СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка Деловой игры на тему : "Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Деловой игры на тему : "Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Деловой игры на тему : "Семейный бюджет: что делать, чтобы хватало денег?"»

Раздел 2

2.1. Игра

«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

посредством игрового моделирования проблемных ситуаций управления денежными потоками семьи закре-пить знания по основам ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов и расходов семьи.

Базовые понятия: доходы семьи, заработная плата, пенсия, стипендия, регулярные доходы, нерегуляр-ные доходы, расходы семьи, сбережения, инфляция, эко-номические риски, налоги, штрафы, семейный бюджет, финансовое планирование.

В результате игры участники должны знать:

● основные виды доходов семьи;

● способы повышения доходов семьи;

● основные виды расходов семьи;

● способы экономии;

● о роли сбережений в бюджете семьи.

В результате игры участники должны уметь:

● планировать доходы и расходы семьи;

● вести учет денежных потоков семьи;

● использовать способы экономии;

● использовать способы увеличения доходов семьи;

● сопоставлять сбережения и финансовые цели;

● идентифицировать риски для семейного бюджета;

● понимать и принимать ответственность за реали-зуемые финансовые решения.

Количество участников: от 17 до 25 чело-век.

Роли:

1. Ведущий – модератор, регулирует выполнение правил игры, контролирует ее ход и подводит итоги игры.

2. Василий Петрович Кошкин – 55 лет, предприни-матель.

3. Мария Ивановна Кошкина – 54 года, главный бух-галтер.

4. Сергей Васильевич Кошкин – 30 лет, менеджер в банке.

5. Ирина Алексеевна Кошкина – 28 лет, воспитатель в детском саду.



18


6. Марина Кошкина – 10 лет, учится в школе.

7. Полина Кошкина – 5 лет, ходит в детский сад.

8. Иван Алексеевич Мышкин – 40 лет, юрист.

9. Вера Васильевна Мышкина (Кошкина) – 36 лет, врач.

10. Александр Мышкин – 18 лет, студент.

11. Виктория Мышкина – 16 лет, учится в школе.

12. Михаил Алексеевич Мышкин – 38 лет, строи-тель.

13. Алла Ивановна Мышкина – 35 лет, учитель.

14. Наталья Мышкина – 17 лет, студентка.

15. Роман Мышкин – 15 лет, учится в школе.

16. Алексей Федорович Мышкин – 62 года, пенсио-нер, преподаватель.

17. Нина Николаевна Мышкина – 60 лет, пенсио-нер, домохозяйка, дачница.

18. Акулина Степановна Мышкина – 80 лет, пен-сионер, вдова ветерана ВОВ.

19. Финансовые консультанты – специалисты по управлению финансами, задачей которых является мони-торинг за составлением и корректировкой семейного бюджета.


Примечание: согласно правилам игры, основной со-став участников (членов семей) – 17 человек, однако если фактическое количество участников меньше, то можно распределить не все роли, но при этом сфор-мировать семьи по исходной информации, а если ко-личество участников больше, то следует выделить основной (члены семей) и вспомогательный (финан-совые консультанты и помощники ведущего) соста-вы.

Материалы: игровые карточки, игровое поле, 5 фишек, игральный кубик, бланки-инструкции для уча-стников, ручки или карандаши, бумага для заметок, каль-куляторы, проектор и компьютер.


19

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

Каждый из нас в повседневной жизни совершает опе-рации с денежными средствами, получает их или отдает. Часто денег бывает недостаточно для удовлетворения же-ланий. И тогда возникает вопрос: как сделать так, чтобы денег хватало на всё, возможно ли это? Поможет ли в этом ведение семейного бюджета?

Ведение семейного бюджета необходимо для того, чтобы выяснить, на что тратятся деньги, и понять, какие траты были нерациональными. Анализ текущих и запла-нированных доходов и расходов приведет к принятию осознанных финансовых решений, поиску дополнитель-ных источников доходов и возможностей сокращения не-обоснованных расходов. Это позволит сформировать ре-зервы на непредвиденные расходы, накопить денежные средства для покупки желанных вещей и сформировать капитал для получения пассивного дохода. Данная игра позволяет моделировать игровые ситуации из повседнев-ной жизни семьи, связанные с движением денежных средств. Проигрывание таких ситуаций поможет осознать влияние различных решений и непредвиденных событий на финансовое состояние семьи.

Игра «Семейный бюджет» включает различные иг-ровые приемы (ролевая игра, кейсы, настольная игра и др.). Для дидактического обеспечения игры используют-ся игровые карточки и мультимедийная презентация. Формы, методы, технологии игры понятны участникам и создают условия для включения всех в активную дея-тельность по ведению семейного бюджета.

Ход игры

1-й этап – «Знакомимся с семьей». Распределяют-ся роли и формируются команды – семьи. Участники пред-ставляются, характеризуя персонажей, роли которых им достались (возраст, профессия, родственные связи). Ус-ваиваются знания по источникам доходов семьи, форми-руется опыт финансового планирования.


20

2-й этап – «Планируем доходы семьи». Команды рассчитывают годовые размеры доходов семьи, исходя из представленной информации об источниках и размерах доходов членов семьи. Закрепляются знания по источни-кам доходов семьи, формируется опыт финансового пла-нирования.

3-й этап – «Планируем расходы семьи». Участни-ки сначала пытаются угадать структуру расходов семьи, а затем рассчитывают размеры основных их видов в годо-вом выражении. Закрепляются знания по видам основных расходов семьи, формируется понимание необходимости соотнесения расходов с доходами семьи и формирования сбережений, формируется опыт финансового планирова-ния.

4-й этап – «Ведем учет непредвиденных доходов и расходов». Каждый участник выбирает случайные собы-тия из повседневной жизни, и команды учитывают дви-жение денежных средств в семейном бюджете. Уясняется влияние принимаемых финансовых решений и непредви-денных событий на семейный бюджет, осознаются необ-ходимость создания резервного фонда, важность учета де-нежных потоков, формируется ответственное и осознанное финансовое поведение.

5-й этап – «Экономим и увеличиваем доходы». Участники команды выбирают различные способы эконо-мии и роста доходов семьи. Закрепляются знания по спо-собам экономии расходов и возможностям увеличения до-ходов семьи.

6-й этап – «Подводим итоги». Участники рассчи-тывают размеры сбережений с учетом исходной финансо-вой ситуации в семье, влияния непредвиденных событий, использования способов экономии и возможностей увели-чения доходов. Закрепляются знания о процессе форми-рования сбережений и их роли в семейном бюджете.

7-й этап. «Исполняем мечты». Участники выби-рают, на какие цели будут использованы сбережения. Формируется осознание необходимости соотнесения имеющихся финансовых возможностей с целями (потреб-ностями) семьи, т.е. «жизни по средствам».


21

В конце каждого этапа подводятся итоги и фиксиру-ются результаты в бланках-инструкциях участников. По-бедителем становится семья с наибольшим по итогам шес-того этапа размером сбережений. Поощрительные призы получают семьи, которые смогли соотнести имеющиеся сбережения со стоимостью мечты одного из членов семьи, выбранной на седьмом этапе.

Инструкция для участников

В ходе игры Вам необходимо пройти семь этапов. В начале Вам будет предложено выбрать роль члена семьи и войти в одну из пяти команд – сформированной семьи. Далее следует выбрать размер заработной платы и других источников доходов семьи и рассчитать размер ее годового дохода. На следующем этапе Вы определите структуру расходов Вашей семьи. Затем, выбирая соответствующее событие из жизни Вашей или другой семьи, будете вести учет движения денежных средств в семейном бюджете. Далее, выбрав способы экономии и роста доходов, Вы сможете скорректировать семейный бюджет.

Задачей любой семьи (команды) является формиро-вание наибольшего размера сбережений. На шестом этапе Ваша команда должна будет посчитать размер накоплений по итогам предшествующих этапов. Победителем станет та, у которой он наибольший. Однако можно попытаться также получить поощрительный приз, для этого Вам по-надобится угадать, на исполнение чьей из членов семьи мечты накопленных сбережений будет достаточно.

Инструкция для ведущего

1-й этап. Знакомимся с семьей (10 минут)

Ведущий сообщает правила игры на данном этапе. На свободном столе разложены карточки с ролями (при-ложение 1) чистой стороной наверх.

Участники поочередно выбирают карточку и приса-живаются за стол с именем его семьи.

Основной состав участников (17 человек). Участники формируют семьи в соответствии со схемой на


22

слайде (приложение 2). После формирования команд ка-ждый участник по очереди представляется, используя ин-формацию на карточке и презентации.

Вспомогательный состав. Остальные участ-ники присоединяются к командам в качестве консультан-тов-помощников.

Команды получают бланки-инструкции (приложе- ние 3) и заполняют информацию по первому этапу.

2-й этап. Планируем доходы семьи (10 минут)

Ведущий сообщает правила игры на данном этапе. Задача участников – выбрать доходы, соответствующие профессии или статусу члена семьи из таблицы 1 (при- ложение 4, информацию можно также представить на слайде), и посчитать размер годовых доходов семьи.

Через 5 минут команды озвучивают размеры годо-вых доходов семей. За ошибку в расчетах команда получа-ет штрафной балл1. Справочная информация для ведуще-го (консультантов) представлена в приложении 5.

1 Результаты по штрафным и бонусным баллам подсчитываются на 6-м этапе.

3-й этап. Планируем расходы семьи (10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом эта-пе. На свободном столе раскладывает карточки со структу-рой расходов (приложение 6). Представитель от каждой команды подходит и выбирает карточку со структурой расходов семьи.

Этот этап состоит из двух частей. В первой части ко-манды зарабатывают бонусные баллы, угадывая виды рас-ходов. Предположения о виде расходов в соответствии с его долей в бюджете фиксируют на карточке. Затем сдают карточки ведущему (помощникам ведущего), который считает количество совпадений и озвучивает количество бонусных баллов (каждое совпадение – бонусный балл). Далее ведущий (помощники ведущего) раздает карточки с правильной структурой расходов семьи в соответствии с выбранным вариантом (приложение 7), и участники


23

должны рассчитать соответствующие размеры каждого вида расходов (в годовом выражении), записав информа-цию в бланках-инструкциях. Ошибка в расчетах – штраф-ной балл.

Ведущий проверяет произведенные командами рас-четы.

4-й этап. Ведем учет непредвиденных доходов

и расходов (10 минут)

Ведущий на свободном столе размещает игровое по-ле (приложение 8), карточки с описаниями жизненных ситуаций (приложение 9), фишки и игральный кубик, кратко информирует участников о правилах игры на этом этапе.

Участники по очереди подходят к столу, и каждый бросает кубик, делая фишкой семьи нужное количество шагов по игровому полю. В соответствии с выпавшим со-бытием на игровом поле участник берет карточку и озву-чивает ее информацию. Семьи, бюджет которых затраги-вает данное событие, делают соответствующие записи в бланк-инструкцию.

В конце этапа участники подсчитывают размеры не-предвиденных доходов и расходов семьи, записывают ре-зультаты в бланк-инструкцию.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет записи и расчеты команд. Ошибка в расчетах – штрафной балл.

5-й этап. Экономим и увеличиваем доходы

(10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом эта-пе. Представитель каждой семьи выбирает карточку с ва-риантом экономии (приложение 10), карточку с вариантом увеличения доходов (приложение 11) и озвучивает их ин-формацию. Семьи делают соответствующие записи в бланке-инструкции при условии, что выбранный способ экономии используется только одной семьей, а выбран-ный вариант роста доходов может быть применен, если имеет отношение к данной семье.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет расчеты. Ошибка – штрафной балл.


24

6-й этап. Подводим итоги (20 минут)

Ведущий рассказывает о задачах участников на этом этапе. Им необходимо рассчитать размер накоплений (сбережений) семьи. Предлагается следующий алгоритм:

1. Из статьи «Прочие (непредвиденные) расходы» (см. бланк 3-го этапа) вычитается размер непредвиденных расходов (см. бланк 4-го этапа).

2. Полученный результат прибавляют к сбережениям (см. бланк 3-го этапа) и прибавляют, если имеются, не-предвиденные доходы (см. бланк 4-го этапа).

3. Увеличивают полученный результат на размер экономии (см. бланк 5-го этапа) и увеличения доходов, ес-ли имеется (см. бланк 5-го этапа).

4. Снижают результат с учетом штрафных баллов (1 штрафной балл «-10000 руб.») и увеличивают с учетом бонусных баллов (1 бонусный балл «+10000 руб.).

5. Записывают в бланке размер сбережений семьи и озвучивают его.

Ведущий объявляет о победителях – семье с наи-большим размером сбережений.

7-й этап. Исполняем мечты (20 минут)

Ведущий оповещает команды о возможности полу-чить поощрительный приз, если они исполнят мечту одно-го из членов семьи (приложение 12, рекомендуем размес-тить на слайде). Для этого им предлагается выбрать, чью из членов семьи мечту они исполнят, и если размера сбе-режений для этого достаточно, то семья получает поощри-тельный приз.

По итогам игры ведущий награждает победителей и вручает поощрительные призы.

Вопросы для обсуждения и подведения итогов игры

1. Для чего необходимо вести семейный бюджет?

Ведение семейного бюджета – процесс анализа, пла-нирования, учета и контроля денежных поступлений се-мьи и использования доходов. Это повышает финансовую


25

дисциплину в семье, упорядочивает финансовые потоки, позволяет выявить нерациональные траты и резервы по-вышения доходов, более эффективно использовать имею-щиеся финансовые ресурсы и достигать финансовых це-лей, сопоставлять потребности семьи с финансовыми воз-можностями, формировать сбережения, быстрее погашать обязательства.

2. Какие основные виды доходов имеет семья?

Доходы от трудовой деятельности человека, которые еще можно назвать активным доходом, включают оплату труда по найму (включая заработную плату и другие вы-платы денежных средств наемным работникам от работо-дателей), а также доход от самостоятельной трудовой дея-тельности, в том числе предпринимательской, интеллек-туальной, домашнего хозяйства и др. В соответствии с тру-довым законодательством РФ заключение трудового дого-вора допускается с лицами, достигшими 16 лет, с лицами, достигшими 15 лет для выполнения легкого труда, с лица-ми, достигшими 14 лет с разрешения родителей (опеку-нов) в свободное от учебы время для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью.

3. Какие основные статьи расходов имеет семья?

Все статьи расходов семьи можно разделить на не-сколько групп. Расходы на текущую деятельность включа-ют все затраты, которые связаны с существованием чело-века и реализацией его потребностей в питании, одежде, отдыхе и т.д. Эти расходы есть у всех, вне зависимости от того, имеют ли они какое-либо имущество в собственно-сти, есть ли у них обязательства перед банками и т.д. Дан-ная категория расходов включает расходы на питание, проживание, если у людей нет недвижимости в собствен-ности, на проезд, досуг и отпуск, на хобби и иные увлече-ния, Интернет, телефон, лечение, спорт и т.д. Следующая группа расходов – это расходы на активы, то есть на со-держание личного имущества, они включают расходы на квартиру, собственный автомобиль, развитие собственного бизнеса, оплату услуг финансовых компаний, на добро-вольное пенсионное обеспечение и накопительное страхо-


26

вание жизни и т.д. Следующая группа – расходы на заем-ный капитал, к которым относятся проценты и другие вы-платы по кредитным обязательствам семьи, в том числе по ипотечным кредитам, автокредиту, кредитным картам и др. Следующая группа – это социальные расходы, куда включаются расходы на благотворительность, налоговые платежи, штрафы, пени и т.д.

4. Какие возможны способы экономии денежных средств семьи?

Экономия на связи возможна за счет выбора более выгодного тарифа, использования Интернета для между-народных и междугородных разговоров. Экономия на одежде, обуви возможна, если посещать распродажи, ко-гда вещи продаются с большими скидками по окончании сезона. Экономия на походах в магазин возможна, если составлять список необходимых товаров и следовать ему, закупать продукты, бытовую химию и так далее раз в не-делю в оптовых магазинах и др.

5. Какие возможны способы роста доходов семьи?

Увеличить доходы семьи можно, работая по совмес-тительству, инвестируя свои накопления. Также можно продать ненужные вещи, заниматься приусадебным хо-зяйством, студентам и школьникам найти подработку ле-том или в свободное от учебы время и т.д.

6. Как формируются сбережения и для чего они не-обходимы?

Сбережения формируются за счет разницы между доходами и расходами семьи. Формирование сбережений необходимо для достижения собственных целей: осущест-вления крупных покупок (дома, автомобиля, техники и т.п.), оплаты обучения детей или получения дополнитель-ного пассивного дохода.

7. Когда необходимо корректировать семейный бюджет?

Семейный бюджет рекомендуется корректировать в любом случае, вне зависимости от изменений, раз в год, когда происходит сопоставление плана и фактических


27

значений. Плановые показатели пересчитываются также по мере выявления изменений внешних факторов и по личной инициативе, когда возникнет необходимость учесть изменившиеся внутренние факторы либо просто оценить ход выполнения финансового плана.

В завершение занятия для получения обратной связи ведущему рекомендуется поинтересоваться у участников о приобретенных в процессе игры навыках, понравившихся и запомнившихся элементах игры, возникших в ходе игры трудностях.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Доходы семьи – совокупность получаемых средств как в денежной, так и в натуральной форме.

Заработная плата – оплата труда работника в за-висимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Пенсия – ежемесячная денежная сумма, выплачи-ваемая в соответствии с законодательством лицам для за-мещения утраченного дохода.

Стипендия – денежная сумма, выплачиваемая регу-лярно учащимся средних и высших учебных заведений.

Регулярные доходы – доходы, которые поступают ежемесячно (регулярно) на протяжении продолжительно-го периода времени (года).

Нерегулярные доходы – доходы, которые имеют временный или сезонный характер.

Расходы семьи – денежные средства, затраченные на содержание семьи.

Сбережения – часть финансовых активов индивида, используемая для удовлетворения его будущих потребно-стей и получения дополнительного дохода в будущем.

Семейный бюджет – форма образования и исполь-зования семейного фонда денежных средств, также может рассматриваться как план доходов и расходов семьи.

Финансовое планирование — совокупность меро-приятий по планомерному формированию и использова-


28

нию денежных доходов, накоплений и поступлений и фи-нансовых отношений в соответствии с поставленными це-лями и задачами.

Инфляция – повышение уровня цен на товары и ус-луги.

Экономические риски – вероятность финансовых по-терь или дополнительных доходов вследствие непредви-денных событий в экономике.

Налоги – предусмотренные законом обязательные платежи, осуществляемые в том числе физическими ли-цами, при получении доходов, владении имуществом и других установленных случаях.

Штрафы – взыскание денежных средств за различ-ные виды нарушений. Раздел 2

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

2.1. Игра

«СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ХВАТАЛО ДЕНЕГ

ЦЕЛЬ ИГРЫ:

посредством игрового моделирования проблемных ситуаций управления денежными потоками семьи закре-пить знания по основам ведения семейного бюджета и сформировать навыки планирования и учета доходов и расходов семьи.

Задачи:














17



Базовые понятия: доходы семьи, заработная плата, пенсия, стипендия, регулярные доходы, нерегуляр-ные доходы, расходы семьи, сбережения, инфляция, эко-номические риски, налоги, штрафы, семейный бюджет, финансовое планирование.

В результате игры участники должны знать:

● основные виды доходов семьи;

● способы повышения доходов семьи;

● основные виды расходов семьи;

● способы экономии;

● о роли сбережений в бюджете семьи.

В результате игры участники должны уметь:

● планировать доходы и расходы семьи;

● вести учет денежных потоков семьи;

● использовать способы экономии;

● использовать способы увеличения доходов семьи;

● сопоставлять сбережения и финансовые цели;

● идентифицировать риски для семейного бюджета;

● понимать и принимать ответственность за реали-зуемые финансовые решения.

Количество участников: от 17 до 25 чело-век.

Роли:

1. Ведущий – модератор, регулирует выполнение правил игры, контролирует ее ход и подводит итоги игры.

2. Василий Петрович Кошкин – 55 лет, предприни-матель.

3. Мария Ивановна Кошкина – 54 года, главный бух-галтер.

4. Сергей Васильевич Кошкин – 30 лет, менеджер в банке.

5. Ирина Алексеевна Кошкина – 28 лет, воспитатель в детском саду.



18


6. Марина Кошкина – 10 лет, учится в школе.

7. Полина Кошкина – 5 лет, ходит в детский сад.

8. Иван Алексеевич Мышкин – 40 лет, юрист.

9. Вера Васильевна Мышкина (Кошкина) – 36 лет, врач.

10. Александр Мышкин – 18 лет, студент.

11. Виктория Мышкина – 16 лет, учится в школе.

12. Михаил Алексеевич Мышкин – 38 лет, строи-тель.

13. Алла Ивановна Мышкина – 35 лет, учитель.

14. Наталья Мышкина – 17 лет, студентка.

15. Роман Мышкин – 15 лет, учится в школе.

16. Алексей Федорович Мышкин – 62 года, пенсио-нер, преподаватель.

17. Нина Николаевна Мышкина – 60 лет, пенсио-нер, домохозяйка, дачница.

18. Акулина Степановна Мышкина – 80 лет, пен-сионер, вдова ветерана ВОВ.

19. Финансовые консультанты – специалисты по управлению финансами, задачей которых является мони-торинг за составлением и корректировкой семейного бюджета.


Примечание: согласно правилам игры, основной со-став участников (членов семей) – 17 человек, однако если фактическое количество участников меньше, то можно распределить не все роли, но при этом сфор-мировать семьи по исходной информации, а если ко-личество участников больше, то следует выделить основной (члены семей) и вспомогательный (финан-совые консультанты и помощники ведущего) соста-вы.

Материалы: игровые карточки, игровое поле, 5 фишек, игральный кубик, бланки-инструкции для уча-стников, ручки или карандаши, бумага для заметок, каль-куляторы, проектор и компьютер.


19

СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ

Каждый из нас в повседневной жизни совершает опе-рации с денежными средствами, получает их или отдает. Часто денег бывает недостаточно для удовлетворения же-ланий. И тогда возникает вопрос: как сделать так, чтобы денег хватало на всё, возможно ли это? Поможет ли в этом ведение семейного бюджета?

Ведение семейного бюджета необходимо для того, чтобы выяснить, на что тратятся деньги, и понять, какие траты были нерациональными. Анализ текущих и запла-нированных доходов и расходов приведет к принятию осознанных финансовых решений, поиску дополнитель-ных источников доходов и возможностей сокращения не-обоснованных расходов. Это позволит сформировать ре-зервы на непредвиденные расходы, накопить денежные средства для покупки желанных вещей и сформировать капитал для получения пассивного дохода. Данная игра позволяет моделировать игровые ситуации из повседнев-ной жизни семьи, связанные с движением денежных средств. Проигрывание таких ситуаций поможет осознать влияние различных решений и непредвиденных событий на финансовое состояние семьи.

Игра «Семейный бюджет» включает различные иг-ровые приемы (ролевая игра, кейсы, настольная игра и др.). Для дидактического обеспечения игры используют-ся игровые карточки и мультимедийная презентация. Формы, методы, технологии игры понятны участникам и создают условия для включения всех в активную дея-тельность по ведению семейного бюджета.

Ход игры

1-й этап – «Знакомимся с семьей». Распределяют-ся роли и формируются команды – семьи. Участники пред-ставляются, характеризуя персонажей, роли которых им достались (возраст, профессия, родственные связи). Ус-ваиваются знания по источникам доходов семьи, форми-руется опыт финансового планирования.


20

2-й этап – «Планируем доходы семьи». Команды рассчитывают годовые размеры доходов семьи, исходя из представленной информации об источниках и размерах доходов членов семьи. Закрепляются знания по источни-кам доходов семьи, формируется опыт финансового пла-нирования.

3-й этап – «Планируем расходы семьи». Участни-ки сначала пытаются угадать структуру расходов семьи, а затем рассчитывают размеры основных их видов в годо-вом выражении. Закрепляются знания по видам основных расходов семьи, формируется понимание необходимости соотнесения расходов с доходами семьи и формирования сбережений, формируется опыт финансового планирова-ния.

4-й этап – «Ведем учет непредвиденных доходов и расходов». Каждый участник выбирает случайные собы-тия из повседневной жизни, и команды учитывают дви-жение денежных средств в семейном бюджете. Уясняется влияние принимаемых финансовых решений и непредви-денных событий на семейный бюджет, осознаются необ-ходимость создания резервного фонда, важность учета де-нежных потоков, формируется ответственное и осознанное финансовое поведение.

5-й этап – «Экономим и увеличиваем доходы». Участники команды выбирают различные способы эконо-мии и роста доходов семьи. Закрепляются знания по спо-собам экономии расходов и возможностям увеличения до-ходов семьи.

6-й этап – «Подводим итоги». Участники рассчи-тывают размеры сбережений с учетом исходной финансо-вой ситуации в семье, влияния непредвиденных событий, использования способов экономии и возможностей увели-чения доходов. Закрепляются знания о процессе форми-рования сбережений и их роли в семейном бюджете.

7-й этап. «Исполняем мечты». Участники выби-рают, на какие цели будут использованы сбережения. Формируется осознание необходимости соотнесения имеющихся финансовых возможностей с целями (потреб-ностями) семьи, т.е. «жизни по средствам».


21

В конце каждого этапа подводятся итоги и фиксиру-ются результаты в бланках-инструкциях участников. По-бедителем становится семья с наибольшим по итогам шес-того этапа размером сбережений. Поощрительные призы получают семьи, которые смогли соотнести имеющиеся сбережения со стоимостью мечты одного из членов семьи, выбранной на седьмом этапе.

Инструкция для участников

В ходе игры Вам необходимо пройти семь этапов. В начале Вам будет предложено выбрать роль члена семьи и войти в одну из пяти команд – сформированной семьи. Далее следует выбрать размер заработной платы и других источников доходов семьи и рассчитать размер ее годового дохода. На следующем этапе Вы определите структуру расходов Вашей семьи. Затем, выбирая соответствующее событие из жизни Вашей или другой семьи, будете вести учет движения денежных средств в семейном бюджете. Далее, выбрав способы экономии и роста доходов, Вы сможете скорректировать семейный бюджет.

Задачей любой семьи (команды) является формиро-вание наибольшего размера сбережений. На шестом этапе Ваша команда должна будет посчитать размер накоплений по итогам предшествующих этапов. Победителем станет та, у которой он наибольший. Однако можно попытаться также получить поощрительный приз, для этого Вам по-надобится угадать, на исполнение чьей из членов семьи мечты накопленных сбережений будет достаточно.

Инструкция для ведущего

1-й этап. Знакомимся с семьей (10 минут)

Ведущий сообщает правила игры на данном этапе. На свободном столе разложены карточки с ролями (при-ложение 1) чистой стороной наверх.

Участники поочередно выбирают карточку и приса-живаются за стол с именем его семьи.

Основной состав участников (17 человек). Участники формируют семьи в соответствии со схемой на


22

слайде (приложение 2). После формирования команд ка-ждый участник по очереди представляется, используя ин-формацию на карточке и презентации.

Вспомогательный состав. Остальные участ-ники присоединяются к командам в качестве консультан-тов-помощников.

Команды получают бланки-инструкции (приложе- ние 3) и заполняют информацию по первому этапу.

2-й этап. Планируем доходы семьи (10 минут)

Ведущий сообщает правила игры на данном этапе. Задача участников – выбрать доходы, соответствующие профессии или статусу члена семьи из таблицы 1 (при- ложение 4, информацию можно также представить на слайде), и посчитать размер годовых доходов семьи.

Через 5 минут команды озвучивают размеры годо-вых доходов семей. За ошибку в расчетах команда получа-ет штрафной балл1. Справочная информация для ведуще-го (консультантов) представлена в приложении 5.

1 Результаты по штрафным и бонусным баллам подсчитываются на 6-м этапе.

3-й этап. Планируем расходы семьи (10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом эта-пе. На свободном столе раскладывает карточки со структу-рой расходов (приложение 6). Представитель от каждой команды подходит и выбирает карточку со структурой расходов семьи.

Этот этап состоит из двух частей. В первой части ко-манды зарабатывают бонусные баллы, угадывая виды рас-ходов. Предположения о виде расходов в соответствии с его долей в бюджете фиксируют на карточке. Затем сдают карточки ведущему (помощникам ведущего), который считает количество совпадений и озвучивает количество бонусных баллов (каждое совпадение – бонусный балл). Далее ведущий (помощники ведущего) раздает карточки с правильной структурой расходов семьи в соответствии с выбранным вариантом (приложение 7), и участники


23

должны рассчитать соответствующие размеры каждого вида расходов (в годовом выражении), записав информа-цию в бланках-инструкциях. Ошибка в расчетах – штраф-ной балл.

Ведущий проверяет произведенные командами рас-четы.

4-й этап. Ведем учет непредвиденных доходов

и расходов (10 минут)

Ведущий на свободном столе размещает игровое по-ле (приложение 8), карточки с описаниями жизненных ситуаций (приложение 9), фишки и игральный кубик, кратко информирует участников о правилах игры на этом этапе.

Участники по очереди подходят к столу, и каждый бросает кубик, делая фишкой семьи нужное количество шагов по игровому полю. В соответствии с выпавшим со-бытием на игровом поле участник берет карточку и озву-чивает ее информацию. Семьи, бюджет которых затраги-вает данное событие, делают соответствующие записи в бланк-инструкцию.

В конце этапа участники подсчитывают размеры не-предвиденных доходов и расходов семьи, записывают ре-зультаты в бланк-инструкцию.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет записи и расчеты команд. Ошибка в расчетах – штрафной балл.

5-й этап. Экономим и увеличиваем доходы

(10 минут)

Ведущий кратко сообщает правила игры на этом эта-пе. Представитель каждой семьи выбирает карточку с ва-риантом экономии (приложение 10), карточку с вариантом увеличения доходов (приложение 11) и озвучивает их ин-формацию. Семьи делают соответствующие записи в бланке-инструкции при условии, что выбранный способ экономии используется только одной семьей, а выбран-ный вариант роста доходов может быть применен, если имеет отношение к данной семье.

Ведущий (помощники ведущего) проверяет расчеты. Ошибка – штрафной балл.


24

6-й этап. Подводим итоги (20 минут)

Ведущий рассказывает о задачах участников на этом этапе. Им необходимо рассчитать размер накоплений (сбережений) семьи. Предлагается следующий алгоритм:

1. Из статьи «Прочие (непредвиденные) расходы» (см. бланк 3-го этапа) вычитается размер непредвиденных расходов (см. бланк 4-го этапа).

2. Полученный результат прибавляют к сбережениям (см. бланк 3-го этапа) и прибавляют, если имеются, не-предвиденные доходы (см. бланк 4-го этапа).

3. Увеличивают полученный результат на размер экономии (см. бланк 5-го этапа) и увеличения доходов, ес-ли имеется (см. бланк 5-го этапа).

4. Снижают результат с учетом штрафных баллов (1 штрафной балл «-10000 руб.») и увеличивают с учетом бонусных баллов (1 бонусный балл «+10000 руб.).

5. Записывают в бланке размер сбережений семьи и озвучивают его.

Ведущий объявляет о победителях – семье с наи-большим размером сбережений.

7-й этап. Исполняем мечты (20 минут)

Ведущий оповещает команды о возможности полу-чить поощрительный приз, если они исполнят мечту одно-го из членов семьи (приложение 12, рекомендуем размес-тить на слайде). Для этого им предлагается выбрать, чью из членов семьи мечту они исполнят, и если размера сбе-режений для этого достаточно, то семья получает поощри-тельный приз.

По итогам игры ведущий награждает победителей и вручает поощрительные призы.

Вопросы для обсуждения и подведения итогов игры

1. Для чего необходимо вести семейный бюджет?

Ведение семейного бюджета – процесс анализа, пла-нирования, учета и контроля денежных поступлений се-мьи и использования доходов. Это повышает финансовую


25

дисциплину в семье, упорядочивает финансовые потоки, позволяет выявить нерациональные траты и резервы по-вышения доходов, более эффективно использовать имею-щиеся финансовые ресурсы и достигать финансовых це-лей, сопоставлять потребности семьи с финансовыми воз-можностями, формировать сбережения, быстрее погашать обязательства.

2. Какие основные виды доходов имеет семья?

Доходы от трудовой деятельности человека, которые еще можно назвать активным доходом, включают оплату труда по найму (включая заработную плату и другие вы-платы денежных средств наемным работникам от работо-дателей), а также доход от самостоятельной трудовой дея-тельности, в том числе предпринимательской, интеллек-туальной, домашнего хозяйства и др. В соответствии с тру-довым законодательством РФ заключение трудового дого-вора допускается с лицами, достигшими 16 лет, с лицами, достигшими 15 лет для выполнения легкого труда, с лица-ми, достигшими 14 лет с разрешения родителей (опеку-нов) в свободное от учебы время для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью.

3. Какие основные статьи расходов имеет семья?

Все статьи расходов семьи можно разделить на не-сколько групп. Расходы на текущую деятельность включа-ют все затраты, которые связаны с существованием чело-века и реализацией его потребностей в питании, одежде, отдыхе и т.д. Эти расходы есть у всех, вне зависимости от того, имеют ли они какое-либо имущество в собственно-сти, есть ли у них обязательства перед банками и т.д. Дан-ная категория расходов включает расходы на питание, проживание, если у людей нет недвижимости в собствен-ности, на проезд, досуг и отпуск, на хобби и иные увлече-ния, Интернет, телефон, лечение, спорт и т.д. Следующая группа расходов – это расходы на активы, то есть на со-держание личного имущества, они включают расходы на квартиру, собственный автомобиль, развитие собственного бизнеса, оплату услуг финансовых компаний, на добро-вольное пенсионное обеспечение и накопительное страхо-


26

вание жизни и т.д. Следующая группа – расходы на заем-ный капитал, к которым относятся проценты и другие вы-платы по кредитным обязательствам семьи, в том числе по ипотечным кредитам, автокредиту, кредитным картам и др. Следующая группа – это социальные расходы, куда включаются расходы на благотворительность, налоговые платежи, штрафы, пени и т.д.

4. Какие возможны способы экономии денежных средств семьи?

Экономия на связи возможна за счет выбора более выгодного тарифа, использования Интернета для между-народных и междугородных разговоров. Экономия на одежде, обуви возможна, если посещать распродажи, ко-гда вещи продаются с большими скидками по окончании сезона. Экономия на походах в магазин возможна, если составлять список необходимых товаров и следовать ему, закупать продукты, бытовую химию и так далее раз в не-делю в оптовых магазинах и др.

5. Какие возможны способы роста доходов семьи?

Увеличить доходы семьи можно, работая по совмес-тительству, инвестируя свои накопления. Также можно продать ненужные вещи, заниматься приусадебным хо-зяйством, студентам и школьникам найти подработку ле-том или в свободное от учебы время и т.д.

6. Как формируются сбережения и для чего они не-обходимы?

Сбережения формируются за счет разницы между доходами и расходами семьи. Формирование сбережений необходимо для достижения собственных целей: осущест-вления крупных покупок (дома, автомобиля, техники и т.п.), оплаты обучения детей или получения дополнитель-ного пассивного дохода.

7. Когда необходимо корректировать семейный бюджет?

Семейный бюджет рекомендуется корректировать в любом случае, вне зависимости от изменений, раз в год, когда происходит сопоставление плана и фактических


27

значений. Плановые показатели пересчитываются также по мере выявления изменений внешних факторов и по личной инициативе, когда возникнет необходимость учесть изменившиеся внутренние факторы либо просто оценить ход выполнения финансового плана.

В завершение занятия для получения обратной связи ведущему рекомендуется поинтересоваться у участников о приобретенных в процессе игры навыках, понравившихся и запомнившихся элементах игры, возникших в ходе игры трудностях.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Доходы семьи – совокупность получаемых средств как в денежной, так и в натуральной форме.

Заработная плата – оплата труда работника в за-висимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Пенсия – ежемесячная денежная сумма, выплачи-ваемая в соответствии с законодательством лицам для за-мещения утраченного дохода.

Стипендия – денежная сумма, выплачиваемая регу-лярно учащимся средних и высших учебных заведений.

Регулярные доходы – доходы, которые поступают ежемесячно (регулярно) на протяжении продолжительно-го периода времени (года).

Нерегулярные доходы – доходы, которые имеют временный или сезонный характер.

Расходы семьи – денежные средства, затраченные на содержание семьи.

Сбережения – часть финансовых активов индивида, используемая для удовлетворения его будущих потребно-стей и получения дополнительного дохода в будущем.

Семейный бюджет – форма образования и исполь-зования семейного фонда денежных средств, также может рассматриваться как план доходов и расходов семьи.

Финансовое планирование — совокупность меро-приятий по планомерному формированию и использова-


28

нию денежных доходов, накоплений и поступлений и фи-нансовых отношений в соответствии с поставленными це-лями и задачами.

Инфляция – повышение уровня цен на товары и ус-луги.

Экономические риски – вероятность финансовых по-терь или дополнительных доходов вследствие непредви-денных событий в экономике.

Налоги – предусмотренные законом обязательные платежи, осуществляемые в том числе физическими ли-цами, при получении доходов, владении имуществом и других установленных случаях.

Штрафы – взыскание денежных средств за различ-ные виды нарушений.