СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка аттестационной работы по родному (русскому) языку за 1 полугодие в 9 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа поможет оценить уровень знаний учащихся на семейном обучении

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка аттестационной работы по родному (русскому) языку за 1 полугодие в 9 классе»

Пояснительная записка

1. Назначение работы

Комплексная контрольная работа проводится в конце 1 полугодия с целью объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы.

2. Содержание работы

Содержание и основные характеристики проверочных материалов определяются на основе следующих документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897 в действующей редакции от 31, 12.2015 г).

  • Основная образовательная программа МБОУ СШ №14 г. Липецка.

  • Примерная программа по «Русскому родному языку» для образовательных учреждений, составленной О.М.Александрова и др. (Программа по «Русскому родному языку» для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  О.М.Александрова и др. – М.: «Просвещение» «Учебная литература», 2020 г).

  • Учебник: Русский родной язык. 9 класс // О.М.Александрова и др. – М.: «Просвещение» «Учебная литература», 2020 г


В I полугодии в 9 классе изучаются следующие темы:

п/п

Тема


Раздел 1. Язык и культура

1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа

2

Краткая история русского литературного языка.

3

Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.

4

Особенности русского речевого этикета.

5

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

6

Развитие языка как объективный процесс.

7

Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка.

8

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.


Раздел 2. Культура речи

9

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

10

Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.

11

Типичные речевые ошибки. Паронимы.

12

Типичные речевые ошибки. Тавтология, плеоназм.

13

Типичные грамматические ошибки в речи.


3. Структура работы

Комплексная контрольная работа состоит из 27 заданий: 18 заданий с выбором одного правильного ответа, 4 заданий с кратким ответом, 4 задание с развернутым ответом, 1 орфографический и пунктуационный практикум.

4. Время выполнения работы

На выполнение всей комплексной контрольной работы отводится 50 минут.

5. Система оценивания выполнения заданий

Распределение заданий разных типов представлено в таблице.

Количество

заданий

Максимальный

балл

Тип заданий

4

24

С развернутым ответом

4

4

С кратким ответом

18

18

С выбором ответов

1

2

Орфографический и пунктуационный практикум

27

48




Критерии оценивания развернутого ответа

Баллы

Толкование понятия

Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей задания) дал определение и прокомментировал его

2

Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей задания) дал определение, но не прокомментировал его

1

Обучающийся  дал неверное определение, или толкование слова в работе обучающегося отсутствует

0

Наличие примера-аргумента

Обучающийся привёл не менее одного примера-аргумента

1

Обучающийся  не привёл ни одного примера-аргумента

0

Речевое оформление

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более)

0

Грамотность речи

Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки отсутствуют

2

Допущено не более трёх ошибок

1

Допущено более трёх ошибок

0

Максимальное количество баллов

6



Критерии оценивания практикума


Орфографические, пунктуационные, ошибки отсутствуют

2

Допущено не более трёх ошибок

1

Допущено более трёх ошибок

0

Максимальное количество баллов

2



Максимальное количество баллов за диагностическую работу - 48. Индивидуальная оценка определяется суммарным баллом, набранным обучающимся по результатам выполнения всей работы. На основании суммарного балла фиксируются результаты по четырем уровням подготовки:

43-48 балла – «5» (отлично)

35-42 баллов – «4» (хорошо)

27-34 баллов – «3» (удовлетворительно)

26 и менее баллов – «2» (неудовлетворительно)



6. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения комплексной контрольной работы не требуются.





























Инструкция для обучающихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение комплексной контрольной работы по родному русскому языку отводится 50 минут.

Работа состоит из 27 заданий: 18 заданий с выбором одного правильного ответа, 4 заданий с кратким ответом, 4 задания с развернутым ответом, 1 орфографический и пунктуационный практикум.

Задание с развернутым ответом (задание 1-4): Вы должны (в той или иной форме) дать определение и прокомментировать его.

Задание с выбором ответов (задание 5-16, 18-21, 25-26): Вы должны выбрать из данных ответов один правильный.

Задание с кратким ответом (задание 17, 22-24) требует самостоятельного поиска верного односложного ответа (состоит из одного-двух слов).

Орфографически и пунктуационный практикум (задание 27) требует вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!


Комплексная контрольная работа за I полугодие

по родному (русскому) языку


1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Диалекты как часть народной культуры. Дать определение и привести примеры _______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Дать определение и привести примеры из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Речь – это:

а) единица языка; б) слова, называющие определенный предмет или определенное явление; в) сложная деятельность человека, связанная с мышлением и умелым употреблением языковых средств

6. Назовите основную функцию языка:

а) коммуникативная; б) эмоциональная; в) функция воздействия

7. Укажите изначальную форму языка:

а) устная; б) письменная; в) графическая

8. Литературный язык – это:

а) язык каждодневного общения с элементами разговорного стиля; б) язык художественной литературы; в) высшая (образцовая) форма национального языка, обладающая богатым словарным запасом, устойчивой грамматической структурой и развитой системой стилей

9. Укажите лишнее утверждение:

а) язык и познание тесно связаны; б) речь не может быть активна, когда мы молчим; в) в каждом языке отражается менталитет нации

10. Создателями старославянской азбуки являются:

а) Кирилл и Мефодий; б) Кирилл и Фотий; в) Феоктист и Мефодиий

11. Какой вид искусства наиболее тесно связан с языком:

а) живопись; б) балет; в) театр

12. Кому принадлежат слова: «Язык живёт вместе с жизнью народа»:

а) В.Г.Белинскому; б) А.С.Пушкину; в) Л.Н.Толстому

13. Укажите составителя толкового словаря русского языка:

а) С.И. Ожегов; б) Кирилл и Мефодий; в) А. С. Пушкин.

14. Какой словарь объясняет значение устойчивых словосочетаний?

а) словарь синонимов; б) орфографический; в) фразеологический словарь.

15. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

а) потерянный взгляд; б) натянутые отношения; в) сорванный цветок.

16. Какой фразеологический оборот имеет значение «ничтожный, бесполезный человек»?

а) птица высокого полёта; б) абсолютный ноль; в) верста коломенская.

17. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках.

а) Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент). __________

б) Студент быстро (усвоил - освоил) материал. _____________________

в) Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря. ________________

18. В каком словаре рассматриваются нормы ударения слов?

а) словарь фразеологизмов; б) орфоэпический; в) словарь синонимов.

19. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена верно?

а) занялА; б) нАчала; в) Умерла.

20. В каком слове неверно поставлено ударение?

а) катАлог; б) свёкла; в) звонИт.

21. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

а) Лиза всегда готовила в старом КОРИЧНЕВОМ фартуке,

б) На цену продукта влияют одновременно несколько ФАКТОВ, но в первую очередь -технология производства.

в) С того числа пойдут на тебя все виды ДОВОЛЬСТВИЯ: вещевое, приварок, денежное.

22. Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами. Запишите исправленный вариант. 
а) На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела фиаско.________________

б) Строительство канатных дорог в мире достигло апогея. ____________
в) У человека есть одна Родина, и, куда бы ни забросила его судьба, он испытывает ностальгию.  ______________________

23. Вставьте в данные предложения глаголы НАДЕТЬ/ОДЕТЬ.

а) Брат __________________ часы на руку.

б) Бабушка ____________________ внука.

в) Модница ____________________ новое пальто.

24. Выпишите из данного предложения устаревшее слово.

Вошёл он в горницу и увидел чудное зрелище: сидит девица одна, ткёт полотно, а перед нею скачет заяц. _____________________________________

25. Лексические нормы - это:

а) правила произношения слов;

б) правила образования морфологических форм слова;

в) использование сова в том значении (прямом или переносном), в котором оно зафиксировано в словарях;

г) употребление терминов и иностранных слов.

26.Укажите предложения с тавтологией. 

а) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть. 

б) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость. 

в) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны. 

г) И это реальная действительность. 

27.Орфографический и пунктуационный практикум.

Язык есть собстве(н/нн)ость (не)раздельная целого народа. Переходя от человека к человеку от пок…ления к пок…лению из века в век он хр…нится народом как его драгоце(н/нн)ое сокровище которое по прихотям час(?)ных желаний (не)может сделат(?)ся н... богаче н... беднее (не)может н... умножиться н... ра(с/сс)тратиться.

История языка (не)раздельная с историей народа должна входить в народную науку как её (не)обх..димая часть.

(И. Срезневский)

























Ответы

1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. Народ и язык, один без другого, представлен быть не может. Всё, что есть у народа в его быте и понятиях, и всё, что народ хочет сохранить в своей памяти, выражается и сохраняется языком

Язык – универсальное средство общения во всех сферах жизни человека; чем совершеннее владеет человек родным языком, тем легче ему устанавливать добрые отношения с другими людьми.

В языке содержаться самые разнообразные сведения о жизни народа.


2. Диалекты как часть народной культуры. Дать определение и привести примеры

Диалекты- слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Диалектология- раздел языкознания, посвященный изучению каких-либо говоров или наречий.

Диалектные слова – это голос народа, это зеркало народной жизни, это часть народной культуры. Знакомясь с говорами, мы получаем не просто сведения о названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, за ними стоят определенные способы ведения хозяйства, особенности семейного уклада, обряды, обычаи, народный календарь. Человек не должен стыдиться языка своей малой родины, забывать его, изгонять из своей жизни, потому что диалект, с точки зрения истории языка и народа, с точки зрения культуры, имеет большое значение для потомков.

Песок – сахар. Круплянига – лесная клубника. Третьёго дни - позавчера

Кринка – крынка (ёмкость для молока). Чулан – кухня. Подловка – чердак. Сыми – сними. Убраться – поместиться.


3. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Дать определение и привести примеры из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

К эмоционально-оценочным словам относятся в русском языке такие слова, которые помогают автору передать эмоциональную составляющую речи или письма, связанные с чувствами, эмоциями, ситуацией и прочее… Примером может послужить как негативная оценка, так и позитивная. Оценочные слова бывают как положительные, так и отрицательные.


4. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.

Топоним —название природного объекта на Земле или объекта, созданного человеком на Земле. Топонимы изучаются наукой топонимикой. Среди топонимов выделяют различные классы. Ойконимы-названия населенных мест, которые делятся на Астионимы-названия городов. И Комонимы-названия сельских поселений.

Москва. Название города происходит от названия одноименной реки - Москвы. В свою очередь доподлинно неизвестно, откуда произошло название реки. Сейчас наиболее популярная версия о балтийском либо славянском происхождении слова "Москва". Оно значило "сырой", "жидкий", "мокрый". Ростов Великий. Происхождение названия города обязано старославянскому имени Рост (от него пошло Ростислав). Приставка Великий подчеркивает важность этого небольшого города в русской истории. Ярославль. Когда-то на месте города находилось поселение язычников. Они грабили купцов, проплывавших мимо по Волге. Князь Ярослав захватил языческий посёлок, а на его месте построил деревянную крепость. Город Ярославль получил свое название от имени князя Ярослава.

5. в) 6. а) 7. а) 8. в) 9. б) 10. а) 11. в) 12. а) 13.  а) 14. в) 15.  в) 16. б) 17. а) абонемент, б) усвоил, в) освоил 18. б) 19. а)

20. а) 21. б) 22. а) фиаско – поражение, б) апогея – окончания, в) ностальгию – тоска,  23. а) надел б) одела в) надела 24. в горницу 25. в) 26. а)

27.Орфографический и пунктуационный практикум.

Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, - не может ни умножиться, ни расстратиться.

История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как её необходимая часть.

(И. Срезневский)