Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рекомендаций Департамента общего и профессионального образования Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекса:
1. Соколов Я. В. Граждановедение. Брянская область. Книга для учащихся 5 классов школ Брянской области.- Москва: НИЦ «Гражданин», 2013.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу,
к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
В результате изучения культуры Брянского края ученик должен:
знать особенности культуры Брянщины и выдающихся деятелей Брянской области;
знать важнейшие достижения культуры Брянского края;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям культуры.
Учебно-тематический план
П/ № | Тема раздела | Количество часов |
-
| Мы и наш край | 3 |
-
| Ваше общее образование | 4 |
-
| Твой дом отчий | 2 |
-
| Наша власть | 3 |
-
| Наши достоинства и недостатки | 5 |
| Итого | 17 |
Содержание учебного предмета
Содержание модульного курса
Введение..
Знакомство с предметом «Граждановедение. Брянская область».
Раздел 1. Мы и наш край.
Место Брянской области на карте России, значение её природных богатств и ресурсов для развития края и страны.
Символы Брянска и Брянской области.
Раздел 2. Ваше общее образование
Знакомство с Законом РФ «Об образовании». Ступени образования.
Для чего люди учатся?
Твоя будущая профессия. Профессии нужные родному городу.
Раздел 3. Твой отчий дом
Психологический климат в семье. Ты в своей семье.
Что от нас ожидают родители.
Тренинг для детей и родителей «Когда все вместе»
Раздел 4. Наша власть
Что такое власть и чему она служит. Как устроена наша власть. Руководители нашего государства и региона.
Школьные законы и порядки.
Раздел 5. Наши достоинства и недостатки
Твоя воспитанность.
Твоя культура.
Твой характер.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема занятия | Кол-во часов |
Модуль «Брянский край» Раздел 1. МЫ И НАШ КРАЙ | 3 |
1 | Брянщина – лучший уголок России | 1 |
2 | Интерактивное путешествие « Мой любимый уголок города» | 1 |
3 | Наши символы | 1 |
| Раздел 2. ВАШЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ | 4 |
4 | Твоя основная школа. Наша школьная реформа- практическое занятие | 1 |
5 | Для чего люди учатся .Образование в моей семье- практическое занятие | 1 |
6 | Твоя будущая профессия. Путешествие в мир профессий | 1 |
7 | Проект «Подготовка к моей будущей профессии» | 1 |
| Раздел 3. ТВОЙ ОТЧИЙ ДОМ | 2 |
8 | Ты в своей семье. Что от нас ожидают родители | 1 |
9 | Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей» | 1 |
| Раздел 4. НАША ВЛАСТЬ | 3 |
10 | Что такое власть , как устроена наша власть и чему она служит | 1 |
11 | Практическая работа «изучение устава школы и наши дополнения в устав» | 1 |
12 | Диспут « О власти и властителях» слушания «как улучшить власть?» | 1 |
| Раздел 5. НАШИ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ | 8 |
13 | Твоя воспитанность | 1 |
14 | Твоя культура | 1 |
15 | Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая» | 1 |
16 | Культурные традиции моей семьи | 1 |
17 | Твой характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере» | 1 |
| | |
8