформами для эффективного использования современных IT-решений в образовательном процессе.



Такой подход гарантирует высокое качество и эффективность предлагаемых решений.

Цель проекта:

Создание и внедрение комплексной методической модели, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в области исторического образования и воспитания патриотизма, а также способствующей улучшению качества преподавания истории в образовательных организациях.

Задачи проекта:

1. Провести диагностику существующей ситуации и сформулировать требования к новой методике.

2. Разработать концептуальную основу методической модели.

3. Создать и утвердить пакет методических материалов, инструкций и рабочих схем.

4. Провести серию семинаров и тренингов для педагогов, посвящённых новому подходу.

5. Собрать первичные отклики и провести первый цикл тестирования.

6. Подвести итоги первого этапа и внести корректировки в проект.

7. Продолжить работу по сопровождению и поддержке педагогов, принявших новую методику.

8. Подготовить комплект методических руководств и рекомендовать их к широкому внедрению.

Основные компоненты проекта:

1. Методическое сопровождение: Комплекты документации, рабочие тетради, электронные пособия, интерактивные приложения.

2. Формы обучения: Вебинары, очные семинары, консультации, практикумы.

3. Проекты и конкурсы: Творческие задания, экспедиции, исследовательские проекты, соревнования и олимпиады.

4. Механизмы оценки результата: Тестирование, опросы, наблюдение, самоанализ.

Партнёрство и сотрудничество:

Проект реализует межведомственный подход, взаимодействуя с органами управления образованием, вузами, научно-исследовательскими институтами, культурными центрами и иными заинтересованными сторонами. Такая кооперация обеспечивает дополнительную экспертизу и поддерживает широкую доступность методических материалов.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

1. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов:

В результате реализации проекта ожидается повышение уровня квалификации педагогов, занимающихся преподаванием истории и воспитанием патриотизма. Учителя получат навыки:

- Использования инновационных методик и технологий в учебном процессе.

- Эффективной организации интерактивных форм работы с учениками.

- Развития исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.

- Грамотного сочетания традиционных и современных подходов к преподаванию.

Это приведёт к улучшению качества уроков и увеличению числа педагогов, готовых эффективно работать с детьми, поддерживая высокую мотивацию к учебе и воспитывая патриотические чувства.

2. Улучшение качества преподавания истории:

Благодаря внедрению новых методик и приёмов обучения история перестанет восприниматься исключительно как набор дат и фактов. Вместо этого предметом преподавания станет сложная картина взаимоотношений эпох, народов и событий, показывающая важность понимания собственного прошлого и ответственности за настоящее и будущее.

Результатом станет:

- Повышение интереса школьников к истории.

- Более глубокое понимание исторических закономерностей и процессов.

- Улучшение успеваемости и академических результатов по предмету.

3. Формирование патриотического сознания и гражданской идентичности:

Через внедрение в учебный процесс элементов краеведческой работы, участие в исследовательских экспедициях и проектах учащиеся познакомятся с богатым культурным наследием своей малой родины и страны в целом. Результатом станет:

- Чувство сопричастности к истории своего народа.

- Уважение к традиционным ценностям и культуре предков.

- Желание сохранить и передать своим потомкам лучшее, что создано поколениями предшественников.

4. Создание единого образовательного пространства:

Проект предусматривает тесное сотрудничество школы, семьи и общества. Это означает:

- Участие родителей в просветительской деятельности.

- Сотрудничество с государственными и муниципальными учреждениями культуры и краеведения.

- Прозрачность образовательного процесса и открытость обсуждений его результатов.

Все это позволит объединить усилия всех сторон, участвующих в воспитании и обучении ребенка, и построить единую образовательную платформу.

5. Возрождение престижа профессии учителя истории:

Повышение уровня подготовки педагогов, активная пропаганда их заслуг и признания результатов труда позволят вернуть привлекательность профессии учителя истории. Это, в свою очередь, откроет путь молодым специалистам, увлечённым историей и стремящимся к её передаче молодому поколению.

6. Доступность и массовость инновационных методик:

Методы и приемы, отработанные в ходе реализации проекта, найдут свое отражение в опубликованных материалах и будут распространены на территории региона и страны. Преподаватели получат доступ к готовым сценариям уроков, рабочим материалам и методикам, что облегчит их повседневную работу и даст стимул к творчеству.

Таким образом, проект способен оказать серьезное позитивное влияние на современное историческое образование, восполнить дефицит качественной методической помощи и создать базу для дальнейшей работы по развитию патриотического воспитания и просвещению молодежи.

Обновление содержания и совершенствование форм методической работы на муниципальном уровне и в образовательных организациях позволит «погрузить» педагогов в проблему формирования патриотического воспитания, актуализировать их знания по этой теме; произвести отбор и разработку необходимого содержания, выбрать и внедрить в педагогическую практику технологии, способы и приёмы работы, определиться с их формами и местом в образовательном процессе, и, как следствие, повысить уровень развития умений, входящих в понятие функциональной обучающихся.

В ходе организации работы планируется осуществлять диагностику сформированности актуального патриотического воспитания обучающихся и мониторинг профессионального роста педагогов. Профессиональный рост педагогов будет достигаться и за счёт разработки и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся по патриотической направленности. В результате работы над проектом будут выявлены лучшие практики формирования функциональной грамотности по историческому образованию и патриотическому воспитанию обучающихся, разработаны методические рекомендации по созданию системы методического сопровождения процесса в условиях муниципальной системы образования.



План реализации проекта

Мероприятие

Сроки

1

Подготовительный этап (предварительная работа)

  • Создание временной методической рабочей группы на уровне муниципалитета.

  • Изучение методик и опыта исследований, методик оценки ключевых компетенций обучающихся.

  • Оценивание компетенций учителей по способности формировать функциональную грамотность по историческому образованию и патриотическому воспитанию у учеников (прохождение педагогами диагностического тестирования и анализ его результатов).

  • Проведение первичных диагностических срезов по материалам оценивания, имеющимся в открытом доступе.

  • Определение школ, на базе которых будут созданы опытно-экспериментальные площадки по формированию инновационного опыта.

  • Создание экспертных групп и лабораторий по вопросам обеспечения межпредметной интеграции по историческому образованию и патриотическому воспитанию школьников.

2025-2026 учебный год

Этап реализации проекта

2025-2026 гг

2

Формирование у педагогических работников теоретических основ и методических подходов по патриотическому воспитанию школьников:

- изучение опыта всероссийских исследований;

  • - организация НПК, теоретических семинаров;

  • - повышение квалификации учителей;

  • - формирование раздела новых педагогических идей по развитию функциональной грамотности в разрезе исторического образования и патриотического воспитания на школьных и учительских сайтах;

  • - разработка программ самообразования педагогов с учетом новых подходов.

постоянно

3

Развитие информационно-коммуникативных и цифровых технологий обеспечения деятельности образовательных организаций по развитию патриотического воспитания:

- ознакомление с видеоуроками, онлайн-тренингами, вебинарами, дистанционными курсами.

постоянно

4

Разработка индивидуального маршрута самообразования педагогов для восполнения выявленных профессиональных дефицитов.

Август-сентябрь 2025 г.

5

Обеспечение образовательных организаций современными научно-методическими ресурсам:

- Создание банка Интернет-ресурсов, публикаций и видеоматериалов по патриотическому воспитанию и его регулярное пополнение;

- Работа на интерактивных платформах и использование банка тренировочных заданий.

постоянно

6

Комплекс мер по совершенствованию урока в контексте развития патриотического воспитания:

- реализация педагогических практик развивающего обучения;

- внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование функциональной грамотности.

постоянно

7

Формирование базы тестовых заданий по патриотическому воспитанию обучающихся.

2026 год

8

Разработка и реализация методических инициатив по модернизации управления школой в соответствии с актуальными задачами;

- содействие в разработке методических материалов, локальных документов по патриотическому воспитанию в школах;

- разработка системы морального и материального поощрения школ и педагогов.

постоянно

9

Разработка системы педагогических измерений и внешней оценки деятельности школы.

1 квартал 2026 г.

Обобщающий этап

2026 г.

10

Разработка рабочих программ нового поколения по предметам гуманитарного цикла с учетом требований новых учебников и обстановки в мире.

Июнь-август

2026 г.

11

Проведение диагностических срезов на предмет изменения уровня сформированности знаний по историческому образованию и патриотическому воспитанию для обучающихся.

ежегодно

12

Анализ результатов диагностических работ для дальнейшей корректировки работы.

ежегодно

13

Отчет по итогам реализации запланированных мероприятий и корректировка дальнейшей работы по развитию функциональной грамотности по историческому образованию и патриотическому воспитанию с учетом полученных данных.

ежегодно

14

Создание электронного сборника заданий, разработанных педагогами - членами творческих лабораторий и методических групп с рекомендациями педагогов по их применению на уроках и внеурочной деятельности для повышения функциональной грамотности обучающихся. Размещение этих заданий на онлайн-платформе.

Апрель 2026 г.

15

Пополнение базы заданий на онлайн-платформе.

постоянно

Ресурсное обеспечение проекта

Временные ресурсы:

  • основной этап реализации рассчитан на 1 учебный год - 2025-2026 г.

Кадровые ресурсы:

  • руководство реализацией проекта осуществляет начальник информационно-методического отдела Управления образования ИК ЗМР – Шатская М.Н.;

  • научное консультирование и привлечение в качестве экспертов – сотрудники Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников КФУ.

  • сотрудничество с методическими службами районов Республики Татарстан, входящими в состав Зеленодольского территориального методического объединения (Верхнеуслонский, Высокогорский, Пестречинский, Арский, Атнинский районы).

  • Опорные школы: МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ» и МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ».

Информационно-методические ресурсы:

  • Для осуществления мониторинга формирования грамотности по историческому образованию и патриотическому воспитанию у обучающихся планируется использовать диагностические работы, разработанные Институтом развития образования.



Материально-технические ресурсы:

  • Ресурсы лабораторий опорных школ (МБОУ «СОШ №4 ЗМР РТ», МБОУ «Гимназия №10 ЗМР РТ»)

Финансовые ресурсы:

  • Обучение педагогов и административных работников на курсах повышения квалификации на бюджетной основе.

  • Средства на тиражирование материалов проекта.

  • Средства на проведение мероприятий по распространению результатов проекта.

  • Средства на проведение зональных семинаров и конференций.