Методическая проблема для начального общего образования
на тему:
«Использование дидактических игр на уроках математики как средства развития логического мышления младших школьников»
Сущность логического мышления младших школьников на уроках математики и проблемы его развития
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания.
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщённое отражение действительности.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причём ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщённое отражённое и опосредованное познание действительности.
Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во-первых, как указывает толковый словарь С.И. Ожегова, мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях». Разберем это понятие.
Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
По мнению Е.Г. Ревиной, мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
В работах В.В. Левитеса мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения.
Рогов Е.И. под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно -умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано.
С.Л. Рубинштейн трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.
В российской педагогической энциклопедии под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Традиционные в психологической науке определения обычно фиксируют два его существенных признака: обобщённость и опосредованность.
Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
В процессе мышления при взаимодействии внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга начинают возбуждаться и функционировать временные нервные связи, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления. Главной особенностью человеческого мышления является то, что оно способно выявлять не только случайные, единичные, но и существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений. Всякое мышление человека совершается в обобщениях, идя от единичного к общему и от общего к единичному, отмечает Л.М. Веккер [10, с.115].
Наиболее полно мышление как процесс выступает при решении человеком любой задачи. Этот путь решения можно разделить на 4 фазы:
- первая – возникновение затруднения, противоречия, вопроса, проблемы;
- вторая – выработка гипотезы, предложения или проекта решения задачи;
- третья – осуществление решения;
- четвёртая – проверка решения практикой и последующая оценка.
Успех задачи зависит от того, насколько правильно осуществляются мыслительные операции, как используются различные формы и виды мышления.
Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.
Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.
Наглядно – образное мышление – это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может [39, с. 303].
Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Итак, мышление:
это высший познавательный процесс;
это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея;
это теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно – исследовательского; преобразовательного и познавательного характера;
это высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувствительной ступени познания.
Если задача решается с помощью логических рассуждений, то человек использует логическое мышление.
Логика изучает логические формы мышления - понятие, суждение, умозаключение. Оперирование ими отражает сущность логического мышления.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Принято различать общие и единичные понятия.
Общими понятиями называют те, которые охватывают целый класс однородных предметов и явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
Единичными называются понятия, обозначающие какой-либо один предмет. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, который могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятии «Енисей» входит то, что это река, которая течёт по территории России.
Содержание понятий раскрываются в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме – устной или письменной, вслух или про себя.
Суждение – это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Суждения бывают: общими; частными; единичными.
В общих суждения что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все рыбы дышат жабрами». В частных суждениях утверждение или отрицание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам, например: «Некоторые студенты отличники»; в единичных суждениях – только к одному, например: «Этот ученик плохо выучил урок».
Мышление – процесс производства умозаключений с логическими операциями над ними (Веккер М.Л.).
Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, неразрывно связанные между собой. В единстве они дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нём отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Умение логически мыслить, по мнению А.В. Петровского, включает в себя ряд компонентов: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия в соответствии с ними, умение производить логические операции, осознанно их аргументируя, умение строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок и т.д. Поэтому, для него логическое мышление включает в себя ряд компонентов: умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений; умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени; умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденции развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок; умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Психолог Л.Ф. Тихомирова в своём исследовании, посвященном психолого-педагогическим основам обучения в школе, справедливо отмечает, что логика мышления не дана человеку от рождения. Ею он овладевает в процессе жизни, в обучении. Подчёркивая значение математики в воспитании логического мышления, учёный выделяет общие положения организации такого воспитания:
длительность процесса воспитания культуры мышления, осуществление его повседневно;
недопустимость погрешности в логике изложения и обосновании;
вовлечение детей в постоянную работу по совершенствованию своего мышления, которая рассматривалась бы ими как личностно значимая задача;
включение в содержание обучения системы определённых теоретических знаний, во-первых, знаний о способах ориентировки в выполнении умственных действий.
Развитие логического мышления ребёнка - это процесс перехода мышления с эмпирического уровня познания (наглядно-действенное мышление) на научно-теоретический уровень (логическое мышление), с последующим оформлением структуры взаимосвязанных компонентов, где компонентами выступают приёмы логического мышления (логические умения), которые обеспечивают целостное функционирование логического мышления [12, с.47].
Таким, образом, логическое мышление - это вид мышления, сущность которого заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.
Логическое мышление является одним из ключевых аспектов развития младших школьников на уроках математики. Это способность анализировать, рассуждать, делать выводы и применять логическую последовательность мыслей. Оно играет важную роль не только в учении математике, но и в различных сферах жизни.
В течение учебного процесса возникает ряд проблем, связанных с развитием логического мышления у младших школьников. Одной из таких проблем является неполное понимание логических операций и связанных с ними понятий. Многие учащиеся испытывают трудности в определении условий задачи, выделении главной и второстепенной информации, а также в построении логической цепочки рассуждений для решения проблематических задач.
Еще одной проблемой является недостаточное владение переходом от конкретного к абстрактному мышлению. Младшие школьники часто испытывают затруднения в анализе абстрактных понятий, таких как числа, операции и отношения между ними. Это препятствует им в понимании сложных математических концепций и затрудняет дальнейшее обучение.
Другой важной проблемой является недостаток критического мышления у младших школьников. Они часто принимают информацию на веру, не задавая себе вопросов о ее логической целесообразности и достоверности. Это приводит к поверхностному пониманию материала и ограничивает возможности развития логического мышления.
Для решения этих проблем важно использовать разнообразные методы и приемы, способствующие развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. Среди них можно выделить задания, направленные на развитие аналитических навыков, способность к обобщению, сравнению и классификации. Также важно проведение коллективных упражнений, дискуссий и игр, которые развивают критическое мышление и способность аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, развитие логического мышления младших школьников на уроках математики стоит перед нами как актуальная задача. Преодоление проблем, связанных с этим процессом, позволит детям не только лучше усваивать математический материал, но и развиваться в целом, обретая уверенность в своих рассуждениях и способности строительно думать.
1.2. Дидактическая игра: понятие, сущность, функции, классификация
Игра наряду с трудом и учением — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию и в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов, а так же на успешное усваивание норм поведения и деятельность школьников.
Игру использовали с древности, как метод обучения и воспитания, и передачи опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: — в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КВН и др.).
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [44].
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю для правильной оценки эффективности игры.
Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.
На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: найти, запомнить, изобразить. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.
Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.
Место и роль игры в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации игр.
Виды игр. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчётливее выступают одни признаки, в других – иные.
Чёткой классификации, группировки игр по видам ещё нет. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Иногда игры соотносят с материалом:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т.д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Словесные игры наиболее сложны, Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки [38].
Можно группировать игры и так:
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
- игры-путешествия;
- игры-поручения;
- игры-предположения;
- игры-загадки;
- игры-беседы.
Обширна типология игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жесткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу. Важнейшие из других методических типов; предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д. [40].
Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность развивающих игр зависит, во-первых, от систематического их использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными упражнениями. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умения выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя начальной школы. В отечественной педагогике имеется немало таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В. Репкина, «Мумми-тролли», персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения [17].
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности.
В начальной школе целесообразно использовать игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
В.Л. Сухомлинский писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития .
Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [15].В современной практике, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.
Исходя из вышесказанного, дидактическая игра — это игра только для ребенка. Для взрослого она — способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения — облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования собственно учебной деятельности;
- функции формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Значение дидактической игры в образовательном процессе. Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п. [40]. Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.
Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Н.К.Крупская справедливо отмечала, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается нечем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. «Игра должна быть организована так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок» [38].
Чем же является игра по своей сути?
Игра - это занимательная для субъекта учебная деятельность в условных ситуациях. Понимание сущности игры позволяет выделить наиболее значимые ее составляющие (компоненты):
деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности; в этой деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер;
условность, которая понимается как признак отражения действительности, указывающий на не тождественность образа и его объекта.
Деятельность для того, чтобы быть игровой, должна быть занимательна для играющего. Деятельность в игре — не цель, а средство. А занимательность - это цель. В учебной деятельности условность направлена на обучение, на возможность упражнения, тренировки различных умений и навыков.
Структура игры
Игра может стать дидактической, если учебный материал, или какая-то его часть может лечь в основу содержания игры: обычно образовательный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий - содержанием деятельностного компонента [6].
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В.В. Бойко). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций [6].
В.А. Сухомлинский отмечал «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [16].
Память составляет основу человеческого сознания, разума, интеллекта, самосознания. Младший школьник способен запомнить материал разными способами: произвольно и непроизвольно, механически повторяя или используя какой-либо прием обработки информации. Механическая и логическая память ребенка 7-10 лет существует как бы в параллельных, почти не пересекающихся плоскостях. Ребенку 7-8- лет, только недавно ставшему школьником, гораздо легче заучить – «вызубрить» материал, нежели осмыслить его, но чем старше младший школьник, тем больше логическая память становится продуктивнее.
Есть дети, которые быстро запоминают материал, но так же быстро и забывают, в игровых ситуациях в большинстве случаев это исключено, так как у детей хорошая эмоциональная память.
При хорошей методической инструментовке во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности. Он самостоятельно ставит перед собой задачи, решает их, отдает ей максимум энергии, ума, выдержки и самостоятельности.
Познание окружающего мира в дидактической игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать несущественное, сопоставлять, оценивать.
Успешность развития и обучения младших школьников в целом, а также конечный результат профессиональной деятельности педагогов будет во многом зависеть от того, насколько полно они будут подготовлены к:
- выработке оптимальной стратегии и тактики включения игры в урок и ее использования во внеурочной и внеурочной работе с детьми;
- проведению психолого-педагогической экспертизы игр, перспективному и итоговому анализу их влияния на разные стороны детского развития;
- творческой аранжировке традиционных и дизайну новых, детских игр, конструированию целостных игровых программ.
В начальной школе на различных уроках преимущественно используют дидактические игры на развитие познавательных процессов, такие как: игры для изучения нового материала; игры для закрепления; игры для проверки знаний; обобщающие игры; релаксационные игры-паузы.
Очень часто в практике начальной школы учебный материал используется в качестве игрового средства. Такие занятия в процессе обучения, как урок-игра, игра-путешествие («Математическая сказка, «Заколдованный лес», «Страна Правописания», Мир звуков и букв», «Таинственный остров», «Неизвестная планета» и т.д.), которым может быть посвящен урок или серия (цикл) уроков, в значительной степени повышают интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и действенно влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. При организации внеурочной и внешкольной работы многие педагоги успешно используют формат игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие аналоги телевизионных игровых программ.
Благодаря использованию игр на уроках в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра должна рассматриваться как могущественный, незаменимый рычаг умственного развития ребенка, как вид деятельности, организуемый в процессе обучения с целью развития памяти и других познавательных процессов.
Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик. Дети лучше удерживают в памяти конкретные лица, предметы и события. В процессе обучения развивается словесно-логическая память.
Игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение правил и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует память, мышление ребенка.
Структура и требования к проведению дидактических игр в соответствии с ФГОС начального общего образования
Дидактические игры играют важную роль в образовательном процессе начальной школы, поскольку они способствуют формированию у детей различных навыков и знаний, а также способствуют развитию их интеллектуального и эмоционального потенциала. Для успешного проведения таких игр в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, необходимо соблюдать определенную структуру и требования.
Структура дидактической игры должна включать в себя следующие элементы:
1. Цель игры: определение конкретных образовательных целей и задач, которые игра поможет достичь. Целью может быть развитие устных, письменных, математических или других навыков, а также формирование знаний в определенных областях.
2. Правила игры: установление правил, которые будут действовать в течение игры, включая количество участников, действия, которые следует предпринимать, и методы подведения итогов.
3. Задания и материалы: определение набора заданий и необходимых материалов для их выполнения. Задания должны быть комплексными, разнообразными и ориентированы на различные типы интеллекта (когнитивный, эмоциональный, творческий и др.). Материалы должны быть доступными и соответствовать возрасту и уровню участников.
4. Продолжительность игры: определение временных рамок игры, чтобы обеспечить эффективное использование времени и соблюдение учебного плана.
5. Оценка и обратная связь: разработка системы оценки и обратной связи для участников, позволяющей им оценить свои достижения и прогресс в ходе игры, а также получить конструктивные комментарии от учителя или других участников.
Требования к проведению дидактических игр в соответствии с ФГОС начального общего образования включают:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей участников: игра должна быть адаптирована к возрасту, интересам и способностям детей, учитывая их уровень развития и познавательные потребности.
2. Интеграция игры в учебный процесс: игры должны быть включены в учебный план и являться неотъемлемой частью образовательной программы, чтобы обеспечить их эффективное использование и достижение образовательных целей.
3. Развитие ключевых компетенций: игра должна способствовать развитию ключевых компетенций, определенных ФГОС, таких как коммуникативные навыки, способность к самоорганизации, критическое мышление, творческое мышление и др.
4. Формирование познавательной активности и интереса к учебному процессу: игры должны быть интересными, занимательными и мотивирующими для участников, чтобы способствовать их активному участию и глубокому усвоению знаний.
5. Разнообразие игровых форм и методов: игры могут включать в себя различные формы, такие как групповые, партнерские или индивидуальные, а также различные методы, такие как ролевые игры, конкурсы, квесты и др., что позволит учащимся ощутить разнообразие учебных подходов и развить различные навыки.
Правильная организация дидактических игр с соблюдением структуры и требований, установленных ФГОС начального общего образования, позволит создать эффективную и интересную образовательную среду, способствующую развитию учащихся и достижению поставленных образовательных целей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.
Считаем, что выбранные нами формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов на уроках математики способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также активнее использовать эти знания в повседневной жизни.
Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М., 2022.
2.Занков Л.В. О начальном обучении. – М.: АПНРСФСР,2014. – 199с. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 2016 г. - 67с.
3.Левитес В.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. - 2014. - №9. - с. 15-23.
4.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. – М.: Педагогика,2017. – 320 с.
5.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ Пер. с фр. И англ.; Сост., ком., ред. Перевода В. А. Лукова. – М.: Педагогика – Пресс,2015. – 528с.
6.Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения/ Межвузовский сборник научно-технических статей. – Вольск, 2017. – 180с.
7.Иванникова Ольга Тимофеевна, Клемешова, Н. С. Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. —2019.— С. 55-58. https://moluch.ru/archive/272/62032/.
8.Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике. – М.: Просвещение,2015.
9.Блонский П.П. Память и мышление. Изд.2. – М.: Академия, 2007. – 208 с.
10. Макарова Светлана Васильевна Развитие логического мышления у младших школьников https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2018/01/11/razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-mladshih-shkolnikov.
11. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ. М.: Просвещение. 2002 г. - 253с.
12. Краткий педагогический словарь / Г.А. Андреевой, Г. С. Вяликовой, И. А. Тютьковой. – М.: Дрофа, 2007. – 192 с.
13. Люблинская А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. Ленинград: 2008 г. - 342с.
14. Нескучная математика. 1-4 классы: занимательные материалы / авт. –сост. Н.В. Агаркова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 125 с