Методическая разработка:
«Дидактические игры на развитие эмоционального интеллекта дошкольников»
Эмоции сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки. Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то дети этому только ещё учатся, постепенно наращивая объём самых разных чувств.
К сожалению, нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребёнка с окружающим миром. Соответственно грамотно организованная педагогическая работа в направлении развития эмоционального интеллекта в целом и умении управлять своими эмоциями в частности поможет значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в личностном развитии дошкольников. А значит, педагог использует в своей работе с дошкольниками такие формы деятельности, которые помогут формировать способность выражать и понимать эмоции, как собственные, так и других людей, а также управлять ими, сопереживать людям, животным, героям литературных произведений и т.д.
Безусловно ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, в которой ребёнок учится правильному поведению в различных ситуациях, а также выражению эмоций и управлению ими, учится уступать другому или, наоборот, отстаивать свою точку зрения.
Приведём несколько примеров таких игр:
Игра «Художник»
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с контурным изображением лиц детей, не выражающих эмоции. Детям предлагают с помощью камней Марблс выложить свое эмоциональное состояние .
Игра «Кто куда»
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
Игра «Крошка Енот»
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Игра «Копилка добрых дел»
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
Игра «Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
Игра «Пирамида любви»
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида.
Игра «Угадай!»
Закройте лицо руками, а когда откроете, на нем должна быть изображена какая-то эмоция. Предложите ребенку угадать, что вы изобразили. Потом поменяйтесь с ребенком ролями.
Игра «Как я говорю?»
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
Игра «Лица»
Педагог вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.
Игра «Маски»
Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.
Игра «Встаньте все те. Кто…»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.
Ход игры: ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру?
Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа.
Игра « Как ты себя чувствуешь?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.
Ход игры: упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.
Игра «Ветер дует на...»
Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.
Игра «Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Ход игры: детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
Игра «Портрет самого лучшего друга»
Цель: развитие анализа и самоанализа.
Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз
Игра «Убеди меня»
Цель игры: научить отстаивать свои интересы; защищать то, что дорого; спокойно принимать критику своих убеждений.
Ход игры: Спросите ребёнка, какое из недавно прочитанных произведений понравилось ему больше всего.
Сделайте сенсационное заявление, объявив, что считаете эту книгу совершенно неинтересной.
Позвольте ребёнку переубедить вас.
При этом нужно быть тактичными.
Возражайте мягко, не оскорбляя детских чувств, но побуждая своего оппонента приводить всё новые и новые аргументы в защиту своей позиции.
В итоге вы должны признать победу малыша. В идеале после игры вместе перечитать книгу, которую обсуждали.
Вместо литературы можно подвергнуть анализу просмотренные фильмы и мультики, новые игры, игрушки и наряды.
Игра «История одного шарика»
Цель игры:
научить ребёнка расслабляться, подстегнуть работу его воображения, помочь анализировать собственные переживания.
Ход игры: попросите малыша надуть яркий воздушный шарик. Придумайте историю, суть которой в том, что шарик переполнен эмоциями:
- ему очень обидно, что он зелёный, а его друзья красные;
- он боится предстоящего праздника, потому что дети могут его раздавить;
- он солгал маме-шарику о том, где гулял вчера вечером, и теперь ему мучительно стыдно. Чтобы шарик не лопнул от нахлынувших эмоций, ему надо помочь. Пусть ребёнок медленно выпустит воздух из шарика, приговаривая в этот момент что-то подбадривающее, какие-то слова поддержки.
Игра «Эстафета добра»
Цель игры: научить детей радовать окружающих и получать удовольствие от вызванных эмоций.
Ход игры: все участники игры садятся в кружочек. Для создания особой «кулуарной» атмосферы рекомендуется сесть на ковёр как можно ближе друг к другу. Ведущий поворачивается к своему соседу справа и говорит ему какой-то комплимент, что-то приятное:
- «Мне очень нравится твоя улыбка».
- «Ты слепил очень красивую гусеницу».
- «Я рад, что мы с тобой друзья».
Тот, кому адресованы «приятности», не забыв поблагодарить за них, поворачивается к своему соседу слева и передаёт «эстафету добра».
Игра «Фантазёры»
Цель игры: научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Ход игры: подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей. Пусть ребёнок опишет, что видит. А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту. Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
Игра «Выбрасываем злость»
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с малышом, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
Игра «Как я говорю?»
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
Игра «Давайте поздороваемся!»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.
Ход игры: В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!