Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Адыгея
«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
«Предупреждающие знаки. Знаки приоритета».
Разработал
преподаватель спецдисциплин
Тлишев Руслан Аскерович
2018-2019г.
Тема: «Предупреждающие знаки. Знаки приоритета»
Цели урока.
Обучающая: ознакомить обучающихся с общими правилами применения и размещения дорожных знаков, видами знаков, с особенностями применения и размещения предупреждающих знаков и знаков приоритета.
Развивающая: способствовать развитию у обучающихся понимания важности использования дорожных знаков как наиболее удобного и распространенного способа организации дорожного движения. правильной оценки дорожной ситуации; развивать умение доказывать и отстаивать своё мнение, делать выводы; расширять словарный запас технических терминов и понятий;
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к технике, понимание необходимости бережного отношения к окружающей среде; воспитывать умение выслушать и принять во внимание мнение окружающих;
Методическая: связь теоретического обучения с практическими навыками.
Методы и формы обучения:
Основной метод: объяснительно-иллюстративный с применением ИКТ.
Тип урока: комбинированный.
Используемые педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированное обучение.
2. Проблемное обучение.
Методы стимулирования и мотивации учения:
Создание ситуации познавательной новизны.
Проблемная ситуация и поиск самостоятельного ответа.
Репродуктивный.
Контроля.
Методы контроля знаний:
Фронтальный опрос.
Монологические ответы.
Алгоритмический.
Межпредметные связи:
Основы управления транспортными средствами.
Тема: Управление транспортным средством в штатных ситуациях.
Устройство и техническое обслуживание транспортных средств:
Тема: Электронные системы помощи водителю.
Оборудование:
компьютер,
мультимедийный проектор и экран;
компьютерные программы;
курс лекций по правилам и безопасности дорожного движения;
интерактивная мультимедийная система обучения «Электронная доска»;
опорные конспекты, плакаты.
План-конспект урока
I. Организационный момент.
(Цель этапа: развитие ученического самоуправления. Быстрое включение обучающихся в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело.)
Приветствие
Проверка готовности обучающихся к уроку
II. Повторение пройденного материала.
(Цель этапа: актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний)
1. Преподаватель напоминает обучающимся материал, пройденный на предыдущем уроке.
Прежде чем мы с Вами начнём изучение новой темы, давайте вспомним материал, изученный на предыдущем уроке.
1. Что называется дорогой? (Обустроенная или приспособленная и используемая для движения ТС полоса земли либо поверхность искусственного сооружения). Вызвать к доске учащегося.
2. Какие основные виды ТС существуют? (Механические и немеханические) Ответ с места.
3. Что запрещается водителю? (Управлять ТС в состоянии опьянения; передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения или не имеющим при себе водительского удостоверения, пересекать организованные колонны или занимать место в них; употреблять алкоголь, наркотики после ДТП, в которому он причастен; управлять ТС с нарушением режима труда и отдыха; пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, совершать опасное вождение). Вызвать к доске учащегося.
4 Действия водителя при ДТП, к которому он причастен. (немедленно остановить ТС, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; оказать первую помощь пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь»; освободить проезжую часть, если движение других ТС невозможно, предварительно зафиксировав положение ТС, следы и предметы, относящиеся к ДТП; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции). Фронтальный опрос.
Далее вы будете работать с контрольными заданиями по предыдущей теме на компьютере. На рабочем столе компьютера расположены контрольные задания по теме. Выполните задание. Время – 10 минут.
Каждый обучающийся индивидуально работает с заданием. На выполнение заданий отводится 10 минут.
Обучающиеся совместно обсуждают варианты ответов по истечении заданного времени. Отвечают на вопросы (2-3 обучающихся).
По ходу урока преподаватель заполняет опросный лист.
III. Сообщение темы и целей урока.
Обобщение ответов обучающихся и переход к восприятию нового материала.
Диалог с обучающимися
Что включает в себя дорога? (одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы).
Какие основные документы должен иметь при себе водитель ТС? (водительское удостоверение, регистрационные документы на ТС, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности).
Кому должен предоставлять водитель транспортное средство? (сотрудникам полиции, ФСО, ФСБ, медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в лечебные учреждения).
При каких неисправностях ТС запрещается движение? (рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства, не горящих фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, не действующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада).
Преподаватель благодарит за ответы и переходит к сообщению темы урока – диалога “Предупреждающие знаки. Знаки приоритета”.
Итак, тема сегодняшнего урока «Предупреждающие знаки. Знаки приоритета».
Знания по этой теме будут вам необходимы для понимания организации движения на данном участке дорог, наличия опасных участков, правильного интерпретирования знаков приоритета на перекрестках неравнозначных дорог, выработке алгоритма безопасного проезда нерегулируемых перекрестков неравнозначных дорог.
Сегодня мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
Дорожные знаки. Виды дорожных знаков.
Предупреждающие знаки.
Знаки приоритета.
По ходу проведения урока вы будете заполнять опорные конспекты, которые находятся у вас на столах.
IV. Изучение нового материала
Дорожные знаки. Виды дорожных знаков.
Дорожные знаки- наиболее удобный и самый распространенный способ организации движения. Они помогают водителю разобраться в обстановке, оповещают об опасностях на дороге, необходимости поддерживать определенный скоростной режим, предписывают направление следования. Знаки чаще всего устанавливают с правой стороны дороги так, чтобы участники дорожного движения хорошо видели их. Знаки, содержащие важную информацию иногда дублируют. Дублирующие знаки могут устанавливаться на левой полосе или над проезжей частью.
При проведении ремонтных работ или для экстренного изменения организации движения используют временные знаки на переносных опорах. Если требования временных знаков противоречат указаниям основных, то водители обязаны следовать указаниям временных знаков.
Все дорожные знаки разделены на восемь групп:
1 – предупреждающие знаки;
2 – знаки приоритета;
3 – запрещающие знаки;
4 – предписывающие знаки;
5 – знаки особых предписаний;
6 – информационные знаки;
7 – знаки сервиса;
8 – знаки дополнительной информации (таблички).
Каждый знак имеет номер, состоящий из двух или трех чисел. Первое число обозначает одну из восьми указанных выше групп, второе-порядковый номер знака в данной группе, третье (если имеется) – разновидность одного и того же знака.
Для лучшей видимости в темное время суток дорожные знаки либо освещают, либо снабжают светящимися или светоотражающими элементами.
Предупреждающие знаки.
Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Главные отличительные признаки большинства предупреждающих знаков – треугольная форма, белый фон и красная кайма. Исключение составляют подгруппы 1.3, 1.4, 1.34.
В населенных пунктах предупреждающие знаки устанавливают за 50-100 м. до начала опасного участка. Вне населенных пунктов это расстояние увеличивается до 150-300 м, поскольку скорости движения там выше. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое указывается на табличке 8.1.1.
Знаки 1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», 1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума», 1.9 «Разводной мост», 1.10 «Выезд на набережную», 1.23 «Дети», 1.25 «Дорожные работы», содержащие важную информацию, вне населенного пункта обычно повторяются. Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50 м до начала опасного участка.
Знаки 1.3.1 «Однопутная железная дорога» и 1.3.2 «Многопутная железная дорога» обозначают не оборудованный шлагбаумом переезд через железную дорогу. Они устанавливаются непосредственно перед переездом и позволяют водителю оценить ширину данного переезда.
Прямоугольные знаки с наклонными красными полосами 1.4.1 – 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду» дополнительно предупреждают о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.
Знаки 1.4.1 – 1.4.3 (с наклоном в левую сторону) устанавливают с правой стороны дороги, а знаки 1.4.4 – 1.4.6- с левой стороны. Полосы на этих знаках имеют наклон в сторону дороги. Знаки 1.4.1 и 1.4.4 размещаются под первым по ходу движения знаком 1.1 или 1.2 (за 150-300 м). Знаки 1.4.3 и 1.4.6 размещаются под вторым по ходу движения знаком 1.1 или 1.2 (за 50-100 м). А знаки 1.4.2 и 1.4.5 устанавливаются отдельно посередине между первым и вторым знаками 1.1 или 1.2 (рис.1).

Рис.1 Обозначение железнодорожного переезда без шлагбаума
Знак 1.5 «Пересечение с трамвайной линией» указывает на целесообразность снижения скорости и необходимость уступить дорогу трамваю при пересечении с трамвайными путями вне перекрестка.
Знак 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» предупреждает, что при проезде такого перекрестка водители должны руководствоваться правилом помехи справа (рис.2).

Рис.2 Пересечение равнозначных дорог.
Знак 1.7 «Пересечение с круговым движением» вне населенных пунктов используют всегда, а в населенных пунктах устанавливают только в тех случаях, когда расстояние видимости до перекрестка менее 50 м.
Знак 1.8 «Светофорное регулирование» устанавливают в случаях ограниченной видимости светофора (менее 100 м) и перед первым светофором при въезде в населенный пункт.
Знак 1.9 «Разводной мост» обозначает разводной мост или паромную переправу. Служащие парома согласно правилам, относятся к регулировщикам. Знак дублируется вне населенных пунктов.
Знак 1.10 «Выезд на набережную» используется для предотвращения падения транспортного средства в воду. Дублируется вне населенных пунктов.
Знаки 1.11.1, 1.11.2 и 1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты» ставятся там, где закругление дороги малого радиуса или ограниченная видимость. В таких местах правила запрещают обгон. Кроме того, вблизи опасных поворотов запрещена остановка на проезжей части, а при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении запрещен разворот.
Приближаясь к опасному повороту (поворотам) следует заранее снизить скорость, чтобы на закруглениях двигаться, не прибегая к торможению.
Знаки 1.13 «Крутой спуск» и 1.14 «Крутой подъем» предупреждают водителей о приближении к участку дороги, опасному своей крутизной.
На спуске следует двигаться с небольшой скоростью, не выключая сцепление и передачи.
Перед крутым подъемом необходимо заранее включить нужную передачу, чтобы преодолеть подъем без выключения сцепления и переключения передач.
При затрудненном разъезде на дороге, имеющей уклон, всегда должен уступать дорогу водитель, движущийся на спуск. Кроме того, запрещается обгонять в конце подъема, а также разворачиваться и останавливаться (при видимости дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м).
Знак 1.15 «Скользкая дорога» рекомендует снизить скорость, чтобы безопасно проехать скользкий участок дороги. Знак может дополняться табличкой 8.16, обозначающей, что данный участок становится скользким во время дождя.
Знак 1.16 «Неровная дорога» предупреждает о неровностях на проезжей части. Он рекомендует снизить скорость и крепче держать рулевое колесо.
Знак 1.17 «Искусственная неровность» предупреждает о так называемом «лежащем полицейском». Он предназначен для принудительного снижения скорости в необходимых местах. Непосредственно у самой неровности устанавливается знак 5.20, который обозначает границы искусственной неровности.
Знак 1.18 «Выброс гравия» предупреждает об участке дорог, на котором возможен выброс, щебня из-под колес транспортных средств. При движении по такому участку рекомендуется увеличить дистанцию и интервал.

Знак 1.19 «Опасная обочина» предупреждает об участке дорог, на котором съезд на обочину опасен.
Знак 1.20.1-1.20.3 «Сужение дороги» предупреждает о сужении дороги с обеих сторон, справа и слева. На многополосных дорогах этот знак может означать уменьшение количества полос. Рекомендуется снижать скорость и при перестроении в соседнюю полосу необходимо уступать дорогу водителям, движущимся без перестроения в своей полосе.
Знак 1.21 «Двустороннее движение» обозначает начало участка дороги с встречным движением. Водители часто встречают этот знак там, где дорога с односторонним движением переходит в дорогу с двусторонним движением.
Знак 1.22 «Пешеходный переход» предупреждает, что через 50-100 м в населенном пункте и через 150-300 м вне населенного пункта будет пешеходный переход, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.
Знаком 1.23 «Дети» обозначается участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и т. п.), на проезжей части которого возможно появление детей. Знак повторяется как в населенном пункте, так и вне его.
Знак 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой» предупреждает о пересечении с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой и требует повышенного внимания от водителя.
Знак 1.25 «Дорожные работы» устанавливается перед местами проведения работ на проезжей части на проезжей части, обочинах или на разделительной полосе дорог, а также на тротуаре, если пешеходы вынуждены выходить на проезжую часть. Знак повторяется и может устанавливаться за 10-15 м до места проведения работ.
Знак 1.26 «Перегон скота» устанавливается перед участками дорог, проходящими мимо ферм, скотных дворов.
Знак 1.27 «Дикие животные» устанавливается перед участками дорог, проходящими по территории заповедников, охотничьих хозяйств, лесных массивов и т.п. Он требует повышенного внимания, т.к. столкновение с крупным животным очень опасно.
Знак 1.28 «Падение камней» ставится на участках, на которых возможны обвалы, оползни, падение камней.
Знак 1.29 «Боковой ветер» устанавливается перед участками дорог, проходящими по горным перевалам, высоким насыпям, мостам, путепроводам, вдоль ущелий и рек, на которых возможен сильный боковой ветер. Наиболее опасен первый порыв ветра, который действует на автомобиль, выезжающий с закрытого участка местности на открытый.
Знак 1.30 «Низколетящие самолеты» устанавливается на дорогах, проходящих в непосредственной близости от аэродромов.
Знак 1.31 «Тоннель» устанавливается перед тоннелем, в котором отсутствует искусственное освещение.
Знак 1.32 «Затор» применяется на участках дорог, на которых образовался затор, используется как временный.
1.33 «Прочие опасности» устанавливается на участках дорог, на которых имеются опасности, не предусмотренные другими предупреждающими знаками.
1.34 «Направление поворота» показывает направление движения на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью, на Т-образном перекрестке или разветвлении дорог.
Знаки приоритета
Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дорог.
Они определяют порядок проезда в тех местах, где одновременное движение транспортных средств, находящихся на разных направлениях невозможно. Знаки приоритета разрешают конфликтные дорожно-транспортные ситуации, отдавая преимущество одним и обязывая уступить дорогу других.
Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливается на дорогах, на которых предоставлено право преимущественного проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак повторяется перед каждым перекрестком на главной дороге. Если главная дорога на перекрестке меняет свое направление, то под знаком 2.1 размещают табличку 8.13 «Направление главной дороги».
Знак 2.2 «Конец главной дороги» означает, что преимущество при проезде нерегулируемых перекрестков закончилось.
Знак 2.3,1 «Пересечение с второстепенной дорогой».
Знаки 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги». Эти семь знаков размещаются заблаговременно перед перекрестками неравнозначных дорог (на главной дороге), устанавливая порядок их проезда.
Знак 2.4 «Уступите дорогу» говорит о том, что водитель должен уступить дорогу (не создавать помех) транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге. Он должен в зависимости от ситуации, либо снизить скорость, либо остановиться.
Знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» запрещает движение без остановки перед стоп-линией, а если ее нет - перед краем пересекаемой проезжей части. Знак может быть установлен перед железнодорожным переездом или карантинным постом. В этих случаях водитель должен остановиться перед стоп-линией, а при ее отсутствии – непосредственно перед знаком. Вне населенных пунктов ему может предшествовать знак 2.4 с табличкой 8.12, указывающей расстояние до этого знака.
Знак 2.6 «Преимущество встречного движения» запрещает въезд на узкий участок дороги, если это может затруднить встречное движение. Водитель должен уступить дорогу встречным транспортным средствам, находящимся на противоположном подъезде к нему.
Знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением» дает водителю преимущество проезда узкого участка дороги перед встречными транспортными средствами.
Теперь заполните опорные конспекты. Запишите назначение и расположение предупреждающих знаков в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Обратите внимание на знаки, которые повторяются. Запишите определение «уступить дорогу», остановитесь на особенностях разъезда на узких участках дороги.
.
Работаем с опорным конспектом
V. Закрепление пройденного материала.
На листах бумаги рисуем пять окружностей, нумеруем их.
Я вам зачитываю пять предложений. Если вы со мной соглашаетесь, кружок оставляете чистым, если вы со мной не согласны – кружок заштриховываете.
Предложения:
1. Допускается въезд на узкий участок дороги, обозначенный знаком 2.6 (преимущество встречного движения) одновременно с велосипедистом, находящемуся на противоположном подъезде к нему.
2. Знаки 1.3.1 и 1.3.2 (однопутная и многопутная железная дорога) ставятся перед всеми железнодорожными переездами.
3. При затрудненном разъезде встречных автомобилей на дороге, имеющей уклон, дорогу уступает водитель, движущийся на подъем.
4.Знаки 1.4.1 – 1.4.6 (приближение к железнодорожному переезду) ставятся с правой и левой стороны дороги.
5. При наличии знака 2.4 (уступите дорогу) водитель должен остановиться и уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями. Проверка работы ведется у доски. Рассмотреть ответы на примере одного из обучающихся. Выставление отметок на листах.
VI. Подведение итогов урока, сообщение оценок.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Понравился вам урок?
Что не понравилось на уроке?
Отметить общие ошибки при ответах обучающихся.
Отметить активность отдельных учащихся.
Объявить лучших учащихся, выставить оценки.
Домашнее задание: (даётся дифференцировано).
Законспектировать предупреждающие знаки, которые повторяются (выдается более слабым учащимся).
3. Определить очередность проезда ТС на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог (выдаётся в виде схем перекрестков более сильным учащимся, с целью применения опережающего обучения на следующем уроке). Учебник. Жульнев Н.Я. Правила дорожного движения М., Академия, 2016.