«Полифония в музыке и живописи. В музыке Баха слышатся мелодии космоса…».
Урок № 28
Учитель музыки: Неборская Н.Н.
ГБОУ гимназия №406
Урок: «Музыка» в 5 классе разработан в рамках программы среднего образования по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, утверждена и рекомендована Министерством образования РФ.
Место данного урока в системе указанной программы: 5 класс, 4 четверть.
Тип урока: Изучение и закрепление новых знаний и способов действий. Урок – путешествие в мир гармонии космоса и полифонической Баха.
Цели урока:
Обучающая: настроить обучающихся на преобразующее взаимодействие музыки и живописи.
Развивающая: развить интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образцы, развивать творческие способности.
Мотивация: пробудить интерес к полифонии и живописи.
Задачи:
- Развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушания музыки пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, в музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникативных технологий);
- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно – образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.
Результаты освоения предмета:
1. Личностные.
- Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур народов и религий, на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, музыкальных стилей;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- принятие духовных ценностей.
2. Метапредметные.
- Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения необходимых результатов;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
- владение основами самоконтроля, самооценки. принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
3.Предметные.
- Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с литературой, живописью;
- Сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознании роли музыки в жизни отдельного человека и обществе, в развитии мировой культуры;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга.
Характеристика деятельности учащихся.
- Исполнять песню каноном, умение при пении слышать других; формировать личную фонотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства.
Проблема урока: Почему музыка И. С. Баха так многогранна? Что может полифония?
Планируемые результаты (предметные):
Узнают: смысл понятий и музыкальных терминов – полифония, фуга, имитация, гармония, музыкальный диалог, тема, графическое изображение мелодии; познакомятся: с творчеством нового композитора: Микалоюса Чюрлениса; новыми произведениями И.С.Баха: Токката и фуга ре минор, Органная фуга ми минор; новыми произведениями изобразительного искусства: Микалоюс Чюрленис: «Фуга».
Получат возможность научиться: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным и изобразительным образам; вслушиваться в музыкальную ткань произведения, на слух определять характер и настроение музыки, соединять слуховые впечатления со зрительными; определять настроение музыки, уметь давать ее характеристику.
УУД
Личностные результаты: проявляют эмоциональное отношение к искусству; имеют позитивную самооценку своих музыкально-творческих возможностей; демонстрируют музыкально - эстетические чувства, проявляющиеся в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществляют поиск средств ее реализации в разных формах и видах музыкальной деятельности; выполняют учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации методами: “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм), «соучастия », «музицирования», «погружения», «пластического интонирования», «содержательного анализа инструментального произведения», “отождествления”, «размышления о музыке», «забегания вперед и возвращения к пройденному», «музыкальных обобщений», «эмоциональной драматургии», «создания художественного контекста», «жизненных ассоциаций», «полифонический метод», «создания шедевров», «музыкальных композиций»,. “художественного движения”, На уроке используются приемы: «Цепочка», «Выбери ответ», «Найди пару», «Создай паспорт», Таблица «ЗХУ», «Прием визуализации», Прием “Партитура прогнозов”, или “Слушание с остановками” , “Снежный ком” , “Пчелиные соты”, “Камень преткновения”, “Повторяющийся ритм” , “Передай другому”, «Составление кластера».
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом; формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания.
Основное содержание темы, понятия и термины: полифония, духовность, гармония, линеарное развитие музыки в полифонии, музыкальный диалог.
Образовательные ресурсы: Учебник «МУЗЫКА» 5 КЛАСС, с. 132- 135; ПРЕЗЕНТАЦИЯ «В МУЗЫКЕ БАХА СЛЫШАТСЯ МЕЛОДИИ КОСМОСА…».
Музыкальный материал: И.С.Бах - Токката и фуга ре минор, С. Рахманинов - сюита для 2-х фортепиано «Фантазии» (3-я и 4-я часть), современная аранжировка Токкаты и фуги ре минор И.С.Баха.
Изобразительный материал: Картина М. Чюрлениса «Фуга», картины космонавта Алексея Леонова.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма и методы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I.1. Мотивирование к учебной деятельности I.2. Повторение пройденного материала. | Приветствие учащихся! - Проверим готовность к уроку. Организация учебной мотивации: - Раздел «Музыка и изобразительное искусство – духовная музыка» продолжается темой «Полифония в музыке и живописи» Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках. Прием «Корзина идей»: на слайде нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по - пониманию «духовная музыка». 1.Задает вопрос: «Что вам известно о духовной музыке? Поясняет: что в корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к знанию о духовной музыке. 2.Предлагает обменяться информацией в парах и выяснить друг с другом: в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия? 3.Предлагает каждой группе называть какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). | Приветствуют учителя. Организовывают свое рабочее место. проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Задание №1. «Корзина идей» 1.Ученики вспоминают все, что знают о духовной музыке. 2.Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа) 3.Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | Фронтальная. Наблюдение. Фронтальная Фронтальная. Работа в парах. |
II.Постановка учебной задачи. Целеполагание. | На экране космические пейзажи, звучит токката ре минор И. С. Баха - презентация - «В музыке Баха слышатся мелодии космоса». Предлагает определить по видеоряду и звучащей музыке тему урока, поставить цель и задачи урока. Цель нашего сегодняшнего урока – узнать, почему в музыке И.С.Баха слышатся мелодии космоса? Задачи: | Слушают учителя, знакомятся с презентацией: «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…»; анализируют и определяют тему урока; предлагают формулировки учебных задач. Записывают в тетрадь: Тема: «Полифония в музыке и живописи. «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…». | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя. | Фронтальная. Беседа. Наблюдение. Анализ. |
III. Актуализация знаний. | Организует работу с презентацией: «В музыке Баха слышатся мелодии космоса…». - Звучание какого музыкального инструмента сопровождало космические пейзажи? - Как может звучать орган? - Почему у органа безграничные возможности звука? - Н а что похож орган? - Какую роль играет орган в европейской христианской культуре? Это любимый инструмент немецкого композитора из города Эйзенах Иоганна Себастьяна Баха. С ним он почти не расставался, а если волей судьбы и приходилось, то очень скучал, как по родному человеку. Всю свою жизнь он работал органистом. - Кто мне может назвать место работы композитора? | Отвечают на вопросы учителя: - орган; - ярко, празднично, благородно, насыщенно, величественно, поэтично; - он состоит из множества труб; регистров и мануалов, которые позволяют инструменту передавать самое большое разнообразие регистров и тембров; - на готические соборы; - орган обязательно сопровождает церковное богослужение; - храм, собор; - музыка И. С. Баха очень глубокая по смыслу; | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости. Личностные: проявляют интерес к культуре и истории. | Фронтальная Анализ. Сравнение. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий | Разворот в учебнике, стр. 132-133. И.С.Бах (1685-1750). Предлагает записать имя композитора, годы жизни. О творчестве великого немецкого композитора XVIII века можно сказать словами поэта: «Есть люди с голосом глубоким и призывным». - Как вы понимаете это сравнение? - В чем же заключается глубина его музыки? Предлагает послушать хоральную прелюдию фа минор «Я взываю к тебе, Господи». Наследие композитора включает в себя произведения почти всех жанров своей эпохи (кроме оперы). Среди них мессы кантаты хоралы, произведения для органа и клавира. С чем мы можем сравнить музыку Баха? - О чем с нами говорит И.С. Бах в своей музыке? - Почему мы можем сравнить музыку Баха с гармонией космоса? Слушание музыки: звучит Органная прелюдия ми минор. Игра с ритмом (физкульт-минутка). (прием - “повторяющийся ритм”) Название стиль, в котором тогда писали музыку все композиторы - состоит из двух слов: «поли» - много и «фонос» - голос. – Найдите в учебнике этот термин на стр. 134 и запишите его. - Высшая форма полифонии – это Фуга. - Предлагаю послушать мелодию, то есть тему фуги, запомнить ее. | Работа с учебником, стр. 132 – 133. Записывают имя композитора, годы жизни - И.С.Бах (1685-1750). Рассматривают разворот в учебнике, описывают его на стр. , Слушают музыку. Анализируют звучание произведения. Отвечают на вопросы учителя. - музыка И. С. Баха очень глубокая по смыслу; Слушают рассказ учителя. Узнают из презентации о новые знания о жизни композитора Отвечают на вопросы учителя, анализируют, прослушав музыку. Игра с ритмом (физкульт-минутка). Работа с учебником на стр. 134. Находят термин «полифония» и записывают его в тетрадь. Анализируют учебную информацию. Отвечают на вопросы учителя | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; осуществлять поиск средств к ее реализации в разных формах и видах учебной деятельности. Познавательные: определяют наиболее эффективные способы достижения результата в творческой деятельности; овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров, понятия «духовные ценности»; приобретают умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального языка. | Фронтальная, коллективная, групповая. |
V. Закрепление знаний и способов действий | Предлагает работу с мелодией-темой в фуге: составить «линейную запись фуги». - Теперь я еще раз сыграю эту тему в разных регистрах и каждая группа должна записать движение мелодии и определить ее характер. - А теперь соединим поочередное проведение тем. - Что мы видим? - В каких песнях есть тоже поочередное проведение мелодии ? | Задание№2. Выполняют исследовательское задание: передают движение мелодии - темы в фуге руками и графически – и сопоставляют ее взаимодействие с другими темами. Определяют характер каждой темы. Исполняют самостоятельно мелодию – тему фуги с акцентами, передавая характер музыки. - Как темы взаимодействуют друг с другом, ведут диалог. - Канон. Исполняют канон «Весна». . | Регулятивные: оценивают собственную работу, уровень владения тем или иным учебным действием. Регулятивные: принимают учебную задачу. | Фронтальная. Устный опрос. Устный опрос, пение, дирижирование. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | -Если бы вы отправили в космос музыкальное послание с духовными ценностями планеты Земля другим цивилизациям, то какие произведения вы бы выбрали? - Составьте диск. Как вы думаете, как вы работали на уроке? - Какое у вас в конце урока настроение? - Какие новые понятия вы узнали сегодня на уроке? | Задание №3 Составляют диск «Духовные ценности планеты Земля в музыке». Отвечают на вопросы учителя. По очереди рассказывают, что нового на уроке узнали, делятся впечатлениями, что понравилось | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают деятельность на уроке свою и одноклассников. | Работа в группах. Беседа. |
VII. Домашнее задание | Рассмотри изображение Кельнского собора (с. 126 – 127). Опиши, что роднит образ этого архитектурного сооружения с органной музыкой Баха и образом космоса. | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Личностные: испытывают чувство гордости за музыкальную культуру на основе изучения шедевров музыкального наследия великого немецкого композитора и музыки русских композиторов. Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Фронтальная. Беседа. |