СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ ДЛЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка»






«Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».





Урок № 28


Учитель музыки: Неборская Н.Н.

ГБОУ гимназия №406

























Урок: «Музыка» в 5 классе разработан в рамках программы среднего  образования по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, утверждена и рекомендована Министерством образования РФ.  

Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 4 четверть.

Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок – путешествие в мир гармонии космоса и полифонической Баха.

Цели урока:

Обучающая: настроить обучающихся на преобразующее взаимодействие музыки и живописи.

Развивающая: развить интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образцы, развивать творческие способности.

Мотивация: пробудить интерес к полифонии и живописи.

Задачи:

- Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий);

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно – образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.

Результаты освоения предмета:

1. Личностные.

- Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур народов и религий, на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, музыкальных стилей;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- принятие духовных ценностей.

2. Метапредметные.

- Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения необходимых результатов;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;

- владение основами самоконтроля, самооценки. принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

3.Предметные.

- Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с литературой, живописью;

- Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознании роли музыки в жизни отдельного человека и обществе, в развитии мировой культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.

Характеристика деятельности учащихся.

- Исполнять песню каноном, умение при пении слышать других; формировать личную фонотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.

Проблема урока: Почему музыка И. С. Баха так многогранна? Что может полифония?

Планируемые результаты (предметные):

Узнают: смысл понятий и музыкальных терминов – полифония, фуга, имитация, гармония, музыкальный диалог, тема, графическое изображение мелодии; познакомятся: с творчеством нового композитора: Микалоюса Чюрлениса; новыми произведениями И.С.Баха: Токката и фуга ре минор, Органная фуга ми минор; новыми произведениями изобразительного искусства: Микалоюс Чюрленис: «Фуга».

Получат возможность научиться: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным и изобразительным образам; вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления со зрительными; определять настроение музыки, уметь давать ее характеристику.

УУД

Личностные результаты: проявляют эмоциональное отношение к искусству; имеют позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей; демонстрируют музыкально - эстетические чувства, проявляющиеся в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности; выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации методами: “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм), «соучастия », «музицирования», «погружения», «пластического интонирования», «содержательного анализа инструментального произведения», “отождествления”, «размышления о музыке», «забегания вперед и возвращения к пройденному», «музыкальных обобщений»,  «эмоциональной драматургии»,  «создания художественного контекста»,  «жизненных ассоциаций», «полифонический метод»,  «создания шедевров», «музыкальных композиций»,. “художественного движения”,   На уроке используются приемы:  «Цепочка», «Выбери ответ», «Найди пару», «Создай паспорт», Таблица «ЗХУ», «Прием визуализации», Прием “Партитура прогнозов”, или “Слушание с остановками” , “Снежный ком” , “Пчелиные соты”, “Камень преткновения”, “Повторяющийся ритм” , “Передай другому”, «Составление кластера».

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом; формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Основное содержание темы, понятия и термины: полифония, духовность, гармония, линеарное развитие музыки в полифонии, музыкальный диалог.

Образовательные ресурсы: Учебник «МУЗЫКА» 5 КЛАСС, с. 132- 135; ПРЕЗЕНТАЦИЯ «В МУЗЫКЕ БАХА СЛЫШАТСЯ МЕЛОДИИ КОСМОСА…».

Музыкальный материал: И.С.Бах - Токката и фуга ре минор, С. Рахманинов - сюита для 2-х фортепиано «Фантазии» (3-я и 4-я часть), современная аранжировка Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха.

Изобразительный материал: Картина М. Чюрлениса «Фуга», картины космонавта Алексея Леонова.

Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.


Сценарий урока



Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Форма и методы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

I.1. Мотивирование к учебной деятельности










I.2. Повторение пройденного материала.

Приветствие учащихся!

- Проверим готовность к уроку.

Организация учебной мотивации:

- Раздел «Музыка и изобразительное искусство – духовная музыка» продолжается темой «Полифония в музыке и живописи»

Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках.

Прием «Корзина идей»:

на слайде нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по - пониманию «духовная музыка». 1.Задает вопрос: «Что вам известно о духовной музыке? Поясняет: что в корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к знанию о духовной музыке.

  1. 2.Предлагает обменяться информацией в парах и выяснить друг с другом: в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия?

  2. 3.Предлагает каждой группе называть какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Приветствуют учителя. Организовывают свое рабочее место. проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.








Задание №1. «Корзина идей»







1.Ученики вспоминают все, что знают о духовной музыке.










2.Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа)




3.Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного


Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальная.











Наблюдение.




Фронтальная









Фронтальная.











Работа в парах.

II.Постановка учебной задачи.

Целеполагание.

На экране космические пейзажи, звучит токката ре минор И. С. Баха - презентация - «В музыке Баха слышатся мелодии космоса».

Предлагает определить по видеоряду и звучащей музыке тему урока, поставить цель и задачи урока.


Цель нашего сегодняшнего урока – узнать, почему в музыке И.С.Баха слышатся мелодии космоса?

Задачи:





Слушают учителя, знакомятся с презентацией: «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»; анализируют и определяют тему урока; предлагают формулировки учебных задач.

Записывают в тетрадь:

Тема: «Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».


Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

Фронтальная.

Беседа.

Наблюдение.

Анализ.

III. Актуализация знаний.

Организует работу с презентацией: «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».

- Звучание какого музыкального инструмента сопровождало космические пейзажи?

- Как может звучать орган?

- Почему у органа безграничные возможности звука?








- Н а что похож орган?

- Какую роль играет орган в европейской христианской культуре?

Это любимый инструмент немецкого композитора из города Эйзенах Иоганна Себастьяна Баха.

С ним он почти не расставался, а если волей судьбы и приходилось, то очень скучал, как по родному человеку.

Всю свою жизнь он работал органистом.

- Кто мне может назвать место работы композитора?







Отвечают на вопросы учителя:

- орган;

- ярко, празднично, благородно, насыщенно, величественно, поэтично;


- он состоит из множества труб; регистров и мануалов, которые позволяют инструменту передавать самое большое разнообразие регистров и тембров;

- на готические соборы;

- орган обязательно сопровождает церковное богослужение;












- храм, собор;









- музыка И. С. Баха очень глубокая по смыслу;

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: используют в общении правила вежливости.

Личностные: проявляют интерес к культуре и истории.

Фронтальная

Анализ.

Сравнение.


IV. Усвоение новых знаний и способов действий



Разворот в учебнике, стр. 132-133.

И.С.Бах (1685-1750).

Предлагает записать имя композитора, годы жизни.


О творчестве великого немецкого композитора XVIII века можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и призывным».

- Как вы понимаете это сравнение?

- В чем же заключается глубина его музыки?

Предлагает послушать хоральную прелюдию фа минор «Я взываю к тебе, Господи».


Наследие композитора включает в себя произведения почти всех жанров своей эпохи (кроме оперы). Среди них мессы кантаты хоралы, произведения для органа и клавира.

С чем мы можем сравнить музыку Баха?

- О чем с нами говорит И.С. Бах в своей музыке?

- Почему мы можем сравнить музыку Баха с гармонией космоса?

Слушание музыки: звучит Органная прелюдия ми минор.


Игра с ритмом (физкульт-минутка).

(прием - “повторяющийся ритм”)


Название стиль, в котором тогда писали музыку все композиторы - состоит из двух слов: «поли» - много и «фонос» - голос. – Найдите в учебнике этот термин на стр. 134 и запишите его.

- Высшая форма полифонии – это Фуга.

- Предлагаю послушать мелодию, то есть тему фуги, запомнить ее.


Работа с учебником, стр. 132 – 133.

Записывают имя композитора, годы жизни - И.С.Бах (1685-1750). Рассматривают разворот в учебнике, описывают его на стр. ,






Слушают музыку.

Анализируют звучание произведения.

Отвечают на вопросы учителя.

- музыка И. С. Баха очень глубокая по смыслу;



Слушают рассказ учителя.

Узнают из презентации о новые знания о жизни композитора











Отвечают на вопросы учителя, анализируют, прослушав музыку.


Игра с ритмом (физкульт-минутка).









Работа с учебником на стр. 134. Находят термин «полифония» и записывают его в тетрадь.


Анализируют учебную информацию.

Отвечают на вопросы учителя



Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств к ее реализации в разных формах и видах учебной деятельности.





Познавательные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности; овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров, понятия «духовные ценности»; приобретают умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального языка.






Фронтальная, коллективная, групповая.


V. Закрепление знаний и способов действий


Предлагает работу с мелодией-темой в фуге:

составить «линейную запись фуги».

- Теперь я еще раз сыграю эту тему в разных регистрах и каждая группа должна записать движение мелодии и определить ее характер.

- А теперь соединим поочередное проведение тем.






- Что мы видим?

- В каких песнях есть тоже поочередное проведение мелодии

?


Задание№2.

Выполняют исследовательское задание: передают движение мелодии - темы в фуге руками и графически – и сопоставляют ее взаимодействие с другими темами.

Определяют характер каждой темы.

Исполняют самостоятельно мелодию – тему фуги с акцентами, передавая характер музыки.


- Как темы взаимодействуют друг с другом, ведут диалог.

- Канон.

Исполняют канон «Весна».

.

Регулятивные: оценивают собственную работу, уровень владения тем или иным учебным действием.



















Регулятивные: принимают учебную задачу.

Фронтальная. Устный опрос.






















Устный опрос, пение, дирижирование.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

-Если бы вы отправили в космос музыкальное послание с духовными ценностями планеты Земля другим цивилизациям, то какие произведения вы бы выбрали?

- Составьте диск. Как вы думаете, как вы работали на уроке?

- Какое у вас в конце урока настроение?

- Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке?


Задание №3

Составляют диск «Духовные ценности планеты Земля в музыке».

Отвечают на вопросы учителя.





По очереди рассказывают, что нового на уроке узнали, делятся впечатлениями, что понравилось


Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают деятельность на уроке свою и одноклассников.

Работа в группах.

Беседа.

VII. Домашнее задание

Рассмотри изображение Кельнского собора (с. 126 – 127). Опиши, что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой Баха и образом космоса.

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи.

Личностные: испытывают чувство гордости за музыкальную культуру на основе изучения шедевров музыкального наследия великого немецкого композитора и музыки русских композиторов.


Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Фронтальная.

Беседа.