Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Винограднянская общеобразовательная основная школа-детский сад им.А.В.Танасейчука Григориопольского района»
Республиканский конкурс практик профориентанионной
работы «Формула выбора»
Номинация
«Основы выбора профессии»
для учащихся 5-9 классов
Тема: Профориентационное занятие с элементами треннинга на тему "Правильный выбор профессии"
Выполнила: педагог-психолог
Елизавета Викторовна Рожкова
с.Виноградное Григориопогльский район
2025 г.
Профориентационное занятие с элементами треннинга на тему "Правильный выбор профессии"
Цель: познакомить с разными профессиями и помочь в профессиональном самоопределении.
Категория участников: 5-9 классы
Задачи:
Создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;
Сформировать представление о некоторых профессиях;
Проверить знания участников при решении ситуации;
Повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;
Снять эмоциональное напряжение.
Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.
Форма работы: групповая.
Оборудование: Проектор, презентация, карточки с названиями профессий, карточки для игры «Профессия по частям» (раздаточный материал), карандаши, листы бумаги А4, карточки с ребусами
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сегодня мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сейчас количество профессий превышает 40 тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. На нашем занятии мы продолжим знакомиться с многообразием профессий.
1. Упражнение «Раз, словечко - два словечко» (приветствие)
Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.
Участники с педагогом-психологом садятся в большой круг.
Педагог-психолог: Первый вопрос, который, наверное, возник у многих из вас, - почему мы с вами расположились не за столами, а по кругу. Дело в том, что, только находясь лицом друг к другу, имея возможность видеть каждого, мы сможем серьезно, обстоятельно разобраться в проблемах, которые будем обсуждать. В этом случае каждый будет чувствовать себя равноправным членом нашего круга.
Педагог-психолог предлагает учащимся составить общее приветствие от всех и каждого, всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего.
Педагог-психолог командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.
Педагог-психолог напоминает правила поведения в тренинговой группе. (На слайдах один за другим дети читают каждое правило тренинга) Презентация.
Правило закрытости группы или безопасности.
Правило «Здесь и теперь».
Правило активности.
Правило 1 микрофона.
Правило я-высказывания.
Принцип доброжелательности.
К перечисленным правилам желающие участники тренинга могут добавить свои правила.
Педагог-психолог: Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
2. Упражнение «Профессия на букву… »
Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру - «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т.е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т.д.
Обсуждение:
- Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?
- Какую новую профессию вы узнали?
Педагог-психолог: Мир профессий многообразен. Как вы считаете, какие профессии сейчас востребованы? Какие ошибки могут совершаться при выборе профессии? На что нужно ориентироваться в выборе профессии?
3. Упражнение «Салат из профессий »
Цель: вовлечь участников в действие, повысить общую активность. Усилить концентрацию внимания.
Педагог-психолог стоит в центре круга. Между участниками распределяется 3 профессии (врач, учитель, пожарный) по принципу 1-й, 2-й, 3-й. Далее педагог-психолог просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается сесть на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
4. Упражнение «Угадай профессию»
Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог: угадайте загаданную профессию. Приложение №1
Обсуждение:
- Какие трудности возникли во время игры?
- Чему вы научились, выполняя данное упражнение?
Педагог-психолог: Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, художнику - образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.
А сейчас предлагаю вам поиграть в игру «Кто я ?»
Игра "Кто я?"
Цель игры: развить способность детей представлять и распознавать профессии.
Правила игры:
На карточках написаны профессии (Приложение №2) ("пожарный", "врач", "учитель" и т.д.).
Каждый игрок по очереди вытягивает карточку, не смотря на нее, и приклеивает себе на лоб.
Все остальные игроки по очереди задают вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет", пытаясь угадать профессию.
Например, если на карточке написано "пожарный", другие игроки могут задавать такие вопросы: "Ты работаешь в больнице?" (Ответ — нет). "Ты спасаете людей?" (Ответ — да).
Схема игры:
Ведущий дает каждому ребенку карточку с профессией, не позволяя ему смотреть.
Ребенок приклеивает карточку себе на лоб (или держит её, если не использовать лобную наклейку).
Дети по очереди задают вопросы, пытаясь угадать, какая профессия написана на карточке.
Игра заканчивается, когда все дети угадают свою профессию.
5.Упражнение «Цепочка профессий»
Цель: развить умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, так как очень часто то, что они ищут только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Педагог-психолог: Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т.д. По ходу игры педагог-психолог задает уточняющие вопросы, типа: "В чем же сходство вашей профессии с только что названной?". Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Обсуждение:
- Легко или трудно было подбирать профессию к ранее заданной?
- Удивил ли вас выбор других участников?
Педагог-психолог: Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.
Упражнение «Поменяйтесь местами, кто….»
Цель: снять напряженность и усталость.
Педагог-психолог стоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:
Кто хочет получать много денег?
Кто интересуется машинами?
Кто не хочет идти работать?
Кто хочет стать известным?
Игра "Профессия по частям"
Цель игры: развить внимание и помочь детям понять, какие навыки нужны для выполнения различных профессий.
Правила игры:
Карточки с фрагментами профессий, разделив их на части.
Карточки с фрагментами профессий перемешиваются и кладутся на стол. Приложение №3
Дети делятся на две команды и собирают пазлы из предложенных вариантов профессий. Потом по каждой карточке рассказывают, почему они так собрали и какая профессия на карточке.
7. Упражнение «Профессии в кругу»
Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.
Педагог-психолог называет профессию, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее педагог-психолог хлопает в ладоши и все по команде должны показать рукой на выбранного человека. Показав рукой на товарища, все замирают, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (учитель, экономист, зоотехник, врач, эколог, автомеханик, водитель, летчик, учитель, художник, артист).
Обсуждение:
- Какие чувства возникли во время выполнения упражнения?
- Легко ли было соотнести профессию с конкретным человеком?
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю вам нарисовать небольшой рисунок на тему "Что я хочу стать". Детям дается время на самостоятельную работу.
Педагог-психолог: Давайте разгадывать ребусы о здоровье и медицине (Приложение № 4)
Ребусы:
Ребус 1: Изображение сердца + буква "В" + изображение руки = Врач
Ребус 2: Изображение снопа травы + изображение медали (или "медаль") + изображение человека, стоящего с руками на пояс = Фельдшер
Ребус 3: Изображение стетоскопа + изображение буквы "И" + изображение рукопожатия = Интерн
Ребус 4: Изображение человека с халатом + изображение шприца + изображение очков = Хирург
8. Упражнение «День из жизни»
Цель: повысить уровень осознания учащимися специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста.
Инструкция: Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типическом трудовом дне одного из работников. Этот рассказ должен состоять из одних существительных. Например: как мог бы выглядеть рассказ о трудовом дне учителя? Звонок - завтрак - автобус - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - учительская - директор - скандал - урок - отличники - звонок - педсовет - дом - тетради - учебники - ужин - сон.
Обсуждение:
- Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?
- Определите наиболее активных участников выполнения задания, легко или трудно было определить лидера команды?
Педагог-психолог: наше занятие я хочу завершить высказыванием Г.К.Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели - тогда удастся у тебя жизнь».
9. Подведение итогов. Рефлексия занятия
Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет психологу взглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Педагог-психолог:
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?
- Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии?
- С каким цветом ассоциируется занятие?
10. Ритуал прощания
Встать в круг. Педагог-психолог вытягивает правую руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои правые руки в руку педагога-психолога, называя привлекательную, на их взгляд профессию.
В завершении делается салют из рук.
Список литературы.
Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с
Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.