Методическая разработка
Тема: «Дифференциация
обучения: работа со
слабоуспевающими и
неуспевающими учащимися на уроках биологии».
Подготовила:
Учитель биологии
МБОУ «СОШ№5» г. Грозный
Гапураева Марем
Абубакаровна
Цель:
Мотивация деятельности учителя по внедрению и разработке инновационных процессов в обучении.
Задачи:
1) Обозначить проблему работы учителя со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
2) Поделиться опытом своей работы по решению данной проблемы.
Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех нас. Причем беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться.
Неуспеваемость – острейшая проблема современной школы. Поэтому каждому учителю необходима специальная, глубоко продуманная повседневная деятельность, нацеленная на предупреждение неуспеваемости. Неуспеваемость школьников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология, медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10% своих природных данных, другие 40%. И в этом, и в другом случае, очевидно, что задатков у человека больше, чем он их реализует. Исключения составляют больные дети.
Выделено три типа неуспевающих школьников:
Неуспевающие учащиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
Учащиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе.
В работе с обучающимися школы можно выделить следующие причины неуспеваемости:
1. Недостатки биологического развития:
─ дефекты органов чувств;
─ соматическая ослабленность;
─ особенности высшей нервной деятельности;
─ психологические отклонения.
2. Недостатки психического развития:
─ слабое развитие интеллекта;
─ слабое развитие воли;
─ слабое развитие эмоциональной сферы личности;
─ отсутствие познавательных интересов.
3. Недостатки воспитанности личности:
─ недостатки в развитии моральных качеств личности;
─ недостатки в отношениях личности с учителем, коллективом, семьёй;
─ недостатки в трудовом воспитании.
Формы работы:
Всё начинается с педагогической диагностики: провожу систематический контроль и оценку результатов обучения, своевременно выявляю проблемы.
Очень важно создать атмосферу доброжелательности на уроках. Стремлюсь понять и принять каждого ребенка. Стараюсь проявлять разумную требовательность, справедливую строгость, веру в возможности ученика.
При формулировании целей урока включаю как приоритетный коррекционно-развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).
Распределяя учебный материал на уроке: трудный материал даю сначала.
Применяю частую смену видов деятельности на уроке.
Слабоуспевающим ученикам снижаю темп опроса, разрешаю дольше готовиться у доски.
Предлагаю учащимся примерный план ответа (он может быть записан на доске или в карточке-задании).
Например: (6 класс, ботаника).
Расскажи о семействе Крестоцветных по плану:
Класс.
Количество видов.
Жизненная форма.
Особенности вегетативных органов.
Строения цветка.
Соцветие.
Плод.
Представители.
(9 класс, основы общей биологии)
Охарактеризуй аллопатрическое видообразование по плану:
Каким образом формируется ареал нового вида?
Какой тип изоляции лежит в основе данного пути видообразобания?
Сроки образования вида.
Примеры.
Во время ответа разрешаю пользоваться наглядными пособиями: таблицами, схемами, муляжами, коллекциями, гербарием, помогающими отвечать на поставленный вопрос.
Более часто обращаюсь на уроках к слабоуспевающим ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
Стараюсь развивать у школьника интерес к предмету. Для этого надо показать практическую значимость учебного материала, сделать его внешне занимательным.
Для этого использую различные игровые моменты на уроках.
Например, (6 класс, ботаника)
Ответить на вопросы, поступившие в редакцию телепередачи «Во саду ли, в огороде».
Письмо. Уважаемая редакция! В прошлом году весна была холодная и дождливая, и, несмотря на буйное цветение яблонь и груш, их урожай осенью оказался очень низким. Почему это произошло? Ответьте, пожалуйста. Можно предотвратить повторение подобного?
(7 класс, зоология)
Игра «Аукцион знаний». Тема: «Общая характеристика птиц». На магнитной доске изображения нескольких птиц. Постепенно в ходе игры на основе выявления черт их сходства составляется общая характеристика птиц. Победитель – тот, кто назовет характерный признак птиц.
(8 класс, «Человек и его здоровье»)
Ролевая игра «На приеме у врача». (Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при повреждениях скелета).
Таких игр очень много. Они делают уроки более интересными и хорошо запоминающимися.
Провожу уроки-путешествия, сказки, конференции, уроки-диспуты, уроки-телепередачи. Они требуют более длительной подготовки, но имеют очень высокий результат.
По возможности стараюсь на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, то есть осуществляю постоянную «обратную связь».
Ставлю оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).
На своих уроках со слабоуспевающими детьми я использую рабочие тетради с печатной основой с 6 по 11 классы, выпущенные Воронежским Государственным Педагогическим Университетом. Автор – Бодрова Наталья Федоровна. Тетрадь предназначена для организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии. Таблицы, схемы и рисунки позволяют не только повторить изученный материал, но и расширить знания по биологии. Высокий уровень наглядности и доступности изучаемого материала обеспечивает эффективность усвоения предмета слабоуспевающими учащимися.
Использую дифференцированный подход в составлении и проведении самостоятельных работ. Слабоуспевающим ученикам предлагая карточки-помощники, где есть инструктирование о путях выполнения заданий, требования к их оформлению.
Так в 9 классе при решении задач по генетике даю такие задания.
Реши задачу, используя образец записи условия и решения генетической задачи.
Задача.
Скрестили коричневую гомозиготную морскую свинку с черной гомозиготной свинкой. В первом поколении F1 все свинки получились черные. Какого расщепления можно ожидать во втором поколении F2 - ?
Стимулирую задавать вопросы к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Напоминаю прием и способ выполнения задания.
В обучении применяю:
─ опережающее обучение;
─ взаимоопрос, самоконтроль;
─ различные формы групповой работы.
9 класс. Тема: «Особенности процессов жизнедеятельности одноклеточных организмов».
Класс делится на 5 групп, каждой дается задание. Группы разноуровневые, где есть и «сильные», и слабоуспевающие ученики.
Задания для I группы.
Ознакомьтесь с учебником стр.13 и предложенной вам дополнительной литературой и подготовьте сообщение по теме: «Передвижение одноклеточных растений и животных» на основе ответов на следующие вопросы:
Все ли одноклеточные передвигаются? Привести примеры.
Какие типы передвижений характерны для одноклеточных?
Для каких одноклеточных характерно амебоидное перемещение? За счет каких структур оно осуществляется?
Какие специальные образования обеспечивают ряду одноклеточных способность осуществлять активное движение?
Какие одноклеточные перемещаются с помощью ресничек и как осуществляется данное перемещение в пространстве.
Сделайте вывод.
Представьте результаты своей работы всему классу.
Групповая работа дает возможность слабоуспевающим ученикам поверить в свои силы, и получить положительную оценку.
Дифференцирую домашнее задание.
Даю задания творческого характера: составить кроссворд, головоломку, ребус, тест; изготовить модель строения цветка, растения, клетки, животных, органов человека; написать письмо растению, животному, сказку, фантастический рассказ; выполнить рисунки.
Все виды такой деятельности позволяют создать условия для успешности обучения, стимулируют самостоятельные действия слабоуспевающих учащихся.
8