РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЖУКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «БРЯНСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ имени ГЕРОЯ РОССИИ А.С.ЗАЙЦЕВА »
.
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора по УПР
_______________ Н.В.Марина
«_____»_____________ 20__
Методическая разработка
Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках истории.
Разработал: преподаватель
истории и права
Абраменков А.В
Жуковка 2015г.
Содержание
Введение ……………………………………………2
Основная часть……………………………………...3
1.Учебно-методическая литература и практические наработки……………………………………………3
- познавательные возможности учащихся при изучении истории;…………………………………..3
- развитие у учащихся интереса к изучению истории;……………………………………………...5
- методы, приемы и средства подачи материала;.5
- причины отсутствия интереса к знаниям……..6
2. Опыт работы по данной теме……………………6
3. Методическая разработка урока «Становление русского государства. Первые русские князья»….11
III. Заключение…………………………………………19
IV.Литература……………………………………………20
Введение
Каждый раз идя на урок, думаю, как сделать, чтобы мой урок был интересным, увлекательным и запоминающимся. А для этого недостаточно только хорошо знать предмет. Учащийся, находясь в информационной среде (радио, телевидение, компьютерные сети) не всегда умеет работать с учебником, справочными материалами, энциклопедиями.
Отсюда моя главная задача – оживить общение ребят с историей и заинтересовать всю группу в целом и каждого в отдельности, сделать так чтобы они стремились узнать неизвестное, познать тайны человечества, например через книгу.
Вот почему тема над которой я работаю актуальна.
Невозможно добиться положительного результата без развития у учащегося стойкого познавательного интереса к изучению истории.
Цель работы: показать как развивать интерес к истории, как и каким образом работать с учебниками, показать собственные практические наработки по исследуемой теме.
Объект работы: является активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.
Предмет работы: Учебно - методическая литература и практические наработки, опыт работы по активизации познавательной деятельности и методическая разработка урока.
II.Основная часть.
Учебно - методическая литература и практические наработки.
Познавательные возможности учащихся при изучении истории.
В основе познавательной возможности и обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, речи. Они достаточно индивидуальны и взаимосвязаны между собой. В обучении также играют большую роль эмоционально- волевая характеристика личности.
В процессе учебной деятельности ученики находятся в различном познавательном состоянии: испытывают творческий подъем или апатию, одни удовлетворяются ситуативным познавательным интересом и быстро теряют его в течении одного урока, другие напротив испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие застенчивы. Все эти индивидуальные различия необходимо знать преподавателю.
Обучаемость связана с мотивацией обучения истории. Мотивы – это такое субъективное отношение к учению, в основе которого лежит сознательно поставленная цель. Все мотивы условно можно разделить на социальные и познавательные. Первые связаны с осознанием ценности истории, стремлением добиться положительной оценки и получить определенную профессию, ориентацией на способы взаимодействия с людьми. Особую роль во 2й группе играет интерес к процессу учения.
Психологи считают, что положительную мотивацию в учении вызывают положительные эмоции, общий устойчивый положительный настрой, адекватная самооценка ученика, уверенность в своих возможностях, активная позиция в деятельности.
Индивидуальные возможности важно своевременно выявлять и применять в практической деятельности. В ходе обучения истории развиваются все те же познавательные процессы, что и при изучении других дисциплин. Исключение составляет воображение. Его развитию в боль- шей степени способствуют уроки истории. Среди мотивов выделяется такой как понимание социальной значимости истории, который как раз и проявляется для учащихся в старшем возрасте от 15 до 18 лет. Обучаемость – это восприимчивость к обучению. Обучаемость подразделяется на общую способность усвоения отдельных видов мате- риалов, а также науки и искусства. Обучаемость зависит от многих индивидуальных свойств человека, в частности самостоятельности мышления, смысловой памяти, умения осмысливать однородные явления, достигать желаемых результатов в минимально короткие сроки. Обучаемость связана с уровнем развития исторического мышления учащихся, их воображения, чувств, эмоций, памяти и речи, познавательного процесса. Познание будет зависеть от сложности и трудности материала. Под сложностью дидакты понимают объективную характеристику материала
- количества звеньев в логической схеме, количество аспектов исторического развития в рассказе. Трудности усвоения всегда субъективны и зависят от обучаемости соответствующей содержанию материала запасу знаний и умений учащихся, их личных качеств.
Трудности усвоения будет разной для учащихся
- склонность к логической мыслительной деятельности
- умеющих рассуждать
- любящих формализацию.
Существует три уровня познавательной самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Самый простой - воспроизводящий уровень. Наиболее сложный, но наиболее привлекательный, творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности. Организация творчества возможна только на основе предыдущего опыта преобразующего деятельность.
Развитие у учащихся интереса к изучению истории
Проблема интереса учащихся одна из важнейших при обучении в учебных заведениях. В переводе с латинского слово интерес означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему то для нее ценному и привлекательному. Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами Бондаревским В.Б. в работе «Воспитание интереса к умениям и потребности самообразования» Подласым И.«Как диагностировать урок». Педагог Щукина Г.И. « Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».
Методы приемы и средства подачи материала
Организационные факторы формирования познавательного интереса определяют методы, приемы и средства обучения истории. Интерес у учащихся вызывает эвристическая беседа и дискуссии, участие в познавательных играх, решение проблемных задач, исследование новых для них документов. Значительное место ученые отводят их разнообразию, вариативности применения на уроках. К характеру усвоения знаний и познавательной деятельности также относятся:
- самостоятельность;
- трудность и понятность;
- свободный выбор задания;
- потребность в саморазвитии.
При этом могут быть самые разные формы деятельности;
- индивидуальная
- общегрупповая
- личностно-ролевая
Причины отсутствия интереса к знаниям
Учителю необходимо знать причины отсутствия интереса к знаниям.
Педагоги выделяют следующие из них:
- трудность понимания учебного материала;
- низкий уровень учебного труда учащихся;
- преобладание внеучебных интересов над учебными;
- бедность учебного содержания;
- слабая организация самостоятельной работы;
- неверие в собственные возможности;
- несложившиеся отношения преподавателя и учащихся;
- непонимание смысла изучения истории.
2. Опыт работы по данной теме
Начиная работать с группой я прежде всего выясняю хорошо ли учащиеся умеют читать. С плохо читающими учащимися организуется индивидуальная работа.Первоначально знакомлю учащихся с оглавлением, структурой учебника, различными видами текста, историческими источниками, вопросами и заданиями, а также с иллюстрациями и картами. В последующей работе с учебником я объясняю новые виды текстов, иллюстраций, заданий. При объяснительном чтении выделяю абзацы и отдельные предложения, их составляющие, определяя главную мысль, выявляя смысловые связи, а также связи текста и иллюстраций. В ходе беседы систематизируются знания полученные из разных источников. Задания по учебнику постепенно усложняются. Учащиеся учатся находить фактический материал(например имена собственные и даты), выписывать его письменно, отвечать на вопросы и их, формулировать ответы самостоятельно, так как в готовом виде их в учебнике нет. Учебник может пригодиться учащимся и при проверке домашнего задания. В ходе опроса они обращаются к книге за справкой, уточняя ответы своих товарищей. Сам отвечающий также может исправить свой ответ, прочитав нужное место в учебнике, неизвестные им термины. Важно выяснить, в какой мере детям понятен смысл всех слов и предложений, составляющих абзац, параграф книги, а также в приложении исторические документы. Важно приучить учащихся не пропускать неизвестные слова и выражения, а искать им объяснение, обращаясь к справочникам и словарям. Такой словарь составляют сами учащиеся. Для организации четкой работы с параграфом учебника предлагаю такой алгоритм работы:
Прочитай весь параграф, составь целостное представление об описанных в нем событиях, явлениях. Внимательно рассмотри картины, схемы, другие ил- люстрации.
Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
Составь развернутый план, он облегчит подготовку домашнего задания.
Постарайся связать с материалами параграфа, то что увидел и услышал на уроке, что записал в тетради.
Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видели в музее, кинофильме.
В случае необходимости посмотри параграфы изучаемые ранее.
Проверь знаешь ли ты материалы темы, перескажи сначало по плану потом без него.
Подготовь ответы на вопросы в конце параграфа. Выполни задания предложенные преподавателем.
Когда я начинаю работу в новой для меня группе учащихся, выявляю уровень учебной деятельности, основные умения. Учебник помогает развивать внимание учащихся. Вот один из приемов. После объяснения нового материала предлагаю учащимся про- читать параграф в учебнике и ответить о чем он не рассказал и какие привел дополнительные сведения
по сравнению с учебником.
К учебнику я прибегаю и тогда, когда учу учащихся делать выводы. Первоначально сообщаю, что под выводами подразумевается самое главное, сходное, общее или различное, содержащееся в изучаемых фактах.
Возможно самостоятельное изучение учащимися темы без предварительного изложения мною. В этом случае я предлагаю план изучения нового материала, вопросы и задания, кратко раскрываю основные положения которые учащиеся должны уметь уяснить после изучения темы. На уроках постоянно используются карты учебника. Предлагаю учащимся реконструировать события по карте, например при изучении восстания определить национальный состав восставших.
Работа с иллюстрациями
На начальном этапе изучения истории значительное место у учащихся занимает пересказ текста учебника. Он должен быть связным и последовательным. При пересказе привлекаю иллюстрации книг. Иллюстрации нового для учащихся вида следует разъяснять подчеркнув, что порой они воспроизводят не историческую действительность, а фантастические представления людей, носят условный характер. Как выглядят росписи миниатюры древности, например взятые из летописей. Учащимся предлагаю прочитать подписи к иллюстрациям, определить характер изображения ( фотография, рисунок, исторический документ или реконструкция действительности), сравнить реконструкции с документальным описанием. При этом привлекаю настенные картины, кинофрагменты, диапозитивы. Иногда по учебнику учащиеся составляют описание города, используя план, а также текст и иллюстрации учебника.
На уроке «Восточные славяне в древности» учащиеся учатся анализировать рисунок по плану:
1.Рассмотри рисунок «Славянский поселок». Что на нем изображено ( в центре, справа, слева)?
2.Чем занимаются люди? Как они одеты, какие у них орудия труда?
3.Какие выводы можно сделать из содержания рисунка?
План анализа рисунка «Полюдье»
1.Прочитайте объяснение к рисунку
2.Найдите на рисунке составляющие его сцены, разбив его на части
3.Подберите к ним названия
4.Разберите каждую из них
5.Составьте рассказ объединяющий содержание рисунка в целом, привлекая объяснительный текст.
Существует большое количество заданий для работы с иллюстрациями из учебника, например: составить рассказ по иллюстрациям, объяснить факты, составляющие сюжет, перерисовать несложные рисунки, воспроизвести небольшие диаграммы и картограммы, сопоставить орудия труда и вооружения у разных народов в разные эпохи.
Или ученики получают такое задание: по изображению воинов в полном вооружении определить к какой стране и к какому времени относится данная одежда, и в каких войнах могли участвовать воины.
Работа с историческими письменными источниками.
Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий учащегося, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.
В работе с историческим источником следует использовать следующий алгоритм, включающий вопросы, необходимые для полного анализа документа:
1.выразить суть данного источника одним предложением ( озаглавить текст);
2.сформулировать проблему, которая поднимается автором;
3.сформулировать отношение автора к проблеме;
4.сформулировать другие позиции по отношению к проблеме;
5.конкретизировать или аргументировать авторскую позицию, объяснить какие-либо положения, содержащиеся в источнике;
6.конкретизировать или аргументировать позиции отличные от авторской;
7. «вписать» рассмотренную в тексте ситуацию в исторический контекст.
2.2.Методическая разработка урока. Становление русского государства. Первые русские князья.
Преподаватель истории Абраменков А.В.
Цели урока:
1. Образовательные: сформировать знания о предпосылках складывания государства у восточных славян, организовать деятельность учащихся и определение степени участия варягов в создании Древнерусского государства. Охарактеризовать политику первых князей.
2. Развивающая: создать условия для развития умений работать с текстом учебника, иллюстрациями, историческим источником, картой для выявления необходимой информации, прослеживать причинно-следственные связи, использовать знания в новой ситуации, делать выводы, выражать свою точку зрения, давать оценочные суждения.
3. Воспитательная: способствовать осознанию личностного смысла изучаемого материала и патриотическому воспитанию учащихся.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование:
- портреты первых киевских князей;
- иллюстрация « Полюдье»;
- раздаточный материал с отрывками из «Повести временных лет»;
- карта «Киевская Русь в IX-XII веках».
Ключевые термины:древляне,Олег,Киев, Летопись(повесть) временных лет, Киевская Русь, Новгород, Игорь, Полюдье, Ольга, Византия.
Ход урока:
I.Организационный момент. 1-2 минуты
II. Мотивация учащихся 6 минут
III. Изучение нового материала 30 минут
IV.Подведение итогов 5 минут
V. Домашнее задание. Оценка работы учащихся, выставление оценок. 2 минуты.
I.Организационный момент
II. Мотивация учащихся
Вступительное слово учителя
Урок я начну словами «Повести временных лет». «Откуда есть пошла Руськая земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Руськая земля стала есть?». Эти три вопроса задает Нестор, начиная свой летописный рассказ. На пер-вый вопрос об образовании государства у славян мы от- ветили на прошлом уроке, сегодня в конце урока нам предстоит ответить на два других.
Ответить на эти вопросы нам поможет историческое исследование.
Но прежде чем перейти к нем, давайте вспомним то, что было на предыдущих уроках.
Беседа по изученному материалу.
- Объясните, как было создано государство на нашей территории.
- Какие теории образования государства существуют в науке?
- Откуда пошло название государства «Русь»?
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Согласно «Повести временных лет» в 879 году умер Рюрик. Новгородским князем стал его родственник Олег.
В 882 году, собрав большое войско, Олег отправился в поход на юг.По пути он подчинил себе все восточнославянские племена и подошел к Киеву.
- Кто правил в Киеве в это время?
( Преподаватель рассказывает летописную легенду об убийстве Аскольда и Дира).
Запись даты на доске.
882 год – объединение Киева и Новгорода. Образование Древнерусского государства.
- Вспомните, что такое государство.
- Какими признаками оно обладает?
- Рассмотрим как управлялось Древнерусское государство.
Объяснение учителя и составление схемы. Записи определения в тетрадь.
Полюдье – объезд князем подвластных земель с целью сбора дани.
Учащиеся по плану учатся анализировать в учебнике рисунок «Полюдье» (план показан выше).
Поработаем с учебником страница 38-42, где описывается деятельность первых князей, учащиеся пытаются описать личности князя Олега и Игоря (используя портреты).
Каковы же особенности правления первых русских князей?
Рассмотрим отрывки из летописи.
Класс делится на три группы. Каждая группа работает над документом о княжении одного из князей и отвечает на вопросы.
Первая группа.
Документ №1.
Князь Олег (882 – 912 гг)
1.Из «Повести временных лет» о покорении Олегом восточнославянских племен.
В лето 883. Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, возложил на них дань.
В лето 884. Пошел Олег на северян и победил их. И возложил на них легкую дань.
В лето 885. Послал к радимичам, говоря им: « Не давайте дань хазарам, а платите мне». И владел Олег полянами, и древлянами, и радимичами, и северянами, а с уличами и тиверцами воевал»
2.Из «Повести временных лет» о походе Олега в Византию.
В лето 907. Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве. С дружиной на конях и кораблях пришел к Царьграду. И вышел Олег на берег и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города.
И повелел он своим воинам поставить корабли на колеса.И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки увидев это испугались и передали через послов Олегу «Не губи города, дадим тебе дань какую захочешь».
И приказал Олег дать его воинам на 2000 кораблей по 12 гривен, а затем дать дань для городов русских: Киева, Чернигова, Переяславля, Полоцка, Ростова, Любеча. И еще когда придут русские гости(купцы), пусть берут, сколько захотят посольского содержания. И согласились греки.
Дайте характеристику правлению князя Олега, ответив на вопросы:
- Какие восточнославянские племена покорил князь Олег? - Покажите на карте территории, которые он присоединил? - Когда Олег совершил поход в Византию?
- Каковы итоги этого похода?
- Какая группа получила выгоды от договора?
- Какие выводы можно сделать о князе Олеге из отрывков.
Вторая группа.
Документ №2
Князь Игорь (912-945гг).
1.Из «Повести временных лет» о княжении Игоря.
По смерти Олега стал княжить Игорь.
В лето 914. Пошел Игорь на древлян, и победив их, возложил дань больше Олеговой.
2.Из «Повести временных лет» о походах князя Игоря
В лето 941. Пошел Игорь на греков… С востока пришли войска византийцев и окружили русь. Русы погрузившись на ладьи отплыли. Феофан встретил их ладьи и стал трубами пускать огонь на русов. И было видно страшное чудо. Русы, увидев пламя, бросились в воду. И придя в землю свою, поведали о корабельном огне. Игорь же начал собирать войско.
В лето 944. Игорь собрал войско: варягов, русь и нанял печенегов. И пошел на греков на кораблях, чтобы отомстить за себя. Греки попросили пощады. Взяв у греков золото и ткани, повернул назад в Киев.
3.О походе на древлян и смерти Игоря.
В лето 945. Дружина сказала «Пойдем князь за данью». И послушал их Игорь, пошел к древлянам, и прибавил к прежней дани новую. Взяв дань пошел в свой город. Поразмыслив, сказал дружине: «Идите домой, а я возвращусь и пособираю еще». И с малой дружиной вернулся. Древляне услышав, что князь возвращается, держали совет с князем Малом и выйдя из города убили Игоря и его дружину.
Дайте характеристику правления Игоря, ответив на вопросы:
- Как вы думаете, почему после смерти Олега древляне отделились от Киева?
- Какие отношения были у Руси с Византией при Игоре?
- Почему древляне убили Игоря?
Третья группа.
Документ №3.
Княгиня Ольга (945-957гг).
1.Об изменении Ольгой порядка уплаты и размера дани.
В лето 946. И пошла Ольга с сыном своим и дружиною по Древлянской земле, устанавливая распорядок сборов и повинностей.
В лето 947. Отправилась к Новгороду и установила погосты.
(места сбора дани).
2. О принятии Ольгой христианства.
В лето 959. Направилась Ольга к Царьграду. И крестил ее царь как Елену.И отправилась она с миром в землю свою.
Дайте характеристику правлению Ольги, ответив на вопросы:
-Как Ольга изменила порядок сбора дани?
- Почему Ольга решила принять христианство?
Итак, мы изучили первый вопрос «Кто в Киеве нача княжити?». Переходим к изучению второго вопроса «Откуда Руськая земля стала есть».
- Какие изменения произошли в жизни восточных славян в период правления первых князей?
- Как изменилось государство?
IV. Подведение итогов.
V. Домашнее задание( выучить п.5 повторить материал о религии славян, работа с контурной картой, задания:
- Показать на карте походы первых князей.
- Нанести на карту соседние с Русью страны и народы в X в.
- Нанести на карту восточнославянские племена входившие в состав Киевской Руси.)
Оценка работы обучающихся, выставление оценок.
Заключение.
Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у обучающихся стойкого познавательного интереса к предмету. Использую разнообразные методы, приемы и средства обучения, хочу добиться качественного и прочного усвоения знаний, сформировать необходимые умения и навыки, выработать у своих учеников четкую гражданскую позицию. На уроках стараюсь создать успеха, одобрения, доброжелательности, поддержки, чтобы не наносить ущерба достоинству личности ребенка. Такая обстановка способствует развитию творческих способностей детей, их индивидуальности, но как наверное у всех у меня тоже есть в работе недостатки. Я стараюсь заинтересовать ребят, побудить их самостоятельно работать над дополнительным источником, сделать сообщения, доклады, написать рефераты, ре шить какую-либо проблему, что предполагает чтение дополнительной литературы, самостоятельную работу с книгой, развитие творческого мышления, ребята очень мало читают, некоторые даже не открывают учебник. К сожелению, не всегда хватает времени на уроке, чтобы не только преподнести весь необходимый мате- риал, но и провести работу по его закреплению и отработке навыков самостоятельной работы учащихся. И все - таки я думаю, мое стремление развивать познавательный интерес к истории через работу с учебником и документами дает свои положительные результаты.
IV. Литература
1.Бондаревский В.Б. «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию» М 1985г.
2.Вяземский Е.Е. «Методические рекомендации учителям истории» М, 2000.
3.Подласый И. «Как диагностировать урок» ( Народное образование) 1991, №9.
4.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе» М, 1979.
5.Грицевский И.М. Работа учителя с учебником при подготовке к уроку истории. М., 1987.