Основная часть мероприятия 1.Слово куратора В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. У каждого свое хобби. В жизни каждого человека есть увлечение, которое помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни. Увлечение не приносит ни денег, ни славы. Это занятие для души. Сейчас мы вам расскажем, чем же увлекались некоторые великие люди. 2. Сообщение студента об увлечениях великих людей Известный русский поэт А.Блок с ранних лет вместе с дедом бродил по полям, лесам, болотам, отыскивая растения для ботанической коллекции. А первое увлечение А.Блока сочинительством переросло позже в литературную деятельность. Поэт ещё в 5 лет пытался сочинить примерно такие стихи: Зая серый, зая милый, я тебя люблю, Для тебя-то в огороде я капусту и коплю. Петр I был страстным нумизматом. Он собрал большое количество монет. Король Швеции Густав V увлекался вышивкой. Королева Дании Маргарет увлекалась рисованием. Арнольд Шварценеггер собирает машинки марки Hammer. Знаменитый академик Ферсман и ученый Альберт Боковиков собирали камни. Знаменитый хирург Николай Васильевич Склифосовский увлекался садоводством и даже вывел новые сорта яблонь и груш. Еще один врач, Сергей Петрович Боткин, увлекался игрой на виолончели и до 50 лет брал уроки музыки. Некоторые великие люди прославились именно своими увлечениями. Например, прекрасный врач Владимир Иванович Даль любил собирать русские слова, пословицы, сказки. И прославился он своим толковым словарем, который всем известен сейчас как Словарь Даля. Великий русский композитор Александр Порфирьевич Бородин, автор оперы «Князь Игорь», по профессии был химиком. Известный композитор Вольфганг Моцарт с трёхлетнего возраста увлекался музыкой на клавесине. В 4 года Моцарт уже сочиняет свои пьесы и даёт небольшие музыкальные концерты. 3. Слово куратора Вы, конечно же, можете сейчас дать оценку прослушанной информации: «Они же способные, талантливые! Вот у них все и получалось!» Мы часто слышим о том или ином человеке: «Какой способный, талантливый!», или совсем наоборот: «Ну ни к чему нет способностей!». Встречаясь в жизни с различными людьми, наблюдая за ними в работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям. А что такое, по вашему мнению, способности? (Обсуждение с аудиторией) Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, искренне полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности? Обратимся к точке зрения современной психологии. Cпособности: 1. Природное дарование, склонность к усвоению чего-нибудь, к занятиям чем-нибудь. 2. Способности - свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки для осуществления определенной деятельности. Например, обучение рисованию, музыке, языкам и т.д. Причем способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. А скорость можно изменять самим: увеличивать, уменьшать. Все зависит от самого человека. Именно поэтому педагоги и психологи утверждают, что каждый человек имеет определенные способности уже родившись, но дальнейшая «судьба» этих способностей зависит только от нас самих. Выделяют три уровня развития способностей: О - одаренность (= задатки) Т - талант Г - гениальность Задатки (одаренность) – это то, чем люди наделены от рождения. Это могут быть хорошая память, тонкий слух, «музыкальные» пальцы, выносливость, чувство ритма Одарённость — высокий уровень выражения способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности. Одарённость может быть специальной (к конкретной деятельности) или общей (к различным видам деятельности). Особенно высокий уровень одарённости обозначают поня- поня тиями «талант» и «гений». Талант — высшая степень одаренности в какой-либо сфере деятельности. Это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность, высокий уровень развития способностей, проявляемых в творческих достижениях, прежде всего — способностей специальных. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте; талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Нас окружают талантливые люди, чьи имена у всех на слуху. Например, Сергей Лазарев и Алла Духова, Елена Яковлева (Каменская) и Анна Нетребко, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин (Театр на льду), артисты Севастопольского театра танца Вадима Елизарова, Татьяна Навка и Никита Михалков, и многие-многие другие. Талант, служащий Отечеству, прославляющий Отечество, приумножающий его славу, - вдвойне талант!!! Давайте вспомним имена людей, чей талант служил родине. 4. Презентация «Талант на службе Отечеству». 5. Гениальность – это высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизвестных путей творчества. Высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры. Предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова. Итак, так что же такое способности? Способностями называют индивидуальные свойства личности, обладая которыми, человек может успешно осуществлять ту или иную деятельность. 6. Диалог с группой 1.Как вы считаете, у вас есть способности? Назовите, пожалуйста, какие способности у вас есть. …(Способности - это не только успехи в физике, поэзии, спорте. А «золотые руки» - разве не способности, не талант?). 2.Скажите, а как вы узнали, что у вас есть способности? 3. Вот у нас уже есть первый вывод – сначала надо узнать, к чему есть способности. Для этого надо смело посещать секции, клубы, кружки и т.д. Если что-то получается лучше, значит, похоже, у вас способности в этой области. Это могут быть способности к технике, изучению иностранных языков, творчеству, спорту и т.д. Поэтому очень важно узнать о своих способностях как можно раньше. Ведь наследственность еще далеко не все. В развитии способностей человека важное значение имеют условия, в которых он живет и, конечно, личные качества человека. Способности не развиваются от одного желания стать выдающимся певцом, банкиром, математиком, спортсменом. Особенно важны здесь трудолюбие, терпение, упорство, умение преодолевать трудности. Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель: «Гений - 99% труда и только 1% дарования». Только трудом человек может достичь результата. Для развития способностей важно поставить себе цель. Развитие способностей происходит в течение всей жизни, но решающим является период до 20 лет. Вывод: Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. 7. Слово спортсменов В нашей группе многие активно развивают свои способности, и судя по их достижениям, это уже не просто способности, а настоящие таланты. Спорт имеет огромное значение в жизни человека, спорт дает возможность сохранять и укреплять здоровье, воспитывает волю к победе, решительность, и другие хорошие качества. Есть у нас студенты, которые занимаются спортом серьезно и как будущие медработники тем самым пропагандируют здоровый образ жизни. Дадим им слово. Слово предоставляется спортсменам, которые рассказывают о себе и своих достижениях в спорте. Слово художников, любителей поэзии, творчества своими руками Некоторые люди могут выразить свои чувства, переживания, взгляд на мир через рисунки, поделки, стихи. Рассказывают о своем увлечении. Слово любителей музыки, песни и танцев Большую роль в жизни людей играет музыка. Музыка завораживает нас, очаровывает, переносит в другой мир. Есть музыка, которая заставляет нас находиться в движении. Рассказывают о музыке, демонстрируют презентации и видео с собственным исполнением песен и танцев. Обсуждение вредных увлечений Мир увлечений для открытия и реализации своих способностей и талантов настолько велик и многообразен, что в нем можно путешествовать очень долго и находить много интересного и полезного. А как вы считаете, есть в мире вредные увлечения? И как вы относитесь к людям, которые стали жертвами таких увлечений? Примерные ответы студентов: - некоторые увлекаются курением, алкоголизмом, наркотиками; - жертвы этих увлечений вызывают жалость, сочувствие, потому что губят свою жизнь. Действительно, каждый человек чем-либо увлекается. Если это увлечение не мешает другим людям и не вредит самому человеку, то оно достойно уважения. |