СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка: "Диагностическое занятие «Цветочная полянка» для детей 6-7 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью диагностического занятия "Цветочная полянка является выявление у детей старшего дошкольного возраста знаний о музыке и способности к эстетическим суждениям о характере художественного образа; определение уровеня сформированности музыкальных способностей (чувство ритма, творческие способности) в музыкально-ритмической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Диагностическое занятие «Цветочная полянка» для детей 6-7 лет"»

АНО ДО «Планета детства «Лада»

Д/С № 161 «Лесовичок»

г. Тольятти







Методическая разработка

диагностическое занятие «Цветочная полянка»

для детей 6-7 лет



Автор-составитель:

Королева Наталья Геннадьевна,

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Диагностическое занятие «Цветочная полянка»

Цель обследования: выявить знания о музыке и способность к эстетическим суждениям о характере художественного образа; определить уровень сформированности музыкальных способностей (чувство ритма, творческие способности) в музыкально-ритмической деятельности.

Материалы, оборудование: интерактивная доска, ноутбук; мультимедийная игра «Цветочная полянка»; музыкальные произведения: П.И.Чайковский «Новая кукла», П.И.Чайковский «Болезнь куклы», Э.Григ «Шествие гномов», П.И.Чайковский «Подснежник», Д.Д.Кабалевский «Клоуны»; ленточки, платочки, погремушки, куклы, мячи.

Ход диагностики:

Музыкальный руководитель обращает внимание детей на цветочную полянку на интерактивной доске: Словно пеструю рубашку

Кто-то бросил у реки.

Вот – полянка там – ромашка,

Незабудки, васильки.

Тихо бабочка порхала

С лепестка на лепесток.

А потом она устала,

Опустилась на цветок.

Цветочки на полянке необычные, они музыкальные. Садится бабочка на цветок, звучит музыка. Ребенок, подходит к интерактивной доске, выбирает цветок, называет его (например, роза), нажимает на скрипичный ключ, звучит музыкальное произведение. Ребенок должен назвать его и имя композитора, определить характер музыкального произведения, выделяя смену настроения, используя разнообразные образные определения. Дотрагивается до цветочка, появляется иллюстрация, соответствующая звучащему музыкальному произведению. Все дети выполняют двигательные импровизации по сюжету, звучащего музыкального произведения, используя атрибуты по своему желанию.




Таблица № 1 Критериальная таблица выявления знаний о музыке и способности к эстетическим суждениям о характере художественного образа; сформированности музыкальных способностей (чувство ритма, творческие способности) в музыкально-ритмической деятельности.


Критерии

Показатели

Уровни

Форма проведения

высокий

средний

низкий

1

когнитивно-познавательный

-знание в области музыкального искусства.

Ребенок называет музыку, композитора.

Ребенок называет музыку, композитора с помощью взрослого.

Знания отсутствуют.

Д/И «Угадай музыку и вспомни композитора»

2

эмоционально-чувственный

- эмоциональная отзывчивость на содержание музыкального произведения;

-эмоциональная выразительность и разнообразие эмоциональных проявлений в виде ритмопластических, образных и танцевальных движений.

Ребенок проявляет активность, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Мимика, движения ребенка выразительны, разнообразны, соотносятся с эмоциональным содержанием музыкального произведения.

Ребенку необходима дополнительная мотивация.

Мимика и движения скованы, однообразны.

Ребенок не заинтересован, отказывается выполнять задание.


Диагностическая беседа:

- Какое настроение выражено в каждом произведении?

-Какими средствами композитор выразил настроение (характер мелодии, интонации, динамика, тембр, темп, регистр и др.)


Д/И «Изобрази музыкальную картинку».

3

аксиологический (ценностный)

- наличие интереса к музыке.

Ребенок увлеченно слушает музыку, с желанием приступает к выполнению задания, выполняет его самостоятельно

Ребенок внимателен, увлечен, но нуждается в поддержке педагога

Ребенок формально относится к выполнению задания

Наблюдение за детьми во время занятия.

4

деятельностно-практический

- уровень музыкально-творческих способностей;

- умения и навыки в музыкально-ритмической деятельности;

- способность к самовыражению музыкальными средствами.




Свободно импровизирует на основе опыта музыкально-ритмической деятельности; передает характерные особенности музыкально-художественного образа в свободной пластике

Движения схематичны, ребенок затрудняется в самостоятельном выражении музыкально-художественного образа, использует опыт других детей, действует по показу, старается, но не всегда получается передать в движениях образ музыкального произведения

Недостаточен опыт музыкально-ритмических движений для выражения в пластике характерных особенностей музыкального образа, не чувствуется связь между изображенным образом, музыкой и движением

Д/И « Изобрази музыкальную картинку в движении».


Наблюдение за выполнением музыкально-ритмических движений.


Результаты диагностики фиксируются в Таблице № 2:

3 балла – соответствует высокому уровню;

2 балла – соответствует среднему уровню;

1 балл – соответствует низкому уровню.

Таблица № 2 Карта фиксации результатов выявления знаний о музыке и способности к эстетическим суждениям о характере художественного образа; сформированности музыкальных способностей (чувство ритма, творческие способности) в музыкально-ритмической деятельности.


Критерии

Ф.И.ребенка

когнитивно-познавательный

эмоционально-чувственный

аксиологический (ценностный)

деятельностно-практический

Общее кол-во баллов

Уровень

(В,С,Н)

1








2








3








4








5








Технологическая карта диагностического музыкального занятия «Цветочная полянка»

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога (методы, формы, приемы, возможные виды деятельности)

Деятельность воспитанников

Результат

Вводно-организационный,

1-2 минуты

Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка

Организация направленного внимания.

Исполнение музыкального приветствия, доброе пожелание, установление зрительного контакта

Предлагает ответить на вопросы:

- Любите ли вы музыку?

- Какие музыкальные произведения вам нравятся?

(Музыкальное приветствие «Добрый день!»

Беседа «Любите ли вы музыку, какие музыкальные произведения вам нравятся»)

Участие в музыкальном приветствии «Добрый день!»

Отвечают на вопросы педагога.

Эмоционально-личностный компонент.

Психологическая готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания

Мотивационно-целевой

1-2 минуты

Формирование мотивации для предстоящей деятельности

Обращает внимание детей на интерактивную доску – там изображена цветочная полянка, по которой порхает бабочка и выбирает цветочки. Только цветочки необычные, они музыкальные. Садится бабочка на цветочек – звучит музыка, которую надо угадать и назвать композитора.

(Мотивация «Отправимся вместе с бабочкой по цветочкам»)

Проявление интереса к происходящему.

Принятие ребенком цели как собственной стратегии.


Эмоционально-мотивационный компонент

Внутренняя мотивация на деятельность

Содержательно-деятельностный 14-21 мин

Выявление определенного объема знаний и представлений (применение знаний, навыков и умений)

Вызывает индивидуально каждого ребенка к интерактивной доске, предлагая выбрать цветочек и нажать на скрипичный ключик.

Предлагает вспомнить произведение, композитора, ответить на вопросы.

( Выбор цветочков - Д/И «Угадай музыку и вспомни композитора»

Диагностическая беседа:

- Какое настроение выражено в каждом произведении?

- Какими средствами композитор выразил настроение (характер мелодии, интонации, динамика, тембр, темп, регистр и др.)

Предлагает выбрать любимое произведение, передать музыкальный образ через движения.

Предлагает выбрать атрибуты, подходящие к передаче музыкального образа: ленточки, мячи, погремушки, платочки, куклы Д/И («Изобрази музыкальную картинку»)

Выбор цветка, название звучащего музыкального произведения, композитора.

Ответы на вопросы беседы

Ребенок, подходит к интерактивной доске, выбирает цветок, называет его (например, роза), нажимает на скрипичный ключ, звучит музыкальное произведение. Ребенок должен назвать его и имя композитора, определить характер музыкального произведения, выделяя смену настроения, используя разнообразные образные определения

Дети называют любимое произведение. Договариваются о выборе одного музыкального произведения.

Все дети выполняют двигательные импровизации по сюжету, звучащего музыкального произведения, используя атрибуты по своему желанию.


Когнитивный компонент

Обладание знаниями и представлениями.

Практический компонент

Проявление инициативы.

Способность самостоятельно действовать.

Овладение умениями работать по образцу и по правилу.

Оценочно-рефлексивный, 2-3 мин

Подведение итогов, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки

Предлагает высказаться по поводу качества выполнения двигательных импровизаций каждого ребенка, выразить в словах свое эмоциональное состояние.

(Индивидуальный опрос «Что получилось, а над чем еще надо трудиться?»)

Высказываются по поводу качества выполнения движений, своего эмоционального состояния.

Эмоционально-оценочный компонент

Сформированность элементарных навыков самооценки.