Методическая разработка учителя русского языка для подготовки к устному экзамену
Тема: Подготовка к устному экзамену по русскому языку учащихся 9 класса.
Цель: Подготовить учащихся к успешной сдаче устного экзамена по русскому языку, отработать необходимые навыки и умения, ознакомить с критериями оценивания.
Задачи:
Познакомить учащихся со структурой устного экзамена.
Отработать навыки выразительного чтения.
Научить подробному пересказу текста с включением цитаты.
Развить умение составлять монологическое высказывание по предложенной теме.
Подготовить к участию в диалоге, требующем быстрого реагирования и развернутого ответа.
Класс: 9
Форма работы: Практическое занятие с элементами лекции и тренировочными упражнениями.
Оборудование:
Тексты для выразительного чтения.
Тексты для пересказа с цитатами.
Фотографии/изображения для составления монолога.
Критерии оценивания устного экзамена.
Ход занятия:
I. Организационный момент (5 минут):
Приветствие учащихся.
Объявление темы и целей занятия.
Краткое напоминание о значимости успешной сдачи устного экзамена.
II. Теоретическая часть (10 минут):
Структура устного экзамена: Подробное объяснение каждого задания (выразительное чтение, пересказ с цитатой, монолог, диалог). Акцент на времени, отведенном на каждое задание.
Критерии оценивания: Разбор критериев оценивания по каждому заданию. Обсуждение, что оценивается в каждом задании и как можно получить максимальный балл. Например, для выразительного чтения: соблюдение интонации, пауз, логического ударения, темпа.
III. Практическая работа по заданиям экзамена (60 минут):
Задание 1. Выразительное чтение текста (15 минут):
Предоставление учащимся текстов для чтения (несколько вариантов).
Инструктаж: обратить внимание на знаки препинания, ударение, имена, фамилии, даты, числительные (особенно в родительном падеже).
Чтение текстов учащимися (по очереди или выборочно).
Анализ чтения: разбор ошибок, рекомендации по улучшению выразительности.
Упражнение: Чтение одного и того же текста несколькими учениками с разными задачами (прочитать с разной интонацией: удивление, радость, грусть).
Задание 2. Пересказ текста вместе с цитатой (20 минут):
Предоставление учащимся текстов с цитатами (несколько вариантов).
Инструктаж: необходимо подробно пересказать текст, не пропуская ни одной микротемы (абзаца), соблюдать фактологическую точность. Цитату необходимо органично включить в пересказ.
Рассмотрение вариантов включения цитаты:
"Говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание Ф.И.О.: «ЦИТАТА»!"
"Свой пересказ я хочу закончить словами Ф.И.О.: «ЦИТАТА»"
"В свой пересказ я хочу включить слова Ф.И.О.: «ЦИТАТА»"
Пересказ текстов учащимися (по очереди или выборочно).
Анализ пересказов: оценка полноты, точности, включения цитаты.
Упражнение: Ученикам предлагается один и тот же текст, но с разными цитатами. Задача – выбрать наиболее подходящую цитату и органично вписать ее в пересказ.
Задание 3. Монолог (15 минут):
Предоставление учащимся фотографий/изображений (несколько вариантов).
Инструктаж: необходимо составить монолог на основе предложенного изображения, используя не менее 10 фраз.
Предлагаемые клише для ответа:
Передо мной интересная фотография.
На ней изображен(о)…
Давайте рассмотрим изображение внимательно.
Перед нами (класс, музей, комната и т.д. – какое-то место). Если это улица, описать погоду.
На переднем плане мы видим…
Они…(описать внешний вид, чем заняты).
Их лица (радостны, печальны, сосредоточены) потому что…
На заднем плане мы видим…
Я думаю, что…(сделать вывод о снимке в целом).
Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих на ней.
Составление монологов учащимися (письменно или устно).
Представление монологов (по очереди или выборочно).
Анализ монологов: оценка структуры, содержания, использования клише.
Упражнение: Предложить ученикам составить монолог, стараясь использовать синонимы к предложенным клише, чтобы избежать шаблонности.
Задание 4. Диалог (10 минут):
Объяснение особенностей задания: нет времени на подготовку, необходимо сразу давать полный, развернутый ответ (2-3 предложения) на поставленный вопрос.
Примеры вопросов:
Считаешь ли ты, что книги помогают развивать мозг?
Какую роль играют социальные сети в жизни современного человека?
Как ты понимаешь выражение "любить Родину"?
Ролевая игра: один ученик задает вопрос, другой отвечает. Затем меняются ролями.
Анализ ответов: оценка полноты, логичности, грамматической правильности.
Упражнение: Игра "Быстрый ответ". Учитель задает вопросы, ученики должны отвечать быстро и развернуто.
IV. Подведение итогов (5 минут):
Обобщение пройденного материала.
Ответы на вопросы учащихся.
Напоминание о необходимости дальнейшей самостоятельной подготовки.
Мотивация к успешной сдаче экзамена.
V. Домашнее задание:
Повторить правила выразительного чтения.
Подготовить пересказы текстов (2-3 текста).
Составить монологи по разным изображениям (2-3 изображения).
Продумать ответы на возможные вопросы для диалога.
Методические рекомендации:
Использовать разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Активно вовлекать учащихся в процесс обучения.
Предоставлять учащимся возможность для самооценки и взаимооценки.
Создавать на уроке атмосферу поддержки и сотрудничества.
Учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Акцентировать внимание на критериях оценивания, чтобы учащиеся понимали, как будет оцениваться их работа.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знакомы со структурой и критериями оценивания устного экзамена.
Учащиеся умеют выразительно читать тексты.
Учащиеся умеют подробно пересказывать тексты с включением цитаты.
Учащиеся умеют составлять монологические высказывания по предложенной теме.
Учащиеся готовы к участию в диалоге, требующем быстрого реагирования и развернутого ответа.