СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагога-организатора, посвященная Дню белой трости "И вечный бой - за счастье бой"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

13 ноября, в день рождения французского педагога Валентина  Гаюи (1745 - 1822), основавшего в 1784 г. в Париже первый в мире интернат для слепых, проводится Международный день слепых. Сами незрячие называют 13 ноября Днем белой трости, ибо белая складная трость стала необходимым орудием их передвижения по неведомым дорогам окружающего мира

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагога-организатора, посвященная Дню белой трости "И вечный бой - за счастье бой"»

5



«И вечный бой – за счастье бой»

Вечер отдыха, посвященный Дню белой трости


«Мы знаем, что слепой человек обладает часто талантами, уравновешивающими его этот недостаток. Слепой человек, при правильной помощи ему, может и должен стать великолепным сотрудником нашей обновленной жизни».

А.В Луначарский.


13 ноября, в день рождения французского педагога Валентина Гаюи (1745 - 1822), основавшего в 1784 г. в Париже первый в мире интернат для слепых, проводится Международный день слепых. Сами незрячие называют 13 ноября Днем белой трости, ибо белая складная трость стала необходимым орудием их передвижения по неведомым дорогам окружающего мира

Статистика насчитывает 180 млн. слепых в современном мире, а по данным 2000 года Всероссийское общество слепых объединяет 239 тысяч членов.

В цивилизованных странах давно уже стараются не акцентировать внимания на физических недостатках человека. Даже слова «инвалид» избегают. В Англии, говорят, недавно в конкурсе телевизионных ведущих победил...слепой. Ну и что? Пусть он не видит своего изображения на мониторе, но настроение публики способен ощутить, быть может, более остро, чем иной развязный зазнайка. В Америке существуют небольшие предприятия, где используется труд слепых, но в основном эта категория населения находится на полном государственном попечении.

У нас пошли другим путем. Общества слепых стали появляться в республиках СССР с двадцатых годов, когда начали складываться коллективистские формы жизни. Всесоюзной организации так и не было создано, потому что слепые с самого начала жили за счет собственного производства.

Система Луи Брайля

Имя Луи Брайля, как самое дорогое и близкое, произносят миллионы незрячих людей во всех странах мира.

«Брайль» - это универсальная, самая простая и самая удобная и потому до сих пор непревзойденная рельефно-точечная система письма для слепых. Это - книги, ноты, математические или иные обозначения, предоставляющие незрячим возможность овладевать всеми ценностями духовной культуры человечества.

Однако за последние десятилетия, в связи с внедрением «говорящей» книги, роль брайлевской заметно снизилась, значительно упало число ее читателей. Будучи необычайно простой в изучении и использовании, система Брайля легко доступна как незрячему, так и людям с остаточным зрением. Они должны знать и о медицинских аспектах проблемы использования системы Брайля. Речь идет о том, что длительное чтение слабовидящим плоскопечатной литературы реально угрожает остаточному зрению. А постоянное прослушивание «говорящих» книг, особенно при неважном качестве воспроизведения звука, зачастую приводит к перенапряжению и на какое-то время притупляет остроту слухового восприятия, столь необходимую незрячему для ориентировки.

Использование системы Брайля позволяет избежать этих осложнений. Важно подчеркнуть, что при всех своих достоинствах «говорящая» книга никогда не сможет полностью заменить и вытеснить брайлевскую, поскольку человек, не читающий самостоятельно, а только «слушающий» книги, неизбежно останется полуграмотным. При прослушивании «говорящих» книг над восприятием довлеют дикторские интонации, далеко не всегда соответствующие индивидуальности читателя. Поэтому наиболее оптимальный вариант чтения инвалидов по зрению предполагает комплексное, чередующееся использование рельефно-точечных и «говорящих» книг.

Издавна люди, потерявшие зрение, искали другие, не визуальные, способы чтения текстов. Особенно важно это было для специалистов гуманитарного профиля, каковых немало среди инвалидов пол зрению. Сначала необходимые им книги и документы читали секретари, затем на помощь пришли магнитофоны, озвучивающие записи на кассетах. В корне изменил ситуацию компьютер, снабженный программой озвучивания. Теперь специалист, владеющий минимальными навыка ми компьютерного пользования, может через звуковые колонки компьютера услышать текст, имеющийся на экране монитора или просто на дискете.

С 1997 года на московском предприятии «Логос» на основе компьютера делают читающие машины. Это чудо информационной реабилитации состоит из системного блока со специальными программами, сканера, распознающего текст, и клавиатуры для управления этим оборудованием. Достаточно поднять крышку сканера, положить под нее нудную страницу, нажать пару клавиш - и через несколько секунд можно слушать механический голос, читающий предложение за предложением.

Читающая машина - не российское изобретение. Но на «Логосе» ее усовершенствовали и максимально упростили для неискушенного российского пользователя.

Благодаря этой машине инвалид по зрению становится практически независимым при работе с напечатанным текстом. Очевидно, что именно компьютерная техника сделает более доступными для незрячего человека книги, газеты, различные документы. А это значит, что появятся дополнительные, более удобные и современные способы учебы, культурного досуга.


Рассмотрим ряд актуальных вопросов по реабилитации незрячих

  • При работе с недавно ослепшими необходим индивидуальный, дифференцированный подход. Нелегко вступать в контакт людям застенчивым. Но, когда стеснительность сочетается со слепотой, это становится настоящей бедой. Встречаются случаи, как некоторые незрячие свою неполноценность воспринимают очень болезненно. Общение с людьми для них становится в тягость. Они избегают людных мест.

  • Прежде чем незрячему отправляться в турпоход, дальнюю поездку, в обязательном порядке нужно ознакомиться со сложностью маршрута, сопоставить свои силы и возможности.

  • Жизненные ситуации с участием зрячих и слепых многообразны. Остановимся на некоторых правилах поведения:

  • В обществе зрячих и слепых при разговоре не существует каких-либо особых ограничений. Смело употребляйте слова: слепые, зрячие, посмотрите, потрогайте. Здесь важно не какое слово сказано, а с какой целью.

  • Одежда слепого должна быть удобной, опрятной, скромной и гармонировать с его индивидуальными чертами. Соответствие моде, изысканность, изящество, вполне допустимы.

  • У неосведомленных, как правило, искаженное представление о возможностях слепых. Компенсируя отсутствие зрения при восприятии окружающего мира, у них развивается слуховая память, способность запоминать объекты, обследованные руками и ногами(поверхность, неровности дороги). Незрячие хорошо ощущают пыль, грязь в помещении, низкие своды, потолки, пустые или забитые вещами, заставленные мебелью комнаты.

  • Члены ВОС, побывавшие на экскурсии в пещере, когда во время экскурсии безошибочно определили, передвигаются ли они по узким или широким проходам пещеры, момент выхода из пещеры и пути следования по подземным коридорам.


Что надо знать слепым и зрячим
  • Не делите коллектив на слепых и зрячих

  • Если вам предлагают помощь в тот момент, когда вы в ней не нуждаетесь, не отвергайте ее резко. Поблагодарите и вежливо поясните, что самостоятельно справитесь в данной обстановке. Резким отказом вы сможете отбить желание в следующий раз помочь не только вам, но и другим незрячим

  • Не забывайте, что зрячему товарищу, оказывающему помощь не так уж легко, поэтому прилагайте, поэтому прилагайте усилия, чтобы облегчить ему эту задачу.

  • По сложным маршрутам ходите с тростью. Трость для вас не только средство передвижения и ориентации, но и средство безопасности. По ней окружающие быстрее распознают вас в толпе при переходе через улицу и т.п. и примут необходимы меры предосторожности по отношению к вам.

  • Когда идете с сопровождающим , легко и свободно держите его под руку , идите чуть сзади.

  • При передвижении не передавайте свою ношу, если нет в этом необходимости, зрячему партнеру.


Как общаться со слепоглухими

При переводе сопровождающий переводчик пользуется одним из специализированных средств общения глухих и слепоглухих людей: пальцевыми азбуками, языком жестов, письменной и устной речью, рельефно-точечным шрифтом Брайля и иными, доступными данными слепоглухому человеку.

  • Национальный контактный язык жестов

  • Письмо на ладони – дермография. Это самое простое средство общения с человеком, который потерял зрение и слух. Важно только, чтобы человек был грамотен и знал как выглядят привычные для нас зрячие буквы. Надо пальцем писать печатные буквы на ладони воспринимающего речь. – писать надо по 21 букве на всю поверхность ладони.


Несколько слов об ориентировке незрячих в пространстве

Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны. Как правило, активно передвигающиеся незрячие хорошо ориентируются в пространстве и наоборот.

Ориентировка сама по себе не является самоцелью, она необходима для того, чтобы человек мог самостоятельно передвигаться от одной точки местности до другой, ему нужной. Поэтому ориентировку можно рассматривать как очень важный компонент мобильности. Чем свободнее передвигается незрячие, тем увереннее формируется образ самого себя в собственных глазах и глазах других.

Самостоятельность передвижения влияет и на отношения с другими людьми. У того. Кто не умеет самостоятельно передвигаться. Более ограничены межличностные отношения, круг общения. Хорошая мобильность и умение ориентироваться немаловажное значение имеют в труде, в учебе и других сферах деятельности незрячего.

Ориентировка тесно связана с остаточным зрением. Многие люди, официально признанные по медицинским нормам слепыми имеют остаточное зрение которое они используют при передвижении но испытывают при этом большие трудности. Способы передвижения слепых различны:

  • С помощью зрячих сопровождающих

  • С помощью трости или собаки-поводыря

  • Большая группа незрячих передвигается самостоятельно без каких-либо средств. Но они примерно к 30-35 годам начнет прибегать к тому или иному способу.

Если сравнить все перечисленные группы незрячих, то можно сделать вывод, что незрячие, пользующиеся услугами зрячих сопровождающих, хуже ориентируются и передвигаются. Те, кто ходит с тростью занимают промежуточное значение. Лучше всех ориентируются и передвигаются те. Кто не пользуется никакими дополнительными средствами. Но главным помощником здесь, конечно, остается зрение.

При этом много внимания уделяется тренировке сохранных анализаторов. Считается, что слух, осязание, память и обоняние у слепых лучше, острее чем у физически здоровых людей.

Инструктором по ориентировке может быть абсолютно слепой человек, который хорошо ориентируется на местности, знает прилегающие к месту занятий ближайшие улицы. Но сложности возникают когда ученику необходимо освоить новый маршрут, неизвестный незрячему инструктору.

Также инструктором может быть зрячий человек знающий особенности восприятия слепыми людьми окружающего мира, имеющий специальное тифлологическое образование.

Инструктором может стать и слабовидящий человек с достаточно большим стажем работы в ВОСе. Слабовидящий в большей степени чем зрячий понимает особенности и сложности ориентировки незрячего ученика в пространстве. Но и такой инструктор должен пройти курсы по ориентировке и мобильности в школах восстановления трудоспособности незрячих.