Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарных дисциплин Руководитель МО, ____________ Ахмедова Н.Р. Пр. № ___ от « ___» _______2019г. | Согласовано Заместитель директора по УР _________/Халилова Ч.А./ от « ____»__________2019г. | Утверждаю Директор школы _________Нурмагомедов С.А./ Приказ № _____________ от « ____»__________2019г. |
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ ГО «ГОРОД КАСПИЙСК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Рабочая программа
по русскому языку в 8 классе
учителя русского языка и литературы
Кахримановой Г.С.
Количество часов:
Всего – 102, в неделю -3 часа.
2019-2020 учебный год
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 8 класса, 102 часа: в неделю 3 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы
Настоящая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); примерной программы основного общего образования по русскому языку (Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана») с учетом авторской программы по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2009 г.), Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку с учётом требований стандартов второго поколения ФГОС, учебного плана МАОУ Шишкинской СОШ, положения «О рабочих программах» МАОУ Шишкинской СОШ.
Используется учебник, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в учебном процессе: «Русский язык. 8 класс», Москва, «Просвещение», 2015 г., авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская., А.Д. Дейкина, А.М. Александрова.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая учебная программа – 102 ч, 3 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе
формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели и задачи организации учебной деятельности:
развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок развития речи.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Виды занятий: урок развития речи (изложение, сочинение), игровой урок, урок-зачет, тестирование, практикум.
Технологии: развитие критического мышления, проблемно-диалоговое обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать и понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peчевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АУДИРОВАНИЕ:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
-замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;
ГОВОРЕНИЕ:
создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
-строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
-проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
-правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
-анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
-разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы и раздела | Общее количество часов | Количество часов на уроки развития речи | Количество часов на тестовые, контрольные работы |
1. Русский язык в современном мире. | 1 | - | - |
2. Повторение изученного в 5-7 классах. | 8 | 1 | 1 |
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание. | 6 | 2 | Зачёт-1 |
4. Простое предложение | 4 | 2 | - |
5. Двусоставные предложения. | 18 | 2 | 2 |
6. Односоставные предложения. | 10 | 2 | 1 |
7. Неполные предложения. | 1 | - | - |
8. Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. | 11 | 1 | 1 |
9. Предложения с обособленными членами. | 12 | 2 | 1 |
10. Предложения с уточняющими обособленными членами. | 2 | - | - |
11. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями. | 11 | - | 1 |
12. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. | 10 | 1 | 1 |
13. Повторение изученного за курс 8 класса. | 8 | 2 | 1 |
ИТОГО ЗА ГОД | 102 | 15 | 10 |
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение. Функции русского языка в современном мире (1 час)
Повторение изученного в 5-7 классах (8 часов)
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (6 часов)
1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Виды словосочетаний.
2. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи
синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (4 часа)
1. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
2. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно
читать предложения.
3. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине)
Двусоставные предложения.
Главные члены предложения (7 часов)
1. Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире
между подлежащим и сказуемым.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол- сказуемое с
подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Второстепенные члены предложения (11 часов)
1. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство.
2. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
3. Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет.
Односоставные предложения (11 часов)
1. Назывные предложения. Определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения.
Неполные предложения.
2. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
3. Рассуждение на основе литературного произведения.
Простое осложненное предложение.
Предложения с однородными членами (11 часов)
1. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах
предложения.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
3. Сравнительная характеристика двух лиц; особенности строения данного текста.
Обособленные члены предложения (14 часов).
1. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные уточняющие
члены предложения.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами.
Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
3. Рассуждение на дискуссионную тему.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (21 час)
1. Обращение. Вводные и вставные конструкции. Междометия в предложениях.
2. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями.
Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Прямая и косвенная речь (10 часов)
1. Способы передачи чужой речи.
Диалог. Рассказ. Цитата.
2.Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
3. Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8 часов)
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 8 класс
102 часа (3 часа в неделю)
№ урока | Наименование раздела/ темы | Кол-во час | Тип урока | Основные виды деятельности (формы работы, формы контроля) | Дата проведения план факт |
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (1ч) |
1 | Русский язык в современном мире | 1 | Вводный урок | Знакомство с учебником, его структурой, системой условных обозначений, приложениями; раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира. Лекция, беседа, работа с книгой | 2.09 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 – 7 КЛАССАХ (8ч) |
2/1 | Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 | Урок повторения | Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности. Работа с книгой, упражнения. | 5.09 | |
3/2 4/3 | Знаки препинания в сложном предложении | 2 | Урок повторения | Типы сложных предложений и средства связи в них. Работа с книгой, упражнения | 7.09 9.09 | |
5/4 | Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | 1 | Урок повторения | Правописание н- нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Работа с книгой, упражнения. | 12.09 | |
6/5 | Р. Изложение от 3- го лица | 1 | Урок развития речи | Письмо изложения от 3- го лица, кратко, в 2-х предложениях передав содержание первой части текста до слов «Проза жизни тяготила меня», и более подробно после этих слов. Составление плана текста, пересказ от 3- го лица. Письмо изложения | 14.09 | |
7/6 | Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 | Урок повторения | Трудности при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Объяснять условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи; графически обосновывать свой выбор, расставлять пропущенные знаки препинания в предложениях. Работа с книгой, упражнения. Сочинение- письмо другу | 16.09 | |
8/7 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 19.09 | |
9/8 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. Исправление допущенных ошибок, их словесное или графическое комментирование, примеры. Работа над ошибками | 21.09 | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (6ч) |
10/1 | Основные единицы синтаксиса. Р. Текст как единица синтаксиса | 1 | Урок усвоения новых знаний | Углубление представлений о новом разделе- синтаксисе и пунктуации; основные единицы синтаксиса; различие единиц языка по назначению; текст как единица языка. Работа с книгой, упражнения | 23.09 | |
11/2 | Предложение как единица синтаксиса. Р. Сжатое изложение | 1 | Урок усвоения новых знаний, развития речи | Основное свойство предложения; отличие слова и словосочетания от предложения. Написание сжатого изложения. Работа с книгой, упражнения, творческая работа - сжатое изложение | 26.09 | |
12/3 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний | 1 | Урок усвоения новых знаний | Словосочетание как единица синтаксиса; грамматические средства связи в словосочетании; главное и зависимое слово в словосочетании; виды словосочетаний. Беседа, проблемные задания | 28.09 | |
13/4 | Синтаксические связи слов в словосочетании | 1 | Урок усвоения новых знаний | Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Беседа, проблемные задания | 30.09 | |
14/5 | Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора словосочетания. Самостоятельная работа, беседа, синтаксический разбор | 3.10 | |
15/6 | Зачёт по теме «Словосочетание» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Зачёт по контрольным вопросам и проверочная работа | 5.10 | |
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (4ч) |
16/1 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (односоставные и двусоставные). Беседа, работа с книгой. Р. Изложение по тексту К.Паустовского с изображением картины окружающей действительности как возможной или желательной. | 7.10 | |
17/2 | Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение | 1 | Урок усвоения новых знаний | Прямой и обратный порядок слов, логическое ударение в предложении. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, интонационный диктант. | 10.10 | |
18/3 19/4 | Р. Описание памятника культуры (сочинение- описание по картине) | 2 | Урок развития речи | Редактирование текста. Определение темы, идеи сочинения, составление плана, написание сочинения. Работа с текстом. Творческая работа | 12.10 14.10 | |
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (18ч) |
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (7ч) |
20/1 | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Комбинированный урок | Главные члены предложения; подлежащее и способы его выражения. Находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения; согласовывать подлежащее со сказуемым; работать с текстами изучаемых художественных произведений; выписывать из них предложения с разными способами выражения подлежащего. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы | 7.10 | |
21/2 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | Комбинированный урок | Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | 19.10 | |
22/3 23/4 | Составное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, таблица | 21.10 24.10 | |
24/5 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Комбинированный урок | Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | 26.10 | |
25/6 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 28.10 | |
26/7 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. Работа над ошибками | 7.11 | |
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) |
27/1 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение | 1 | Комбинированный урок | Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение: прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | 9.11 | |
28/2 | Определение | 1 | Комбинированный урок | Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения. Беседа, работа с книгой | 11.11 | |
29/3 | Приложение. Знаки препинания при нём | 1 | Урок усвоения новых знаний | Приложение как разновидность определения. Беседа, работа с книгой | 14.11 | |
30/4 31/5 | Обстоятельство | 2 | Комбинированный урок | Понятие обстоятельства; обстоятельства места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия. Беседа, проблемные задания, работа с текстами, опорные схемы, диктант | 16.11 18.11 | |
32/6 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План разбора двусоставного предложения. Тренинг | 21.11 | |
33/7 34/8 | Р.Характеристика человека как вид текста. Групповой портрет | 2 | Урок развития речи | Понятие групповой портрет. Отбор материала для сочинения по картине с групповым портретом, составление плана, определение идеи и темы сочинения. Упражнения, составление плана, творческая работа | 23.11 25.11 | |
35/9 | Повторение по теме «Двусоставные предложения» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме. Тренинг | 28.11 | |
36/10 | Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 30.11 | |
37/11 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. Работа над ошибками | 2.12 | |
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) |
38/1 | Главный член односоставного предложения. Назывные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Назывные предложения. Беседа, работа с книгой. Диктант | 5.12 | |
39/2 | Определённо-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Определённо-личные предложения. Диктант, беседа, проблемные задания, работа с книгой | 7.12 | |
40/3 | Неопределённо-личные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными; типы односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения. Беседа, проблемные задания, упражнения, работа с книгой. Рассуждения на тему «Почему в рассказах И.С.Тургенева много неопределённо- личных предложений?» | 9.12 | |
41/4 | Р. Инструкция | 1 | Урок развития речи | Особенности составления инструкции. Упражнения, работа с учебником, тренинг | 12.12 | |
42/5 | Безличные предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знакомство с безличными предложениями; с общими и отличительными признаками двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению; со способами выражения сказуемых в безличных предложениях. Упражнения, работа с учебником, тренинг, сочинение- миниатюра «Осенний дождь» | 14.12 | |
43/6 | Р. Рассуждение. | 1 | Урок развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос. Работа с текстами, опорный конспект, изложение по тексту К.Паустовского, диктант | 16.12 | |
44/7 | Неполные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления, роль неполных предложений в текстах художественных произведений. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | 19.12 | |
45/8 | Синтаксический разбор односоставного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического разбора Тренинг | 21.12 | |
46/9 | Повторение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Систематизация знаний по теме. Структура односоставных предложений и их роль в текстах художественных произведений. Тренинг, контрольные вопросы | 23.12 | |
47/10 | Контрольный диктант по теме «Односоставные предложения» с грамматическим заданием | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 26.12 | |
48/11 | Анализ диктанта и работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Классификация и исправление допущенных ошибок. Работа над ошибками | 28.12 | |
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (25ч) |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч) |
49/1 | Понятие об осложнённом предложении. Понятие об однородных членах предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об осложнённом предложении. Использование предложений с однородными членами в текстах и в речи. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант | 30.12 | |
50/2 | Однородные члены предложения, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | 1 | Комбинированный урок | Пунктуация при однородных членах предложения. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания | 16.01 | |
51/3 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Комбинированный урок | Различие однородных и неоднородных определений, оформление их пунктуационно. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, диктант | 18.01 | |
52/4 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Комбинированный урок | Сочинительные союзы и знаки препинания при них. Отсутствие запятой во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами и ... и, ни ... ни Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | 20.01 | |
53/5 | Р.Изложение (сравнительная характеристика) с элементами сочинения | 1 | Урок развития речи | Сравнительная характеристика двух женщин (чем различаются мать и дочь). Работа с текстом, творческая работа | 23.01 | |
54/6 55/7 | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 2 | Комбинированный урок | Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Правила постановки знаков препинания при обобщающих словах с однородными членами. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | 25.01 27.01 | |
56/8 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 | Комбинированный урок | План синтаксического и пунктуационного разбора. Тренинг | 30.01 | |
57/9 | Повторение по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Комбинированный урок | Систематизация знаний по теме; использование предложений с однородными и неоднородными членами. Работа с текстами художественных произведений, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, сочинение-отзыв «Осенние дожди» | 1.02 | |
58/10 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с однородными членами» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Ликвидация пробелов. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 3.02 | |
59/11 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | 6.02 | |
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (14ч) |
60/1 | Понятие об обособлении. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Комбинированный урок | Обособленные члены предложения, их роль в речи. Общие условия обособления определений. Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении. | 8.02 | |
61/2 62/3 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | 2 | Комбинированный урок | Общие правила обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений. Рассказ, беседа, работа с книгой, опорные записи, кодированный диктант, выборочная работа на материале произведений И. С. Тургенева | 10.02 13.02 | |
63/4 64/5 | Р.Рассуждение на дискуссионную тему (упр. 302) | 2 | Урок развития речи | Обобщение и расширение представления о таком типе речи, как рассуждение; прямой и обратный способы доказательств; тезис и антитезис; риторический вопрос. Беседа, творческая работа | 15.02 17.02 | |
65/6 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 | Урок усвоения новых знаний | Правила обособления приложений. Упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы. Интеграция с уроками литературы: находить примеры обособлений в изучаемом художественном произведении | 20.02 | |
66/7 67/8 | Обособленные обстоятельства. Выделенные знаки препинания при них | 2 | Комбинированный урок | Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов. Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы | 22.02 24.02 | |
68/9 69/10 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 2 | Урок усвоения новых знаний | Понятие об уточняющих членах предложения. Тестирование по теме, упражнения, проблемные задания, опорные схемы и таблицы, мини-сочинение «Изобретения наших дней» | 27.02 1.03 | |
70/11 | Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами | 1 | Урок усвоения новых знаний | Планы разборов. Производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами. Тренинг | 3.03 | |
71/12 | Повторение по теме «Предложения с обособленными членами» | 1 | Урок- зачет | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | 6.03 | |
72/13 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 10.03 | |
73/14 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | 13.03 | |
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (21ч) |
ОБРАЩЕНИЕ (2ч) |
74/1 75/2 | Обращение. Назначение обращения. | 2 | Комбинированный урок | Сведения обобращении: назначение обращений, обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений. Упражнения, тренинг, практикум | 15.03 17.03 | |
ВВОДНЫЕ И ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (9ч) |
76/1 77/2 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Группы вводных слов. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | 20.03 22.03 | |
78/3 79/4 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. | 2 | Урок усвоения новых знаний | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, диктант (упр.376), выборочный диктант (упр.390) | 24.03 3.04 | |
80/5 | Междометия в предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | Междометия – «эмоциональные сигналы». Выделительные знаки препинания при междометиях. Упражнения, тренинг, практикум | 5.04 | |
81/6 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | План синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Упражнения, тренинг, практикум | 7.04 | |
82/7 | Повторение по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 1 | Комбинированный урок | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | 10.04 | |
83/8 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями и предложениями. Предложения с обращениями. Междометия в предложении» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 12.04 | |
84/9 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов. Работа над ошибками | 14.04 | |
ЧУЖАЯ РЕЧЬ (10ч) |
85/1 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть | 1 | Урок усвоения новых знаний | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части. Упражнения, тренинг, практикум | 17.04 | |
86/2 | Прямая и косвенная речь | 1 | Комбинированный урок | Отличие прямой речи от косвенной. Упражнения, тренинг, практикум | 19.04 | |
87/3 | Прямая речь | 1 | Комбинированный урок | Формирование у учащихся умений нахождения предложений с прямой речью в текстах изучаемых произведений (интеграция с уроками литературы); расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, разорванной комментирующей частью; выписывать предложения с косвенной речью, соответствующие схемам (из главы 7 повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»); самостоятельно строить схемы предложений. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения | 21.04 | |
88/4 | Диалог | 1 | Комбинированный урок | Составление диалогов. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, творческая работа | 24.04 | |
89/5 | Р.Рассказ | 1 | Урок развития речи | Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания | 26.04 | |
90/6 | Цитата | 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы передачи чужой речи. Цитата - дословная выдержка из чужой речи. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, рецензирование домашних творческих работ (интервью) | 28.04 | |
91/7 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью | 1 | Урок усвоения новых знаний | Формирование знаний и умений выполнения устного и письменного разбора предложений с чужой речью. Тренинг | 3.05 | |
92/8 | Повторение по теме «Чужая речь» | 1 | Урок повторения и систематизации полученных знаний | Проверка знания теоретического материала по теме, обобщение изученного. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | 5.05 | |
93/9 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Чужая речь» | 1 | Урок контроля | Систематизация знаний, контроль. Контрольный диктант с грамматическим заданием | 8.05 | |
94/10 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками | 1 | Урок работы над ошибками | Анализ контрольной работы. Ликвидация пробелов. .Работа над ошибками | 10.05 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ (8ч) |
95/1 | Синтаксис и морфология | 1 | Комбинированный урок | Первичная и вторичная синтаксическая роль различных частей речи. Выборочная работа с текстами художественных произведений, проблемные задания, упражнения, тестирование | 12.05 | |
96/2 97/3 | Синтаксис и пунктуация | 2 | | Систематизация знаний изученных языковых явлений. Беседа, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа (р/р: подробное изложение), орфографическая работа | 15.05 17.05 | |
98/4 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Проверка, оценка и коррекция знаний учащихся. Тест, анализ текста | 19.05 | |
99/5 | Синтаксис и культура речи | 1 | Комбинированный урок | Три составляющие компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Тренинг, работа со словарём, редактирование текста. | 22.05 | |
100/6 | Синтаксис и орфография | 1 | Комбинированный урок | Формирование знаний основных норм русского языка (грамматических, орфографических, пунктуационных). Кодированный диктант, сводные таблицы, упражнения. | 24.05 | |
101/7 102/8 | Итоговая работа по развитию речи | 2 | Урок развития речи | Комплексный анализ текста. Работа по плану; 1)рассмотрение текста; 2) выразительное чтение; 3) обдумывание заголовка к тексту; 4)тема, основная мысль; 5)микротемы, план; 6)средства связи; 7)стиль речи, тип речи, жанр; 8)стилистические возможности | 26.05 29.05 | |
МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебно – методический комплект:
Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. - М.: Просвещение, 2015.
Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией М. Баранова, Т. Ладыженской, М. Шанского.- Волгоград: «Учитель», 2011.
«Русский язык. 8 класс. Поурочные разработки», авт.- сост. Л. А. Тростенцова, А. И. Запорожец. – М.: «Просвещение», 2012.
Дополнительная литература
1. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева.- Волгоград: «Учитель», 2003.
2. Как написать сочинение? (справочник школьника).- Москва, 1997.
3. . Русский язык для 5 – 8 классов ( основные правила, образцы разбора, словарные слова и др.). Л. А. Орлова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
4. Обучение сочинениям. 5 – 8 класс. А. М. Гринина – Земскова.- Волгоград: «Учитель».
5. Сочинения по русскому языку и литературе для 5 – 8 классов. Л. Н. Ситникова. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
6. Диктанты и изложения. 5 – 8 класс. В. О. Зюба. – Волгоград: «Учитель – АСТ».
7. Русский язык 5-11классы: диктанты/ сост. Г. П. Попова. – Волгоград: «Учитель», 2015.