СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для педагогов на тему «адаптация обучающихся первых курсов»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией.

Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Данные методические рекомендации разработаны с целью помочь участникам образовательного процесса адаптировать обучающихся первых курсов к новым условиям обучения.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для педагогов на тему «адаптация обучающихся первых курсов»»




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ

«АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КУРСОВ»










Составитель:

практический психолог

Тищенко Е.Ю.













СОДЕРЖАНИЕ


1. Процесс адаптации и смена деятельности обучающихся при поступлении на первый курс колледжа ………………………………………

2. Причины медленной адаптации и главные трудности на пути к ней…..

3. Рекомендации для педагогов колледжа……………………………………..

4. Рекомендации для родителей…………………………………………………

5. Рекомендации для обучающихся и студентов колледжа…………………


















  1. Процесс адаптации и смена деятельности обучающихся при поступлении на первый курс колледжа


Процесс приспособления студента-первокурсника к новым условиям студенческой жизни называется адаптацией.

Адаптация - это процесс изменения характера связей, отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении. Психическая адаптация связана с психической активностью человека или группы и понимается как взаимодействие процессов приспособления к окружающей среде и преобразование среды «под себя».

Целью педагогического процесса является формирование гармонично развитой личности, с мировоззренческими позициями и установками в отношении обучения и профессии, обеспечивающие способность и готовность выпускника к высоким достижениям для общества. Поэтому педагогическая деятельность основана на организации взаимодействия студентов и педагогов, т.е. на личностно-ориентированном обучении, при котором создаются оптимальные условия для развития способностей к самообразованию, самоопределению, самосовершенствованию, самореализации каждого студента. Именно поэтому огромное значение имеет процесс адаптации студентов.

Физиологическая адаптация предполагает приспособление студента к изменившимся условиям (переход из привычной школьной среды в колледж).

Адаптация студентов обусловлена следующими трудностями:  изменение привычного ритма жизни;  недостаток времени на самоподготовку;  требовательность преподавателей;  перегрузки учебной деятельности и т.д.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи. Мера помощи должна быть строго определена индивидуальными особенностями и возможностями студента. Уровень адаптации, удовлетворенность ею окажут воздействие на основные профессиональные качества. Задача профессиональной адаптации состоит в том, чтобы у учащихся было постоянное стремление к совершенствованию своей деятельности.

Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия вас и окружающей среды.

Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение вами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией. Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива. Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе. Для этого существует множество методик (паспорт знакомств, «Снежный ком», «Имя – качество», «Я не умею» и другие). Наиболее доступной формой знакомства друг с другом является беседа, проводимая наставником, или тренинг «Знакомство» с участием педагога-психолога, во время которого в живой и непринужденной форме учащиеся смогли бы познакомиться друг с другом, наладить общение. Проведение в группе беседы и тренинговых занятий под руководством психолога позволит снизить уровень тревожности, возникающий у большинства первокурсников в первые месяцы адаптации и поможет вам развить коммуникативные способности и навыки, расширить круг психологических знаний и представлений. Вопросы взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями и вашими личными проблемами, будет уделять внимание куратор группы. Таким образом, адаптация к жизни колледжа на основе последовательного и правильного использования данного материала, будет успешной.

Обучение в колледже для современного молодого человека – один из важнейших периодов его жизнедеятельности, личностного роста и становления как специалиста. Выпускник колледжа, в своей профессиональной деятельности должен быть человеком ответственным, коммуникативным, терпимым, способным быстро отреагировать в нестандартных ситуациях, способный анализировать свою деятельность и давать ей объективные оценки. Современный специалист на рынке труда должен отличаться стрессоустойчивостью, силой воли и позитивным самовосприятием, поскольку любая профессиональнаядеятельность зачастую протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Важную роль в становлении успешного функционирования человека в той или иной социальной роли играет уровень адаптации, как предпосылка активной и эффективной деятельности. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с профессиональным образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог колледжа.

Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Главные трудности у первокурсников связаны с большой нагрузкой, о чём не раз приходится слышать и от них самих. Как следствие, из-за нехватки времени и неумения студентов самостоятельно перерабатывать изучаемые ими материалы, часто приходится сталкиваться с бездумным списыванием, отсутствием собственных мыслей по изучаемым предметам.

  1. Причины медленной адаптации и главные трудности

на пути к ней


Из бесед со студентами первого курса, мы выделили те трудности, с которыми им приходится чаще всего сталкиваться:

  • изменения привычного ритма жизни;

  • недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;

  • разлука с родителями, родственниками;

  • перегрузки учебной деятельности;

  • сложность учебного материала;

  • отсутствие навыков учебной деятельности;

  • отсутствие культуры ведения дискуссии.

Сложность адаптации заключается так же в возникновении тревоги по поводу правильности профессионального самоопределения, которое для многих тождественно нахождению смысла жизни. Так как в становлении успешной адаптации студентов важна помощь и поддержка родителей и педагогического коллектива колледжа, мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми советами для более эффективной адаптации молодых людей в колледже.


  1. Рекомендации для педагогов колледжа


1. Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.

2. На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в колледже и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, еѐ отличиях от школьной, довести до каждого учащегося понятие дисциплины.

3. Убедить учащихся начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.

4. Изучив учащегося по документам, найти ответственное занятие для каждого из них, где раскроются их способности и которое они будут выполнять с удовольствием.

5. Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность учащимся занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к учащемуся, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.

6. Выявить учащихся, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения психолога, совместно с психологом составить план проведения индивидуальных консультаций.

7. Ознакомить учащихся с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции).

8. Вовлечь учащихся в общественную жизнь колледжа, в работу по самоуправлению.

9. Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации учащихся к новым для них социальным условиям.

10. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.

11. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

12. Не сравнивать между собой учащихся, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу их поведения не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.

13. Используйте способы воздействия на мотивационную сферу: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).


4. Рекомендации для родителей


  1. Следите за тем, чтобы  ваш ребёнок соблюдал режим дня: ложился спать не позднее 23 часов, (необходим 8-и часовой сон), правильно организовал свой быт, с меньшими затратами времени, поддерживал свое здоровье, соблюдал личную гигиену;

  2. Вне зависимости от того, на какое расстояние уезжает первокурсник не теряйте с ним связь, регулярно звоните, поддерживайте морально, интересуйтесь успехами и т.д.;

  3. Регулярно давайте возможность своему ребенку пробовать себя в роли преподавателя – учить Вас тому, чему он учится сам;

  4. По возможности создайте условия для полноценного обучения – исключите отвлекающие факторы;

  5. Контролируйте посещаемость и успеваемость обучающегося на протяжении всех лет обучения;

  6. Будьте внимательны к тем, изменениям, которые вы замечаете в своем ребенке;

  7. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, не подчеркивайте его промахи, принимайте его индивидуальность;

  8. В общении демонстрируйте оптимизм, юмор и свою веру в его успехи и начинания. А так же используйте такие слова поддержки, как: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». И избегайте следующих фраз: «Ты всегда»,  «Ты вообще»,  «Вечно ты», «Я так и знала».

5. Рекомендации для учащихся и студентов колледжа


В колледже, как и в школе, необходимо систематически посещать учебные занятия. Ваша посещаемость и успеваемость в центре внимания главным образом куратора группы, который проинформирует родителей о ваших успехах. Ваши беседы с куратором группы и встреча с преподавателями помогут вам определить степень специфики и характера получаемой профессии. Также вы сможете осознать правильность выбора учебного заведения и профессии. Ваша задача и задача куратора заключается в формировании побудительных мотивов к самообразованию, оказанию необходимой помощи.

Адаптация будет успешной, если вы – оптимист (у вас активная жизненная позиция, есть чувство юмора; вы находите время для полноценного питания, сна, занятий физической культурой; вы – активный участник адаптационных мероприятий). Уже в первые дни жизни колледжа вы ознакомитесь с особенностями учебно-воспитательного процесса в нашем заведении. Большую помощь вам в этом окажет куратор группы или товарищи-старшекурсники.

1. Соблюдайте режим дня

2. Следуйте правилам здорового образа жизни

3. Формируйте навыки планирования и организации собственной деятельности.

4. Творчески подходите к подготовке домашнего задания, рационально распределяя его по сложности.

5. Уделяйте больше времени самостоятельному обучению, для вас это залог успешного непрерывного образования.

6. Ежедневно выделяйте время на полноценный отдых и расслабление.

7. Анализируйте собственную деятельность, чтобы выявить сильные и слабые стороны своей деятельности, и работайте над устранением недостатков и развитием достоинств

8. Следите за культурой речи, практикуйте бесконфликтное творческое общение.

9. Преодолевайте возникающие трудности, не бойтесь преград, считайте их возможностью собственного развития.

10. Занимайтесь любимыми делами, спортом, хобби, это поможет вам развить творческий потенциал и даст возможность на некоторое время переключиться с ведущей (учебной) деятельности и поможет снять эмоциональное напряжение.

11. Будьте оптимистами. Позитивное мироощущение сделает мир ярче и интересней.







































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Авдиенко Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза // Вестник психотерапии. - 2007. - № 24.

  2. Алёхин И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.

  4. Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3.

  5. Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5.

  6. Виноградова А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3.

  7. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Психологический словарь / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007. - 811 с.

  8. Седин В.И., Леонова Е.В. Адаптация студента к обучению в вузе: психологические аспекты // Высшее образование в России. - 2009. - № 7. - С. 83-89.

  9. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Уровень субъективного контроля и адаптация студента в вузе // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2008. - № 6. - С. 53-58.

  10. Федотова Л.А. О взаимосвязи системы контроля в довузовской подготовке и адаптации студента в вузе // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2008. - № 5. - С. 84-86.