СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка для подготовки учащихся 9 класса к сдаче устного экзамена по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка для подготовки учащихся 9 класса к сдаче устного экзамена по русскому языку»

Методическая разработка учителя русского языка для подготовки к устному экзамену

Тема: Подготовка к устному экзамену по русскому языку учащихся 9 класса.

Цель: Подготовить учащихся к успешной сдаче устного экзамена по русскому языку, отработать необходимые навыки и умения, ознакомить с критериями оценивания.

Задачи:

  • Познакомить учащихся со структурой устного экзамена.

  • Отработать навыки выразительного чтения.

  • Научить подробному пересказу текста с включением цитаты.

  • Развить умение составлять монологическое высказывание по предложенной теме.

  • Подготовить к участию в диалоге, требующем быстрого реагирования и развернутого ответа.

Класс: 9

Форма работы: Практическое занятие с элементами лекции и тренировочными упражнениями.

Оборудование:

  • Тексты для выразительного чтения.

  • Тексты для пересказа с цитатами.

  • Фотографии/изображения для составления монолога.

  • Критерии оценивания устного экзамена.

Ход занятия:

I. Организационный момент (5 минут):

  • Приветствие учащихся.

  • Объявление темы и целей занятия.

  • Краткое напоминание о значимости успешной сдачи устного экзамена.

II. Теоретическая часть (10 минут):

  • Структура устного экзамена: Подробное объяснение каждого задания (выразительное чтение, пересказ с цитатой, монолог, диалог). Акцент на времени, отведенном на каждое задание.

  • Критерии оценивания: Разбор критериев оценивания по каждому заданию. Обсуждение, что оценивается в каждом задании и как можно получить максимальный балл. Например, для выразительного чтения: соблюдение интонации, пауз, логического ударения, темпа.

III. Практическая работа по заданиям экзамена (60 минут):

  • Задание 1. Выразительное чтение текста (15 минут):

    • Предоставление учащимся текстов для чтения (несколько вариантов).

    • Инструктаж: обратить внимание на знаки препинания, ударение, имена, фамилии, даты, числительные (особенно в родительном падеже).

    • Чтение текстов учащимися (по очереди или выборочно).

    • Анализ чтения: разбор ошибок, рекомендации по улучшению выразительности.

    • Упражнение: Чтение одного и того же текста несколькими учениками с разными задачами (прочитать с разной интонацией: удивление, радость, грусть).

  • Задание 2. Пересказ текста вместе с цитатой (20 минут):

    • Предоставление учащимся текстов с цитатами (несколько вариантов).

    • Инструктаж: необходимо подробно пересказать текст, не пропуская ни одной микротемы (абзаца), соблюдать фактологическую точность. Цитату необходимо органично включить в пересказ.

    • Рассмотрение вариантов включения цитаты:

      • "Говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание Ф.И.О.: «ЦИТАТА»!"

      • "Свой пересказ я хочу закончить словами Ф.И.О.: «ЦИТАТА»"

      • "В свой пересказ я хочу включить слова Ф.И.О.: «ЦИТАТА»"

    • Пересказ текстов учащимися (по очереди или выборочно).

    • Анализ пересказов: оценка полноты, точности, включения цитаты.

    • Упражнение: Ученикам предлагается один и тот же текст, но с разными цитатами. Задача – выбрать наиболее подходящую цитату и органично вписать ее в пересказ.

  • Задание 3. Монолог (15 минут):

    • Предоставление учащимся фотографий/изображений (несколько вариантов).

    • Инструктаж: необходимо составить монолог на основе предложенного изображения, используя не менее 10 фраз.

    • Предлагаемые клише для ответа:

      • Передо мной интересная фотография.

      • На ней изображен(о)…

      • Давайте рассмотрим изображение внимательно.

      • Перед нами (класс, музей, комната и т.д. – какое-то место). Если это улица, описать погоду.

      • На переднем плане мы видим…

      • Они…(описать внешний вид, чем заняты).

      • Их лица (радостны, печальны, сосредоточены) потому что…

      • На заднем плане мы видим…

      • Я думаю, что…(сделать вывод о снимке в целом).

      • Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих на ней.

    • Составление монологов учащимися (письменно или устно).

    • Представление монологов (по очереди или выборочно).

    • Анализ монологов: оценка структуры, содержания, использования клише.

    • Упражнение: Предложить ученикам составить монолог, стараясь использовать синонимы к предложенным клише, чтобы избежать шаблонности.

  1. Задание 4. Диалог (10 минут):

    • Объяснение особенностей задания: нет времени на подготовку, необходимо сразу давать полный, развернутый ответ (2-3 предложения) на поставленный вопрос.

    • Примеры вопросов:

      • Считаешь ли ты, что книги помогают развивать мозг?

      • Какую роль играют социальные сети в жизни современного человека?

      • Как ты понимаешь выражение "любить Родину"?

    • Ролевая игра: один ученик задает вопрос, другой отвечает. Затем меняются ролями.

    • Анализ ответов: оценка полноты, логичности, грамматической правильности.

    • Упражнение: Игра "Быстрый ответ". Учитель задает вопросы, ученики должны отвечать быстро и развернуто.

IV. Подведение итогов (5 минут):

  • Обобщение пройденного материала.

  • Ответы на вопросы учащихся.

  • Напоминание о необходимости дальнейшей самостоятельной подготовки.

  • Мотивация к успешной сдаче экзамена.

V. Домашнее задание:

  • Повторить правила выразительного чтения.

  • Подготовить пересказы текстов (2-3 текста).

  • Составить монологи по разным изображениям (2-3 изображения).

  • Продумать ответы на возможные вопросы для диалога.

Методические рекомендации:

  • Использовать разнообразные формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

  • Активно вовлекать учащихся в процесс обучения.

  • Предоставлять учащимся возможность для самооценки и взаимооценки.

  • Создавать на уроке атмосферу поддержки и сотрудничества.

  • Учитывать индивидуальные особенности учащихся.

  • Акцентировать внимание на критериях оценивания, чтобы учащиеся понимали, как будет оцениваться их работа.

Ожидаемые результаты:

  • Учащиеся знакомы со структурой и критериями оценивания устного экзамена.

  • Учащиеся умеют выразительно читать тексты.

  • Учащиеся умеют подробно пересказывать тексты с включением цитаты.

  • Учащиеся умеют составлять монологические высказывания по предложенной теме.

  • Учащиеся готовы к участию в диалоге, требующем быстрого реагирования и развернутого ответа.