СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка библиотечного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка библиотечного урока»















Методическая разработка библиотечно-библиографического урока

«Что такое экслибрис?»

Разработал библиотекарь школьной библиотеки

Касимова А.Г.























Д. Кестым



Пояснительная записка

Цели проведения урока:

Образовательные: дать понятие экслибриса, представление о его значении в историческом развитии общества, познакомить с его видами и типами, расширить знания школьников об устройстве книги.

Развивающие: развить умения определять по экслибрису принадлежность книги его владельцу, исторической эпохе;

развить творческие способности учащихся, умения создавать экслибрисы для личной библиотеки;

развить умения самостоятельного поиска информации, через экслибрис.

Воспитательные: привить любовь и интерес к чтению книг;

умение самостоятельного поиска информации.

Задачи:

  • познакомить с видами экслибрисов;

  • выработать умение определять принадлежность экслибриса владельцу по его виду;

  • развивать навыки самостоятельной работы с книгой;

  • расширить кругозор учащихся;

  • систематизировать знания учащихся через презентацию и выполнение практической работы.

Содержание темы:

  • представление об экслибрисе;

  • историческое значение экслибриса;

  • художественная ценность экслибриса;

  • виды и типы экслибрисов,

  • способы изготовления экслибрисов.

Форма проведения урока:

Лекция с использованием презентации;

Мини экскурсия по выставке книг из музея мечети;

Блиц – опрос;

Создание эскизов экслибрисов для библиотеки школы.

Оборудование урока:

компьютер, проектор, презентация, выставка книг из музея мечети, бумага, карандаш для создания эскизов

Информация о количестве часов: 1 час

Ожидаемые результаты:

  • У учащихся повышается интерес к литературе и ее владельцам.

  • Обучающиеся умеют извлекать информацию о владельце книги, времени ее создания по экслибрису.

  • У учащихся развит художественный вкус, они умеют оценить художественную ценность экслибриса

  • Обучающиеся применяют знания для создания экслибрисов личных библиотек.

Ход урока.

Учащиеся получают карандаши и листок бумаги. Включается проектор с логотипом урока.

(1 слайд)

Библиотекарь:

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен удивительному книжному знаку экслибрису. Вы знаете, что это такое?

Я попытаюсь рассказать Вам, что это такое, когда и где он появился, каким бывает и как изготавливают этот «графический афоризм».

В ходе моего рассказа вы можете воспользоваться листком, который лежит на парте, делать нужные вам записи, отметки, которые вам пригодятся в конце нашего урока.

На протяжении тысячелетий менялись формы книги: существовали клинописные таблички, папирусные свитки, пергаменты, но всегда книга имела своего владельца, который аккуратно отмечал свою собственность соответствующей надписью. Любители и коллекционеры книг собирают в своих библиотеках множество печатных изданий, каждое из которых обладает своей собственной историей. Стремясь защитить свои богатства, библиофилы и ценители наклеивают или проставляют на страницах книг книжные знаки — экслибрисы.

(2 слайд)

В переводе с латыни на русский язык Ex libris значит «из книг». Он неразрывно связан с историей книг и возник в средневековых мастерских — скрипториях при монастырях, где переписывались фолианты. Именно там стали делать так называемые владельческие надписи на книгах, начинавшиеся словами «из библиотеки» или «из книг», после чего указывались фамилия и имя владельца либо название монастыря или библиотеки.

(3 слайд)

Своим современным и привычным для нас видом бумажного ярлыка, приклеиваемого на внутреннюю часть книжного переплета, экслибрис обязан книгопечатанию и немецким мастерам. Бывает он самым разным – простым и декоративным, черно-белым и цветным. Наиболее простой пример, знакомый каждому из нас с детства, - экслибрис библиотеки, проставленный на выдаваемых в школе учебниках. Эстетически он собой ничего не представляет, но несет важную информацию о владельце издания.

(4 слайд)

Книжный знак – экслибрис - не оставался неизменным, модные тенденции той или иной эпохи, личные пристрастия и вкусы владельцев и даже используемые технические средства печати оказывали влияние на его внешний вид

Как правило, личный книжный знак представляет собой зашифрованную в большей или меньшей степени информацию о владельце: его фамилию и имя, профессию, мировосприятие, интересы. Бывают случаи, когда оставленный экслибрис обладает большей ценностью, чем сама книга, в которой он находится.

(5 слайд)

Когда появились экслибрисы? По мнению ученых, старейший книжный знак находится в Британском музее, а принадлежал он фараону Аменхотепу IV и датируется XIV веком до н. э. Стремление обозначить право собственности на такие драгоценные вещи, как книги, вполне понятно. Только самые могущественные и богатые люди могли позволить себе роскошь иметь рукописные книги и старались обозначить право собственности, чтобы ее сохранить. После появления первых печатных книг в Германии людям потребовались экслибрисы, по которым можно было идентифицировать владельца. Самый старый зафиксированный немецкий книжный знак относится к 1450 году, а французский Жана Берто Ла Тур-Бланша - к 1529. Одни из первых английских, голландских и итальянских экслибрисов появились в 1579, 1597 и 1622 годах соответственно.

(6 слайд)

Вплоть до XVIII века в России были распространены рукописные книги, и в целях их сохранности собственники просто выполняли «владельческую надпись», в которой указывались имя и фамилия. Древнейшим экслибрисом в России можно считать знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря Досифея. Он относится примерно к 1490 году.

Благодаря российскому первопечатнику Ивану Федорову первый печатный книжный знак появился в начале XVIII века. Первоначально это были только гербовые изображения, но постепенно стали появляться сюжетные рисунки, снабженные кратким девизом, выражающим жизненную позицию хозяина. Во времена правления Петра I светская литература получает широкое распространение и входит в моду экслибрис. Рисунки, наносимые на печатные издания, становятся предметом публичным и обсуждаемым, отражающим социальный статус владельца.

(7 слайд)

Развивавшиеся на протяжении веков книжные знаки могут быть классифицированы на следующие два основных типа: шрифтовой – указывающий только имя и фамилию владельца; художественный, исполненный в виде миниатюрного рисунка, кратко рассказывающего о хозяине библиотеки.

(8 слайд)

Давайте подробно рассмотрим художественный экслибрис, что это такое и какие его виды бывают. Всего их три: Гербовый характерен для XVI-XVII веков, на нем изображали герб владельца. Создавался он по всем законам геральдического искусства. Вензелевый включал в себя художественно обработанные инициалы владельца. Сюжетный самый декоративный и может состоять из множества элементов, отражая личные предпочтения, профессию и увлечения владельца.

(9,10 слайд)

Что изображают на экслибрисах? Если раньше на книжных знаках превалировали гербы и инициалы, то современные экслибрисы в большинстве случаев состоят из двух частей: художественной и текстовой. И если в надписи по традиции указывают принадлежность книги тому или иному владельцу, то изображение может быть абсолютно любым. Когда разрабатываются экслибрисы, художников просят отобразить тот или иной аспект жизни или интересов хозяина библиотеки. Такое изображение обязательно символично, причем оно может быть портретным или пейзажным, показывать элементы декора или архитектуры библиотеки, гротескным или карикатурным. Ограничений никаких нет, кроме фантазии заказчика и мастерства художника

(11 слайд)

Кратко рассмотрим разные методы, которые используются тогда, когда изготавливают экслибрис книги.

Одной из наиболее старых техник является ксилография – гравюра, исполненная на дереве. Уже в VIII веке н. э. на Востоке получали качественные оттиски с обработанных деревянных поверхностей, а с XIV века подобная методика стала применяться и в Европе. Называли этот вид ксилографии обрезной, выполняли ее на продольном спиле мягкой древесины, обычно груше, долотом и ножом. Из-за сопротивления волокон древесины процесс был долгим и трудоемким. В XVIII веке английский гравер Томас Бьюик изобрел торцевой способ гравировки, исполняемый на поперечных срезах твердой древесины специальным резцом. Этот вид гравюр быстро приобрел популярность, так как позволял получить тонкие и четкие линии, необходимую глубину и плавные переходы между темными и светлыми участками.

Гравюра на меди. Этот один из старейших способов создания гравюр появился в XIV веке в Италии. Выполняется он путем вырезания рисунка специальным резцом по меди и последующего заполнения полученных бороздок краской. После этого рисунок печатается под прессом, на влажной, хорошо впитывающей краску бумаге. Эта техника довольно сложна в исполнении, так как нельзя ничего изменить или поправить.

Офорт наиболее популярный способ изготовления экслибрисов заключается в протравливании рисунка кислотой на цинковой или медной пластине. Сначала на доску, покрытую металлом, наносят специальный лаковый состав на основе воска и смолистых веществ. Когда лак затвердевает, художник специальной иглой наносит рисунок и обнажает металл. После того как изображение перенесено, пластину опускают в емкость с азотной кислотой, разъедающей металл. На очищенной от кислоты и лака поверхности получается рисунок.

А сейчас я передаю слово руководителю музея, который познакомит вас со своей коллекцией печатей для экслибрисов и старейших духовных книг, на которых проставлены экслибрисы владельцев.

Рассказ руководителя музея с показом выставочных материалов.

Библиотекарь

Надеюсь рассказ о экслибрисе был полезен, и вы получили новые знания. А теперь Вам предлагается попробовать использовать эти знания для определения владельцев экслибрисов.

(12 слайд)

Ребята по записям и рисункам экслибрисов определяют владельцев. Библиотекарь с помощью наводящих вопросов помогает им.

Ну а теперь нам понадобятся наши листочки и карандаши. В вашем распоряжении 7 минут для того, чтобы Вы нарисовали свой экслибрис для школьной библиотеки. Вид экслибриса выберите сами.

Ребята рисуют. Рисунки собираются. Результаты работы обсуждаются на следующем уроке.

(13 слайд)

В заключение прошу ответить на вопросы

  1. Была ли информация, полученная на уроке полезна для Вас?

  2. Что бы Вы хотели узнать на следующем уроке?

(13 слайд)

Пусть слова на этом слайде станут итогом нашего урока, а к следующему уроку подготовьте экслибрис к личной библиотеке и рассказ о нем.





5