СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Активизация познавательной деятельности на уроках биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка вопросов и заданий способствует развитию лично - смыслового отношения личности ученика к изучаемому предмету. А так-же помогает организовать работу учащихся по изучению и закреплению фактов, понятий, правил, законов,...

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности»

Активизация познавательной деятельности.



От успеха в школе - к успеху в жизни


На современном этапе развития нашего общества остро стоит проблема повышения познавательной активности учеников, их способность самостоятельно добывать и применять знания, полученные на уроках.

Необходимо не только давать определенную сумму знаний по каждому предмету, но и научить детей применять знания в жизни, причем не только по одному предмету, а по всем предметам школьной программы. В настоящее время большинство выпускников до момента вступления во взрослую жизнь не представляют себе ни их будущую профессию, ни отрасль, где они могут приложить свои знания, полученные в школе. Осуществление работы по реализации проекта помогут некоторым учащимся увидеть результат своей работы, определиться с выбором будущей профессии.

Цель – создание условий для максимально возможной адаптации и развития каждой личности в школе, научить детей умению учиться. Создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Поэтому уделяется внимание и ставится задача развития личности учащихся в целом, а также рациональной и эмоциональной сферы учеников, их творческих способностей, нравственности, культуры, образованности, особая роль отводится включению школьников в коллективные отношения со сверстниками и педагогическим составом.

Функция учителя – содействие дарованиям, самостоятельности и инициативе школьников. Его функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя.

Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию.

Примеры биологических задач для развития познавательного интереса и самопознания разделены на три группы по степени сложности и трудности: 1) основные, предназначены для фронтального выполнения;2)со значком (Х или ХХ), предлагаются на выбор учащимся, обладающими высокими познавательными возможностями; 3)отмеченные знаком (П), рекомендуются для создания на уроке проблемной ситуации.

Тема «Нервная система. Органы чувств»

  1. (П) Чувство боли мешает сосредоточиться, портит настроение, разбивает сон человека. Было бы гораздо лучше, если бы человек никогда не испытывал чувство боли. Согласитесь ли вы с этим предположением? Ответ объясните.

  2. (Х) Прочтите перечень частей нервной системы (HC): А. Двигательные нейроны. Б. Чувствительные нейроны. В. Передний корешок спинномозгового нерва. Г. Задний корешок спинномозгового нерва. Д. Спиной мозг. Определите и запишите в виде кода, при поражении каких нейронов и частей РС человека возникают следующие нарушения движения: 1) нога двигается, но не чувствует раздражение, боль; 3) нога лишилась чувствительности и парализована; 4) потеря чувствительности и полный паралич тела ниже поясницы.

  3. (Х) Удивительно, но при любом морозе человек не ощущает холода поверхностью глаз. Объясните это факт.

  4. Нарисуйте цветными карандашами схему рефлекторной дуги коленного рефлекса. Надпишите.

  5. (П) Известные случаи, когда человек, у которого полностью поражен спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему, по вашему мнению, у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а также работают внутренние органы, хотя у него включён спинной мозг. Выскажете свои предложения и обсудите коллективно.

  6. (ХХ) Представите себе человека, у которого после болезни или ранения полностью перестали работать большие полушария, но нормально функционируют другие отделы головного и спинного мозга. Будет ли этот человек жить? Какие изменения возникнут в его поведении?

  7. (ХХ) Осмыслите и сопоставите два факта: у лягушки с удаленным головным мозгом некоторые время сохраняются спинномозговые рефлексы (на раздражение реагируют согласованно все конечности), а у млекопитающих и животных при полном поражении головного мозга наступает смерть. Объясните почему. В каком направлении (повышения или снижения управляющей, регулятивной роли головного мозга) шла эволюция нервной системы позвоночных животных?

  8. (П) Симпатический нерв усиливает работу сердца, ослабляет сокоотделение в желудке, а парасимпатический нерв ослабляет работу сердца и усиливает сокоотделение в желудке. Объясните: 1) к какой нервной системе относится эти нервы; 2) с каким отделом головного мозга связаны эти нервы.

  9. Объясните: а) какое значение имеет кора больших полушарий мозга в жизни и трудовой деятельности человека; б) чем отличаются большие полушария мозга человека по строению и функциям от больших полушарий животных.

  10. (Х) Прочитайте литературу о достижениях физиологов в исследовании нервной системы, мозг и расскажите об этом.

  11. Используя знания по зоологии о нервной системе млекопитающих животных, подумайте и ответе на вопросы: а) что общего в микроскопическом строении нервной системы животных и человека; б) что общего в функциях нервной системы животных и человека; в) в чём качественное отличие в функциях центральной нервной системы человека от нервной системы животных?

  12. (Х) Осмыслите данные о нервной системе: 1. Количество крови, протекающей через 100г массы головного мозга человека, составляет 136 см³ в 1 мин, желудка- 21 см ³ в мин, скелетных мышц-12-17 см³ в 1 мин. Вода составляет 84% массы головного мозга человека и 65% массы всего тела. Мозг потребляет кислорода в 15-20 раз больше, чем мышцы. Сравните эти данные и объясните, почему снабжение кровью и кислородом головного мозга и содержание воды в нём значительно выше, чем в других органах человека.

  13. Скорость проведения возбуждения по нервам млекопитающих и человека – 100 - 122 м/с, лягушки - 26 м/с, рыбы - 4-5 м/с. Объясните: 1) какое значение имеет скорость передачи возбуждения по нервам в жизни организма; 2) в каком направлении - ускорения или замедления - изменялась проводимость нервов в ходе эволюции животного мира; 3) как, по учению Дарвина, можно объяснить такую эволюцию нервной системы.

  14. Прочитайте литературу о достижениях физиологов в исследовании нервной системы, мозга и расскажите об этом на уроке.

  15. Определение предметов с помощью органов чувств. Определи с закрытыми глазами при помощи органов обоняния, вкуса, осязания предметы: по запаху - одеколон; по вкусу- сахар; лимон, соль; на ощупь-стакан с холодной и тёплой водой, лист бумаги из тетради и наждачной бумаги. Сделай вывод, каким образом с помощью органов можно узнать предметы.

  16. Исследовать глаза своего соседа. Определить, какую функцию выполняют веки. Испытуемому предлагают мигнуть. Веки могут прервать световой поток, воздействующий на глаза и защитить организм от световых раздражителей. Благодаря миганию слёзная жидкость равномерно смачивает поверхность белочной оболочки и роговицы, предохраняя живые клетки от высыхания, освобождает глаза от попавших в него посторонних частичек. Испытуемому предлагают слегка оттянуть своё нижнее веко вниз внимание учащихся на цвет белочной оболочки. Рассмотреть роговицу, доказать, что она имеет меньший радиус, чем белочная оболочка. Испытуемого прямо смотреть перед собой. Экспериментатор рассматривает его лицо в профиль и замечает, что роговица более выпукла, чем белочная оболочка (склера) глаза.

  17. Обнаружить сужение и расширение зрачка своего глаза. Учащимся раздают квадратные листы плотной чёрной бумаги, размером 4(см²) с точечным отверстием посередине. Отверстие делают иголкой. Испытуемому предлагают непрерывно смотреть правым глазом через отверстие на окно или на другой яркий источник света. Левый глаз вначале опыта закрыт. Затем, продолжая смотреть через отверстие правым глазом, испытуемый открывает левый глаз. Отверстие в бумаге ему кажется более узким. Когда испытуемый снова закрывает левый глаз, отверстие в бумаге он видит снова широким. Это явление иллюзорное, кажущееся. На самом деле, расширяется и сужается зрачок правого глаза под влиянием света и темноты, воздействующих на левый глаз. Зрачки обоих глаз расширяются и сужаются одновременно благодаря рефлексам среднего мозга.

Тема «Пищеварение»


Задание 1(П)

Почему пища (например, молоко или куриный бульон), введенная шприцем прямо в кровь, вызывает гибель человека, а пройдя через пищеварительную систему, становится безопасной и усваивается клетками? Что происходит с пищей в пищеварительной системе человека? Свои предположения обсудите коллективно.

Задание 2

Рассудите спор двух людей. Один человек утверждает: алкоголь усиливает отделение желудочного сока и тем самым способствует улучшению пищеварения, а значит, его можно принимать перед едой в небольших количествах для повышения аппетита. Другой считает, что алкоголь не улучшает пищеварение, так как при его употреблении выделяется желудочный сок, содержащий большое количество соляной кислоты и малое количество важных веществ для пищеварения ферментов. Кто из них прав.


Задание 3

В настоящее время широкое распространение получило вегетативное вещество, т.е. употребление в пищу только растительных продуктов.

Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?


Задание 4(П)

Известно, что белки пищи расщепляются в пищеварительной системе до аминокислот, из которых в клетках образуются белки, свойственные данному организму.

Какой биологический смысл заключен в таком сложном превращении? Почему невозможно построение организма человека непосредственно из белков пищи?


Задание 5(П)

Предположим, что врачи обследовали множество людей, каждый из которых всю жизнь чистил зубы два раза в сутки.

Как вы думаете, окажутся ли у всех этих людей абсолютно здоровые зубы? Почему? Какие условия (кроме чистки) влияют на сохранность зубов?


Задание 6(ХХ)

Докажите, что процессы слюноотделения и желудочного сокоотделения регулируется нервной системой.


Задание 7(Х)

Печень человека обезвреживает различные вредные вещества. Однако никто из нас не застрахован от отравления ядовитыми веществами, содержащимися в воздухе, воде, продуктах питания.

Не противоречат ли эти факты друг другу?

Как можно объяснить это «противоречие»


Задание 8 (П)

Внутренняя стенка тонкого кишечника человека имеет множество поперечных складок. В пищеводе таких складок нет.

Почему пищевод и кишечник имеют такое различное строение?


Задание 9

Объясните, почему при прикосновении к губам спящего ребенка у него начинаются сосательные движения. Схематически изобразите цветными карандашами рефлекторную дугу этого рефлекса и сделайте подписи.

1. Вспомнит, что такое рефлекс, рефлекторная дуга , и объясните , почему и как происходит выделение у человека слюны при попадании в рот соли . Нарисуйте и подпишите схему дуги этого рефлекса .

2.(Х). Ответьте письменно: почему при глотании пища проталкивается именно в глотку и пищевод, но не попадает в гортань (дыхательное горло ) и носовую полость? В каком случае пища может попасть и в гортань?

3.Х). Объясни, почему при прикосновении к губам спящего ребёнка у него начинаются сосательные движения. Схематически изобразите цветными карандашами рефлекторную дугу этого рефлекса и сделайте подписи. Сосательный центр находится в продолговатом мозге.

4.(П). Какие химические превращения происходят с пищей под воздействием слюны? Как это можно исследовать?

5. Проводим 2 факта : 1) пища передвигается по пищеводу при любом положении тела, даже вниз головой ; 2) стенки пищевода мускулистые , мягкие и слизистые . Сопоставьте эти факты и объясните : а) как , каким образом пища проталкивается внутри пищевода к желудку ; б) в чём выражается соответствие строения пищевода его функции . Ответы запишите и обсудите коллективно .

6.(П). Какие химические превращения происходят с пищей под действием желудочного сока? Как это можно исследовать? Для этого изучите результаты опыта « Действие желудочного сока на белок « ; сравните изменения содержимого во всех пробирках , заполните таблицу , запишите выводы и обсудите в группах .

7.(ХХ). Приводим для размышления вопросы, дайте на них научно обоснованные ответы: А.) Почему, если во рту нет слюны или пищи , глотать невозможно ? Б.) В чём заключается защитное значение рвотного рефлекса? В.) Почему не перевариваются стенки желудка человека под воздействием вырабатываемых ими собственных пищеварительных ферментов?

8. Сравните строение желудка и тонкой кишки и объясните : а) почему желудок объёмистый и без ворсинок, а тонкая кишка длинная, узкая и с ворсинками ; б) докажите, что строение желудка и тонкой кишки соответствует функциям этих органов .

9.(Х). Подумайте, какие физические процессы участвуют при всасывании питательных веществ в кишечнике. Какие физиологические процессы участвуют при этом? Ответы запишите.

10.(ХХ). Изобразите цветными карандашами, какой путь через какие кровеносные сосуды , отделы сердца и круги кровообращения пройдёт : а) алкоголь , всосавшийся в капилляры желудка , до клеток головного мозга ; б) снотворное лекарство до клеток мозга после всасывания в кишечнике .

11. Ответьте на следующие вопросы (работать попарно): 1. Почему ранки в полости рта быстро заживают? 2. Почему у людей с плохими зубами часто заболевает желудок? 3. Почему пищу нужно хорошо пережёвывать? 4. Почему вредно принимать за один раз много пищи? 5. Чем отличается по составу плазма крови, поступающей в капилляры ворсинок, от плазмы крови, отекающей из ворсинок? 6. Почему вредно самолечение кишечных заболеваний антибиотиками?



Тема «Дыхание»

  1. (П) Учащиеся спорят о том, почему во время вдоха воздух входит в лёгкие, и высказывают несколько гипотез: 1) атмосферный воздух «самотёком» входит в лёгкие, силой раздувает их и расширяет грудную клетку; 2) воздух входит потому, что лёгкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь, а, сжимаясь, лёгкие с силой выталкивают воздух (выдох); 3) человек сознательно по своему желанию вдыхает воздух. С какой гипотезой вы согласны? Приведите доказательства.

  2. (Х) Сравните два явления. 1)Грудная клетка человека во время вдоха сжимается. 2) Воздух то входит в лёгкие, то выходит из лёгких. Объясните: а) какое из этих явлений (первое или второе) следует считать причиной, а какое из них следствием; б)почему сжимается грудная клетка,

  3. Мобилизовав свои знания из пройденных тем. Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1)Как анатомически связаны органы дыхания с органами кровообращения?

2) Как связаны функции кровеносной системы с функцией дыхательной системы?

3) Как влияет нарушение дыхания на работу сердца, на кровообращение?

4) Как влияет нарушение работы сердца на дыхание?

5) Какова роль дыхательной и кровеносной систем в поддержании постоянства состава внутренней среды?

7) Почему при стирке вручную, спина устаёт больше, чем руки?

8) Какие виды физической работы и спорта одновременно развивают и мышцы сердца, и дыхательные мышцы? Докажите на примерах.

9) Какую роль выполняют мышцы сердца и дыхательные мыщцы в газообмене между организмом и внешней средой? Приведите доказательства.

10) Как влияет мышечная активность на развитие дыхательных мышц и мышц сердца, на газообмен в организме и на здоровье человека? Дайте научное обоснование.

11) Каковы общие признаки натренированности лёгких и сердца в результате физических упражнений и физического труда? Докажите цифровыми данными.

12) В чём заключается роль дыхательного центра во вдохе и выдохе?

  1. Нередко приходится работать согнувшись, низко склонив голову, при этом сдавливается грудная клетка, затрудняется дыхание и кровообращение. Объясните: 1) как влияет это на здоровье и почему; 2) как предотвратить, ослабить отрицательное влияние такой позы. Обоснуйте научно.

  2. (Х) Вам уже известно, что лёгочный обмен газов противоположен тканевому, поскольку в первом случае О2 поступает в кровь, а во втором - выходит из крови; в лёгких венозная кровь превращается в артериальную, а в тканях – наоборот. А как вы думаете, есть ли в этих процессах единство? Как это можно доказать?

  3. (ХХ) Вспомните автоматию сердечной мышцы и аналогичную автоматию дыхательного центра. Опираясь на эти знания, подумайте и объясните: 1) Какая физиологическая причина вызывает ритмичное сокращение и сердечной и дыхательной мышц; 2) Какое значение имеет автоматия сердца и дыхательных движений в жизнедеятельности организма животных и человека; 3) Как, по вашему мнению, возникло такое свойство, как автоматия, в некоторых клетках у животных – наших предков. Докажите!

  4. Представьте себе меченую молекулу атмосферного кислорода, проникающую при вдохе в лёгкие. Проследите мысленно, какой путь пройдёт с воздухом эта молекула от ноздрей до лёгких. Перечислите все части воздухоносного пути.

Пользуясь учебником, заполните таблицу:



Органы

Функции

Особенности строения

А

Б

В

  1. Вспомните из зоологии строение дыхательной системы у млекопитающих и объясните: а) что общего в строении органов дыхания человека и млекопитающих животных; б) почему с эволюционной точки зрения имеется такое сходство в строении дыхательной системы.

  2. Вспомните состав атмосферного воздуха и подумайте: 1) чем отличается состав выдыхаемого воздуха от атмосферного, выдыхаемого; 2) как это можно доказать экспериментально. Выскажите свои предположения и обсудите коллективно.

  3. Предлагаем вопросы на размышления. А)Почему опасна примесь угарного газа в воздухе. Б) Почему вредно находиться в накуренной комнате. В) У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость, иногда потеря сознания - «горная болезнь». Почему при травме от электротока или молнии у пострадавшего прекратилось дыхание и работа сердца .Что и как нужно сделать до прибытия скорой помощи. Д) Почему при появлении насморка меняется голос. Изложите свои мысли классу.

  4. (Х) Последовательно изобразите цветными карандашами схему пути через кровеносные сосуды и отделы сердца , который пройдёт с кровью от легочных пузырьков до тканей ногтей.


Тема «Кровообращение»


Задание 1.

Систематическое употребление алкоголя способствуют развитию атеросклероза - болезни сосудов, при которой артерии утрачивают эластичность, на внутренней их стенке формируется бляшки, сужающие просвет сосудов. Какие последствия могут вызвать такие изменения в состоянии кровеносных сосудов.


Задание 2.

В разговоре один из приятелей жаловался на частные боли в области сердца. Другой ему посоветовал во время приступа выпить рюмочку коньяка или водки, утверждал, что это сосуды, вследствие что боли прекратятся. Докажите ошибочность этого мнения, используя знания о действии алкоголя на кровь и кровеносные сосуды.


Задания 3.

Определение числа сокращений сердца в минуту. Найди пульс на руке и подсчитай число ударов пульса в минуту, соответствующее число сокращений сердца. (Сердце у детей 9-10 лет сокращается в минуту 80-90 раз, а у взрослова-60-70 раз). Высчитай, сколько раз сократится сердце взрослого человека, ребенка за час.


Задания 4.

Определите число сокращений сердца в минуту.

Найдите пульс на руке и подчитай число ударов пульса в минуту соответствующее число сокращений сердца. (Сердце у детей 9-10 лет сокращается в минуту 80-90 раз, а у взрослого- 60-70 раз). Высчитай сколько раз сократится сердце взрослого человека, ребенка за час.


Задания 5. (П)

Сопоставьте два факта: 1) бывает, что человек, раненный в ногу или руку, погибает только от большой потери крови, даже если все внутренние органы целы и здоровы;

2) переливание крови другого человека раненому спасает его от смерти, подумайте над этими фактами и объясните: а) почему человек без крови погибает; б) какое значение имеет кровь в жизни организма человека.


Задания 6.(П)

Осмыслите несколько фактов, доказанных физиологами и медиками: 1) состав крови и строение кровяных клеток у человека и млекопитающих одинаковы; 2) состав, строения и группы крови одинаковы у людей всех рас и национальностей, поэтому кровь человека одной расы можно переливать человеку другой расы при соответствии группе крови. Объясните и обсудите коллективно, о чем свидетельствуют эти факты.


Задание 7.

(П) Вспомните кровообращение у млекопитающих. Представьте себе, что меченый эритроцит находится в легочной артерии и двинулся вперед, причем он в пути не разрушится и нигде не задержится.

Определите: а) возвратится ли этот эритроцит в то же место, в легочную артерию; б) если возвратится, прежде чем возвратится в исходную точку.


Задание8. (ХХ) Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы рук? Объясните и нарисуйте цветными карандашами схему, изобразив условно руку, ногу, легкие, сердце. Стенки сосудов и сердца обозначьте одной чертой линией, артериальную кровь - красным цветом.


Задание 9.

(П) Сердце – удивительный и надежный мотор, насос, который работает в течение всей жизни (до 100- 150 лет), без остановки и «ремонта». Объясните, в чем причина такой неутомимости и работоспособности сердца, его мышц. Свои предложения обсудите.


Задание 10.

(Х) Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека и, исходя из продолжительности фаз сердечно цикла, определит, сколько лет из 80 у него: 1)отдыхали мышцы желудков сердце; 2) отдыхали мышцы предсердий; 3) были закрыты створчатые клапаны; 4) были закрыты полулунные клапаны.


Задание 12.

Решите задачу. Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1ч. и за 1 сутки, если оно сокращается в среднем 70 раз в 1мин, выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150 см в кубе крови?


Задание 14.(Х)

Проведите самонаблюдение по предложенному плану и заполните таблицу:

1. Сосчитайте в спокойном состоянии свой пульс за 30сек, умножьте на два и впишите в таблицу. 2. Продолжая сидеть, представьте себе, что вы делаете 20 приседаний в обычном темпе. 3. После этого сосчитайте пульс за 30сек, умножьте на два и впишите в таблицу. 4.Сделай вывод о роли головного мозга в нервной регуляции кровообращения.


Задание 15.

Осмыслите несколько фактов:1) у лягушки, лишенное головного мозга, сохраняются рефлексы;2) изолированное от тела сердце лягушки, если его положить на ватку, смоченную физиологическим раствором, продолжает сокращаться 20-30мин;3) сокращаются при раздражении и другие изолированные мышцы лягушки; 4) человека можно ожить ( в фазе клинической смерти); 5) у трупа человека несколько дней продолжают расти ноги и волосы. Объясните: а) о каких свойствах клеток свидетельствуют эти факты: б) какое значение имеют научные факты в опровержении религиозных взглядов о душе.


Задание 16. (П)

Сопоставьте несколько фактов: 1) кровь в сосудах течет быстро, за 0,5мин совершает один полный оборот; 2) кровь течет в сосудах даже снизу вверх (по венам ног к сердцу), преодолевая силу тяжести. Объясните, какая физическая (гидродинамическая) причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно и даже снизу верх.


Здание 17. (Х)

Определите, какие кровеносные сосуды видны на тыльной стороне кисти руки. Правильность своего ответа проверьте так: 2-3раза сдавите пальцами запястье и наблюдайте за пальцами запястье и наблюдайте за изменениями толщины сосудов, заметных на тыльной стороне кисти. Что происходит с ними, если освободить запястье? Почему? В каком направлении (от сердца или к нему) течет кровь в этих сосудах?


Задание 18.(П)

Осмыслите такие факты: 1) при жаре и волнении кожа краснеет, на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы. Почему? На основании этих фактов сделайте вывод, как, в зависимости от чего изменяется снабжение органов кровью.


Задание 19.

Выполните опыты: 1)проверьте перед зеркалом окраску ушных раковин, после чего одну из них потрите ладонью и проверьте окраску снова; 2) левую руку поднимите вверх и держите ее так одну минуту, затем положите обе руки на стол перед собой и сравните их окраску; 3) надавите несколько раз карандашом на ноготь и наблюдайте изменение окраски. Объясните, почему происходят эти явления и как изменяется кровоснабжение органов.


Задание 20. (ХХ)

Дайте обоснованные ответы на вопросы:

1) почему опасно загрязнение окружающей среды радиоактивным стронцием; 2)по каким признакам с помощью химического анализа можно определить, принадлежит ли исследуемая кровь человеку или нет;

3) каким образом по содержанию в крови лейкоцитов и эритроцитов можно судить о заболевания организма;

4) может ли свертываться сыворотка крови;

5) на чем основаны предупредительные привычки;

6) почему человеку, потерявшему много крови, нельзя переливать кровь любого донора? Какая биологическая закономерность проявляется в несовместимости;

7) почему на морозе кожа сначала краснеет, а потом бледнеет?


Тема «Опора и движение»


1. Проконсультировавшись у учителя физкультуры, в течение учебного года занимайтесь физическими упражнениями, развивающими мышцы верхних конечностей. Измеряйте ежемесячно окружность плеча или силу руки динамометра. Результат измерений заносите в таблицу и сообщите в конце учебного года.


2. (П) Футболист за 1,5 ч игры теряет 1кг массы. Объясните, в результате каких физиологических процессов в мышцах убавляется масса человека. Свои предположения обсудите коллективно.


3. (Х) Завершите оформление этой системы (в свободные места вместо «?» впишите названия веществ, необходимых и образующихся при энергетических процессах в мышцах):

Органические соединения + ? = ? + ? + Энергия.


4.(ХХ) При окислении и распаде 1 моль глюкозы ( С6 Н12 О6 = 6Н2 О +6СО2) освобождается 28 000 кДж энергии. Мобилизуя свои знания из химии о законе Авогадро, определите: а) сколько всего граммов глюкозы и сколько литров кислорода потребуется за 20 мин бега для мышц ног человека, если они за 1 мин расходуют 1,5 кДж; б) сколько литров углекислого газа выделится в результате полного окисления и распаде 2,5 моль глюкозы в мышцах ног.

5. Во время физических упражнений человек встал на цыпочки (кончики пальцев ног) и приподнялся на 10 см . Пользуясь рисунками в учебнике и своими знаниями по физике о рычагах (8 класс) , объясните действие костей стопы как рычага : а) какую работу производит при этом икроножная мышца(действующая сила); б) что является при таком положении костей стопы и голени точкой опоры, плечом действующей силы (мышцы) и плечом силы сопротивления (пола).


6. Придумайте и кратко опишите эксперимент, который доказал бы зависимость утомления мышц пальца руки от ритма работы и от величины нагрузки (при сгибании и разгибании пальца руки).


Тема «Кожный покров»

1.(П) Сопоставьте факты:1) человек, у которого в результате ожога поражена большая площадь кожи, может погибнуть, если не удалось пересадить чужую новую кожу; 2) в зависимости от температуры тела кожа то бледнеет, то краснеет, потоотделение то усиливается, то ослабевает; 3) незрячий человек может читать и различать моменты пальцами. Подумайте и ответьте: а) какие функции выполняет кожа в организме человека; 4) какие особенности строения кожи связаны с этими функциями. Предложения обсудите коллективно.

2. (Х) Докажите, что строение кожи соответствует выполняемым ею функциям.

3. (Х) Оттяните пальцами кожу на предплечье и отпустите. Сожмите кожу и отпустите. Что происходит с кожей?

4. (ХХ) Пользуясь учебником, объясните: а) какие раздражения воспринимает кожа; б) как кожа поддерживает постоянство состава крови; в) что такое «гусиная кожа», каково значение этого явления; г) почему, несмотря на постоянное слущивание чешуек, кожа не становится тоньше и не изнашивается; д) из чего и как образуется пот.

5. Объясните, какие факты, связанные со строением кожи, доказывают происхождение человека от млекопитающих животных.

6. Представьте, что вы озябли, начали активно двигаться и согрелись. Объясните: а) как ткани вашего тела «узнали», что требуется ускоренная выработка тепла; б) в каких органах и в результате каких процессов происходит выработка тепла.

7. (П) Представьте себе, что вы озябли, дрожите. Подумайте и, мобилизовав свои знания о теплорегуляции, объясните научно: 1) каково значение для организма такой реакции - дрожание тела; 2) как возникает рефлекс «дрожания»; 3) какие процессы обмена веществ происходят в организме при дрожании.

8. (Х) Доказано, что закалённые пловцы и люди физического труда показывают лучшие результаты в плавание, легче переносят холод и болеют меньше, чем незакалённые. Опираясь на свои знания о теплорегуляции, объясните: 1) причину такого различия; 2) какая связь существует между закалённостью и развитием мышц; 3) почему закаливание природными факторами (воздухом, солнцем, водой) надо сочетать с мышечной работой и физическим трудом, спортом.

9.(Х) Экспериментально доказано. Что на чистой коже человека за 10 минут гибнет 85% бактерий, а на грязной только-5%. Объясните: 1) в чём причина гибели бактерии; 2) какой гигиенический вывод вытекает из этого факта.

9. (ХХ) Мобилизуя свои знания из физики об удельной теплоте парообразования, объясните: 1) почему выделение пота снижает температуру тела; 2) какая одежда тормозит выделение пота из кожи, а какая нет; 3) почему в жаркую погоду пота выделяется больше, чем мочи, а в холодную–наоборот, хотя почки, и потовые железы являются органами потовыделения.

10. Подумайте: а) почему человек на морозе в состояние алкогольного опьянения быстрее трезвого замерзает и погибает, хотя первоначально ощущает тепло; б) какие положительные изменения происходят в обмене веществ при закаливании организма.


11.(Х) Покажите на конкретных примерах:

- взаимосвязь деятельности кровеносной системы с дыхательной;

- взаимосвязь кровеносной системы с пищеварительной;

-зависимость функции мочевыделительной системы и кожи от кровеносной системы;

- зависимость всех названных систем от мышечной работы.

12. ( ХХ) Предполагаем вопросы на размышление: А. Как осуществляется нервная и гуморальная теплорегуляция в организме человека? Б. Почему некоторые народности на крайнем юге нашей страны и летом носят тёплую одежду и высокую шапку из меха?

13. (ХХ) Вам известно из зоологии, что млекопитающие животные теплокровные. Объясните, какие приспособления обеспечивают сохранность тепла и постоянство температуры в организме млекопитающих. Как возникли эти приспособления?

14. Подумайте: 1) как влияет мышечная работа человека (физический труд, спорт и спортивные игры, ходьба и т.д.) на деятельность его пищеварительной, кровеносной, дыхательной и мочевыделительной систем; 2) как влияет малоподвижный образ жизни человека (гиподинамия) на деятельность названных систем органов; 3) как влияет мышечная работа человека на обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой. Объясните почему. Постарайтесь доказать свои мысли конкретными примерами.


Тема «Обмен веществ»


1.(П) Объясните.почему эта тема названа «Обмен веществ и энергии».Между чем происходит обмен?Какими веществами обмениваются «стороны обмена»?Мнения обсудите и, опираясь дооформите схему .Против стрелок А,Б,В напишите названия веществ.Поступающих из среды ,против стрелок Г,Д,Е -названия отдаваемых среде веществ :

Из внешней среды: Во внешнюю среду:

А --------------- Клетки -------------------- Г

Б----------------- Организма ----------------- Д

В------------------ Человека ------------------ Е

2.(П) Вам известно, что, во-первых, белки - основной строительный материал клетки; во-вторых, молекулы белков. Части клетки в процессе жизнедеятельности беспрерывно движутся, повреждаются и разрушаются. Подумайте: 1. Почему клетка может долго жить ,функционировать ,даже расти и делиться , хотя основной ее строительный материал – белок -беспрерывно разрушается? 2. Как пополняются в клетке новые молекулы белков? Свои предложения обсудите коллективно.


3.Пользуясь учебником , заполните таблицу.

Пластический обмен(ПО) и энергитический обмен(ЭО) в клетке

Процессы обмена веществ и энергии

Исходные вещества

Что происходит с ними

Что происходит с химической связью энергией связи

Функции (значение в жизни клетки)

Какие вещества образуются в результате ПО и ЭО

А

Б

В

Г

Д

Е


4.Заполните сравнительную таблицу об обмене веществ:

Противоположность и единство двух процессов обмена веществ и энергии в клетке

Вопросы для сравнения

Энергетический обмен

Пластический обмен

А

Б

В

Какие реакции происходят питательными веществами и энергией в клетке?

В чем заключается противоположность ПО и ЭО?

Какова взаимная зависимость и единство?




4. Ответы на следующие вопросы обсудите попарно или в группах:

А.Какое вредное воздействие оказывает на обмен веществ никотин ,алкоголь и наркотические вещества?

Б.Как оказать первую медицинскую помощь при пищевом отравлении?

В.Каковы правила охраны труда при работе с ядовитыми веществами?

Г.Что нужно предпринять, чтобы в походе или во время усиленной физической работы не мучила жажда?


5. (Х) На основе своих знаний о работе мыщц и энергетических в клетках объясните:

А.Как изменяется обмен веществ при мышечной активности (физической работе, спорте)?

Б.Почему лыжнику на дистанции дают очень сладкий чай?


26.(ХХ) Представьте: вы обязали и, чтобы согреться ,начали делать гимнастику .Почему сердце стало работать сильнее? Как и почему вам стало теплее? Попробуйте научно обосновать свое мнение.


27.(ХХ) Трактористы за сутки расходуют более 12000кДж, штукатуры - более 16000КдЖ, школьники - 10 000-10 500кДж энергии. Объясните:

А. В процессе какого обмена клетки человека получают эту энергию?

Б. Какие виды энергии в какие превращаются при мышечной работе?


28.(ХХ) На основании управления полного окисления глюкоза решите задачи (моль глюкозы C6H12O6 даёт 1520 кДж энергии).

А) Какова молекулярная масса глюкозы и какая масса кислорода требуется для окисления 1 моль глюкозы?

Б) При выполнении вольных упражнений мышцы обеих рук за 1мин расходуют 12 кДж энергии. Сколько глюкозы (г) израсходуют мышцы рук за 10 мин и за 1 ч? Сколько глюкозы (г) и кислорода (л) израсходует один школьник на уроке (45 мин), если за 1 мин он расходует 8 кДж энергии; В) Мышцы ног человека при беге со средней скоростью за 1 мин расходует около 24 кДж энергии. Сколько глюкозы (г) и кислорода (л) расходует человек за 30 мин бега? (Учтите закон Авогадро.)


29(ХХ). Решите задачи на энергетический обмен; А. Сколько белка израсходовал организм, если онализ мочи покозал, что в ней содержится 20 г азота (при акислении 100г белка выделяется 16 г азота в виде мочевины)? Б. Сколько белка подверглось окислению и распаду, если оргонизм израсходовал на это 150 г кислорода (на окисление 1 г белка идет 0,95 л кислорода)? В. Сколько углевода (глюкозы) подверглось окислению и распаду, если оргонизм израсходовал на это 450 г кислорода?


30(П). Осмыслети факты: 1) в клетках человека бесперерывно происходит энергетический обмен; 2) при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человека погибает уже через 5 дней. Обьясните: а) какими веществами отровляется человек с поврежденными почками, хотя не какие яды в оргонизм из среды не поступали; б) какую функцию выполняют почки. Выскажите свои мнения и обсудите коллективно.


Тема «Размножение и развитие»


  1. (П) Почему кровь матери и зародыша не смешивается, хотя матка, в которой развивается зародыш, является органом матери и снабжается кровью матери? Выскажите свои мнения и обсудите их коллективно.

  2. Использую знания о кровообращении, объясните: а) как, через какие органы и кровеносные сосуды проникают алкоголь, наркотики и никотин из организма матери в организм зародыша; б) каковы последствия отравления зародыша алкоголем, наркотиком и никотином. Ответ на вопрос «а» запишите и покажите учителю.

  3. (ХХ) Прочтите в научно-популярной литературе о влиянии алкоголя и наркотических веществ на наследственность и расскажите об этом на уроке.

  4. (П) Почему дети подросткового возраста быстрее устают от физической деятельности, хотя подростки кажутся и чувствуют себя взрослыми?

  5. На основе обобщения знаний по различным предметам и личных наблюдений в жизни объясните, в чём проявляется забота Советского государства : а) об охране здоровья кормящих матерей; б) о здоровье и правильном развитии детей. Ответы обсудите попарно.

  6. Объясните: А. Почему самую смертельно опасную инфекционную болезнь человека учёные назвали синдромом приобретённого иммунодефицита (СПИД) ? Б. Почему люди, способствующие распространению СПИДа, наказываются в уголовном порядке? В. На сколько лет лишаются свободы по суду такие люди? Обсудите эти вопросы коллективно.

Тема «Железы внутренней секреции»


  1. (П) Осмыслите несколько фактов. 1) Человек может жить без желудка и желчного пузыря, с одним лёгким, с одной почкой, с половиной печени, но он умрёт, если удалить маленькую железу - гипофиз, который весит всего 0,5 г. Всего желез внутренней секреции (ЖВС) около десяти, их масса около 100 г. 2) ЖВС вырабатывает особые вещества – гормоны (от латинского слова «гармао» - возбуждаю) в ничтожно малом количестве; например, в сутки человеку требуется 0,000003 г. витамина В, а гормона адреналина - в 1000 раз меньше (15 г. его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!) 3) Гормоны изменяют рост и развитие всего организма, регулируют обмен веществ; нехватка или избыток гормонов вызывают болезненные изменения массы и пропорции частей тела ( известны случаи, когда масса тела некоторых людей достигала 500-600 кг). Почему ЖВС называют маленькими органами большого значения? Какова их функция в организме? Мнения обсудите коллективно.

  2. (ХХ) Пользуясь дополнительной литературой, узнайте, какие ещё железы внутренней секреции, кроме описанных в учебнике, имеются в организме человека. Изучите их значение и расскажите об этом в классе или в кружке, на факультативе.

  3. (ХХ) Осмыслите факт: у бегунов перед выступлением, так же как у животных при опасности, увеличивается содержание адреналина в крови. Объясните: а) как изменяются в связи с этим функции органов и физиологические процессы; б) какое значение для организма имеют эти изменения в ситуации напряжения (стресса). На жизнедеятельность и здоровье организма сильное воздействие оказывают биологически активные вещества – ферменты, витамины, гормоны. Сравните эти вещества и объясните различия между ними.

  4. В прежние времена люди, страдающие сахарным диабетом, падением кровяного давления, недостаточностью сердечной деятельности, были обречены на гибель. Объясните: а) какую помощь оказывает теперь медицина в названных случаях; в) какое значение имеют эти достижения науки для опровержения религиозных взглядов на причину возникновения заболевания.